Образование в финляндии

Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах.

Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Востребованные дошкольные учреждения

К наиболее популярным дошкольным учреждениям относятся:

  1. Сеть русско-финских детских садиков Idelia (Хельсинки), в которую входят:
  • «Улыбка»;
  • «Нотка»;
  • «Огонек»;
  • «Буратино»;
  • Pikku Enkeli.

Здесь особое внимание уделяется развитию речи – с дошкольниками занимаются квалифицированные логопеды.

Узнать подробную информацию и посмотреть контактные данные можно .

  1. Русско-финский детский сад “Тик-Так” функционирует для детей от 1 до 6 лет. Количество воспитанников в каждой группе не превышает 12 человек. В течение дня проходят занятия по нескольким дисциплинам: музыка, рисование, лепка, спорт. Для прогулок оборудована специальная площадка. Питание трехразовое. Контактную информацию можно найти .
  2. Сеть Touhula Päiväkodit включает в себя более 150 детских садов, которые расположены по всей Финляндии. Дошкольные учреждения имеют несколько направлений: язык, спорт, искусство и культура. Подробную информацию содержит  (страница на финском языке).
  3. Частный детский сад в Хельсинки “Коллосилта” (Kellosilta Kindergarten) предоставляет занятия на финском и английском языках. Дошкольное учреждение работает с 7.30 до 17.00. В течение учебного дня дети играют в развивающие игры и занимаются творчеством. Все воспитанники гарантированно поступают в Kielo International School. Получить интересующую информацию можно .
  4. Детский сад Lastentalo Onnimanni находится в Эспоо (регион Большой Хельсинки). Открыт в 1995 году. Имеет 19 мест для малышей от 1 до 6 лет. Занятия включают физкультуру, изобразительное искусство, музыку, естествознание. на финском языке.

Французское воспитание

В этой европейской стране большое внимание уделяется раннему развитию детей. Особенно французские мамы стараются воспитать в малышах самостоятельность, поскольку женщины рано выходят на работу, стремясь реализовать себя. 

Особенно французские мамы стараются воспитать в малышах самостоятельность, поскольку женщины рано выходят на работу, стремясь реализовать себя. 

Другие особенности французского воспитания:

Родители не считают, что после рождения младенца их личная жизнь заканчивается. Напротив, они четко разграничивают время на ребенка и на себя. Так, малышей рано укладывают спать, и мама с папой могут побыть вдвоем. Родительская же постель – не место для детей, ребенка с трех месяцев приучают к отдельной кроватке.
Многие родители пользуются услугами детских развивающих центров и развлекательных студий для всестороннего образования и воспитания своих чад

Также во Франции широко развита сеть кружков и секций для дошкольников, где они находятся, пока мама на работе.
Француженки относятся к малышам мягко, обращая внимание лишь на серьезные проступки. Мамы награждают за хорошее поведение и лишают подарков или лакомств за плохое

Если же наказания не избежать, то родители обязательно объяснят причину этого решения.
Бабушки и дедушки обычно не нянчатся с внучатами, но иногда отводят их в секцию или студию. Основное время малыши проводят в садиках, легко адаптируясь к условиям дошкольного учреждения. Кстати, если мама не работает, то ей могут и не дать бесплатную путевку в государственный детский сад.
Французское воспитание – это не только скромные и выдержанные дети, это еще и сильные родители. Мамы и папы во Франции умеют говорить слово “Нет” так, чтобы оно звучало уверенно.

Литература об этом: “Французские дети не плюются едой” Памела Друкерман, “Сделать счастливыми наших детей” Мадлен Дени.

Особенности организации финской образовательной системы

Еще 30 лет назад финская система образования считалась довольно отсталой и не являлась примером для подражания. Сегодня же ее модель рассматривается как одна из самых эффективных в мире и достойных наследования.

Мало кто решается критиковать принципы образования, внедренные в данном государстве. Любая попытка найти изъяны разбивается о высокие рейтинги. Так, к примеру, по оценкам PISA (Международная программа по оцениванию достижений учащихся), в течение последних 10 лет Финляндия уверенно занимает верхние позиции.

Причем даже самые ярые оппоненты финского подхода к обучению признают его основную характеристику – relaxed (расслабленность).

В основу образовательного процесса положен принцип, заимствованный у Китая, точнее, в искусстве единоборств, – расслабленная концентрация внимания.

Иными словами, чтобы быть эффективным, нужно быть расслабленным. Напряжение – это стресс, который заставляет человека не развиваться, а выживать.

Финская модель образования построена на следующих принципах:

  1. Равенство (школ, учеников, предметов, учителей, родителей, прав всех участников процесса).
  2. Бесплатная основа.
  3. Индивидуально составленная программа для каждого ученика.
  4. Практичность – в школьную программу включены только те предметы, которые действительно пригодятся в жизни.
  5. Доверие на всех этапах обучения.
  6. Добровольность.
  7. Самостоятельность.

Процесс образования делится на несколько этапов:

  • дошкольный;
  • общеобразовательная школа;
  • средние учебные заведения;
  • вузы.

Язык преподавания – финский и шведский. В северной части государства к ним может добавляться региональный диалект. Выявить плюсы и минусы финского подхода к процессу обучения позволит изучение каждого из этапов.

Самые популярные учебные заведения Финляндии

Запросы развивающегося мира быстро меняют, если десять лет назад самыми престижными были профессии экономиста и юриста, то сегодня список изменился и значительно расширился. Ценность снова обрели технические профессии и все, которые связаны с компьютерными технологиями. В результате школьники, студенты, их родители рассматривают разнообразные по направленности и специализации учебные заведения.

Технические

Если есть желание получить диплом технического направления в Финляндии, стоит обратить внимание на Университет Миккели Политехник, расположенный на востоке страны в одноименном городе. Там ведется преподавание специальностей, связанных с информационными технологиями и управлением, деловым администрированием, есть кафедры на английском языке

Лаппеенрантский технологический предлагает программы для иностранцев по основам энергосбережения, моделирования технологических процессов, технологическому менеджменту на английском и финском.

Искусство

В сфере искусства популярен университет Тампере в Хельсинки, с филиалами по всей стране. Также пользуется спросом среди абитуриентов вуз Аалто, который в 2015 году занял семнадцатое место в мировом рейтинге лучших учебных заведений в сфере архитектуры и искусств. У Аалто тройная аккредитация, что встречается довольно редко. Студенты говорят, что это место создано для творчества и воспитывает социальную ответственность.

Медицина

Относительно медицинского направления фаворитами являются Университет Турку, первый вуз в государстве и на данный момент второй по величине в стране. Он объединяет 7 обособленных институтов. Занятия на английском проводятся в основном для магистерских программ, остальное на финском. Также на слуху вуз Оулу, который развивает медицинский факультет, расположив его на базе городского больницы. Там же действуют программы по обмену опытом и студентами с Россией. Занятия ведутся на государственном языке, кроме ряда магистерских направлений.

Экономическое направление и сфера бизнеса

Выбор очень велик, практически в любом университете Финляндии есть факультеты с такими направлениями. Например, вуз в г. Вааса, г. Оулу, г. Тампере, г. Турку.

IT-направление

Для получения образования в сфере IT можно рассматривать все вузы: Оулу, Турку, Тампере и другие. Но при наличии какого-либо опыта в данной отрасли целесообразно поступать в институт, так как программа в них составлена с целью предоставления практических навыков в большей мере, чем теоретических.

Магистратура

Ювяскюльский вуз — отличное место для постдипломных студентов. Заведение успешно сотрудничает с мировыми университетами. Педагогика и психология — самые популярные факультеты.

И наиболее популярный — Университет Хельсинки. Это самый масштабный и старейший вуз страны. В нем обучается более 2 000 иностранных студентов. При вузе есть музей, обсерватория, ботанический сад и большая библиотека. На английском языке ведется преподавания только для будущих магистров. Но привлекает возможность получить образование практически в любой области.

Дошкольное воспитание

Детей в раннем детстве практически не воспитывают, позволяют «стоять на ушах». (По некоторым данным, запреты все таки есть, но я не нашел, в чем они заключаются).

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Детское питание в садике бесплатное.

В обычные сады принимают еще и детей-инвалидов. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции.

Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всем необходимыми знаниям и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

Предполагается, что дети, существа талантливые, в дошкольном возрасте должны естественным путем усвоить оба языка.

Стоимость обучения в Финляндии

Государственное дошкольное образование в Финляндии платное. Стоимость месячного посещения ребенком детсада составит 290 евро. Но, если родители испытывают финансовые трудности, или семья относится к категории малообеспеченных, то социальные службы возьмут на себя часть или все расходы по оплате сада.

Справка! Если в детский сад ходит одновременно 2 и более ребенка из одной семьи, то ценник в пересчете на 1 ребенка будет снижаться. При этом для получения скидки семья необязательна должна считаться малообеспеченной.

Частные детские сады, услуги няни и подобные вещи оплачиваются родителями самостоятельно. Ценники на них могут существенно варьироваться и быть как сравнимы со стоимостью посещения государственного детского сада, так и превосходить ее в 3-5 раз и более. Исключение делается для детских клубов. Их посещение детьми из семей с невысоким уровнем достатка также компенсируется полностью или частично государством.

Обучение в государственных школах в Финляндии полностью бесплатно. В них могут поступить как финские дети, так и иностранцы. Если со знаниями языка у ребенка наблюдаются проблемы, то иногда создаются отдельные классы, но обычно уже через год обучения дети начинают свободно говорить на финском.

Стоимость обучения в частных школах зависит от выбранного учебного заведения и его типа. Например, за год учебы в международной школе в Хельсинки родителям придется заплатить около 12 тыс. евро. Пансионы обойдутся дороже, т.к. в плату будет входить также стоимость проживания.

Справка! Обучение в русской школе при Посольстве РФ обойдется в 150-300 евро в зависимости от выбранной формы и других параметров. Родители, работающие в диппредставительстве, платить за обучение детей не должны.

Профессиональные колледжи обычно пользуются популярностью только у местных жителей. Они фактически все являются государственными. Образование в них бесплатное. Кроме того, студенту предоставят и дополнительные бесплатные услуги, например, обеды или посещение различных экскурсий. В некоторых колледжах предлагается общежитие, за которое уже придется платить (примерно 300 евро в месяц).

У студента возникнут обязательные расходы на оплату членства в различных студенческих союзах – около 50-100 евро в год. Дополнительно студент самостоятельно оплачивает проживание, учебные материалы и т. д.

Предметы имеют прикладное значение, дети изучают разные аспекты, которые применимы в жизни

На уроке физкультуры учеников знакомят с разными видами спорта — от йоги до гольфа. Задача школы — предоставить детям условия и возможность познакомиться со всеми направлениями, а дети сами будут выбирать, что им нравится, главное привить интерес. 

В восьмых и девятых классах есть трудовая практика, где дети готовятся к трудовой жизни, находят рабочие места, где бы им хотелось себя попробовать. Моей дочке нравилась медиасфера, и она устроилась на телеканал, две недели в восторге наблюдала за тем, как создаются программы. 

В старшей школе дети выбирают дополнительные уроки, которые хотят изучать углубленно. С ними работает специалист по профориентации, который помогает выбирать учебные заведения. 

Финские учителя используют прогрессивные подходы к процессу обучения. Самое главное — научить ребенка работать с информацией. Они дают детям тему, которую ученики самостоятельно изучают, находят источники, анализируют их достоверность, излагают в разных форматах. А в классе проходит обсуждение того, кто что нашел, что понял и осознал.  

Детские учебно-воспитательные заведения Армении

Детские дома и приюты. Одним из правил, объединяющих ближневосточные семьи, является высокая сплоченность и ответственность за тех, кто попал в тяжелую ситуацию. Опеку над осиротевшими детьми брали на себя дедушки и бабушки, дяди и тети. Но в последние 2-3 десятилетия Армения превратилась из процветающей, богатой республики в воюющую страну с парализованной экономикой. Тяжелое и бедственное положение страны наиболее болезненно отразилось на детях, появились беспризорники, попрошайки. По статистике, в Армении 13 детских домов, из которых 8 – государственные. Это очень много для страны, в которой проживает чуть больше трех миллионов человек.

Но не столько тяжелое материальное положение (армяне не всегда жили богато и не все), сколько трансформация менталитета привела к тому, что появились ненужные родственникам сироты. Даже во время резни, бездомные и нищие родственники брали ответственность за сирот из своего рода.

Детские сады. Армяне без особого энтузиазма отдают детей в дошкольные заведения, потому что мамы, как правило, перестают работать и всю себя отдают воспитанию и уходу за детьми. В городах и больших селах, где есть хорошо оборудованные детские садики ситуация несколько другая и малыши начинают понимать, что может быть не только семья, но и другое общество – общество сверстников.

Школа. Учителей, как правило, в армянских школах уважают, относятся с почтением. Хотя в последнее время и этот фактор перестает быть показателем менталитета. Армянская мамочка всегда готова защищать своего драгоценного ребенка, и редко воспринимает адекватно критику в его адрес. Это имеет свои отрицательные последствия, дети начинают понимать, что их всегда защитит мама, поэтому не пытаются менять свое отношение к обществу, в котором они живут.

Потребности человека являются приоритетом

В российскую систему образования в последнее время активно внедряется западная модель, согласно которой реальные потребности людей отодвигаются на второй план, а на первый выходят показатели и результаты тестов. В результате школы больше задумываются об успеваемости, чем о питании и достаточном движении своих учеников. Хотя именно эти факторы занимают ключевое место в успеваемости детей, на этих вещах нередко экономят — школьников кормят бутербродами с маслом вместо полноценного обеда, а на уроках физкультуры они занимаются скучными и неинтересным вещами.

С 80-х годов система образования в Финляндии сделала своей целью воспитание молодого и сильного поколения. Дети в финских школах получают психологическую поддержку, что позволяет им больше времени уделять учебе. А полноценное питание и физические нагрузки помогают поддерживать нужный уровень энергии.

Секретное оружие, или Как сделать противоковидный бутерброд (совет диетолога)

Василий Шукшин и Мария Шумская: почему писатель бросил свою первую жену

Ученые выяснили, какая измена ранит больше: эмоциональная или физическая

Доверие (отсутствие контроля) в финских школах – хорошо или плохо?

Доверие подразумевает отсутствие контроля. В финских школах нет спускаемых сверху контрольных и проверочных работ. Школы не обязаны отчитываться перед вышестоящими инстанциями (огромное число контролирующих инстанций в сфере образования упразднили ещё в 1970-е годы). Никто не сравнивает учеников между собой, не составляет рейтинги школ. Не проводит срезы успеваемости, не отслеживает поступление выпускников в престижные лицеи, институты и университеты. Такая система позволяет избавиться от бюрократии, снимает с учителей и школ массу бумажной волокиты. Высвобождается время для главного – учебного процесса, работы с детьми.

Учителя в финских школах – профессионалы высокого уровня, со степенью магистра как минимум. Педагогам дана полная свобода в выборе методов обучения. Каждый учитель может самостоятельно составить учебную программу заниматься по ней. Он сам же составляет тесты по пройденному материалу. Тестирования проводятся довольно часто, но они имеют своей целью не сравнение учеников и оценку успеваемости, а проверку, насколько хорошо усвоен материал, где остались пробелы и какие моменты нужно отработать дополнительно.

А на самом деле?

В теории все это звучит прекрасно, а вот на практике случается по-разному. Далеко ее все учителя рвутся писать собственную программу. Ученица одной из лучших школ Хельсинки рассказывала: «Не хочу, чтобы наша учительница английского выходила из декрета. Она делит учеников на пары, велит читать параграф и задавать друг другу вопросы, написанные после него. Это скучно. А сейчас ее замещает другая, она разговаривает с нами на английском и дает интересные задания».

Слепое доверие к учителю и полная свобода преподавания приводит еще и к тому, что учителя старших классов наталкиваются на пробелы в знаниях, допущенные в предыдущие годы. Пример: учитель объясняет, как вычислить площадь сегмента, а ученики не знают название частей круга.

Программа по математике вообще построена неравномерно. Семь лет школьники упражняются в четырех арифметических действиях, зато в 8 классе уровень сложности возрастает стремительно. Впервые вводится понятие неизвестных, появляются уравнения и системы уравнений, возведение в степень и извлечение корня и т.д.

Финские школы имеют большие спортивные площадки и много зелени вокруг.

На фото — школа Viikinmäen в Хельсинки, построенная в 2015 году

Роль родных людей в воспитании детей

В селах наибольшее количество семей, где в одном доме живет несколько поколений. Там же достаточно близкие отношения между соседями.

Малыш получает от каждого члена семьи определенный урок, потому что и родители, и дедушки с бабушками, и дяди с тетями пытаются научить чему-то.

Иногда уроки и навыки жизни преподаются «от противного».

Родители являются основными воспитателями. Их авторитет непререкаем и, даже бабушки и дедушки, как правило — балующие детей, чувствуя, что не справляются, шантажируют вышедших из-под контроля внуков тем, что пожалуются родителям. Сами же родители, в зависимости от их собственного темперамента, представляют противовес: если папа строгий, мама – мягкая и податливая, если же мама строгая – то отец становится мягким, балующим детей. В любом случае, сын воспитывается более строго, но при этом ему также позволяется принимать важные для его возраста решения. Дочь получает много тепла и ласки, ей многое прощается — но пресекается принятие ею самостоятельных решений. За нее решают родители и брат – даже, если он незначительно младше ее по возрасту.

Если в раннем детстве основная доля в процессе воспитания лежит на маме, то со временем большую активность проявляет отец.

В Грузии, так же, как и во всем мире, случаются разводы — и ребенок традиционно остается с мамой. Хотя нередки случаи, когда семья отца не отдает ребенка.

Если мать не принимала активного участия в воспитании малыша, изменила и сбежала с любовником – суд решает дело в пользу малыша, и не отрывает его из семьи, где он рос.

Алименты, чаще всего, являются делом формальным. Если мать позволяет — отец сам, добровольно, помогает в содержании ребенка.

Дедушки и бабушки в детстве являются самыми важными участниками процесса воспитания после мамы. Бывают случаи, когда роль дедушек и бабушек в воспитании даже больше, чем роль родителей. Считается нормальным отправлять в деревню к ним детей до 6 лет — и оставлять их там до начала школьных занятий. Малыши растут на свежем воздухе, получают достаточную физическую нагрузку и едят полезную для здоровья пищу.

Также часты случаи, когда бабушка оставляет свой дом — и переезжает к детям ещё до рождения внуков, чтобы впоследствии помогать молодой маме в уходе за ребенком.

Дальние родственники, соседи, друзья родителей также принимают участие в воспитании, точнее — в «совращении» детей.

До 4-5 лет — мало того, что ребенку все позволяют. В обычных «рабоче-крестьянских» семьях его еще и учат плохому. Многие в Грузии считают, что сквернословие, пьянство и прочие «соблазны» ребенок должен испытать в детстве, чтобы во взрослой жизни его к этому не тянуло.

Взрослые, в основном — дяди, тети и друзья отца, тешат себя тем, что учат малыша, вне зависимости от пола, сквернословить. Большинство малышей ругаются с удовольствием и забавно.

Как правило, к 4-5 годам дети начинают понимать, что это некрасиво и нельзя. Приходят они к такому заключению с помощью мам. Так как мамы становятся строгими преподавателями — и объясняют детям, что их учат «плохим словам».

Мама для грузина — понятие святое, поэтому период «вседозволенности» проходит быстро и без последствий.

Также малыша до 4-5 лет могут спаивать, часто это делают отцы или дедушки, под громкое возмущение — или железное терпение — мам. Детям хочется подражать взрослым, поэтому они и пьют вино, старшие не препятствуют.

Опять-таки, следствием такого педагогически недопустимого метода воспитания, после первого сильного опьянения, является то, что малыш понимает – вино не только не вкусный напиток, но и вызывает сильную головную боль.

Можно даже сделать вывод, что в самом раннем возрасте используются методы воспитания «от противного»; естественно — в пределах разумного и законного.

На праздничном или другом застолье в Грузии мужчины и женщины, как правило, садятся за отдельные столы — или за один стол, но… женщины рядом с женщинами, а мужчины рядом с мужчинами.

Нередко на таких мероприятиях, рядом с отцами могут сидеть и их сыновья, начиная с 4-5 лет, как только научатся вести себя «по-взрослому». Это стимулирует малышей, и они рано взрослеют.

Высшее

Все вузы Суоми административно подчиняются Министерству просвещения, но обладают конституционно закрепленным самоуправлением. Поэтому система высшего образования Финляндии не предусматривает единых правил приема в вузы – регламент устанавливают сами высшие учебные заведения. Отбор абитуриентов происходит с учетом трех критериев:

  • показатели учебы в довузовских структурах;
  • результаты вступительных тестов;
  • итоги собеседования.

Обучение в вузах занимает от 4 до 6 лет, срок зависит от специальности. Чтобы получить степень лиценциата или доктора наук, образование можно продолжить в университетской аспирантуре и докторантуре. Институты присваивают только степень магистра.

Высшее образование в Финляндии бесплатное, в том числе и для иностранных студентов. Платны только некоторые направления подготовки специалистов, бакалавров и магистров, например — МВА в Хельсинкской школе экономики. Доля государственного финансирования вузовской системы достигает 72 %, поэтому как таковой платы за учебу в большинстве институтов и университетов нет, но расходов на проживание и питание все-таки не избежать.

Как записаться в детский сад

Чтобы записать своего ребенка в дошкольное учреждение, родители обязательно должны иметь вид на жительство.

Заявление на место стоит подавать в детский сад за 4 месяца до того, планируется отдавать туда ребенка.

Перед тем как подать документы, необходимо пройти медицинское обследование, собрать и предоставить медицинским работникам справки.

В финские дошкольные учреждения иногда бывают очереди, но если подать заявление заблаговременно, то шансы, что ребенок попадет в выбранный сад, достаточно высоки. Когда необходимо срочно сменить садик, например, по причине переезда или из-за того, что родители выходят на работу, заявление может быть рассмотрено в срочном порядке. Но тогда ребенок попадет в то учреждение, где найдется место.

Для детей на каникулах

Помимо всех представленных возможностей здесь имеется достойная система образования для детей на каникулах.
С детьми школьного возраста, не зависимо от того, являются они учениками средней школы Финляндии или же просто приехали на каникулы, будут работать только высококлассные профессионалы.
Вся программа обучения согласовывается с российской программой, многие финские учебные учреждения предлагают дополнительные курсы для детей, на которых можно подтянуть или начать учить с нуля финский язык. Старшие дети могут посетить и колледж в Финляндии, где они узнают много нового и интересного, а младшее поколение посетит специальную школу с интересными дополнительными занятиями, которые им понравятся.

Перспективы поиска работы

Большинство вузов оказывает помощь выпускникам в процессе трудоустройства. Для этого при каждом учебном заведении работают специальные центры, в которых можно пройти дополнительные курсы, освоить навыки прохождения собеседований, получить информацию относительно открытых вакансий.

Много шансов удачно трудоустроиться у тех, чья стажировка и практика проходила в крупной компании. Хорошо зарекомендовав себя, можно получить приглашение о дальнейшем сотрудничестве.

Финские работодатели охотно принимают в штат выпускников, которые владеют русским языком. Однако следует иметь в виду, что для устройства на престижную должность знания одного лишь английского языка будет недостаточно – как минимум придется выучить финский или шведский.

В Финляндии активно развивается такое направление, как учеба для взрослых студентов, которые хотят повысить квалификацию или, возможно, в дальнейшем эмигрировать в эту страну. Если для выпускника найдется рабочее место по окончании вуза, продлить ВНЖ не составит проблемы.

Особенности финского образования

Тому, что финское образование лучшее в мире, способствуют выработанные финнами принципы.

Равенство, но не уравниловка

В Финляндии не делят школы на элитные, «продвинутые» и обычные. Практически все они государственные, финансируются по потребностям.

Каждый предмет считается важным, нет профильных классов с углубленным изучением какой-либо дисциплины. Единственным исключением являются группы для работы с детьми, одаренными в музыке, живописи, спорте.

Социальный статус родителей администрацию школы и педагогов не интересует. Даже вопросы об этом запрещены.

Учащихся не делят на хороших и плохих. «Особенными» считают как очень способных ребят, так и детей с недостатками развития. Учатся в обычных классах, других попросту нет. Дети-инвалиды с детства интегрируются в коллектив.

Учителя – наставники. Если педагог выделяет «любимчиков» и «изгоев», его увольняют. Преподаватели дорожат профессией, так как она хорошо оплачивается. А вот трудовые договоры с ними перезаключаются ежегодно.

Интересно соотношение прав учащегося и педагога. Дети в разговоре с социальным работником жалуются на взрослых, в том числе родителей и учителей, порой предвзято. Когда обсуждают плюсы и минусы финского образования, этот факт приводят в качестве последнего.

Бесплатность

Детей не только бесплатно учат, но и кормят, возят на экскурсии, проводят внеклассные мероприятия, при необходимости доставляют до школы и обратно. За учебники, канцелярию и даже планшеты платит школа. О сборах с родителей на какие бы то ни было цели здесь не может быть и речи.

Индивидуальный подход

Педагог учитывает особенности каждого ученика и подстраивает учебный процесс под него: выбирает учебники, дает упражнения, которые соответствуют умственным способностям школьника. Оцениваются работы тоже по разным критериям.

Кроме обычных уроков есть поддерживающее обучение неуспевающих (что-то вроде репетиторства), а также коррекционное — когда не устраивает поведение ребенка или надо «подтянуть» неродной язык. Со всем этим справляются те же учителя.

Подготовка к жизни

Экзамены как таковые в финских школах отсутствуют. Учителю разрешается на свое усмотрение проводить контрольные и проверочные работы. Есть единственный обязательный тест при окончании школы. К нему специально не готовятся.

Не преподают то, что в реальной жизни конкретному ребенку не пригодится, например, не учат вычислять на логарифмической линейке, не призывают досконально знать таблицу Менделеева. А пользоваться компьютером, банковской картой, создавать свой сайт в интернете, высчитывать кэшбэк на скидочный товар – с ранних лет.

Доверительные отношения

Доверяют учителям, исключив проверки, избавив от многочисленных отчетов. Образовательная программа в стране единая, есть общие рекомендации, в соответствии с которыми педагоги выстраивают свою личную.

Доверяют детям: нет тотального контроля, на уроках не заставляют заниматься чем-то одним всему классу. Ученик – это личность, которая сама знает, что для нее полезнее.

Добровольность

Ребенка не заставляют учиться, если он не хочет или не может. Усилия, конечно, педагоги предпринимают, но в «тяжелых» случаях просто ориентируют на рабочую профессию, тем более что в стране всякий труд почетен и достойно оплачивается. Задача школы – понять, на каком поприще человек принесет максимальную пользу себе и государству. Профориентация – забота «учителя будущего», имеющегося в штате каждой школы.

Разумеется, контроль за обучением присутствует. Пропуск уроков, например, наказывается дополнительными заданиями. Вызовы родителей к директору для разбора поведения ребенка не практикуются. Не успевает ученик – останется на второй год. Это не считается позором и сенсацией.

Самостоятельность

В детях воспитывают самостоятельность, т.к. считают, что это единственно возможное средство помочь им построить успешную жизнь. Отсюда отсутствие излишней опеки, поощрение тех, кто мыслит, а не заучивает, сам ищет нужную информацию, используя все имеющиеся ресурсы и гаджеты. По той же причине педагоги не вмешиваются в конфликты детей. Они сами должны найти взаимопонимание, если нужно, отстоять свои права.

Перечисленные принципы подвергаются и критике, но результаты их внедрения говорят сами за себя.

Немецкое воспитание

Жизнь немецких детей с самого юного возраста подчинена строгим правилам: им не разрешают сидеть перед телевизором или компьютером, спать они ложатся в 8 часов вечера. С детства малыши приобретают такие черты характера, как пунктуальность и организованность.

Немецкий стиль воспитания – четкая организация и последовательность. 

Другие особенности немецкого воспитания:

  1. Не принято оставлять детей с бабушкой, мамы берут младенцев с собой в слинге или коляске. Затем родители выходят на работу, а малыши остаются с нянями, которые обычно имеют медицинский диплом.
  2. У ребенка обязательно есть своя детская комната, в обустройстве которой он принимал активное участие и которая является его законной территорией, где ему многое позволено. Что касается остальной квартиры – там действуют правила, установленные родителями.
  3. В немецких садиках распространены игры, в которых моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение. 
  4. Немецкие мамы растят самостоятельных детей: если малыш упадет – он поднимется сам и т.д.
  5. Дети в обязательном порядке посещают садик с трехлетнего возраста. До этого времени проводится подготовка в специальных игровых группах, куда малыши ходят с мамами или нянями. Здесь они приобретают навыки общения с ровесниками.
  6. В дошкольном учреждении немецких детей не учат чтению и счету. Педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Дошкольник сам выбирает занятие по душе: шумные забавы, рисование или игру в машинки.
  7. Грамоте ребенка учат в начальных классах. Учителя превращают уроки в занимательную игру, тем самым прививая любовь к учебе.

Взрослые стараются приучить школьника к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку.

Кстати, в Германии трое детей в семье – своего рода аномалия. Многодетные семьи для этой страны редкость. Возможно, это связано с скрупулезной тщательностью немецких родителей в подходе к вопросу расширения семьи.

Литература об этом: Аксель Хаке “Краткое руководство по воспитанию малышей”.

Сложности воспитания детей в Швейцарии

В целом благополучную картину воспитания детей в Швейцарии омрачают несколько обстоятельств.

Сексуальные домогательства и половое просвещение в школах

В 2019 году вступит в действие новый закон Швейцарской республики. Учителя, уличенные в сексуальном посягательстве и связях с несовершеннолетними, навсегда лишатся права работать в школе. В черном списке сейчас больше 80 имен учителей-педофилов. В связи с этим с 5 класса в школах страны вводятся уроки полового воспитания. Просьбы родителей об освобождении детей от этих уроков по религиозным и нравственным соображениям отклоняются. Уроки должны научить детей сопротивляться сексуальной агрессии.

Дети-бумеранги

«Ребенок-бумеранг» — так называют в Швейцарии повзрослевшего сына или дочь, которые потерпели жизненное фиаско и возвратились под родительский кров. Жизнь родителей с такими детьми превращается в ад. Вот что рассказывает 54-летняя Сабина, сын которой в 25 лет потерял работу и вернулся домой.

«Вскоре он понял, что с родителями жить удобнее. Он нашел новую работу, но нам не выделял ни цента. Мы платили за квартиру и коммунальные услуги, закупали еду, следили за чистотой в доме – он же не помогал ни в чем. Да еще поучал, напирая на то, что он уже взрослый. Придется потребовать с него плату за квартиру…»

В целом возвращение к родителям характерно для малообеспеченных семей. Богатые мамочки и папочки предпочитают деньгами поддерживать на плаву самостоятельную жизнь своих детей и не допускать их возвращения в родные пенаты.

Выводы

Первые места в рейтингах процветания и благополучия доказывают, что система воспитания в Швейцарии эффективна и обеспечивает детям стабильное будущее. Швейцарская молодежь выгодно отличается от сверстников других стран образованностью, профессионализмом, дружелюбием, здоровьем и экономным распоряжением собственных ресурсов.

Непомерно высокий уровень цен и дороговизна жизни в Швейцарии многим мешает встать на ноги – дети-бумеранги приносят мало радости своим родителям. Тревогу вызывает ранняя сексуальность юных швейцарцев, случаи педофилии в школах страны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: