Дидактические игры по экологии в средней группе детского сада

Ход игры:

Первый вариант

Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображениями растений, животных и насекомых леса

От имени куклы старичка – Лесовичка воспитатель напоминает о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом,обращает внимание детей на цветную полоску по краю карточки: зеленая — с растениями, желтая — с насекомыми, оранжевая — с растительноядными животными, красная – с хищниками, голубая – с растительноядными птицами, синяя – с хищными птицами и без полоски – с другими животными. Напоминает о том, что растения являются пищей для растительноядных насекомых, животных и птиц, которыми, в свою очередь, питаются хищные животные и птицы

Так образуются пищевые цепочки.

Воспитатель просит детей, в определенной последовательности, выбрать одну карточку с изображением растения, животного, птицы или насекомого леса.Задает вопрос: «Кто (что) это? К какой группе обитателей леса относится?» Следующую карточку ребенок выбирает, отвечая на вопрос «Кто, кем или чем питается?» При необходимости педагог задает вспомогательные вопросы.Например: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Из выбранных карточек ребенок собирает пищевую цепочку. За каждую правильно собранную пищевую цепочку, ребенок получает фишку — эмблему «Знаток леса».

Второй вариант

В этом варианте игры воспитатель раздает детям дополнительно разноцветные карты – дорожки, цвет клеточки поможет ребенку понять, из какой группы обитателей леса нужно выбрать карточку, отвечая на вопрос «Кто, кем или чем питается?» Из выбранных карточек ребенок собирает пищевую цепочку. За каждую правильно собранную пищевую цепочку, ребенок получает фишку — эмблему «Знаток леса».

Третий вариант может быть продолжением игры. Воспитатель предлагает ребенку карточки — схемы «Это опасно для леса». Играющий ребенок выбирает и объясняет смысл запрещающего экологического знака.Воспитатель задает вопрос: «Кому (или чему) угрожает опасность». В своих собранных цепочках ребенок находит растение и обитателя леса, которому угрожает опасность, обосновывает свой выбор и отвечает на вопрос воспитателя «Что будет, если из леса исчезнет….(например грибы?» За правильный ответ ребенок получает фишку — эмблему «Знаток леса».

Подводя итоги, воспитатель подводит детей к выводу о том, что в природе все взаимосвязано и человек обязан предвидеть результаты своих поступков, соблюдать правила поведения в природе.

Данная игра имеет несколько вариантов использования дидактического материала в следующих играх экологического содержания: «Кого не хватает?», «Путаница», «Живые цепочки», «Кто вернется в лес?», «Раздели на группы», «Кто чем питается?», «Зоологическое лото», «Что было бы, если из леса исчезли…» и др. Игра «Береги природу» является незаменимым наглядным дидактическим материалом в процессе знакомства детей с растительным и животным миром на занятиях по экологии.

Методические приёмы, используемые при проведении дидактических игр

Чтобы игра прошла ярко, оживлённо, запомнилась дошкольникам и вызвала желание играть в неё снова, воспитатель использует различные приёмы для обогащения её содержания и привлечения внимания детей:

Игровые и сюрпризные моменты, появление игрового персонажа. Детям могут прислать посылку с новой игрой лесные зверята, добрый Лесовичок, Карлсон, а потом эти же герои (игрушка или взрослый в костюме) появятся при повторном проведении игры, чтобы посмотреть, научились ли малыши правильно в неё играть.
Использование наглядного материала, макета, моделирование.

Провести незабываемую красивую игру на закрепление сезонных явлений поможет модель дерева с набором предметных картинок, которые крепятся к нему на липучках или магнитах (фланелеграф или магнитная доска). Например, игру «Что нам осень принесла» воспитатель сопровождает словами: «Пришла осень, листья на дереве стали… Какими стали листья, ребята? (ответы детей). По небу побежали тучи, закапал (дождь). На земле появились большие (серые тучи). Детишки оделись в курточки, на ножках у них (сапожки). Под деревом нашим выросли (грибы). А вот и куст рябины. На нём много оранжевых спелых (ягод). Полакомиться ягодами прилетели (птицы). Красиво в лесу осенью, жёлтые и красные листья падают с деревьев на землю и тихо шуршат под ногами детей. Какую песенку поют? (ш-ш-ш)». Когда дети правильно назовут явление или объект, воспитатель выкладывает изображение на дерево или рядом с ним. В конце игры дети повторяют осенние явления, указывая их на смоделированном полотне. Такие игры не только укрепляют и расширяют знания детей, но и положительно воздействуют на эмоциональную сферу, учат видеть красоту окружающего мира, восхищаться ею.
Подобные игры можно проводить с макетом сада, огорода, леса, соответственно подобрав изображения плодов, лесных обитателей и растений.

Использование художественного слова, малых фольклорных форм. Стихи, загадки, отрывки рассказов, пословицы и поговорки, если их будет не слишком много в ущерб основным задачам, делают дидактическую игру насыщенной, полезной в плане умственного и эстетического развития. Они воспитывают любовь к родной литературе и природе своего края, что является первой ступенькой воспитания любви к Родине.

Пояснение правил, демонстрация выполнения игровых действий. Воспитатель должен убедиться, что все дети поняли, как нужно играть, в какой последовательности выполнять действия

Особенно важно проконтролировать это, если игра новая. Корректировать действия детей следует и во время игры, поскольку в дидактической игре выполнение правил и игровой задачи необходимо для достижения программных задач

Исключение составляют самостоятельные игры детей, когда малыши пытаются играть, подражая воспитателю, но изменяют правила или действия. Вмешиваться в них, перебивать детей нельзя. Но после игры можно провести беседу, напомнить малышам правила, предложить сыграть снова с соблюдением правил.

Самостоятельные попытки играть в обучающие игры на пятом году жизни — показатель высокого интеллекта и развитых творческих способностей воспитанников, поэтому педагог должен всеми силами их поощрять. Для развития самостоятельности дети должны иметь свободный доступ к дидактическим игрушкам, настольно-печатным играм, природному материалу.

Самостоятельность и умение сотрудничать в игре — показатель высокого уровня развития ребёнка

Цель и задачи экологических игр в детском саду

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) ведут систематическую разноплановую работу по воспитанию экологической культуры и ценностного отношения (понимания ценности и неповторимости) детей к миру природы. В примерной образовательной программе «От рождения до школы» очерчен ряд задач экологического воспитания в целом:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь её.

Это серьёзные и сложные задачи для средней группы детского сада, и одним из наиболее часто применяемых методов решения их являются дидактические игры на природоведческую и экологическую тематику.

Задачи каждой отдельно взятой дидактической игры вытекают из требований Федерального государственного стандарта и образовательных программ. Педагог в течение учебного года проводит разноплановые обучающие игры, чтобы обеспечить повторение и закрепление знаний обо всех явлениях и объектах природы, доступных пониманию ребёнка. Таким образом выполняется весь объём образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В дидактической игре ребёнок закрепляет и повторяет важную информацию без напряжения и скуки

Актуальность экологического образования и воспитания

Экология как наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой возникла сравнительно недавно, в середине XIX века. Первоначально она рассматривала вопросы взаимоотношения живых организмов между собой и их приспосабливаемость к условиям внешней среды.

Стремительный рост технического прогресса в конце XIX — начале XX столетий повлёк за собой усиленную и бездумную эксплуатацию человеком природных ресурсов. Массовые вырубки лесов, осушения болот, загрязнение воды и почвы отходами производственной деятельности крупных заводов и фабрик, уничтожение огромных популяций животных с целью наживы поставили нашу планету на грань катастрофы. Но человечество смогло остановиться и осознать, что безрассудная трата природных богатств неизбежно к гибели всего живого на нашей планете.

Человечество вовремя осознало, что природа — бесценный и неповторимый дар, который следует передать детям и внукам

В середине ХХ века защитникам природы удалось привлечь к проблемам охраны окружающей среды внимание как общественности, так и правительств различных государств. Природоохранные меры позволили восстановить баланс и спасти нашу планету от необратимых изменений

В настоящее время наука экология рассматривает не только взаимосвязи в мире природы, но и то, как сберечь и передать будущим поколениям бесценный дар нашего общего дома, планеты Земля — её природные богатства.

Система образования не может находиться в стороне от проблем защиты природы, которые в наше время провозглашены приоритетными в большинстве развитых государств. Главная задача современной педагогики — формирование всесторонне и гармонично развитой, мыслящей, культурной личности. Общая культура человека невозможна без экологической культуры, поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения является первоочередной задачей образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector