Консультациядидактические игры. их значение и применение в педагогическом процессе

Классификация дидактических игр

Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как принято разделять их по различным критериям. Есть несколько видов объединения.

По использованию материала:

  • настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино;
  • с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой;
  • словесные – «Краски», «Загадки».

По содержанию обучения и воспитания:

  • по формированию математических представлений;
  • сенсорные;
  • словесные;
  • по ознакомлению с природой;
  • другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи.

По виду деятельности:

  • беседы;
  • путешествия;
  • загадки;
  • поручения;
  • предположения.

Основные компоненты

В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры, определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий этап). Таким образом, игра представляет собой сложное явление.

Основным ее элементом является обучающая или дидактическая задача, именно этому компоненту подчинены все прочие. Для детей она формируется в виде игровой задачи, для педагогов — обучающей. Конкретный набор задач зависит от программы, которую используют в своей деятельности методисты ДОУ и возрастной специфики групп. Примеры игровых задач:

  • Определи форму.
  • Продолжи предложение.
  • Подбери подходящее слово.
  • Кто в каком домике живет.

Содержание и действия

Это важнейшие компоненты в структуре дидактической игры, отличающиеся широким многообразием. Сюжет может быть самым различным, например, в группах детского сада очень популярны сценарии путешествия, помощи сказочным героям. Для детей младшего школьного возраста интересны съемки фильма или подготовка театральной постановки.

Основой игры являются действия, в которых ребенок решает поставленную перед ним задачу, а также проявляет активность, изобретательность, фантазию и сообразительность. Они напрямую зависят от выбранного сюжета. Особенность дидактики в том, что четкого варианта решения проблемы нет, каждый малыш имеет возможность самостоятельно его определить. Например, игра «Найди ушки» предполагает соотнесение пар изображения животного и его ушей. Ребенок может пойти различными методами:

  • Посмотреть на картинку и вспомнить, как выглядит это животное, увиденное им ранее в зоопарке, на телеэкране или в книге. То есть он будет использовать свою память, с ее помощью найдет решение игровой задаче.
  • Использовать логику, проанализировать окраску животного и цвет ушей, сопоставить размеры. Это поможет определить, какие ушки какому зверьку принадлежат.

В первом случае ребенок укрепляет свои знания, во втором — получает новые, а также развивает логическое мышление. Основное требование, выдвигаемое к игровым правилам — они должны быть понятны детям и нравиться им. Главное, чтобы малыши в процессе усвоения знаний получали удовольствие и положительные эмоции. Однако может быть и так, что игровым действиям ребят придется обучать, это вполне закономерно, ведь они овладевают новым видом деятельности.

Правила игры и итоги

Важнейший метод обучающей работы с дошкольниками представляет собой дидактическая игра. Определение термина предполагает обязательное наличие заранее обозначенных правил. Основная их задача — реализация игрового содержания, а также формирование у игры демократичного познавательного характера. Ключевое требование к правилам — заданность, то есть они должны быть определены и донесены до детей до начала совершения ими основных действий. Характеристики правил:

  • Помогают педагогу в процессе управления игрой.
  • Ограничивают действия детей, помогают им сосредоточиться на решении определенной задачи.
  • Определяют, что именно и в какой последовательности нужно сделать, позволяя догадаться о том, какие пути существуют к реализации дидактической цели.

Основные их функции представлены в форме таблицы.

Наименование функции Краткая характеристика
Обучающая При помощи игровых ситуаций помогают пояснить малышам, как необходимо делать определенное действие. Организуют их познавательную деятельность, помогают быстро отыскать способ решения проблемы.
Организующая Определение последовательности действий, направленных на решение определенной задачи. Решение вопроса командного взаимодействия.
Дисциплинирующая Соблюдая правила, дети учатся доводить начатое до конца, следовать заранее определенному алгоритму, ведь пропуск какого-либо действия недопустим.

Чтобы четко соблюдать установленные правила, детям необходимо проявлять усилия, учиться общаться между собой и со взрослыми, добиваться поставленной цели.

https://youtube.com/watch?v=hSAG4-37djU

Завершающий этап игры — подведение итогов, формулирование выводов. Формы отличаются разнообразием: похвала, определение лучшего участника, вручение символических подарков. Самое главное — все участники должны понимать, что они молодцы, что в следующий раз лучшим вполне может стать кто-то другой.

методическая разработка «дидактические игры»

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно — двигательного восприятия

, так как оно лежит в основе чувственного познания. Игры на узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Чудесный мешочек.», работа с тактильными плашками (мнемотехника), Монтессори – упражнение «Шершавые фигуры».

Для развития слухового восприятия

используют дидактические игры – «Кто позвал?», «Где звенит?», «Кто там?». Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

В игре складываются и наиболее эффективно развиваются:

Творческое воображение, образное мышление, складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.Способность к суждениям, умозаключениям (

основные инструменты мышления), умению применять свои знания в разных условия.

Произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Речь

Речь.

Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям

Процесс познания своих возможностей (самосознание) и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения

Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский

Разные формы произвольного поведения детей

Эстетическое воспитание

Формирование эстетического отношения детей к окружающему

Формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию( «Укрась дымковским узором игрушку, «Русский народный костюм», лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя — делают эстетику быта

средством эстетического воспитания.

Формирование экологической культуры ребенка

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки

Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования

Нравственное воспитание.

Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Правила в игре создают нормы поведения, определяют правильные взаимоотношения, воспитывают чувства коллективизма, умение уступить сверстнику. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. В коллективных играх у детей развивается чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». . В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Условия проведения

  1. До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
  2. Во время всего процесса взрослый остается руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.
  3. Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
  4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Игры в детстве, в том числе дидактические, являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение. Педагоги и родители, грамотно внедряя их, способны помочь детям развиваться и обучаться незаметно и естественно для своего возраста.

Ключевые разновидности

Классификация обучающих игр основывается на различных подходах: видах познавательной деятельности, игровым операциям, содержанию, роли воспитателя, типу взаимоотношений детей.

В рамках педагогики дошкольников принято выделять три основные категории этой формы обучения. Прежде всего, к таковым относятся игры с предметами и игрушками. Предварительно производится подбор наглядных пособий: различных по цвету, величине, форме и назначению предметов. Задача детей — выполнять с ними определенные, заранее обозначенные действия. Примеры:

  • По заданию воспитателя ребенок достает один из предметов, относящихся к группе «посуда», говорит, что это и из какого материала сделано.
  • Разложить предметы по группам (посуда — деревянная или металлическая).
  • Рассортировать геометрические фигуры по определенному параметру, например, по цвету, форме, размеру.
  • Правильно одеть куклу в зависимости от сезона и четко проговаривать последовательность действий.

Вторая группа игр — настольные, печатные (отлично подходят для малышей среднего и старшего дошкольного возраста). Их можно придумать и изготовить своими руками или же приобрести готовый вариант. Чаще всего в педагогике применяются игры с парными картинками, кубиками или разрезанные изображения. Сущность заданий: сложить из нескольких кусочков целое, разделить изображенные на карточках предметы на основании определенного признака (посуда, растения, животные, деревья).

Наконец, бывают и словесные забавы, подразумевающие использование определенных сочетаний слов и действий. Например, «Да и нет не говори». Ребенку задают вопрос, его задача — ответить на него, не используя при этом «да» или «нет». Следует употреблять описательные обороты или вводные слова.

https://youtube.com/watch?v=ar7YLtEPa1Y

Анализ дидактической игры показывает, что она является эффективным способом проведения уроков в детских садах и начальных классах школы. Использование интересных наглядных пособий, игрушек, нестандартных заданий не только помогает сделать обучающий процесс увлекательным, но и формирует у ребят важнейшие знания, умения и навыки.

Характеристика и функции

Для детей дошкольного возраста обучение должно быть легким и ненавязчивым, поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для малышей проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно. В процессе обучения выделяют несколько функций такой формы:

  • Получение и закрепление знаний. Ребенок при этом получает не скучную теоретическую информацию, а самостоятельно находит ответ на вопросы, трансформирует сведения в игровой ситуации, быстро находит им практическое применение. Именно такая «забава» интересна и полезна.
  • Усвоение новых знаний в веселой увлекательной форме.

Кроме того, эта форма представляет собой самостоятельный вид деятельности, помогает передать дошкольникам сведения об окружающем мире, математике, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения.

Структура дидактической игры

Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.

Структура вмещает:

  • дидактическую задачу;
  • игровую задачу;
  • игровые действия;
  • игровые правила;
  • результат игры.

Дидактическая задача

Дидактические задачи реализуются в процессе игры, заранее определяются взрослыми, которые планируют и руководят ею.

Игровая задача

Она отображает действия детей в процессе занятия, дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.

Игровые действия

Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.

Игровые правила

Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.

Результат игры

Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: