Песочная терапия для детей дошкольного возраста и взрослых

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Песочная игротерапия

Сегодня в процессе применения традиционных и нетрадиционных способов коррекции все большей популярностью пользуются специальные методики, одной из которых является песочная игротерапия. Ее принципы довольно просты и незамысловаты. Ведь игры на песке представляют собой один из видов естественной деятельности малыша. Воздействия их носят обучающий, познавательный и проективный характер.

Принцип песочной терапии впервые был предложен К. Юнгом. По его мнению, игры с песком направлены на высвобождение заблокированной энергии и активизацию способности к самоисцелению, которые изначально заложены в индивиде. Фундаментальность постулата песочной игротерапии лежит в переносе на область песочницы фантазий и переживаний индивида, в самостоятельном контроле собственных импульсов и их выражении в символичной форме.

Задача песочной психотерапии, как и любого другого средства игротерапии, лежит не в трансформации личности индивида, а в его обучении специальным навыкам поведения и предоставлении возможности ему быть таким, каким он себя видит.

Песочная игротерапия – наиболее плодотворный и результативный метод в работе с детьми, страдающими задержкой психического развития. У таких детей часто вырабатывается множество комплексов (например, комплекс неполноценности или неуверенности в себе), вследствие наличия психических проблем. Именно поэтому следует уделять больше внимания психоэмоциональной сфере детей.

Метод песочной психотерапии направлен на развитие эмоций, фантазии, тактильных ощущений, мелкой моторики, связной речи. Данный метод игровой терапии показал себя наиболее действенным при коррекционной работе со страхами, тревожностью, замкнутостью, агрессивностью, гиперактивностью.

Малыш в процессе игры с песком проявляет самые глубокие эмоции, переживания, тревоги, освобождается от фобий, вследствие чего пережитое не преобразуется в психическую травму. Песочные игры предоставляют детям опыт самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций, совместного преодоления трудностей, способствуют к сплочению, учат слушать окружающих и слышать их. Такие игры помогают поглубже познать окружающий мир, вырабатывают первые математические представления, учат гармоничной работе рук и глаз.

Основополагающий принцип игрового процесса на песке заключается в создании специфических стимулирующих условий, при которых ребенок будет чувствовать себя комфортно, безопасно и сможет выразить свою творческую активность. Еще одним не менее значимым принципом терапии является «проживание» в реальности, т.е. проигрывание различных ситуаций совместно с героями сказок. Так, например, ребенок, играя роль спасителя принцессы, будет не просто предлагать различные выходы из нелегкой ситуации, но и будет реально разыгрывать ситуацию при помощи фигурок на песке.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Знакомство с Песочной феей.

Психолог знакомит детей с игрушкой – посредником в играх с песком: «Это Песочная фея. Она приглашает вас в свою волшебную страну. Посмотри, песок – это земля, бортики – небо. Если разгрести песок, то получится вода. В стране Песочной феи есть правила, которые нужно соблюдать. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других детей. Нельзя брать песок в рот. После игры нужно помочь песочной фее убрать все игрушки на свои места. После игры в песке надо помыть руки. Расскажите, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость.»(Фея хвалит каждого высказавшегося ребенка)

Упражнение «Здравствуй песок».

А теперь давайте поздороваемся с песком. Сначала нежно погладим его, а потом сильно поздороваться. А сейчас в Волшебной стране пошел дождик. (Дети оставляют следы на песке указательными пальчиками). Но вдруг подул ветер и сдул все следы. (Дети разравнивают песок).

2. Основная часть.

Упражнение «Волшебные бусы».

Песочная фея очень печальная, потому что ветер сорвал с нее волшебные

бусы. Бусины упали в песок. Давайте поможем их найти.

(Песочница делится на две части, и каждый ребенок, зарываясь рукой в

песок, ищет бусинки на своей половине.Бусинки разного цвета: красная, розовая, желтая, зеленая, белая, голубая, синяя, оранжевая. У каждого ребенка должно быть по 4 бусинки.)

Упражнение «Собери бусы».

Вы нашли все бусины, но теперь их нужно собрать. Посмотрите на рисунок, который нарисовала Фея. На нем бусины собраны в определенном порядке. Выложите бусины на песке точно также. (Детям предлагаются карточки, на которых нарисована определенная последовательность бусин. Дети выкладывают на песке бусины).

Упражнение «Узоры на песке».

Фея предлагает вам порисовать на песке. Давайте, нарисуем на песке солнышко, чтобы в волшебной стране всегда было тепло и светло. Сначала нарисуем круг, добавим лучики. Нарисуем нашему солнышку глаза и ротик. Солнышко улыбается тебе. (Психолог рисует в верхней части песочницы солнышко. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке).

Упражнение «Поиск сокровищ»

А сейчас мы с вами отправимся на поиск сокровищ, которые для вас спрятала Песочная фея. Эти сокровища спрятаны в волшебном лесу. Фея будет подсказывать вам дорогу. Вы внимательно слушайте и пальчиком чертите дорогу на песке. (Психолог показывает место, откуда дети отправляются в путь).

Налево от дома пойдешь, до большого камня дойдешь.

От него направо до высокой сосны, а дальше вниз до желтой луны.

Дальше налево быстро иди, там встретишь оленя у себя на пути.

Свернешь там на право – под дубом ищи!

(Психолог медленно читает и ждет пока ребенок не выполнит каждую часть инструкции правильно).

Ну вот вы у старого дуба. Можете копать, и вы узнаете, что приготовила для вас Песочная фея. (Дети руками ищут сокровища в песке и находят маленькие игрушки). За то, что вы правильно выполнили задание, Фея дарит вам эти игрушки.

3. Заключительная часть.

Упражнение «Прощание с песком».

Используемая литература:

Н. А. Сакович “Технология игры в песок. Игры на мосту ” –Санкт-Петербург: 2008.

1 Потенциал песочной терапии для детей

Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

Возможности
Характеристика
Релаксация и успокоение
Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Малышам в возрасте около 1 года, которые еще не могут участвовать в развивающих играх, можно показать простейшее упражнение пересыпания песка с одной ладони в другую
Самовыражение и совершенствование творческих способностей
Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае «чистый лист», на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга
Способ выражения чувств
Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи. Песочная терапия поможет ему в этом

Родитель, наблюдая за действиями ребенка с песком, сможет понять, что хочет сказать малыш
Формирование речи, мышления, фантазии
Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. Учась описывать нарисованные картины, малыш усвоит правильное произношение звуков
Диагностика психического состояния
Грамотно выстроенные упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем
Развивающие игры
Лоток с песком является прекрасной средой для развивающих игр

Ребенок учится писать, считать, различать форму и цвет предметов в игровой увлекательной форме
Психокоррекция
С помощью специалиста-психолога родители смогут корректировать поведение своего малыша. Специально подобранные упражнения помогут ему со временем изменить поведение в лучшую сторону, устранить трудности в общении, научиться избегать конфликтов

Мой опыт

Я использую метод песочной терапии с детьми раннего дошкольного возраста на этапе их адаптации к условиям детского сада. Возможность построить свой сказочный мир в песочнице снижает уровень тревожности малышей, помогает им осознать свои и чужие границы.

Я наблюдаю за тем, как ведут себя дети, разделяя пространство в песочнице

Особое внимание я уделяю тем детям, которые долгое время не могут выбрать игрушки для своей композиции. Как правило, таким детям нужно комплексное психолого-педагогическое сопровождение в адаптационный период.

Многое о характере малыша может рассказать та фигурка, которую он взял первой. Решительные и сильные дети выбирают супер-героев, сторожевых собак, солдатиков и рыцарей. Застенчивые дети стараются выбрать самую маленькую игрушку: мышку, цветок, котенка. В зависимости от развития игрового сюжета, ребенок может поменять своего персонажа. Как правило, это является критерием успешной адаптации (проявляет гибкость, сохраняет спокойствие).

Расположение фигур и построек детей в песочнице отражает степень психологического комфорта ребят в группе. Дети с ярко выраженными лидерскими способностями стараются выбрать для своей постройки центральную часть песочницы. Замкнутые дети стараются отгородить свою часть пространства в песочнице забором. Изолированные малыши могут отказаться от групповой работы, сославшись на то, что в песочнице всем будет тесно.

После курса занятий я провожу родительское собрание, где даю общие рекомендации родителям по результатам песочной терапии.

Песочная игротерапия

Игры с песком работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект.

  1. Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность.
  2. Развивается фантазия.
  3. Выстраиваются социальные связи.
  4. Улучшается координация.
  5. Стимулируется мелкая моторика.
  6. Поднимается настроение.

Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве. Малыш, играя с песком, ощущает себя создателем целого мира.

Игротерапия для детей

Игра является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у индивида на протяжении жизни. С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у ребенка. Также она является главным методом обучения для ребенка. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем негативные эмоции.

Игротерапия являет собой ответвление арт-терапии, оказание помощи и достижение психологического комфорта индивидом посредством игровой деятельности. Она представляет собой довольно эффективный коррекционный метод для работы с малышами, имеющими абсолютно разные психические особенности. Данный метод не рекомендуется практиковать в работе с индивидами, страдающими полным аутизмом или неконтактной !шизофренией. Игровую терапию применяют:

— при травмах психологического характера, связанных с разводом родителей;

— для улучшения успеваемости детей при трудностях в учебе;

— для коррекции агрессивного и тревожного поведения;

— для профилактики и лечения различных фобий, детских страхов;

— при умственной отсталости и задержках в психическом развитии для ускорения развития;

— при заикании и многих других проблемах.

При выборе методов игротерапии нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия и из того, насколько устойчивы показатели результативности воздействия на индивида именно игровой терапии.

В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружением в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, сдвигах, проистекающих в самосознании, улучшении психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения. Так, например, игротерапия общения заключается в занятиях подвижного характера, которые помогают выстраивать положительные, эмоционально теплые взаимоотношения с детьми. Занятия игротерапией не требуют специфического оборудования, а ее техники носят больше интуитивный характер.

М. Панфилова, разработчик методов игротерапии, доказала, что посредством игр малыша можно обучить правильному построению диалога, снизить его гиперактивность. Игротерапия Панфилова представляет собой комплекс современных психотерапевтических методик, состоящий из игровой терапии, сказкотерапии, метода беседы, арт-терапии, телесной терапии, элементов психодрамы, жетонной терапии и др.

Песочная терапия — Конспект НОД по речевому развитию с использованием песочной терапии «Путешествие колобка» в средней группе

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с использованием песочной терапии…»
«Путешествие Колобка» Цель: Стимулирование речевой активности детей с использованием песочной терапии. Задачи:[ Образовательные: Создать условия для возникновения у детей желания играть с песком. Формировать представления детей о свойствах песка. Обогащать словарный запас…

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
Полиэктова Елена Александровна В 2019 году к нам в группу пришли дети младшего возраста. После ясельной первой младшей группы. И хоть все дети были знакомы с пребыванием в детском саду, всё равно проблема адаптации таких малышей всегда актуальна. На протяжении многих лет мне…

Конспект совместной игровой деятельности «Песочная живопись» с использованием песочной терапии для детей средней группы
Конспект совместной игровой деятельности «Песочная живопись» с использованием песочной терапии для детей средней группы оздоровительной направленности Возрастная группа: средняя группа (4- 5лет. Форма организации: подгрупповая Форма деятельности: совместная деятельность….

Взаимосвязь песочной терапии у детей младшего дошкольного возраста со здоровьесберегающими технологиями
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Ушинский. «Песочная терапия как один из методов эффективной работы в области здоровьесбережения.» В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии”…

Песочная терапия — Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного…»
Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь –…

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии»
Форма проведения: мастер — класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии. Задачи мастер-класса: — познакомить педагогов с эффективными методами использования сказкотерапии…

Арт-терапия для младших дошкольников
Арт-терапия для младших дошкольников. То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс» Карл Роджерс Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства. Цель…

Игры с песком в группе для детей младшего дошкольного возраста
Игра с песком вызывает очень сильные тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии, имеют положительное значение для развития психики ребёнка. Песок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется…

Страницы:

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а,  напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3.  Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

«Нарисуй картину»

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

«Чувствительные ладошки»

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь. «Морской мир»

«Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

Особенности работы психолога с песочной терапией

Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:

  • большой стол;
  • стулья по количеству участников;
  • деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;
  • различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);
  • лопатки;
  • воронка;
  • сито;
  • мелкие камешки;
  • мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.

Психологи, работающие с песком, должны позаботиться о безопасности клиентов в процессе творческой деятельности. Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем рекомендуется мыть и прокаливать материал каждую неделю. Раз в год его нужно менять.

С детьми

Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.

На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.

В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.

Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.

Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.

Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.

Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.

Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.

Со взрослыми

В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.

Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: