Физическое развитие
К шести годам жизни, двигательная деятельность ребенка становиться более активной и разнообразной. Именно начиная с шести лет, родителям рекомендуется занять свое дитя в какой-либо спортивной секции, а также почаще играть с ним в активные игры. Часто дети, которые сознательно уже относятся к требованиям старших, начинают стремиться к поставленной цели, разучивать новые движения или трюки самостоятельно и даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше всего. Такая настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться в школу, где есть свой режим и свои нагрузки: сидение за партой, выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т.д.
Просидеть шесть часов за партой, в закрытом помещении, где также не предусмотрено время на дневной сон – это уже совсем другая жизнь, и чтобы справиться со своими обязанностями — нужно иметь не то, чтобы хорошее здоровье – а просто отличное здоровье!
Лыжный спорт, ролики, коньки, велосипед, гимнастика и танцы – все эти занятия отлично будут способствовать укреплению иммунитета вашего ребенка, а также постепенно будут формировать здоровое крепкое тело и дух. Занятие плаваньем отлично снимет любое нервное напряжение, будет способствовать хорошему аппетиту, нормализирует сон а также укрепит мышцы и обострит рефлексы.
В отличие от других физ. Упражнений, при ходьбе у малыша ритмически сочетается и расслабление, и напряжение. Это очень полезно для его здоровья, и чем больше он будет гулять на свежем воздухе – тем лучше вы укрепите его иммунитет.
Независимо от того, в какие кружки и секции ходит ваше чадо, не стоит его перенапрягать. И всегда смотрите за тем, чтобы малыш соблюдал обычный дневной режим. Несмотря на то, что ребенок уже по сути личность, которую нужно подталкивать к какому-то движению. Ему, как обычному малышу, нужен отдых, правильное питание и прогулки на свежем воздухе.
Умственное развитие детей в 6 лет
Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи. Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия. Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.
Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки
Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные. Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов
Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых. Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.
У ребенка хорошо развита память
На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться. Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.
Эмоциональное развитие
Когда ребенок поступает в школу его эмоциональное развитие и состояние все больше становится зависимым от опыта, который он получил вне дома. Страхи уже отражают восприятие окружающего мира. Они становятся более осознанными и привязанными к конкретной ситуации: уколы, уроки, природные явления, отношения с другими людьми. Страх может принять форму тревоги или беспокойства.
Иногда у ребенка возникает нежелание идти в школу. Появляются жалобы на головную боль, тошноту, головокружения. Эти симптомы должны насторожить, если нет проблем со здоровьем. Очень часто такие явления могут быть связаны с эмоциональной сферой детей, а именно с боязнью критики учителя, непринятием одноклассниками, страхом перед неудачей и прочее.
В такой ситуации поможет дружески настойчивая заинтересованность родителей в проблемах их ребенка. Нужно постараться выяснить в ненавязчивой форме источник переживаний и предложить вместе найти выход из сложившейся ситуации.
Память и внимание
Дети в 7 лет лучше всего запоминают материал, который их заинтересовал или вызвал эмоциональный отклик. Через год они совершенствуют произвольную память, и смогут выучить даже то, что им не слишком нравится. В младшем дошкольном возрасте хорошо функционирует механическое запоминание. Это помогает детям быстро усваивать новый материал. Но не следует сильно опираться на механическую память. Если малыш привыкнет зубрить, не понимая материала, в дальнейшем ему будет трудно учится. Объясняйте школьнику то, что он изучает. Тогда и память станет лучше, и способность к усвоению больших объемов информации повысится.
У школьников появляются проблемы с вниманием
У школьников младшего возраста возникают проблемы с вниманием. Они легко отвлекаются на раздражители
Концентрироваться на одном занятии детям пока трудно, их хватает минут на десять или двадцать. Ребенок может внимательно заниматься делом, далеким от учебы, но интересным ему лично. Например, мальчик или девочка на уроке рисуют в тетради или на парте, вместо того, чтобы читать. Внимание у детей развивается по-разному. Одни дольше концентрируются на каком-то деле, зато труднее переключаются. У других функция переключения с одной задачи на другую работает хорошо, зато есть трудности с концентрацией. Полностью сформируется эта функция у малыша через год или два.
