Первые слезы — что делать
Правильнее сказать — чего не нужно делать. Наша неправильная реакция на эмоции ребенка только усугубляет его неприязнь к садику. Причиной становится грубое слово педагога, обида на другого ребенка, неудачи в творческих занятиях. В этот момент нужно поддержать, успокоить, попытаться понять, что стало причиной.
В 3–4 года малышу сложно сформулировать свои чувства, понять, что ему не хочется в садик из-за того, что его ударил или обозвал мальчик.
Одни дети легко идут на контакт и рассказывают о неприятных событиях, другим это дается сложнее.
«Я не пойду больше в садик! Сегодня во время тихого часа Артем ударил меня. Просто так, подошел и ударил!» — на глазах старшей слезы. Для нее шок то, что кто-то сделал ей больно специально.
Уже пару дней замечала, что полненький мальчик, выглядящий старше сверстников, старается подольше посидеть в прихожей, когда дочь переодевается. Он задает вопросы, пытается завести разговор, но она не обращает внимания — Артем грубоват, плохо одет и считается хулиганом. Я с трудом убедила дочь, что Артем больше так не сделает и нужно попробовать сходить завтра в сад.
На следующий день я была твердо уверена, что должна что-то сделать. Поговорить с Артемом или его мамой. Мальчик встретил нас возле входа в садик — не мог дотянуться до домофона. Его мама отводила младшего ребенка в садик, а он в свои 4 с половиной года шел по территории сада к нужному подъезду и ждал, пока его запустят взрослые.
Он поздоровался, а поднявшись в коридор группы, попросил помочь с пуговицами на растянутой кофте. Моя злость и обида ушли — он просто одинок: «Артем, нужно поговорить». Довольно крупный мальчик сжался от моих слов, он ждал ответного удара, обидных слов.
Недоумение сменилось радостью: «Хорошо!» Моя старшая не смогла простить его до конца, но конфликтов между ними больше не возникало.
Первые слезы в приемной детского сада нельзя игнорировать.
Так же, как и замкнутость, задумчивость после садика. Не нужно отмахиваться от детских переживаний. Обязательно разговаривайте с малышом о прошедшем дне — пусть он громко расскажет о своих достижениях и шепотом о своих обидах и страхах, а вы о том, что делали без него.
Почему ребенок не хочет ходить в детский сад и плачет
Если же родители вынуждены сдавать малыша в садик раньше рекомендуемого возраста, то их может ждать довольно серьезная проблема – острое нежелание крохи посещать дошкольное учреждение, которое может вылиться в упорное неповиновение.
Крики, истерики, слезы – многим мамам и папам приходится переживать настоящий ад, прежде чем их кроха смиряется со своей участью и начинает по-другому к ней относиться. Примечательно, что подобные трудности могут наблюдаться и в более зрелом возрасте, и главное, не сломаться и не отказаться от социализации, ведь это самый простой, но не очень верный шаг.
Нет, не стоит насиловать волю ребенка, продолжая водить его в то учреждение, которое вызывает у него панический ужас, ведь вполне возможно, что там действительно что-то не так
Важно разобраться в ситуации, установить причину детского отторжения и только потом действовать, руководствуясь полученными знаниями. И среди самых распространенных факторов, которые отбивают у детей всякую охоту посещать ДУ, психологи выделяют следующие:
- Неготовность к саду. Обычно проявляется у самых маленьких, которые чувствуют сильную потребность в матери. Кроме того, может наблюдаться и у деток старшей возрастной группы, которые не были приучены к режиму, самостоятельно задавая собственный распорядок дня.
- Неспособность наладить контакт с другими детьми. Чаще всего наблюдается у асоциальных малышей, которые ввиду родительской гиперопеки были максимально ограничены от общения со сверстниками.В этом случае становятся возможными два сценария, первый из которых предполагает нежелание ребенка вливаться в детский коллектив, тогда как второй предполагает обратное поведение, проявляющееся в чрезмерной навязчивости, что также может отпугивать других малышей.
- Обиды. К сожалению, проявление детской жестокости не является редкостью, и ребенок может не хотеть посещать ДУ из-за чужих насмешек, которые обычно касаются внешности, плохого произношения и других особенностей. Самостоятельно справиться с проблемой в этом случае вряд ли удастся, ведь огромное значение имеет и роль воспитателя, который должен контролировать ситуацию и всячески пресекать подобные проявления.
- Смена дошкольного учреждения. Часто бывает так, что родителям приходится переезжать с места на место, а вместе с ними и их малышу, который вынужден менять не только дом, но и садик. Между тем подобные перемены могут оказаться довольно болезненными, ведь далеко не в каждой группе рады новеньким.
Когда малыш начинает ходить в садик, многое в его поведении меняется
Кроме того, не стоит исключать, что причина детского нежелания посещать сад кроется в плохом отношении воспитателя, ведь такие ситуации также случаются. Кроме того, дети, у которых имеются серьезные проблемы в семье (постоянные ссоры и конфликты родителей, алкоголизм, физическое насилие), гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе и этот момент также обязательно следует учитывать.
Как отучить ребенка плакать в детском саду
Психологи дают родителям следующие советы при плохой адаптации их чад в дошкольных учреждениях:
- сделать дома режим, аналогичный графику детсада (например, перед дневным отдыхом обедать, как перед сном в детском саду);
- давать с собой любимую игрушку, чтобы ребенок не плакал в садике;
- приучать к детсаду поэтапно, оставлять сначала на 2, потом на 4 часа, постепенно продлевая время до вечера;
- каждый день перед уходом говорить малышу, во сколько его заберут (после обеда, сна, прогулки);
- если по каким-то причинам малышу не нравится его спальное место, можно попросить воспитателя выбрать другую кровать, чтобы убрать неприятные ассоциации;
- объяснить пользу детсада (необходимость в общении со сверстниками, новых знакомствах и прочее);
- научить кроху самостоятельности, если он еще не умеет обслуживать себя;
- собираться в хорошем настроении, не создавая поводов для волнений.
Чтобы лучше понять причину детского плача при посещении дошкольных учреждений, родителям следует ежедневно расспрашивать их чад о прошедшем дне. Можно даже создать ролевую игру, имитируя пребывание в детсаду, что поможет крохе лучше раскрыться и озвучить волнующие моменты.
Плохая адаптация к детсаду – не повод отказываться от его посещения. Ребят, которые не спят в саду и плачут, неделю можно водить до обеда, а потом попробовать оставить на сон опять.
Существует даже специальная молитва, чтобы ребенок не плакал в детсаду.
Что делать после истерики?
Если у малыша истерический приступ прошёл, и он успокоился, можно с ним поговорить. Родители должны дать понять ребёнку, что он ведёт себя неправильно. Необходимо спокойно поговорить с малышом и выяснить, почему он плакал. Во время беседы взрослые должны сказать, что по-прежнему любят своего ребёнка, но его поведение их очень огорчает.
Родителям нужно научить малыша правильно вести себя в ситуации, во время которой он хочет плакать. Взрослые на конкретных примерах должны показать ребёнку, как следует себя вести. Например, если малыш хочет банан, он должен сказать об этом маме, но не плакать. Если он хочет на улицу, нужно также рассказать о своём желании родителям.
Если желания малыша понятны, но их выполнить взрослые не могут, необходимо пообещать ребёнку какую-то альтернативу. Например, если он хочет пожарную машинку, можно пообещать ему эту игрушку купить позже, где-то на следующей неделе или вместо неё предложить робота-полицейского.
Каким образом действовать родителям для преодоления подобных ситуаций?
Для того чтобы адаптация малыша прошла как можно быстрее и незаметнее, готовиться к этому процессу нужно как можно раньше, по крайней мере за несколько месяцев до первого посещения садика. Для этого следует:
- Заблаговременно ознакомить вашего малыша с информацией о дошкольном учреждении, в которое он попадет.
- Постарайтесь объяснить ему то, что посещение садика является необходимостью, а не просто тем, что родителям надоело заниматься воспитанием дитя.
- Постарайтесь никаким образом не показать свое сомнение по поводу посещения дошкольного учреждения.
- Отнеситесь к поступлению вашего дитя в сад, как к обычной процедуре. При этом не следует каждый день повторять эту ситуацию.
- Постарайтесь составить распорядок вашего ребенка таким образом, чтобы он практически полностью совпадал с режимом дошкольного учреждения. Подобная смена обстановки не будет так заметна и болезненна для ребенка.
- До поступления в детский сад серьезно займитесь прививанием вашему малышу всех гигиенических навыков.
- Постарайтесь как можно чаще создавать такие ситуации, в которых ваше дитя на определенное количество времени остается без родительского внимания.
- Постарайтесь максимально расширить круг общения вашего ребенка. Чем больше будет у него друзей, тем проще будет ему адаптироваться в совершенно новой среде.
Руководствуясь этими несложными советами, у вас получится слегка подготовить ваше дитя к совершенно новой обстановке. При этом период адаптации пройдет на порядок быстрее, нежели это могло бы быть.
Как предупредить развитие истерики?
Если взрослые хотят справиться с истерикой, им нужно внимательно следить за поведением и эмоциональным состоянием малыша и стараться не допустить крика и плача. Полностью заставить ребёнка не истерить невозможно. Однако можно уменьшить частоту истерических приступов.
Как предотвратить истерику:
- вовремя кормить малыша, придерживаться распорядка дня, не допускать переутомления, укладывать спать днём;
- подготовить малыша к предстоящей новой ситуации, заинтересовать игрушкой или обещанием что-то купить;
- понять, что хочет дочь или сын, вовремя среагировать на его желания (дать поесть, переодеть мокрые колготки);
- предоставить малышу больше свободы, разрешить ему самому выбирать себе одежду, еду на завтрак;
- больше времени проводить со своим малышом, любить его, читать сказки, играть с ним в игры.
Родители способны предупредить развитие истерики у своего малыша, ведь именно они являются главными особами в жизни ребёнка
Его капризы в этом возрасте всегда отталкиваются от желания привлечь к себе внимание взрослых или заставить их действовать в своих интересах
Ребенок плачет в садике целый день – что нельзя делать родителям
Есть вещи, которые родители не должны делать, когда их ребенок плачет в детском саду. Просто потому что сильное влияние, которое оказывают родители словами, интонацией и поступками приводят кроху в психологический конфликт.
Нельзя ругать ребенка за то, что она плачет. Родителям может стать неудобно и неловко перед воспитателями или другими мамочками и это вызывает желание просто накричать и поругать ребенка.
Не заставляйте пообещать ребенка, что завтра он или она будет себя хорошо вести и не будет плакать. Это бессмысленно и нечестно. Порой взрослые не сдерживают своих обещаний, а что уж говорить о детях.
Не высмеивайте детские страхи и слезы перед посторонними. Ребенок плачет в садике, потому что боится остаться без мамы и папы, и смеяться над этим или обсуждать со смехом эти моменты при других нельзя.
Самым ужасным и глупым, что могут сделать родители — это запугивать ребенка. Недопустимо угрожать крохе, что если тот не перестанет плакать каждый день в детском саду, то родители оставят его там навсегда. Или как вариант что накажут его или не купят что-то. Этим поведением вы сделаете садик, а затем и школу пыткой для ребенка. Таким поведением можно поселить в душе ребенка разные страхи.
Надеюсь, что информация в статье была вам полезна. Напоследок хочу сказать, что через 2 недели наша малышка перестала плакать в садике без мамы. Мы строго придерживались рекомендациям психолога и старались с улыбкой и добротой разговаривать про детский садик. Даже на мой вопрос: «Как дела в садике?» она отвечает, что игралась с детками. Раньше дочка отвечала, что плакала.
1. Придумайте новый ритуал прощания. Например, вы договоритесь с ребенком заранее: «Чтобы ты не плакал, тебе поможет волшебная витаминка!» Ребенок заинтригован. А вы объясняете: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую на прощание и ты положишь ее в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» В качестве витаминки можно дать какой-нибудь красивый и вкусный (но небольшой) леденец. который ребенок еще не пробовал, можно дать одну аскорбиновую дольку (продается в аптеке), содержащую витамин «С» или что-то другое на ваш выбор и вашу фантазию
Увлеченный тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Важно! Эту вкуснятину нельзя давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами в саду.Иначе эффект ожидания и предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и прощанием с мамой. 2. Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребенка за ручку и отводить в группу
Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Иди, мама, на работу!» Попробуйте.
2. Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребенка за ручку и отводить в группу. Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Иди, мама, на работу!» Попробуйте.<o:p></o:p>
3. Берите с собой любимую игрушку ребенка, когда идете в садик. Многие воспитатели разрешают деткам их приносить из дому. Эту игрушку можно таскать утром и забирать вечером. Можно придумать даже игру — будто ребенок в роли мамы или папы сам отводит игрушку в садик. Другой вариант — оставлять игрушку в шкафчике или на постельке ребенка в саду вечером, чтобы утром у малыша был стимул пойти поскорее туда и радостно встретить свою игрушку.<o:p></o:p>
4. Если ребенок закатывает истерику с вами, попробуйте попросить папу или бабушку отводить его в садик. Обычно с иными близкими истерики возникают редко.<o:p></o:p>
5. Если истерика началась, не теряйте спокойствия и терпения. Ваше состояние передается ребенку. Ведите себя с ним уверенно и ровно, обязательно заверяйте, что вы придете, как только он погуляет, поест, поспит и поиграет немного. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно, чтобы он не боялся, что как только отвернется и все… мамы нет.<o:p></o:p>
6. Забирая его из садика, будьте веселы и жизнерадостны, даже если день у вас выдался не ахти. Хорошо будет, если вы погуляете немного, дадите ему размяться, а не будете спешить домой. Естественно, вечерние дела нужно правильно распланировать.<o:p></o:p>
7. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка отрицательные суждения в адрес воспитателей, нянечек, да и самого садика. Любые настораживающие вас моменты обязательно выясняйте в беседе с воспитателями, наблюдайте за поведением своего ребенка, его словами в процессе игры. Ведь играя, дети вслух могут вербализировать все, что происходит в садике, в котором они находятся большую часть времени.<o:p></o:p>
Степени адаптации ребенка к посещению детского сада
Механизм адаптации у каждого ребенка работает по-разному. Многое зависит от устойчивости нервной системы малыша. Резкая перемена для одного крохи выглядит не так страшно, и он быстро осваивается в новой обстановке. Более ранимым ребенком такое обновление принимается тяжело, и он долго и болезненно переживает его, капризничает, гневается на родителей. Наблюдение специалистов позволили выявить у маленьких детей три степени адаптации: сложную, среднюю и высокую. Расскажем подробнее о каждой из них.
Сложная степень адаптации
Незнакомая обстановка доводит малыша до выраженного нервного срыва, выливающегося в бесконечные истерики. Расставание с мамой может привести к болезни. Находясь в группе, ребенок сторониться сверстников, его не привлекают общие игры и садовские игрушки, он замыкается
Внимание рассеивается, кроха отгораживается от происходящего вокруг него. Услышав слова воспитателя, он может испугаться, впасть в истерику, начать звать маму. Некоторые малыши вообще не реагирует на обращения к ним, могут разнервничаться и замкнуться
Некоторые малыши вообще не реагирует на обращения к ним, могут разнервничаться и замкнуться.
Как помочь ребенку?
Что должна сделать мама, если ребенок плачет в яслях? Необходимо проявить чуткость и терпение. Договоритесь с воспитателем на то, чтобы две-три недели находиться рядом с ребенком. Станьте своеобразным проводником между ним и другими детьми, введите его в новые условия своей теплой рукой и горячим сердцем. Предпринятые действия не привели к решению проблемы, обратитесь за консультацией к специалисту.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: а что делать, если ребенок плачет во сне?
