Как научить запоминать прочитанное?
Умение запоминать прочитанное – это важный аспект в обучении ребенка чтению. Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет очень быстро читать. Однако, когда ему задашь вопрос по прочитанному, он не может на него ответить. Это объясняется механическим чтением, ребенок не вдумывается в прочитанный текст. Такое чтение доставит ребенку много проблем в будущем, ведь в школе необходимо не просто читать, а пересказывать тексты и отвечать на вопросы по ним. Необходимо понимать, о чем ты читаешь.
Как же можно научить запоминать прочитанное? Постараемся ответить на этот вопрос.
Во время чтения не должно быть никаких отвлекающих моментов. Читать лучше в тишине и спокойной обстановке.
Необходимо, чтобы ребенок понимал то, что он читает. Для этого каждое прочитанное предложение необходимо проанализировать. Можно прочитать предложение несколько раз. Если в тексте есть непонятные для ребенка слова, следует объяснить ему их значение.
На начальном этапе обучения чтению и запоминанию прочитанного можно предложить нарисовать иллюстрацию к каждому прочитанному абзацу. Глядя на такую иллюстрацию, ребенок сможет вспомнить о том, что он прочитал.
Если у ребенка возникают проблемы с запоминанием прочитанного, то можно предложить делить текст на части. Сначала прочитаем первый абзац, проанализируем его, поймем смысл прочитанного, нарисуем иллюстрацию. Дальше сделайте перерыв, хотя бы небольшой, чтобы ребенок смог отвлечься. После перерыва приступаем к чтению второго абзаца. Также разъясняем смысл прочитанного, анализируем, рассказываем, рисуем иллюстрацию. После просим ребенка рассказать первую и вторую части, которые он прочитал. В качестве подсказки можно использовать иллюстрации. Снова делаем перерыв. И так читаем до конца текста. Короткие тексты легче для прочтения и запоминания прочитанного.
Читать лучше всего утром. К вечеру мозг ребенка уже перегружен информацией и не способен запоминать ее
Поэтому вечером ребенку будет намного тяжелее запомнить прочитанное.
Самое важное – понимать прочитанное! Не надо заставлять ребенка рассказывать весь текст из предложения в предложение. Самое главное, чтобы ребенок смог пересказать основную мысль прочитанного абзаца, понял, о чем там говорится.
Во время рассказа ребенком прочитанного ни в коем случае его не перебивайте
Ребенок может очень легко сбиться с мысли и забыть о том, что он прочитал.
В этом видео Шамиль Ахмадуллин рассказывает, почему ребенок плохо понимает и запоминает прочитанные тексты, и как с этим бороться:
- Хорошо помогает избежать механического чтения упражнения с заполнением пропущенных слов. Чтобы подобрать подходящее по смыслу слово, ребенку необходимо вдумчиво прочитать текст. Например, Коля купил … конфет (здесь ребенок подбирает слова самостоятельно, это может быть сладких, вкусных, шоколадных, сосательных…). Сегодня был … день. (подходящие слова подбираются из контекста: дождливый, солнечный, прекрасный, веселый, теплый …).
- Еще одним эффективным упражнением будет использование смысловых несуразиц в тексте. Здесь ребенку вместе с правильными предложениями предлагаются предложения со смысловыми ошибками, делающие его смысл нелепым.
Пример:
В одной деревне жил у хозяев верный пес Барбос. Хозяева его очень любили и баловали. Они угощали его парным молотком и свежими дровами . Однажды Барбос пошел гулять – подышать свежим ветром и погреться на сковороде.
Следует итать текст, закрывая несколько первых и последних букв каждой строчки. Ребенку необходимо догадаться по смыслу о спрятанных буквах.
Как правильно научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях
Несмотря на прогресс и желание родителей научить малыша всему практически с пеленок, педагоги твердят о том, что читать необходимо учить по достижению 5 лет, такой возраст лучше всего подходит для этого занятия. Но не надо паниковать, если вашему ребенку уже 6 лет, а он еще не читает энциклопедию: это нормально, и у вас еще есть время научить его всему необходимому.
Выбор букваря и методики
При выборе книги родителям следует обратить внимание не только на наличие ярких картинок, но также и на содержание. Типичная азбука, где к каждой букве подходит картинка-слово признана неэффективной многими педагогами, поскольку она путает ребенка и его восприятие букв
Лучше всего выбирать специальные книги, содержащие методическое развитие навыков чтения, произношения, с умеренным количеством картинок, которые позволят детям не заскучать в процессе, но и не будут их слишком отвлекать.
Лучшими вариантами можно назвать буквари Н.С.Жуковой, Н.В.Нищева, Е.Бахтиной.
Самыми популярными на сегодня являются три методики:
-
Глена Домана, основана на запоминании слов, которые написаны на специально изготовленных для этой цели карточках. Доман утверждает, что ребенок способен навсегда запомнить слова и в дальнейшем сможет самостоятельно интуитивно выводить правила чтения.
-
Николая Зайцева, использует обучение слогам и их составление в слова. Данная методика применяется в основном с использованием кубиков, которые были разработаны автором и дают возможность учить малыша во время игры с ними.
-
Николая Буракова, она подобна методике Зайцева и основана на обучении слогам и их составлении, но имеет свои технологии, которые состоят из маленьких шагов, делающих процесс обучения легким и доступным.
Родители должны сами определить, какой вариант подходит для их малыша и, выбрав методику, строго следовать ей, не отвлекаясь на прочие варианты.
В каком порядке нужно учить буквы
На начальном этапе обучения важно не делать глобальной ошибки и не начинать объяснять малышу разницу между буквами и звуками, ведь таким образом он запутается и не будет знать, что и когда правильно использовать. Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.
Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.
Педагоги рекомендуют придерживаться следующей последовательности при изучении:
- твердые гласные, с выучиванием их звучания и возможности протягивать звуки: А, О, У, Э, Ы;
- согласные, твердые звонкие, их легче выговаривать: М, Л;
- глухие и шипящие: Ж, Ш, К, Д, Т;
- остальные буквы в произвольном порядке.
Очень важно соблюдать правило «одна буква – одно занятие» плюс повторение ранее пройденного материала, таким образом малыш не будет перегружен информацией и сможет эффективно ее усвоить
Правила произношения
Важно учить детей качественно и помогать им произносить звуки, слоги и слова правильно сразу. Не стоит допускать типичную ошибку, позволяя выговаривать так, как у них получается и надеяться, что в будущем они сами исправят свое произношение – чуда не произойдет
Прислушивайтесь к ребенку и помогайте ему, очень важно четко и верно произносить первые слоги слов, не глотая их. Также следует сразу приучать делать паузы между словами во время чтения, что в дальнейшем поможет им работать с предложениями
Сколько времени нужно, чтобы научить детей чтению по слогам?
Для того, чтобы успешно пройти путь от букв к слогам, потребуется совсем немного времени, но главное – это правильно организовать занятия и придерживаться четкой схемы образовательного процесса:
- изучение гласных;
- добавление одной согласной и формирование слогов с ней;
- использование слогов для построения коротких и понятных слов, лучше в игровой форме и на ассоциации с применением картинок, таблиц;
- повторение и закрепление пройденного материала.
Обратите внимание!Важна систематичность в подходе и работе с ребенком, достаточно проводить 3-4 занятия в неделю длительностью по 10-15 минут и за 1,5-2 месяца он освоит чтение по слогам без проблем.
МАЛЫШ ОСВАИВАЕТ МИР
Прямохождение.
Как только малыш научается ходить, его возможности в изучении мира значительно расширяются. Руки уже не используются для передвижения, и он может изучать, ощупывать, исследовать значительно большее количество предметов. Один из лучших способов развития ребенка в связи с началом хождения – предоставить ему как можно больше разнообразных объектов для изучения в зоне его досягаемости.
Предметная деятельность
включает в себя все многообразие действий, которые можно производить с окружающими предметами и материалами. Пересыпать, переливать, вкладывать, разрывать, стучать, катать, закрывать и открывать, прятать и находить, а позже – сравнивать, сортировать и группировать. Все эти и многие другие несложные действия позволяют ребенку многое узнать о том, что предметы могут отличаться по форме, величине, цвету, структуре и материалу. Действуя, ребенок многое узнает о том, что окружающие вещи разные, у них разное назначение, и способы действия с ними тоже разные. И, самое главное, в результате начинает формироваться наглядно-действенное мышление, первая ступень к развитию интеллекта ребенка.
Речь
позволяет малышу вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, получать новую информацию об окружающем мире, сообщать о своих потребностях, обозначать и систематизировать полученные знания. Способность понимать людей и умение общаться с ними – важнейший инструмент воспитания (как социального, так и интеллектуального), значение развития речи в раннем возрасте сложно переоценить. Лучший способ обучения – это, конечно, постоянные беседы с малышом обо всем, что происходит в каждый момент жизни, обо всем, что он видит и наблюдает
После года важно уже не просто рассказывать ребенку об окружающем, но и побуждать его к диалогической речи. Сначала задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом, а когда это начнет получаться, переходить к освоению ответов простыми предложениями, и т.д
Важно помнить, что никакие занятия по развитию речи не способны заменить общение с мамой или другим близким взрослым.
Все другие упражнения, которыми можно и нужно заниматься с маленьким ребенком, по сути, продолжение этих трех. Рисование, аппликация, развитие мелкой моторики, конструирование – это как раз расширение предметной деятельности. Чтение книг, разыгрывание сказок, всевозможные потешки, песенки и даже пальчиковые игры – важные инструменты для развития речи.
Чтение в удовольствие: когда же начинать?
Психологи выделяют несколько физиологических особенностей ребёнка, которые стоит учитывать:
Обязательным условием начала обучения является речь ребёнка. Он должен говорить не только словами, но и предложениями. Понимать то, что он говорит и для чего. Очень опасно начинать обучение, когда малыш ещё плохо разговаривает.
Ребёнок без труда может назвать слово, которое начинается на букву М и заканчивается на букву А? Выделяет общий звук в нескольких словах? У него хорошо развит фонематический слух
И это очень важно для начала обучения чтению.
У ребёнка не должно быть логопедических проблем. Если он не выговаривает какие-то буквы алфавита, то это нарушает фонематический слух и затрудняет чтение.
Малыш должен пространственно мыслить и знать понятия «лево», «право»
Так как читать ему придётся слева направо. Если пространственные понятия незнакомы, то ребёнок начинает читать как ему нравится: с той буквы, которая наиболее интересна.
Примерно данные признаки и умения проявляются к пятилетнему возрасту. Но каждый ребёнок индивидуален, и это не стоит забывать.
Если родители каждый вечер читают сказки перед сном, прививают любовь к чтению, знакомят малыша со стихотворениями чтением вслух, то последующее обучение ребёнка будет успешным и желанным.
Польза или вред раннего обучения
Способность читать в раннем возрасте пойдет только на пользу. Если он пришел в школу, уже обладая навыком чтения, то только будет более любознательным, что поспособствует быстрому усваиванию нового материала. Однако работать над этим надо систематически и постепенно.
Дело в том, что, когда дети только осваивают чтение по слогам и складывают слоги в слова медленно, они плохо понимают, что именно читают и очень устают. Чтобы развить интерес и любовь к чтению, нужно:
- Тренировать навык технического чтения.
- Много читать самим родителям, пока ребенок плохо читает сам, чтобы развивать чувство родной речи и воображение.
Как же точно определить момент, во сколько лет начинать, когда дошкольник готов к обучению чтению?
Программы, как научить ребенка читать по слогам
Экспертами разработано множество специальных методик, как легко научить ребенка читать по слогам. Нужно отметить, что каждая из них не идеальна, так как кроме положительных аспектов, у них имеются очевидные минусы. Предлагаем вам рассмотреть подробно несколько программ, как научить ребенка читать с нуля:
- Обучение чтению по азбуке
Этот метод каждому из нас знаком из детства. Что он собой представляет? На цельном полотне (из ткани или плотной бумаги) в алфавитном порядке расположены буквы. К каждой букве подобрана картинка какого-то предмета, название которого начинается с нее. Это отличный способ помочь малышу выучить алфавит и новые слова, но не самый лучший метод, как быстро научить ребенка читать по слогам.
К счастью, современный рынок предлагает нам множество интересных азбук с магнитами или липучками. Они, по сути, тоже собой представляют собой буквы с подобранными картинками. Но пользоваться такой азбукой удобнее – появляется возможность передвигать буквы и смешивать между собой, образовывая из них слова. Здесь главное – не сбить ребенка, чтобы у него не сформировался неправильный ассоциативный ряд, и не путалась последовательность букв алфавита.
- Обучение чтению по букварю
Это прекрасный способ, как научить ребенка читать в 1 классе, проверенный временем. В букваре к каждой букве предложены не только тематические картинки, но и специальные предложения, которые помогают ребенку соединять между собой слоги, чтобы образовывались слова.
Несмотря на широкий ассортимент разных букварей в книжных магазинах, лучше, чем букварь советского образца, ничего быть не может. Разве что родители сделают своему крохе самодельный букварь, в который вклеят картинки его любимых сказочных и мультяшных персонажей, чем только вызовут интерес у ребенка к чтению.
- Обучение чтению по методике Домана
Эта система, как научить ребенка быстро читать, относительно новая, но очень популярная, особенно в западных странах. Ее разработал ученый Гленн Доман. Что он собой представляет:
- Вы выбираете 15 любых слов, желательно простых.
- На ярких картонных карточках приклеиваете картинку предмета, название которого загадываете, и обязательно его подписываете словом в именительном падеже.
- Эти картинки нужно показывать ребенку сначала на 10-минутном занятии, а затем — на получасовом. Причем показывать нужно быстро – 1 картинка – 1 с.
- Показывая картинку, нужно называть одним словом предмет, который на нем изображен. Например, «Это — мяч».
- Со временем картинки нужно менять, выписывая в них по два слова или по целой фразе. Ученый считает, что у детей, которые смотрят на изображение и слышат четкое слово, обозначающее его, быстрее получится научиться читать.
- Обучение чтению с помощью кубиков Зайцева
Педагог из Санкт-Петербурга Н.Зайцев перенес в свое время обычную азбуку на кубики, с помощью которых дети быстро составляли слоги, а потом слова.
Этот метод, как научить читать ребенка в 5 лет или в 6, дошел до наших дней и модернизировался. Кубики сегодня можно найти во всех детских магазинах. Они изготавливаются из ткани, бумаги, выпускаются в разных размерах. Только суть их остается неизменной.
- Обучение чтению по методике Монтессори
Мария Монтессори – педагог с большой буквы. Она соврешила революцию в разумах людей относительно того, как развивать и воспитывать маленьких детей, чтобы они вырастали успешными и счастливыми личностями.
Монтессори впервые представила методику, как научить ребенка читать по слогам игрой. По ее мнению, ни одному ребенку не понравится скучное сидение перед книгой. В возрасте, когда малышу хочется познавать мир, нужно создавать соответствующие условия для развития и умственной подготовки.
Монтессори предложила молодым родителям вырезать большие буквы из приятного на ощупь материала и давать их детям в руки, чтобы те не только визуально запоминали алфавит, но и могли себе вообразить, какие формы имеет каждая его буква. Отметим, что эта методика, как научить читать ребенка 6 лет, используется сегодня во многих образовательных учреждениях.
Три характерные ситуации
Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.
Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.
Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.
Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками.
Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.
Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 читал слоги, к 4 годам — самостоятельно осваивал простые сказки.
Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.
Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.
Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.
Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.
«Обучение чтению через компьютерные игры»
Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений.
Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.
Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.
Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.
Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.
Чтение книг — тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.
«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».
Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.
Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.
Такое чтение называется механическим.
Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.
Чтение по методике Монтессори:
Звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определенный звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук
Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Таким образом ребенок учится выделять звук в начале, в середине, в конце слова и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.
Подготовка руки к письму
Используя специальные рамки для подготовки к письму и штриховки, ребенок ведет ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Упражнения учат соотносить движение руки и глаза, укрепляют пальцы и делают кисть ребенка более подвижной.
Работа с буквами. Одно из ключевых пособий — «шершавые буквы». Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). «Шершавые» буквы письменные, поскольку предполагается, что плавные круговые движения более доступны для детей. Ребенок лучше запоминает алфавит, когда задействованы тактильные ощущения.
Обучение проводится трехступенчатым уроком. Сначала презентация: взрослый выкладывает табличку, называет звук (то есть не буква «эм», а звук «м») и обводит пальцем контур буквы. Дает табличку ребенку и предлагает ему обвести букву, снова называя ее. За один урок показывается три буквы, на следующем две уже знакомые и одна-две новые. На втором этапе идет усвоение информации: взрослый поочередно просит показать буквы или совершить с ними простые действия (положить одну букву на край стола, вторую взять себе или отдать другому и т.д.). Если вторая ступень пройдена легко, переходим к третьей, если ребенок не запомнил — возвращаем его на первую ступень. Третья ступень — проверка и автоматизация знаний. «Что это?» Педагог просит назвать поочередно все три буквы, по порядку и вразбивку. После такого мини-урока ребенку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их пальчиками на подносе с манкой. Также буквы можно выложить из палочек или пластилиновых колбасок. Через какое-то время можно усложнить игру — завязать ребенку глаза и предложить угадать букву на ощупь. Еще сложнее также с завязанными глазами сложить слово из «шершавых» букв.
-
Письмо. Следующий этап − ребенок сам, когда он будет к этому готов, начинает писать буквы пальцем на манке, палочкой на песке, а затем и карандашом на бумаге. У многих детей, по выражению Марии Монтессори, рождается настоящий «взрыв письма».
-
Составление слов из подвижного алфавита. В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные «шершавым» буквам. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова.
-
Чтение. Собственно чтение начинается с серий карточек. На каждой карточке — слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определенным цветом. Розовая — каждая буква в слове произносится так, как написано. Зеленая — добавляются слова с йотированными гласными после согласной. Голубая — вводятся трудности в чтении: безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушенные согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания ЖИ-ШИ и проч. Белая серия автоматизирует чтение — в слове может быть несколько разных трудностей. Это так называемое интуитивное чтение — когда ребенок читает слово целиком и слово запоминается целиком. Ребенок еще не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания.
-
Развитие навыков чтения. Можно играть в разнообразные игры: выкладывать карточки со словами по принципу домино (АнгеЛ — ЛимоН − НосоК и т.д.), составлять предложения из карточек с отдельными словами, вытаскивая полоски бумаги с заданиями, выполнять их последовательно, чтобы в результате найти спрятанный «клад» и т. д. Постепенно ребенку предлагаются простые книжки-картинки: вначале это просто предмет и его название, а затем предложения и короткие тексты.
Преимущества метода Монтессори — развитие сразу по нескольким направлениям: общее развитие интеллекта, развитие речи, навыков чтения и письма, мелкой моторики, логики. Но занятия по методу Монтессори требуют определенной подготовки от взрослого и создания специальных условий − обустроенной среды, где дети смогут полноценно общаться, играть и учиться.
МИФЫ О ВРЕДЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Полезность гармоничного и мягкого развития в раннем возрасте вроде бы уже доказана, но все же находятся и те, кто считает все занятия с детьми до трех лет лишними. И для этого есть свои причины
Одни мамы с удовольствием уделяют внимание малышу, много играют и разговаривают с ребенком, знакомят его с окружающим миром и правилами жизни в нем и не видят необходимости каких-либо дополнительных занятий в детских центрах. Но в таком случае нельзя говорить, что раннего развития ребенка не происходит, это просто другой путь к формированию гармоничной личности
Другие говорят о бесполезности или даже вредности раннего развития. Причины называются самые разные, остановимся на двух самых популярных.
• Сколько ни занимайся, все равно пойдет в садик и станет как все. И снова давайте определимся, о чем мы говорим: об обучении или о развитии. Если об обучении, то, конечно, станет, если вы перестанете дополнительно заниматься. В саду ведь тоже изучают и цвета, и форму, и книжки читают, и песни поют. Только все это рассчитано на некоторого среднего, абстрактного ребенка, а не на вашего конкретного. Давайте, например, возьмем цвет. Ребенок в три года способен узнавать и называть до 12 цветов (если его этому научить, разумеется), а требование базовой программы садика – знание 6 основных цветов. И если вы выучили эти 6 цветов к полутора годам, а дальнейшее развитие предоставили обычному детскому учреждению, то 12 цветов ваш ребенок знать не будет еще долго. И так с любыми знаниями и навыками. У каждого малыша свои возможности и таланты – и только вы знаете, на что способен ваш ребенок. Если же мы говорим об уровне развития, то его увидеть и измерить значительно труднее. Можно уверенно говорить, что трехлетний ребенок успешно развивался в раннем возрасте, если у него хорошо развита речь, он умеет совершать самые разнообразные действия с предметами и игрушками, подолгу может сосредоточиться на одной деятельности, активно интересуется новыми играми и заданиями. В дальнейшем все это поможет ему активно осваивать новые знания. В любом случае, если ваша задача – развитый выше среднего уровня и знающий больше сверстников ребенок, то вкладываться в его развитие и обучение вам придется на протяжении всего его детства.
• Все это вредно и даже опасно, потому что ускоряется естественный ход вещей, нарушается гармония развития, предусмотренная природой. Конечно, с ранним развитием тоже можно перестараться. Если вы пытаетесь научить ребенка цифрам еще до того, как он осознал, что предметов может быть много или мало, и научился соотносить количество предметов с числом, – это как минимум не полезно, так как его мозг еще просто не готов к восприятию подобной информации. Если вы всеми силами вкладываетесь в интеллектуальное воспитание и обучение, но при этом мало внимания уделяете эмоциональному развитию, контакту с малышом, навыкам самообслуживания (пользованию горшком, одеванию, самостоятельной еде), то идет развитие одних сторон личности в ущерб другим. Если вы всеми силами стараетесь впихнуть в ребенка как можно больше знаний и интеллектуально перегружаете его, это может обернуться сильнейшим стрессом для вашего чада, а его развитие может не только не ускориться по сравнению со сверстниками, но даже замедлиться. Как уже неоднократно повторялось в статье, развитие должно соответствовать возрасту и интересам ребенка. Поэтому давайте будем помнить замечательную поговорку: «Все хорошо в меру».
Помните, что главное в раннем возрасте – гармоничное развитие всех сторон личности малыша, познание окружающего мира с радостью и удивлением, и, конечно же, тесное эмоциональное общение с мамой.