Итак, на седьмой год жизни интеллект школьника уже неплохо развит. Вот какими навыками он должен обладать, в первом классе:
- Уметь читать (хотя-бы по слогам)
- Уметь считать до 100, знать простые арифметические функции в пределах 20-ти
- Писать прописью
- Уметь устанавливать логические связи между основными признаками предметов, воспроизводить их по образцу
- Уметь использовать логику в мыслительных процессах
- Правильно оценивать действия людей и свои собственные
- Иметь развитую координацию и мелкую моторику рук
- Понимать и пересказывать детские рассказы, сказки
- Иметь желания получать новые знания, быть готовы м прилагать к этому усилия.
Правильно оценить уровень развития школьника поможет психолог, хороший школьный учитель
Родителям важно понять, что все дети развиваются по своему плану, у каждого собственные способности и характеристики. Нельзя в первый год школы оказывать на детей слишком сильное давление
Лучше использовать положительные мотивации для обучения, чем наказания.
Психическое развитие
.
- интерес к новым, неизвестным словам. Малыш не только пытается их повторить, но и понять их смысл. Хорошо научить пользоваться толковым словарем, познакомить с поиском необходимой информации при помощи энциклопедий;
- улучшается звуковосприятие. Ребенок без труда может отличить разные звуки на слух, найти отличия в двух одинаковых словах. Для тренировки этого навыка хорошо предлагать играть в различные словесные игры “Города”, “Слово на букву …” и т. д.;
- совершенствуется долговременная память. Ребенок начинает запоминать не только увиденное, но и услышанное на длительный период. Если раньше, чтобы хорошо запомнить информацию, малышу нужно было увидеть наглядный пример, то теперь часто достаточно просто представить ситуацию или предмет;
- появляются аналитические способности. Мальчики и девочки 7-8 лет могут успешно осмыслить предложенное задание, проанализировать задачу, прийти к выводу на основании собственных знаний. Конечно, пока это еще не взрослая логика и рассуждения, но первые попытки анализировать очень важны для становления критического мышления;
- дети начинают заниматься учебной деятельностью целенаправленно. Теперь сын или дочка могут выполнять даже неинтересные для них задания, не отвлекаясь на другие занятия. Это умение нужно стимулировать. Во время выполнения домашнего задания помогите ребенку подготовить рабочее место. Нужно убрать все игрушки и отвлекающие предметы, создать тихую атмосферу в квартире;
- появляется контекстная речь. В 7-8 лет малыш начинает использовать речь не только в качестве основного способа общения, но и для внутреннего диалога. Для развития этого навыка нужно учить карапуза решать различные задачи, устно обговаривая условия и ход решения. Умение правильно построить ход решения задачи вслух — шаг к быстрому усвоению материала. Не переживайте, как только малыш научится быстро решать задания вслух, он постепенно отойдет от этого способа, начнет использовать внутренний диалог;
- развитие осмысленного восприятия. Для изучения ребенок использует наблюдение, поиск, рассматривание, чтобы сравнить изучаемый предмет со своими знаниями о других вещах. Способность концентрироваться на одном задании улучшается, ребенок может выполнять одну задачу в течение 25-30 минут;
- повышается внимательность. В 7-8 лет ребенок может легко решать различные ребусы, задачи, находить мелкие отличия, сходства между предметами. Это умение рекомендуется дополнительно стимулировать, предлагая решать устные задачи, покупая и предлагая позаниматься со специализированными журналами и книгами на развитие логики;
- появляется образное мышление. Ребенок может не только вспомнить, как называется предмет, а представить его. В своем воображении малыш может создавать целые эксперименты, решать сложные задачи.
Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет
Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет
- Повышенное кривляние, попытка копировать поведение взрослых в чрезмерной манере. Мальчики могут пытаться копировать поведение папы: прийти и сесть с газетой перед телевизором, обращаться к маме со специфическими словами, выражать свои мысли в подчеркнуто взрослой манере;
- Натянутое поведение, чересчур взрослое отношение к вещам, поступкам. В 7-8 лет малыш еще ребенок, но он хочет казаться взрослым, поэтому начинает резко отрицать все, что кажется ему детским, пытаться жить как взрослый;
- Появление необоснованных капризов;
- Конфликтность и негативизм. Некоторые дети в этот период начинают спорить со взрослыми, пытаясь выдвигать свои аргументы, подчеркивая свою самостоятельность.
Как преодолеть кризис дошкольного возраста:
- Терпение. Не нужно кричать или спорить с ребенком. Если вы не согласны с его мнением, то постарайтесь спокойно его переубедить, предоставив ему понятные аргументы;
- Не заставляйте играть или быть ребенком. Покажите крохе все стороны взрослой жизни. Если он предпочитает быть взрослым и не играть, то предложите ему заняться взрослым занятием: убраться в квартире, помочь вам постирать, приготовить ужин и т. д. Это поможет привлечь кроху к бытовым занятиям и даст ему возможность почувствовать себя взрослым. Желание играть вернется через некоторое время;
- Не реагируйте на капризы, воспринимайте их спокойно. Каждое проявление негативизма пытайтесь обсуждать с малышом на понятном для него языке.
Воспитание ребенка в 7 лет
Загадки и задачи
Их активно можно использовать в таком возрасте, например:
- сосчитать лапы у животных, фрукты или овощи на столе;
- отсортировать по форме или размеру геометрические фигурки;
- разложить несколько картинок и выбрать среди изображений животных и растений опасные, съедобныех, способные двигаться и др.
- посчитать до 15, а потом от 5 в обратном порядке.
Задачи для развития логики можно легко включать в повседневную жизнь, например, во время прогулки:
- поиграть с малышом в «съедобное-несъедобное», «я вижу 7 красных предметов» (ребенок должен найти их и назвать);
- попросить сказать, что находится дальше, а что ближе, что меньше, а что больше и т.п.
А вот задачки-загадки:
- Ходят по двору утки. Ваня насчитал у них 8 ног. Сколько уток во дворе?
- У Маши 3 пары носков. Сколько их у Маши всего?
- На площадке играли 5 детей. Двое ушли домой, а потом вернулись. Сколько стало теперь детей на площадке?
- На дереве было 6 груш. Все дети сорвали по одной и на дереве осталось 2. Сколько было детей?
- В коробке были конфеты. Даша взяла 3, а Саша на 1 больше. Сколько конфет теперь съест Саша?
Свобода
Отдельно поговорим об ограничении самостоятельности. Фразу «ты неправильно делаешь, иди, я лучше сама» приходится слышать довольно часто, причем даже по отношению ко взрослым мужчинам. Она губительна для личности мальчика, учит его быстро сдаваться, передать ответственность другому лицу. Такой ребенок всегда будет ждать, что в трудную минуту к нему на помощь придет мама и все за него сделает. Поэтому потом родителям не стоит обижаться, что повзрослевший сын постоянно просит у них денег, плачется из-за жизненных трудностей. Они сами подготовили себе и ему такую судьбу.
Выход прост – необходимо позволить ребенку действовать, методом проб и ошибок учиться, добиваться поставленной цели. Родители могут подсказать советом, но ребенок с дошкольного возраста должен быть самостоятельным.
Конечно, маме 4-летнего крохи проще самой одеть его на прогулку, чем наблюдать, постепенно теряя терпение, как он пытается завязать шнурки. Специалисты советуют: если малыш не просит помощи, нужно дать ему свободу. Лучше приступить к сборам заранее, но предоставить ребенку возможность одеваться самостоятельно. Если ребенок говорит «я сам», так и должно быть. Нельзя убивать в нем инициативу и желание учиться.
Необходимые знания
В этот период дети легко осваивают новые навыки и совершенствуют ранее приобретенные. Часть информации они получают в дошкольном учреждении, однако основные умения приобретаются в повседневном общении с родными. Наилучший результат обучения дают уроки в игровой форме. В таблице описано, что должен уметь ребенок в 6 полных лет.
Уровень | Знания, умения | ||||||
Личные данные | Место проживания | Бытовые навыки | Ориентация в окружающем мире | Правила общения | Животный и растительным мир | Пространственная ориентация | |
Минимальный | Имя, фамилия, имена родителей, братьев, сестер, возраст, свой пол | Название города, адрес | Уверенное использование столовых приборов, умение одеться и раздеться (от белья до верхней одежды), раскладывание игрушек и вещей по местам, мытье рук, купание, чистка зубов | Составляющие суток (день, ночь, утро, вечер), времена года, дни недели, названия сезонов и их отличия | Приветственные фразы (добрый день, до свидания), обращение к старшим (на Вы) | Названия не менее 5 животных и птиц, отличия между домашними и дикими животными, понятие о растениях, показывать фрукты и овощи | Право – лево, вперед – назад, далеко – близко |
Доступный для данного возраста | Отчество, имена бабушек, дедушек, тети и дяди, воспитателей, профессии папы и мамы | Наименование страны, области или района, столицы, ближайших водоемов | Мытье своей тарелки и чашки, вытирание пыли, полив цветов, разогрев пищи в микроволновке, сортировка одежды для стирки, вынос мусора | Названия месяцев года | Обращение по имени и отчеству | Понятие о перелетных птицах, насекомых | Знание сторон света |
Дети до 7 лет должны научиться уверенно держать ручку и карандаш в руках. Они умеют рисовать простые образы (человечка, солнышко, цветок), разукрашивают картинки, могут обрисовать контуры по линиям. Дошкольники должны знать все основные цвета, отличать их оттенки.
Задания и игры на развитие логического мышления
Все задания разделены на несколько групп (условно):
Графические игры – развивают мелкую моторику и готовят детскую руку к письму. По мнению педагогов для учеников это самый трудный предмет начальной школы.
Математические ребусы – помогают выработке абстракции, умению устного счета.
Речевые игры – способствуют развитию словарного запаса и речевого аппарата, а, значит, чистоты и четкости речи
Это важно для тех, кто имеет логопедические проблемы.
Головоломки и настольные игры — учат последовательности мышления и стратегии. Психологи считают такие занятия лучшими для развития у ребенка навыков социального общения и работе в команде.
Литература с игровыми заданиями
Через книги ребенок познает мир, тренирует внимание и память.
Игры на компьютере и других электронных устройствах – по мнению тех же психологов, дети их любят особенно
И в этом ощущается некоторый минус, потому что тормозится развитие социальных отношений
Плюсы же в том, что выполняя какие-либо задания-квесты ребенок все же приобретает полезный опыт.
Графические игры
К ним относятся все занятия, во время которых ребенок рисует или пишет. Детям очень нравится графический диктант — рисование карандашом по клеткам, закрашивание картинок, в которых каждая цифра означает свой цвет, рисование по точкам и др.
Для графического диктанта нужен листок бумаги в клетку (лучше крупную) и карандаш. Алгоритм закрашивания вы диктуете ребенку сами.
Если задание выполнено верно, на листе бумаги получаются разные фигурки и ребенок это видит. Такие диктанты помогают учиться проводить ровные линии, ориентироваться в пространстве (опуститься или подняться вверх-вниз, передвинуться вбок и пр.) и улучшают мелкую моторику.
Другое задание — «раскрась по номерам». Лучше, если фрагмент не очерчен. Пока ребенок закрашивает фрагменты, он думает о том, что же получится на картинке и что здесь зашифровано. Также к играм такого рода можно отнести различные прописи и раскраски.
Речевые игры
Такие занятия учат детей анализировать слуховую информацию, которую им диктуют. Например, можно произносить 2 слова (названия фруктов, сезонов и пр.), а ребенок рассказывает про их отличия между собой: лимон и банан, зиму и осень, утро и вечер, жука и муравья и т.п.
Очень полезно по картинкам составлять рассказ с концовкой. Если ребенок затрудняется, не следует ругать его за глупость, нужно помочь.
Эффективны и увлекательны для ребенка занятия по нахождению ассоциаций, поисков слов-антонимов или синонимов, описанию различных предметов.
Дети любят угадывать предметы по названным признакам, например:
- зеленый, полосатый, съедобный (арбуз);
- горький и вызывает слезы (лук);
- любит малину и живет в лесу, катается в цирке на велосипеде (медведь);
- ее любят зайцы, она цвета солнышка и длинная (морковь);
- хотел съесть козлят, Красную шапочку, щелкает зубами, серый (волк) и пр.
Можно потренировать малыша на слова-антонимы:
- веселый – грустный;
- глупый – умный;
- белый – черный и др.
Слова для синонимов:
- небольшой – низкий;
- короткий – мелкий;
- умный – разумный, мудрый, благоразумный и т.д.
Настольные логические игры и головоломки
Психологи считают их самыми эффективными для развития мышления и логики, потому как в ходе игры ребенку приходится планировать, строить стратегию и мыслить.
К настольным играм для детей можно причислить лото, домино, шашки, шахматы, морской бой, головоломки со спичками (лучше со счетными палочками).
Игры со спичками:
- сложить из 5 спичек 2 треугольника;
- выложить 5 квадратов из 16;
- сложить из коробка спичек буквы алфавита или разные слова.
Головоломки тоже помогают развить логическое мышление, например:
- лабиринт – внутри него дорожки, через которые нужно провести шарик;
- найти путь в лабиринте для кота, мышки и пр.;
- на картинке найти отличия в одинаковых рисунках;
- отыскать на картинке среди спрятанных предметов животных и пр.
Головоломки учат внимательности, логике и усидчивости. Даже кубик Рубика помогает в развитии логического мышления и сообразительности. Ребенок в 6 лет уже может его собирать.
Компьютерные игры
Таких приложений и игр сегодня множество: «Несерьезные уроки
Логика и внимание», «Лунтик». «Тренируем память и внимание», «Баба-Яга и Проша» и мн
др.
Благоприятное развитие: советы для родителей
Стоит расширять кругозор ребенка разнообразными способами. Например, пусть это будут походы в театр, музей, цирк, а также чтение книг по возрасту и душевные беседы с родителями.
В школе пригодится умение без стеснения говорить при посторонних. Лучше заранее, в спокойной обстановке, научить ребенка этому.
Важно заинтересовывать дошкольника предстоящим обучением. Например, всей семьей или с игрушками можно играть “в школу”. . Ребенку нужен четкий режим дня
Это поможет проще адаптироваться к школе
Ребенку нужен четкий режим дня. Это поможет проще адаптироваться к школе.
Все так же необходимы для развития длительные прогулки на улице и подвижные игры.
Нужно продолжать заниматься мелкой моторикой — лепить, рисовать, штриховать, раскрашивать, плести и т.д.
Старшим дошкольникам не рекомендуется заниматься больше 15 минут подряд. По прошествии этого времени нужно сделать “переменку” и немного активно подвигаться. Не надо заниматься больше 30 минут в день.
Родителям стоит подавить в себе желание сделать что-то вместо ребенка
Важно побуждать его самому решать проблемы и находить ответы на вопросы
Необходимо учить ребенка самостоятельности и безопасному поведению дома и на улице.
Возраст 6-7 лет завершает период дошкольного детства. Психические процессы ребенка становятся произвольными, у него зарождается учебная мотивация.
Также этот возраст — время очередного кризиса. Ребенок теряет свою искренность и непосредственность, подражая взрослым и выбирая между своими желаниями и правилами окружающего мира.
Родителям нужно сохранять терпение и давать больше самостоятельности ребенку, чтобы кризис прошел гладко и “безболезненно”.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Запреты
Определяясь с уровнем свободы для ребенка, родители решают, какие запреты для него установить.
Здесь возможны две популярные ошибки:
- Полное их отсутствие. С одной стороны, мальчик чувствует, что ему можно все, ощущает свою значимость, самостоятельность. Но с другой – в мире много опасностей, которые малыши в силу своего возраста не понимают. Поэтому такая позиция родителей ставит под угрозу здоровье и даже жизнь крохи.
- Огромное количество запретов. Крохе запрещают буквально все, для совершения любого действия мальчику приходится спрашивать разрешение (к примеру, можно ли взять ту или иную игрушку). Результат – ребенок вырастает неуверенным в себе, скромным, с полным отсутствием лидерских качеств и стремлений чего-то добиться самостоятельно.
Именно поэтому очень важно определиться с тем, что запрещать, а что разрешать малышу. Каждое «табу» должно быть обосновано и понятно ребенку – нужно объяснить, почему нельзя совать пальцы в розетку, к чему это приведет, почему нужно переходить проезжую часть только по пешеходному переходу, предварительно посмотрев по сторонам
Только в этом случае мальчик будут стремиться сознательно не нарушать правила, а не пытаться потихоньку «попробовать запретный плод», пока родители не видят.
Система запретов должна формироваться с 2 лет, следует постепенно приучать мальчика к слову «нельзя», поясняя ему, по какой причине нельзя.
Личностное развитие
В младшем школьном возрасте наступает завершающий период развития самосознания. Самооценка как его элемент зависит от многочисленных факторов и под их влиянием претерпевает значительные изменения.
Высокая самооценка наблюдается у детей, чьи родители относятся с заинтересованностью к их делам и успехам. У отличников и большинства хорошистов она завышена или является адекватной.
Систематические неудачи в учебе травмируют ребенка, снижают самооценку, подрывают уверенность в себе и своих возможностях, вызывают сначала разочарование, а затем и апатию, равнодушие к учебе. Для таких детей часто характерна компенсаторная мотивация, когда они пытаются утвердиться в другой области – спорте, музыке. Однако к 11-12 годам такая сильная зависимость исчезает. Самооценка приобретает стабильный характер и складывается новое представление о себе.
Что такое кризис семи лет и как с ним справиться?
В 7 лет ребёнок может быть и дошкольником, и первоклассником. У последних возрастной кризис проявляется особенно ярко – это напрямую связано с началом обучения в школе. В это время ребёнок перестаёт ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – в перестройке доминирующего авторитета, появлении авторитета учителя. В детском варианте это выглядит примерно так: «Про школу учительница знает всё лучше, поэтому и мама должна её слушаться».
У младших школьников меняется самооценка, они становятся более требовательными к себе и к окружающим. Некоторые психологи даже называют этот возрастной кризис «кризисом требовательности»: ребёнок впервые заявляет о своих правах и готов принять на себя обязательства, главным образом по учёбе.
«Кризис 7 лет проявляется в стремлении ребёнка привлечь к себе внимание взрослых: одни дети давят на жалость, другие «проверяют» компетенции учителя и «прочность» границ урока, третьи становятся чрезмерно эмоциональны, четвёртые упрямыв отношениях с родителями, отвергают их излишнюю заботу.Переживание кризиса необходимо для принятия ребёнком новой роли – ученика, со всеми её обязанностями, отношениями и правами», – объясняет школьный психолог Александра Растопчина.