Средняя степень
Внешне ребенок спокойно провожает маму, если и расстраивается, то ненадолго, не чурается игр с детьми. Трудности адаптации выражаются скрытно, трансформируясь из психологического беспокойства в частые болезни. Ребенок постоянно простужается, подхватывает ангину, страдает от аллергии. Наличие проблемы показывают и беспричинные приступы агрессии, гнева, плаксивости. Такому малышу требуется полтора-два месяца на полное привыкание.
Как помочь ребенку?
Ежедневно разговаривайте с ребенком, спрашивайте о том, как прошел его день в саду, чем он занимался, с кем подружился
Важно, чтобы и воспитатель не оставлял малыша без внимания, старался деликатно объяснить ему правила пребывания в саду, задействовал его в общих занятиях. Работайте в тесном тандеме с воспитателем. Попросите его, чтобы он вовремя сигнализировал о негативных реакциях крохи
Попросите его, чтобы он вовремя сигнализировал о негативных реакциях крохи.
Высокая степень
Позитивная реакция ребенка на посещение ДС радует родителей и облегчает работу воспитателя. Малыш охотно собирается в садик, быстро знакомится с другими детьми, адекватно относится к требованиям и замечаниям воспитателей. Адаптация не занимает у него много времени, как правило, ему хватает 1-2 недель, чтобы благополучно влиться в детский коллектив. Отсутствие болезней так же свидетельствует о хорошей адаптации крохи.
Высокая адаптация выражается и в психологическом поведении. Ребенок без проблем засыпает, просыпается вовремя, ему некогда скучать, он постоянно занят. Играет с другими детками, сам придумывает игры, активно ведет себя на прогулке, не жалеет игрушек для других детей. Когда мама приходит за ним, он с удовольствием рассказывает о том, как прошел его день.
Что требуется от родителей?
Основная задача родителей состоит в том, чтобы грамотно подготовить малыша к поступлению в сад. Расскажите ему, почему он должен ходить в ДС, что его там ждет. Объясните правила пребывания, как долго он там будет, с кем может познакомиться. Самое главное – дайте ему понять, что он идет туда на определенное время, и вечером вы его обязательно заберете.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как необходимо подготовить ребенка к детскому саду в 3 года?
Причины истерического поведения ребенка
Детский сад помогает подготовиться к школе. С раннего возраста дети учатся взаимодействовать с другими детьми, адаптироваться и быть частью группы. В детском саду происходят важные перемены в характере: на формирование личности влияет окружение, отношения в детском коллективе
Здесь дети учатся считать, писать, применять логику Детский сад является важным этапом взросления, поэтому родителям важно подготовить сына или дочь новым условиям
Истерика помогает ребенку выразить свое недовольство: он не может аргументировать причины недовольства, поэтому выражает его в негативных эмоциях. Чем меньше внимания на истерику получает малыш, тем сильнее недовольство. Бороться с негативными эмоциями игнорированием нельзя. Чтобы детский сад не стал причиной стресса, родители определяют причину истерии.
Перед садиком или школой
Если не начать своевременно бороться с истерикой перед садиком или школой, то у малыша выработается стойкая негативная реакция, которая станет чертой его характера. Проблемы перед садиком наблюдаются у общительных и мнительных детей, но чаще истерики и сильный страх перед переменами наблюдается у детей:
- чувствительных;
- чрезмерно привязанных к родителям;
- малоразговорчивых и стеснительных.
Неуспевающие в развитии дети также испытывают сильный стресс перед садиком. Их истерика начинается уже тогда, когда наступает вечер: они начинают ныть или изображать выдуманную болезнь. Такое поведение нельзя оставлять без внимания.
Основной причиной страха садика является резкая смена обстановки. Малыш привыкает к домашним условиям, он знаком с соседскими детьми и вся его жизнь состоит из череды знакомых событий. Если ситуация резко меняется, он ощущает объяснимый дискомфорт, он чувствует, как привычная ему среда разрушается.
На подсознательном уровне он боится неизвестности. Если перед тем как идти в сад малыш стал капризным или подавленным, его нельзя туда отпускать в таком состоянии, в детском садике стресс только усилится.
Перед новым садиком
Сын или дочка начинают истерить, если семья переезжает на новое место: окружающая среда снова меняется. У маленьких детей степень адаптации ниже, чем у взрослых. Они не успевают так быстро сменить круг общения и подстроиться под новые условия.
Истерит малыш перед новым садиком, если:
- семья внезапно переехала (сменила дом, город или страну);
- если на новом месте другой язык общения или обычаи;
- если родители не объясняют природу волнения (малыш не понимает, что с ним происходит).
Если взрослый человек может понять причину собственного волнения, то дети воспринимают страх, как естественную реакцию. Он не борется с ним, а принимает его. В детском возрасте основные понятия могут быть искажены под влиянием страха.
Новая обстановка кажется враждебной, опасной: закладывается такая неправильная установка, и во взрослой жизни человек не может подстроиться под необходимые перемены. Если упустить момент, когда малыш напуган или подавлен после переезда на новое место, то внутренние страхи укореняться и разовьются в социальные фобии.
Перед расставанием с родителями
Еще один вид истерики возникает тогда, когда малыш слишком привязан к семье. Он привык к постоянному присутствию матери или отца.
По мере разрушения привычной среды начинаются истерики. Сын или дочь чувствуют угрозу. Будь то события или чужие люди: они вторгаются в пространство малыша и отбирают у него родителей (так малыш понимает происходящее).
Страх перед расставанием с мамой является одной из основных причин, почему истерики начинаются перед садиком. Расстаться с мамой для малыша равносильно настоящей потери: он не понимает, когда снова окажется в обычной среде, а безопасная и привычная обстановка нормализуется.
Если малыш не хочет быть в детском саду по этой причине, никакие уговоры не действуют. На подсознательном уровне он больше не доверяет родителям: они подвели его, позволили плохому случиться.
Возможные проблемы
Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.
Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.
Плаксивость и истерики
Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.
О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.
Частые болезни
Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!
Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.
О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.
Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.
Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.
Проявляется ли агрессия по отношению к родным?
Бывают ситуации, когда послушный и спокойный ребенок вдруг начинает драться и кусаться. Не надо сразу начинать ругать его и критиковать.
Прежде стоит разобраться в причинах такого негативного поведения, чтобы выбрать модель своего поведения по отношению к малышу.
Разберемся, какие же могут быть причины:
Недостаточное внимание родителей. Ребенок нуждается во внимании папы и мамы
Любые игрушки, мультики быстро утомляют малыша
Ему необходим контакт с родителями: совместные игры, чтение книг или дружеский разговор. Когда просьбы поиграть заканчиваются неудачей, он, для привлечения к себе внимания, начинает драться. Заметили похожую ситуацию – ответ прост: нужно больше времени уделить общению. Не надо ругать малыша, иначе добившись того, что он не будет драться с вами – получите обратный эффект: ребенок станет драться в саду.
Протест. Возможно, установлены слишком жесткие рамки: много ограничений, строгость родителей. Это вызывает переутомление и с помощью драки выражается протест против сложившейся ситуации. Проблему можно решить, немного ослабив давление.
Неумение ребенка проявлять любовь. Не все родители эмоциональны, некоторые не склонны сюсюкаться, целовать и обнимать ребенка. В связи с этим, малыш, желающий проявить свои нежные чувства к родителям, не знает, как это сделать. В итоге получаем щипки и укусы в качестве проявления любви. Здесь родителям стоит сменить тактику своего поведения. Быть нежнее, почаще его обнимать, говорить добрые слова, то есть своими действиями научить правильно проявлять свои чувства.
Трудности адаптационного периода
Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.
Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.
Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.
Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.
- Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
- Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
- Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
- Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.
К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста
Если проблема в воспитателе
Понять, что воспитатель, поможет следующее:
- Спросите о проблеме, но не утверждайте. Вопрос должен быть открытым, например: «Когда ты балуешься, что делает Анна Ивановна?»
- Рисунок. Иногда проще нарисовать, чем сказать. Попросите нарисовать детский сад, выслушайте объяснения, кто что делает. Это позволит отчасти понять, что происходит.
- Игры. Сюжетно ролевые. Возьмите роль педагога, а после предложите ее своему ребенку. То, как он будет обращаться с вами и с игрушками, вероятнее всего, имеет место в группе.
- Придумайте вместе со своим чадом сказку. Пусть героями будут реальные люди из садика.
- Адекватно оценивайте ситуацию. Рассмотрите ее со всех сторон, дети имеют богатое воображение. Он может преувеличивать или копировать поведение из мультиков/фильмов.
Несколько советов детского психолога о том, что делать в случае, если вашего малыша обижают в садике, смотрите ниже:
Действия, когда вы удостоверились, что виновен воспитатель:
- Разговор с педагогом. Не переходя на личности, спросите было ли такое. Похвалите воспитателя, покажите, как вы уважаете его за труд. В мирном ключе разрешите конфликт.
- Когда наставник вас не слышит, а жалобы продолжаются, поговорите с родителями других деток. Узнайте, возникла ли подобная проблема у них.
- Обратитесь к заведующей, также спокойно просите проконтролировать происходящее.
- Если ничего не помогает, обратитесь в Департамент дошкольного образования. Объединитесь с другими родителями и потребуйте замену педагога.
Посмотрите передачу, в которой проблема нежелания ходить в садик рассматривается достаточно подробно с разных сторон.
Что делать, если прошло время, а ребенок все равно по утрам плачет?
Психолог уверена, что в большинстве случаев, плохая адаптация — это неготовность самих родителей оставить ребенка в саду. Нужно искать внутренние мотивы в себе или родных.
— Например, мама может не работать или находиться во втором декрете. Ее мучает совесть, что она отправляет ребенка в сад, а сама в это время дома. Ребенок чувствует мамино состояние и становится «болезненным» или совсем «несадовским», чтобы удовлетворить потребность мамы. Конечно, он не думает: «Так, сейчас заболею и останусь с мамой». Это происходит само собой, поскольку внутренние мотивы взрослых передаются ребенку.
Психолог давно заметила, что в тех семьях, где родители уже вышли на работу, а бабушки не могут помочь, дети адаптируются быстрее и легче. От родителей к детям идет посыл: «Без этого никак нельзя, нам это нужно, так будет лучше».
Воспитатель также замечает, что родители порой нервничают больше, чем дети. И эта тревога «передается» ребенку, что тормозит процесс адаптации.
— Если мама спокойно отдает ребенка в сад, а не думает, «как же я оставлю его с чужой женщиной», то и ребенок быстрее привыкает к новым условиям. Ведь существует достаточно сильная связь «мама — ребенок». И то, что мама транслирует ребенку, очень сильно сказывается.
Быстрая связь с редакцией [email protected]Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
Я сам!!!
Истерика может выражать протест против чрезмерной опеки и желание быть самостоятельным. Часто такое бывает при авторитарном стиле воспитания. Вспомните, как вы общаетесь с малышом в поликлинике, в парке, дома. Можно даже записать себя на диктофон. Если малыш по большей части слышит от вас: «Нельзя!», «Туда не ходи!», «Не трогай!», «Не смей!», «Перестань!», то ничего удивительного в том, что он пытается отстоять право на самостоятельность
Ребенку очень важно чувствовать уважение родителей, признание его способностей. Попробуйте прислушаться к своему чаду, расширить сферу его деятельности, дать ему больше свободы, и, возможно, проблема истерик постепенно исчезнет из вашей жизни
А мы, между тем, продолжаем перематывать нашу видеопленку.