Учим ребенка собирать игрушки
Как это сделать:
В форме игры
Я думаю важно начинать обучение ребенка элементарной дисциплине постепенно, не нагружая его сразу строгими правилами и запретами. Учитесь играя, причем такие игры полезны уже с самого раннего сознательного возраста
Думаю в полтора года ребенок уже способен время от времени играть с родителями в такую игру. Можете сыграть с малышом в игру «Кто больше соберет игрушек в ящик?», или «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка?», «Как наполнить коробку кубиками?». Естественно, давайте карапузу выиграть. Можете придумать вознаграждение победителю: серия любимого мультфильма, чтение интересной книги, лакомство, ванна с пеной и игрушками, или что-то другое, что любит ваш ребенок.
Подавайте малышу собственный пример: «Мама готовила на кухне и потом все убрала», «Папа чинил кран в ванной и убрал все инструменты», «Семья ужинала вместе и вместе все убрали со стола посуду», «Братик учил уроки и убрал все на свои места»… Примеров из жизни множество, возможно они вам помогут, ведь дети так хотят подражать взрослым и быть самостоятельными. Ребенку нужно время от времени, под настроение объяснять и показывать как важно быть аккуратным и убирать свои вещи на место. Ведь разбросанная по всему дому еда, посуда, одежда, книги, инструменты и игрушки превратят жилище в некрасивый и неуютный дом, где никто не захочет жить.
Можете прочесть сказки Корнея Чуковского: «Федорино Горе» или «Мойдодыр». Впрочем, это первое, что мне пришло на ум, вы наверняка найдете более удачные близкие именно вашему малышу стихи или сказки.
Выберите вместе с малышом красивый мешок для игрушек или ящик, такой что-бы нравился ребенку и ему хотелось его наполнять. Также вместе продумайте место в котором будут стоять эти игрушки. Возможность самостоятельно выбирать может пробудить в ребенке желание действовать по правилах взрослых.
Если четыре выше изложенных способа плохо действуют или ребенок напрочь отказывается убирать самостоятельно разбросанные игрушки есть один очень действенный способ: «Игрушки обиделись и исчезли».
В каком возрасте пора научить малыша нанизывать колечки
Сразу оговоримся, что вопрос «Во сколько месяцев (или лет) ребёнок должен собирать пирамидку?» совершенно не корректный. Познакомить с пирамидкой малыша никогда не поздно и никогда не рано. Если ваш кроха ещё не сидит уверенно, то приобретите пирамидку на 2–3 кольца, без стержня. Лучше, если верхнее кольцо будет прозрачным, с бусинками внутри, в виде погремушки. Малыш быстрее заинтересуется новой игрушкой, если она вдобавок будет ещё и шуметь, шуршать или звенеть.
Не пытайтесь заставить малютку нанизывать колечки сразу в правильном порядке, этому он научится не скоро
Но будьте внимательны — играть с таким кольцом малыш может только в вашем присутствии и только после проверки на прочность. Следите, чтобы ребёнок не прогрыз кольцо и не подавился бусинками.
С какого варианта начинать
Чтобы игрушка была полезной и безопасной для ребёнка, покупая пирамидку, следует учитывать следующие характеристики:
- материал — лучше пластмассовая пирамидка, т. к. кольца легко скользят по стержню;
- небольшое количество колец (около трёх);
- прочность;
- отсутствие заусенцев и зазубрин (чтобы не травмировать малыша);
- небольшие по размеру детали, помещающиеся в руку ребёнку.
Первые пирамидки — фотогалерея
Яркая пирамидка поможет выучить цвета Пирамидка с кольцом-погремушкой привлечёт внимание звуком Пирамидка без стержня более безопасна для ребёнка
Другой вариант: приобретите или сшейте самостоятельно мягкую пирамидку. Её можно украсить пуговками или бусинками. Тем самым вы ещё больше будете способствовать развитию мелкой моторики ребёнка.
Мягкие пирамидки — фотогалерея
Мягкая пирамидка безопасна для ребёнка Пирамидку можно связать и украсить пуговками Пирамидку можно сшить, используя ткань разных цветов и фактур
В целом знакомство с пирамидками стоит начинать тогда, когда ваш малыш сидит самостоятельно
. Не ожидайте, что ребёнок сразу поймёт, как правильно обращаться с этой игрушкой и зачем она нужна.
Во сколько лет ребёнок должен уметь правильно собрать игрушку
Играть с пирамидкой — это не то же самое, что собирать её. Когда ваш малыш впервые видит её, он не понимает, что это такое. Даже если вы покажете малышу, как нанизать колечкоу, он не будет с первого раза делать это правильно. Дайте ребёнку время познакомиться с новым предметом.
Сперва малыш научится разбирать её. Затем ближе к году будет собирать (но не по порядку), а в полтора-два года сможет собирать правильно, по порядку.
Но помните, что все детки индивидуальны. Не давите на малыша, если он не укладывается в сроки.
Учимся собирать
Показывайте малышу, как можно играть с пирамидкой. Собирайте и разбирайте её, называя свои действия.
Разбираем
Ваш кроха уже уверенно сидит, и вы предлагаете ему различные забавы с этой игрушкой:
- Научите сперва её разбирать.
- Дайте потрогать колечки.
- Снимите его ручками одно колечко, затем второе.
- Попросите самостоятельно снять колечко.
- Если малыш не может этого пока сделать, то аккуратно руководите его движениями.
- Снова и снова снимайте колечки.
- Если ребёнок перевернул основание и все кольца рассыпались, то верните всё в исходное положение.
Собираем не по порядку
Вот малыш уже снимает колечки со стержня. Пора учиться их надевать. Лучше, чтобы отверстие колечка было шире, чем стержень. Тогда малышу будет проще попасть колечком на стержень. Покажите, как собирать пирамидку:
- Руководите ручками крохи и одевайте колечки раз за разом.
- Проведите ладошками по правильно собранной пирамидке, а затем по неправильно собранной.
- Поощряйте ребёнка, если он надел колечко — похлопайте в ладоши, поцелуйте малыша и скажите, что гордитесь им.
Собираем по порядку
Чтобы собирать колечки по порядку, надо выучить цвета и их последовательность, понятия «больше» и «меньше», «над» и «под». Вот этим и занимайтесь с крохой. А потом применяйте полученные знания. Не успеете оглянуться, как ваш кроха уже правильно соберёт пирамидку!
Что делать, если малышу неинтересно
Не паниковать! Не все детки пылают любовью к пирамидкам и кубикам. Но это не значит, что ребёнок не умеет их разбирать или собирать.
- Подберите с малышом тот вид игрушки, который будет ему интересен (выберите вместе).
- Играйте с ней и сами, но на виду у малыша. Детки любят всё повторять за родителями. Может и ваш «нехочуха» заинтересуется.
- Надевайте колечки с шутками, смешными звуками и потешками.
- Используйте разные материалы (колечки от погремушек можно надеть на карандаш, как и резинки старшей сестры).
- Играйте тогда, когда у малыша хорошее настроение и он сыт.
Если после полутора лет ваш малыш всё ещё не может надеть кольцо с большим отверстием на стержень, то обратитесь к врачу.
Это может свидетельствовать об определённых проблемах у ребёнка.
Опытные мамы советуют
Игрушки ребенку, конечно, нужны все равно. Хотя бы потому, что даже у маленького ребенка должно быть что-нибудь «свое собственное». Но нельзя, чтобы игрушек было очень много, иначе малыш перестанет проявлять к ним интерес. Изучив новый предмет, он его отбрасывает в сторону и отправляется на поиски новых знаний. Опытные мамы напоминают: если новая игрушка очень сильно похожа на те, с какими ребенок уже играл в последние дни, малышу она не покажется интересной. С другой стороны, абсолютно новые предметы, каких ребенок никогда прежде не видел, могут вызвать у него недоверие и даже некоторый испуг. Поэтому выбирать игрушки лучше по принципу «умеренной новизны».
Сейчас продается очень много развивающих игрушек — мозаик, шнуровок, мягких конструкторов и т.д. Нужны ли они ребенку?
Развивающие игрушки ребенку, безусловно, нужны. Другое дело, что их совсем не обязательно покупать. Многое из того, что вы видите на полках магазина, нетрудно сделать своими руками — те же паззлы и шнуровки, например. Ну а кое-что можно, конечно, и приобрести в готовом виде.
О том, что ребенок развивается при помощи любого «подручного материала», мы с вами только что поговорили. Но будет очень неплохо, если, помимо обычных игрушек и разнообразных предметов быта, у ребенка будут и специальные «пособия» (хотя само слово, пожалуй, не вызывает восторга), занятия с которыми будут совершенно особым времяпрепровождением: спокойным, сосредоточенным — почти «уроком».
Один из ведущих принципов, которым нужно руководствоваться при выборе «развивалок», заключается в следующем: они должны обеспечить ребенку возможность приобрести большее количество навыков, научиться действовать различными способами. Вопрос о том, сколько должно быть «пособий», решается примерно так: на каждые шесть месяцев достаточно четырех–пяти разных игр и игрушек. Так что не надо скупать немедленно все, что вы увидите в магазине. Кстати, в хороших магазинах развивающих игрушек продавцы-консультанты всегда смогут дать вам психологически грамотную консультацию: что именно требуется малышу того или иного возраста. Еще раз напомним: главное — не перестараться, игрушек не должно быть слишком много.
Существуют свои правила обращения с развивающими игрушками и играми. Во-первых, вам обязательно нужно играть вместе с ребенком, но при этом сводить свою долю участия к минимуму: дайте малышу игрушку, пусть он с ней познакомится. Не выдергивайте ее у ребенка из рук со словами: «Дай я покажу тебе, как нужно правильно делать!» Действие большинства «развивалок» основано на самостоятельном поиске ребенком нужного решения. Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к «развивалкам» слишком быстро, не храните их вместе с остальными игрушками. «Пособия» нужно убрать туда, где малыш их не найдет. Доставайте «развивалки» с «сюрпризной» интонацией: «А что мы сейчас с тобой достанем! Мы сейчас будем играть в такую игрушку!» После игры обязательно убирайте «развивалку».
Для поддержания интереса у малыша вы должны быть готовы предложить ему несколько вариантов игр с любой из игрушек. Если же какая-то из предложенных вами игрушек совсем не интересует ребенка, уберите ее недели на две, потом попробуйте поиграть в нее снова.
Материнские правила
Ну и конечно, мама сама может помочь ребенку правильно развиваться. Вот несколько моментов, о которых необходимо помнить:
- Разговаривайте со своим малышом. Рассказывайте ему о том, что вы хотите, чтобы он сделал, читайте стишки.
- Описывайте каждое ваше действие, даже если кроха еще не понимает слов.
- Побуждайте ребенка выполнять как можно больше действий самостоятельно.
- Сочетайте занятия с игрой, чтобы малыш видел, с какой целью он что-то делает. Например, покажите, что, перевернувшись на бок, он сможет взять интересную игрушку, которую, лежа на спинке, ни за что не достанет.
- Для занятий следует выбирать моменты, когда малыш весел и оживлен.
- «Урок» желательно делать коротким. Несколько коротких занятий полезнее, чем одно длинное. Наилучшие результаты дают занятия, органично вплетенные в обычные дела или игру: кушаем — учимся брать пальчиками маленькие кусочки печеньица, банана; купаемся — учимся вылавливать из воды игрушки.
- Поощряйте любое усилие ребенка, не жалея похвал.
- Для того чтобы обучить малыша нужному навыку, попробуйте сами произвести это действие или движение медленно, чтобы понять, КАК оно осуществляется. Мы ведь за многие годы привыкли садиться, вставать, брать предметы, переворачиваться и делаем это автоматически.
Внедрите в свой обиход пару важных принципов.
Принцип «Вне центра» или «Скручивание».
Дети с задержкой моторного развития чаще всего совершенствуют движения «вперед-назад». Наиболее важная задача ваших занятий по развитию общей моторики — постараться избежать этого, поощряя те движения, которые происходят по диагонали. Это значит, что вы должны внимательно следить за движениями крохи, чтобы при необходимости помочь ему повернуть плечо в сторону противоположного бедра или переместить руку к противоположному колену. Если вы сможете брать на руки, кормить ребенка и играть с ним, помня об этом, вы заложите основу нормального моторного развития. Носите кроху, выкладывайте во время активного бодрствования так, чтобы таз и ножки его были как бы немного под углом к корпусу (слегка на бочок). Попробуйте сами лечь на пол сперва так, а затем четко на спину или на живот — вы убедитесь, что в первом положении у вас куда больше возможностей для движения.
Принцип «Ступня на полу, колено к небу».
Именно с помощью различных вариантов этой позиции ребенок научится ползать, сидеть и стоять. Суть принципа в том, что независимо от того, в каком положении — сидя или лежа — находится малыш, одна его ступня располагается на поверхности, а колено этой ноги устремлено вверх («к небу»).
Очень важно, чтобы ступня располагалась на поверхности плоско. Лодыжки малыша при этом обычно бывают скрещены, а сам он наклоняется в сторону
Это неотъемлемая часть позиции «вне центра», которая помогает при «вращении» и «скручивании». Располагать ребенка таким образом можно начинать тогда, когда он уже умеет переворачиваться на бок и проводит в таком положениикакое-то время.
Польза пирамидки для детского развития
1. Учит ребёнка воспринимать и различать цвета. Кстати, малыши до года лучше реагируют на чистые оттенки, среди которых красный, желтый, синий и зеленый;
2. Формирует понимание причинно-следственных связей. Малыш станет понимать, чтобы получить итоговую фигуру, услышать музыку или увидеть подсветку, нужно сложить детали конкретным образом. Некоторые модели в конце сборки играют музыку, издают звуки или светятся;
3. Развивает мелкую моторику рук, координацию движений и тактильные ощущения. Ребенок берет в пальцы предметы различных форм и размеров, пытается совместить отверстия элементов со стержнем игрушки, трогает фактуру и материал;
4. Учит соизмерять и сравнивать предметы, знакомит с такими понятиями, как “снизу” и “сверху”, “больше” и “меньше”;
5. Малыш узнает различные формы и виды фигур, так как современные пирамидки включают не только классические кольца, но и квадраты, треугольники, шарики, кубики и другие элементы;
6. Развивает мышление и внимательность, умственные и логические способности, память и интеллект. Формирует усидчивость выдержку и целеустремленность, умение сосредотачиваться и концентрироваться на конкретной задаче;
7. С помощью пирамидки можно научиться считать. В процессе игры считайте каждую одетую деталь. Спрашивайте у крохи, сколько колец у игрушки, сколько колец уже одето, а сколько еще нужно одеть;
8. Положительно влияет на общее развитие детей, на зрение и восприятие, на правильное и своевременное развитие речи;
9. Учит малыша понимать и выполнять просьбы, типа “возьми”, “одень” и “сними”, “достань” и “положи”. Расширяет словарный запас и понимание речи взрослых;
10. Развивает скорость реакции, ловкость и наблюдательность. Учит доводить начатое до конца, сопоставлять и анализировать, выявлять и исправлять ошибки;
11. Музыкальные пирамидки развивают слух малыша, а классические модели тренируют воображение, пространственное мышление и глазомер, расширяет кругозор;
12. Совместные игры с пирамидкой налаживают контакт с родителями и другими детьми, что благотворно влияют на развитие детской психики и эмоциональное состояние, на социализацию ребенка.
От 0 до 3 месяца
Помогите вашему малышу приобрести необходимые навыки. Хорошо, если в вашей поликлинике есть кинезиотерапевты, которые помогут подобрать комплекс упражнений. Ну а если таких специалистов не имеется, попробуем справиться своими силами.
Держим головку
Выкладывайте малыша на животик (это можно делать часто, но ненадолго). Начинайте с того момента, как у ребенка заживет пупочная ранка. Поначалу кроха поворачивает головку рефлекторно (защитный рефлекс), а чуть позже будет стараться обернуться на звук погремушки или на мамин голос. Полезно выкладывать кроху животиком на гимнастический мяч и слегка покачивать фитбол, стимулируя движение головой (попытку сохранить равновесие). Упражнения с мячом вообще очень важны на разных этапах развития и исключительно полезны для формирования двигательных навыков и чувства равновесия. Лучше всего подойдет мягкий мяч с пупырышками (массажный), занятия на нем одновременно обеспечивают легкий массаж и улучшают тактильную чувствительность. Если в комнате тепло, выкладывайте малыша голеньким или в легкой распашонке, но на мяч лучше класть тонкую пеленку, особенно первое время.
Лучше, если в первые пару месяцев жизни ребенок будет спать спеленатым на боку (если, конечно, он не слишком активно возражает против пеленания). Каждый раз кладите его на другой бок, чтобы не было кривошеи. В период активного бодрствования также выкладывайте его на какое-то время на бочок, подложив с одной стороны плотную подушку или диванный валик. Обязательно кладите перед крохой игрушки, чтобы ему было интересно.
Гипотоничным детишкам вредно много лежать на спинке, поэтому носите их боком (лицом к себе или наружу), а чуть позже идеальным вариантом ношения для тех, кто неуверенно держит головку, станет «вертикально спиной к себе» или, что еще лучше, «вертикально вполоборота». При таком способе ношения ребенку легче держать головку, а если он устанет и откинет ее назад, поддержкой ему станет ваша грудь или плечо. К тому же так кроха сможет видеть окружающий мир.
Как можно раньше отучайтесь брать малыша из кроватки, поддерживая его головку. Лучше поверните кроху на бочок или животик — если вы поднимете его из этого положения, он сможет удержать головку самостоятельно.
Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками
Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества
Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.
Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками
Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам
Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.
Со скольки месяцев нужна пирамидка
Первая пирамидка может появиться у ребёнка уже в два месяца
Конечно, в этом возрасте кроха еще не сможет собрать изделие, однако новая игрушка привлечет внимание малыша яркими цветами и деталями
Для таких деток изготавливают специальные модели без стержня из безопасного материала и крупных деталей, чтобы грудничок случайно не поранился. Что должен уметь ребёнок в два месяца, читайте здесь.
Чтобы ребенок смог складывать пирамидку, он должен уверенно сидеть. Как правило, это происходит после шести-семи месяцев. Тогда и можно приобретать классическую модель из колец и стержня. Однако пока сборка пирамидки станет для детей трудной задачей. В таком возрасте малыши любят разбрасывать кольца и перекладывать из рук в руку, разбирать и переворачивать игрушку.
Ближе к году малыш осваивает нанизывание колец на стержень, однако пока не в нужном порядке. Как показывает практика, такой навык развивается к полутора-двум годам. А в два годика кроха уже самостоятельно правильно собирает и разбирает пирамиду.
Полезные игры с пирамидкой
Вам кажется, что на этом возможности пирамидки исчерпаны? А вот и нет! Эта игрушка поможет:
Развить логическое мышление
• Например, мы выстраивали «последовательности». Я выкладывала на пол три колечка в порядке увеличения и просила сына продолжить эту цепочку. Или «пропускала» 1-2 кольца в середине цепочки.
• Рассаживали на кольца игрушки в определенном порядке: на большое колечко – самую большую игрушку, на среднее – среднюю и т.д.
• Строили «дорожки» от большой игрушки к маленькой и наоборот. Например, наш Слон шел в гости к Ежику – колечки уменьшались.
• Брали колечки в ванну и сажали на них разные по весу и размеру игрушки, проверяя утонет/не утонет.
Тренировать координацию движений, ловкость и меткость
• Мы бросали колечки в ведро.
• Учились катать их по полу и запускать «волчком».
• Привязывали «бублик» к веревке, я раскачивала ее, а сын старался поймать, оставаясь на одном месте.
• Учились прыгать в длину, отмечая «рекорды».
Отсутствие интереса к пирамидке
Трудно сказать, в каком возрасте ваш малыш проявит интерес к пирамидке. Психологи и педагоги наиболее склоняются к версии, что время для активной игры в эту занимательную вещь приходится на возраст от года до полутора лет. Отсутствие интереса может иметь свои внутренние причины:
Ребенку интереснее играть с предметами домашнего обихода, используя все то, чем пользуются папа и мама. Видя такую заинтересованность, не стоит пытаться заставить его заниматься пирамидкой. Будьте рядом, когда малютка исследует мир, будь то квартира, площадка во дворе или магазин. Вокруг полно вещей, на примере которых можно показать крохе разницу между большим и маленьким. То же самое касается цветов (рекомендуем прочитать: ). Их мы найдем повсюду.
Пирамидка не стала любимой игрушкой, так как малыш уже успел привязаться к какой-то другой. Бывает часто, что детки предпочитают что-то одно: любимый плед, любимую погремушку, любимую пустышку и т.д. Не стоит расстраиваться, если ваше чадо в 8 месяцев не радуется пирамидке (см. также: ). Отсутствие интереса еще ни о чем не говорит.
Возможно, вы выбрали неправильный вариант игры. Проверьте, крупные ли у нее детали, не слишком ли много колечек и является ли стержень ровным, а не конусообразным
Игрушка из дерева — это самый оптимальный вариант.
Ребенок выбрал пока для себя иное важное занятие. Не исключено, что малютка, сегодня игнорирующий пирамидку, будет чрезвычайно увлечен ею через неделю
Лучше на время убрать игру из поля зрения, чтобы вновь предложить ее через несколько дней. Возможно, сейчас ваше чадо занято освоением прямого хождения и ему совсем нет дела до развивающей игры. Может, он уже хочет научиться быстро бегать, лазить или прыгать – любая деятельность важна и не стоит в нее вмешиваться, навязывая пирамидку.
Отбросьте сомнения
Стоит ли переживать, что сын будет отставать в развитии от сверстников, если не овладеет пирамидкой? Разумеется, нет! Свободные движения малыша, направленные на поиск новых занятий и открытий, приведут его к чему-то очень важному, через что он сможет всему научиться. К примеру, малыш, заинтересовавшийся термосом вместо пирамидки, также успешно освоит понятие последовательности
Сначала нужно закрыть пробку, потом закрутить крышку. Прекрасный вариант для развития! Пирамидки-стаканчики могут быть заменены кастрюлями, имеющими разный диаметр. Вот, где простор для творчества и новых открытий!
Как правильно выбрать игрушку?
Выбор пирамидки во многом зависит от возраста вашего ребенка.
- Для совсем маленьких приобретайте игрушку из тканевого материала. Ни в коем случае до года не покупайте пирамиды из дерева, так как ваше чадо будет тащить детали в рот и может поранить десны.
- Альтернативой могут стать пластмассовые пирамидки, так как они удобны для хватания, легкие и не так опасны, если кроха решит их погрызть. Их рекомендуется приобретать детям от года.
- Деревянные пирамидки подходят деткам ближе к 2 годам, когда маленький непоседа становится более сообразительным.
На размер, конструкцию и количество колец тоже стоит обратить внимание.
- Желательно отсутствие мелких деталей (рюшки, колечки, бисер). Малыш запросто может оторвать и проглотить их. Сама игрушка должна быть среднего размера: самая мелкая деталь не должна помещаться ребенку в рот.
- Выбирайте игрушку с деталями без острых углов, без зазубрин и шероховатостей. Таким образом вы обезопасите малыша от нанесения травм во время игры.
- Если кроха еще ни разу не собирал пирамидку, то выбирайте игрушку с количеством колец от 3 до 5 и с отсутствием сложных цветов. Цвета могут быть следующие: зеленый, красный, синий, голубой, желтый, розовый. Постепенно приобретайте более сложные пирамидки с большим количеством колец.
От одного до двух лет
Во время игры я постоянно комментировала все свои действия и действия малыша. Ведь, кроме прочего, такая игра очень помогает развивать речь.
Через некоторое время сын научился уверенно разбирать игрушку – колечко за колечком. А вскоре ему удалось самостоятельно нанизать первое колечко. Чуть позже он уже собирал пирамидку из трех «бубликов». Пора было показать, как это сделать правильно.
В этом нам помогли две игры.
Первая – проверка на «гладкость»
Я каждый раз проводила ладошками малыша по собранной пирамидке и обращала его внимание на разницу в ощущениях. Правильно собранная пирамидка – гладкая
«Неправильная» – неровная. Кстати, очень удобно, если стержень игрушки имеет конусообразную форму – тогда колечко, взятое по ошибке, просто не опустится к предыдущему.
Вторая игра заключалась в том, что мы собирали конструкцию без стержня, просто складывая кольца одно на другое. Пирамидка стояла устойчиво. Только если «бублики» располагались в правильном порядке, верхний был меньше нижнего. А «неправильную» было очень весело разваливать, толкнув ножкой или ручкой.
Почему ребенок должен уметь играть сам?
Начнем с того, почему в принципе малышу стоит уметь играть самостоятельно (за исключением той причины, что вы просто не можете уделять ему 100% своего времени каждый день). Сразу отметим: речь не идет о том, чтобы ребенок постоянно играл исключительно сам. Ему однозначно нужно время, проводимое с родителями и другими взрослыми, равно как и совместные занятия со сверстниками. То есть малыш должен быть в принципе способен занимать себя сам, и делать это периодически, а не всегда. А нужно это по следующим причинам:
- Самостоятельность. Это очевидно: если ребенок не привыкнет принимать даже такие простые решения, как игра или другой способ себя развлечь, то становиться самостоятельным в будущем ему окажется крайне сложно. По сути, способы самостоятельного времяпрепровождения – это первые собственные решения малыша, которые он принимает осознанно. Требование дать ему ложку, отказ есть какую-то еду или носить какой-то предмет гардероба не сравнятся с этими решениями по уровню значимости для развития детской личности.
Креативность
В воспитании в принципе важно соблюсти хрупкий баланс между двумя крайностями: насаживанием шаблонов поведения и их полным отсутствием. Ребенку нужны какие-то правила, алгоритмы, которыми он сможет руководствоваться, чтобы гармонично влиться в социум
В то же время, ему нужно и отсутствие страха перед действиями, для которых правил нет, которые можно выполнять по собственному усмотрению. И умение занимать себя самостоятельно отлично помогает в избавлении от этого страха.
«Отделение» от родителей. Весь процесс взросления ребенка, по сути, направлен на сепарацию от мамы и папы, то есть на получение всего того, что позволит нынешнему малышу стать полноценным и самодостаточным взрослым в будущем. У всех этапов сепарации есть свои сроки. Естественно, двухлетнего ребенка не стоит оставлять дома одного, да и потребности в личном пространстве у него существенно ниже, чем у подростков. Но хотя бы иногда играть самостоятельно, без абсолютной зависимости от родителей, такой ребенок уже может (правда, скорее всего, ему будет спокойнее, если мама или папа будут оставаться в поле его зрения).
- Ответственность за расходование своего времени. Эта причина актуальна для детей постарше, в активности которых игры еще занимают приличную часть, например, для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Им предстоит привыкать ко все более и более интенсивному учебному режиму, и, в идеале – начинать учиться эффективному тайм-менеджменту. Понимание непосредственной связи между тем, как они распорядились своим временем, и тем, сколько его у них осталось, для них очень полезно, равно как и понимание возможности влиять на эти параметры.
Итак, играть самостоятельно – не столь важно, в игрушки, с мячом, с веточкой, в какие-то свои фантазийные вещи – ребенку все же стоит. И если у вашего малыша это пока не получается, самое время его научить