Как быстро научить ребенка читать в домашних условиях

Обучение по Жуковой

В рамках этой статьи мы опишем основные принципы известной и уже доказавшей свою эффективность методики как научить читать ребенка с дислексией.  Ее автор Надежда Сергеевна Жукова., логопед и опытный педагог.

Ее книга, специальный букварь для дислексиков, помогла тысячам детей освоить чтение и письмо.

Суть программы – в сочетании новых приемов (в игровой форме) и традиционных методик. Благодаря ей дети не только учат азбуку, но и учатся понимать прочитанное, грамотно говорить, и дальше – читать бегло и вслух.

Букварь Жуковой содержит короткие упражнения с веселыми картинками. Они учат в игровой форме, не утомляют, а скорее развлекают. Усложняются уроки постепенно

Большое внимание здесь уделяется процессу слияния двух букв в один слог, а также слиянию слогов в слова

То есть как раз тому фактору, который деткам дислексикам дается с большим трудом

Важно, что книга также содержит советы родителям, и важные дополнительные рекомендации

Когда нужно начинать заниматься? Все очень индивидуально

Если диагноз «дислексия» уже поставлен, и с чтением, азбукой есть проблемы, то можно начинать обучение – в 5 лет или в 6 лет, не столь важно

Обучать первоклассника надо обязательно.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.


Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.


Обучение по методу Зайцева

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов – маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.


Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Основные ошибки при обучении чтению

Отсутствие педагогического образования и недостаток знаний в специфике обучения зачастую приводит к тому, что родители, желая научить ребенку всему и пораньше, совершают много ошибок и не получают никаких положительных результатов от трудоемкого процесса.

Типичными ошибками родителей при обучении чтению являются:

попытка обучить буквам и звукам одновременно, маленькие дети не могут осознать разницу;
предоставление слишком больших объемов информации в короткие временные промежутки;
изучение букв без контекста не создает никаких логических цепочек в памяти детей, и они их быстро забывают;
отсутствие достаточного количества повторений материала, пройденного накануне;
попытка пропеть согласные, что приводит к их некорректному заучиванию;
применение разных шрифтов и цветов букв, что путает малыша;
избыток наглядных материалов, отвлекающих внимание от самих слогов;
сложные предложения в процессе обучения, они тяжело воспринимаются малышом.

Запомните!Постарайтесь избегать вышеперечисленных ошибок в процессе изучения, и малыш охотнее включится  в процесс. В детском возрасте обучать лучше всего, играя.

Методика кубиков Зайцева

Кубики Зайцева помогут родителям научить ребенка читать в игровой форме

Этой методике уже более 20 лет, и она успешно доказала свою эффективность. Суть её состоит в следующем: дети учат не буквы и звуки, а сразу готовые склады. Для этого им на помощь дают специальные кубики, позволяющие знакомить маленького ученика с основами языковой фонетики. Кубики могут быть золотистого цвета, их делают из дерева или металла. Кубики не полые, внутри их находится специальный наполнитель.

Само занятие протекает в форме игры – кроха усваивает гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, шипящие. Наряду с кубиками в систему Зайцева включают:

  • особые таблицы. Родителям нужно повесить их на стенах так, чтобы они находились на уровне глаз малыша. Благодаря таблицам запоминание материала активизируется;
  • аудиокассеты.

Игры-уроки длятся от 15 минут до получаса, а проводить их в домашних условиях можно столько раз в неделю, сколько захочется самому малышу. Нужные слоги требуется не проговаривать, а петь, отчего уроки иногда называют «попевками». Таким способом в игровой манере дети легко усваивают порядка 246 складов родного языка.

Применять методику Зайцева можно без ограничений практически ко всем деткам в возрасте от четырёх до пяти лет. Она вполне подходит даже:

  • детям-левшам, позволяя им быстро и без проблем научиться воспринимать сначала склады, а потом всё слово целиком;
  • детям, страдающим нарушениями психики и эмоционально неустойчивым.

И всё же методика не является идеальной с точки зрения педагогики. Есть в ней как свои плюсы, так и минусы.

Положительными считаются следующие моменты.

  1. Без всякой зубрёжки, в чисто игровой форме, детей обучают сочетанию букв, что позволяет им миновать этап чтения по складам.
  2. Поскольку ребёнок постоянно видит на гранях кубика правильно написанные сочетания букв, он впоследствии сможет научиться грамотно их писать.
  3. Обучать детей по этой методике можно в очень раннем возрасте.
  4. Сами по себе кубики тоже оказывают позитивное воздействие на формирование мелкой моторики малыша и его органов чувств.

Следует также упомянуть и негативные явления, присущие этой методике:

  • её нельзя назвать последовательной;
  • кубики и таблицы – дорогие пособия, их нужно ещё приобрести, чтобы подготовиться к занятиям;
  • когда ребёнок пойдёт в школу, то в первом классе его начнут обучать фонетическому разбору слова. К сожалению, расцветка звуков в табличке там несколько иная, и у него могут возникнуть трудности;
  • постигая сразу склады, дети хуже разбираются в составляющих слов;
  • дети, обучавшиеся по методу Зайцева, могут проглатывать окончания прочитанных слов.

7 советов тем, кто учит ребенка читать

  • Начинайте чтение с небольших артикуляционных разминок. Перед чтением предложите ребенку поиграть со звуками. Задача — подготовить речевой аппарат. Подойдут любые артикуляционные разминки. Например, надувать и сдувать шарик со звуком «с-с-с» на выдохе. Разминки для языка, губ. Произнесение скороговорок и чистоговорок.
  • Будьте терпеливы. Навык чтения формируется в среднем на протяжении 3–4 лет. Отмечайте успехи ребенка, поддерживайте, если не получается, но не делайте вместо ребенка. Не зацикливайтесь на ошибках. Создавайте ситуацию успешности.
  • Моделируйте ситуацию, в которой ребенок сам проявляет инициативу, а вы выступаете в роли помощника. Пробудите интерес, любопытство. Например, предложите слово с незнакомой еще буквой и не спешите рассказывать о ней. Создайте ситуацию затруднения, в которой ребенок сам проявит инициативу и обратится с вопросом: какая это буква? какой звук она обозначает?
  • Главным в занятиях должно быть общение. Не заменяйте себя гаджетами, обучающими программами, развивающими играми.
  • Учите ребенка читать при любом подходящем случае, включайте изучение звуков и букв в бытовые ситуации. Не обязательно садиться за стол, открывать книжку. Читать можно надписи, составлять слова, раскладывать слова на слоги — в дороге, на прогулке, на игровой площадке. Вокруг масса материала для развития речи ребенка.
  • Чтение — это сложный мыслительный процесс. Требуется время, усилия для овладения чтением, поэтому ни в коем случае не подгоняйте ребенка, не завышайте требования. Иначе это только навредит и вызовет устойчивое нежелание учиться.
  • Поддерживайте интерес ребенка к чтению постоянно. Многие родители убеждены: раз ребенок научился читать сам, то можно ему больше не читать вслух. В этом большая ошибка, ведь для ребенка чтение, как и игры со взрослыми, связано в первую очередь с общением, совместным занятием. Не оставляйте его один на один с книгой, дарите поддержку!

Можно ли научить читать по слогам в 3-4 года и надо ли это делать

Возраст ребенка и его желание учиться являются главными факторами принятия решения о начале дошкольного образования. В зависимости от характера и индивидуальных особенностей малыша, вполне допустимо начинать такой процесс в возрасте 3-4 лет.

Плюсы и минусы раннего обучения

Несомненно, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, как и когда начинать образование своего чада, но все же есть общие понятия пользы и вреда раннего обучения.

Из положительных факторов можно отметить такие:

  • обучение чтению в игровой форме помогает формировать разносторонне развитую личность малыша с одновременным приобретением полезного навыка;
  • в процессе общения с мамой, папой во время занятий укрепляется психологическая связь и выстраивается авторитет взрослого как знающего и умеющего научить;
  • во время занятий у малыша расширяется кругозор и он узнает новые слова, понятия;
  • обучение способствует развитию памяти, внимания, мышления, что поможет в школьные годы;
  • при условии, что малыш учится с интересом и радостью, такие занятия вырабатывают любовь к учебному процессу и улучшают его настроение, что в целом хорошо.

При неправильном и неумело организованном образовательном процессе ребенка дома возникает ряд негативных сторон такого раннего обучения:

  • нерациональное использование времени и методов вызывает негативное восприятие обучения у малышей, которое остается с ними и в школьные годы;
  • отсутствие результатов и огорчение из-за неправильно подобранной методики;
  • «прыжки» от одного материала к другому, которые не дают детям увидеть систему и понять основы чтения;
  • длительные и монотонные занятия, которые становятся неэффективными и вызывают протест.

В целом положительное или отрицательное воздействие раннего обучения напрямую зависит от компетентности и терпения взрослых, которые решили заняться образованием своего чада самостоятельно.

Лучшие методики для домашнего обучения

Для того, чтобы научить малыша читать в возрасте 3 года, можно применять разные способы и методы, самыми лучшими признаны:

кубики Зайцева, которые дают хорошие результаты и позволяют проводить занятия в форме игры, что важно в таком возрасте;

буквенные домики С. Полякова, систематическое использование и поэтапность метода дает высокие результаты;

система Монтессори позволяет обучаться с интересными заданиями и не дает заскучать;

методика Ольги Соболевой построена на ассоциативном запоминании, рассчитана на детей с разным типом восприятия информации, что является несомненным плюсом.. Для ребенка, которому уже исполнилось 4 года, все эти методики также применимы, кроме этого хорошо подойдет метод Домана с применением различных карточек, которые можно купить или изготовить самостоятельно

Для ребенка, которому уже исполнилось 4 года, все эти методики также применимы, кроме этого хорошо подойдет метод Домана с применением различных карточек, которые можно купить или изготовить самостоятельно.

Навыки, которые должны быть сформированы у шести летнего ребенка

Степень готовности к чтению зависит от уровня интеллектуального развития, психической и эмоциональной зрелости дошкольника. Ведь конечная цель родителя – научить ребёнка не бездумно воспроизводить вслух написанное, а понимать смысл прочитанного

Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, важно убедиться, что:

  • малыш имеет достаточный словарный запас;
  • его речь правильна и грамотна;
  • у ребенка нет явных дефектов звуковоспроизведения.

Если словарный запас дошкольника мал, его речь изобилует ошибками или дефектами, приступать к чтению рано. Дома лучше работать над общим развитием малыша

Посредством выполнения логопедических упражнений его важно научить произносить звуки правильно


Подготовку к школе надо начинать с 5-ти лет

Чтение требует длительного удержания внимания. Невозможно быстро научить читать или выучить таблицу умножения с поминутно отвлекающемся ребёнком. Навыки концентрации у непоседы можно развивать разными способами, в том числе – составлением картин из пазлов, разрисовыванием, играми с конструктором.

Важно научить ребенка водить в книге пальчиком или указкой. Если этого оказалось недостаточно, и малыш перепрыгивает со строки на строку или часто теряет место, где остановился, стоит вырезать окошко в белом листе и передвигать его на нужную область

Для большинства детей чтение – тяжкий труд

Важно позаботится о позитивном восприятии этого процесса


Знакомство с буквами надо начинать с 2-3 лет

С двух-трех лет ребёнка следует постепенно приучать к книгам. Стоит остановиться на экземплярах с яркими подробными картинками, которые можно рассматривать и описывать устно. В шесть–семь лет книжки с крупным шрифтом пригодятся для внеклассного чтения.

Ответы на частые вопросы

За сколько можно научить ребенка читать?

На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.

Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.

Как научить читать, если ребенок не хочет?

Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.

При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.

Может ли ребенок научиться читать сам?

Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.

Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.

Должны ли воспитатели учить ребенка читать?

В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.

Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.

Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?

По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.

Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.

Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: