Конспект открытого урока «Туризм — вид активной и познавательной деятельности»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Эдельвейс» городского округа Тольятти (МБОУДОД ЦДЮТЭ «Эдельвейс»)
Конспект
Открытого урока
Тема: «Туризм – вид активной и познавательной деятельности»
Тренер – преподаватель: Самойлов Анатолий Владимирович
Цель: Знакомство с видами спортивного туризма
Задачи:
Формирование уровня знаний, умений и навыков в туристском походе
Формирование потребности в здоровом образе жизни
Решение проблемы занятости во внеурочное время
Оборудование: ноутбук, проектор, туристская палатка, рюкзак, спальник, туристский коврик, карабины, компас, веревка, гитара, медицинская аптечка, растительный гербарий, костровой набор, карта
Ход урока:
1.Орг.момент – приветствие, представление, сообщение темы урока (2 мин.)
2. Показ видеофильма «Туризм – вид активной и познавательной деятельности» (4 мин.)
3. Новая тема: раздача оборудования, работа по группам, импровизированный туристский поход, (11 мин.)
Участники делятся на команды (по 3-4 чел) и выбирают капитана (командира) похода. 1 группа отвечает за укладку туристского рюкзака имея у себя схему укладки. 2 группа с помощью растительного гербария готовит выступление о знании данных растений. 3 группа с помощью компаса и карты, письменной подсказки измеряют расстояние от пункта А до пункта Б и вычисляют время прохождения дистанции. 4 группа с помощью медицинской аптечки сортируют лекарственные препараты и готовят выступление о знании методов первой медицинской помочи. 5 группа с помощью письменной схемы укладки костра и деревянных поленьев изучают и готовят к показу 3 вида костра. 6 группа с помощью туристского спортивного инвентаря (карабины, жумары, веревки) и схемы действий с данным оборудованием готовят выступление о значении данного спортивного инвентаря в походах. Каждая команда в своем выступлении отмечают свои должностные обязанности в туристском походе. После выдачи инвентаря и оборудования командам дается время на подготовку.
4. Закрепление: Игра «Мы идем в поход» (15 мин.) Выбранный капитан похода выводит поочередно подготовленные группы в центр класса и помогает им. 1 группа рассказывает о значении правильной укладки рюкзака и осуществляет ее с помощью спортивного инвентаря. 2группа с помощью растительного гербария (деревья – осина, дуб, береза, сосна) рассказывает классу о лекарственных свойствах данных растений. Остальные команды и капитан помогают и дополняют. 3 группа рассказывают о сделанных вычислениях, сколько времени потратится на данный туристский маршрут. 4 группа с помощью медицинской аптечки рассказывает о значении данных лекарственных препаратов, группы и капитан помогают и дополняют. 5 группа с помощью деревянных поленьев показывают и выкладывают 3 вида костра и рассказывают о разнице их. 6 группа с помощью спортивного инвентаря рассказывают и показывают, дают по группам использовать спортивный инвентарь самим.
Ход мероприятия:
Вед. Сегодня с вами мы отправимся в поход. А если мы с вами идём в поход, то мы кто?
Дети: Туристы!
Вед. Какими должны быть туристы?
Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют. Если турист передвигается пешком, как называется этот вид туризма?
Дети: Пеший.
Вед. Если на велосипедах, лодках, на конях, автомобилях (автотуризм).
И так мы отправляемся в пеший поход. Берите свои рюкзаки и в путь.
Речёвка туриста:
-Кто шагает с рюкзаком?
-Мы, туристы!
-Кто со скукой не знаком?
-Мы туристы!
-Нас вперёд ведут…
-Дороги!
-Наш девиз:
—«Всегда вперед!»
-Эй, ребята,
— Твёрже шаг!
-Что турист берет в дорогу?
-Песню, ложку и рюкзак.
Вед. Вот первое препятствие. Перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с кочки на кочку.
Дети выстраиваются друг за другом и выполняют прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
Вед. Ребята, мы пришли на пруд. Посмотрите как здесь красиво.
Лежит кувшинка на листке, как на плоту упругом.
И поплыла бы по реке к приветливым подругам,
Да вот беда – привязан плот, он никуда не поплывет.
Е. Серова.
Летом на воде появляются круглые, толстые листья кувшинок. Почему толстые? Потому что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не дает утонуть листу, если даже на него сядет маленькая птичка или лягушка.
Вед. Продолжаем наш поход, вперед.
Переход на лабиринт.
ОРУ с использованием лабиринта.
1. И.п: стоя, держась двумя руками за лабиринт. Повороты головы в стороны, вверх-вниз.
2. И.п: упор лёжа на лабиринте. Отжимания от перекладины.
3. И.п: стоя, держась двумя руками за лабиринт. Приседания.
4. И.п: стоя боком к лабиринту, с опорой на него рукой. Отведение ноги в сторону, затем поворот в другую сторону.
5. И.п: стоя, держась двумя руками за лабиринт. Прыжки на двух ногах.
6. Ходьба по лабиринту друг за другом.
Вед. Ребята посмотрите какую паутину сплёл паук и нам через неё надо пробраться.
Лазание по веревочной сетке.
Вед. Продолжаем наш поход, идем дальше.Все вместе:
Кто шагает дружно в ряд?
Наш детсадовский отряд.
Мы хотим быть смелыми,
Здоровыми, умелыми!
Задание: бег змейкой.
Остановка на большой поляне.
Загадка:
В сосне дупло, в дупле тепло
А кто в дупле живет в тепле? (Белка)
Игра «Белка выбирает дупло».
Половина группы детей изображают деревья, остальные «белки»,их должно быть на одну больше, чем деревьев. Белки резвятся на полянке, по сигналу разбегаются по своим «дуплам» (встают за ребенком – «дерево»). Белочка оставшаяся лишней,произносит: «Раз, два, три!» на этот счет белки меняются дуплами, а оставшаяся-спешит занять себе место.
Вед. А теперь я хочу узнать для чего, ребята, нужны деревья? А если они исчезнут, что произойдет на Земле? А почему деревья могут исчезнуть? (дети отвечают)
Но иногда деревья болеют. И чтобы они не заразил весь лес. Их спиливают. И на месте этих деревьев остаются пеньки.
Игра «Липкие пеньки»
Несколько детей садятся на корточки, как можно дальше друг от друга. Они изображают «липкие пеньки». Остальные играющие бегают по ограниченной местности, стараясь не подходить близко к «пенькам», которые пытаются коснуться пробегающих мимо детей. Остальные тоже становятся пеньками.
Игра «Точный глазомер».
Участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз».
Вед. Привал или по-другому, отдых! Разобьем палатку, расстелем покрывало!
(«Завтрак на траве»).
Туристические загадки:
Он с тобою и со мной
Шел лесными стёжками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками (рюкзак)
И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет
А как спать в ней сладко
Что это? (палатка)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен
Моно в нём уху варить
Чай душистый кипятить (котелок)
Вед. Земля — наш дом большой, в котором мы все живем. А кто хозяин в этом доме? — Человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Как сохранить красоту Земли? (сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки….) Давайте помнить об этом всегда и беречь природу!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу (да)
Уборка поляны и сбор рюкзаков.