Занятия с песком для младших школьников
Принцип обучения и развития на основе песочной массы остается прежним, только меняется материал и его подача в зависимости от степени восприятии детей. В песок помещаются слоги, из которых нужно составить слова, а из слов – предложения. Карточки с примерами или с рядом цифр, в которых пропущено несколько знаков, станут тренировкой математических навыков.
Усложните игру:
«Что лишнее?»: берите от 5 до 8 карточек, где лишними будут несколько предметов.
«Кто я?»: доставая фигурку, ребенок должен назвать несколько ее признаков.
«Мое место»: добавляйте предметы и меняйте местами несколько позиций.
Чтобы по-настоящему удивить детей приобретите «волшебный» песок – кинетический. Эта масса на 98% состоит из песка и 2% занимает силиконовый полимер, который заставляет песок «оживать». С его помощью создаются фигуры разной сложности, можно вылепить рыбу, плывущую на волнах или геометрическую фигуру с четкими контурами. Производитель добавляет в упаковку не только причудливые формочки, но и подробную инструкцию по правильному применению песка и разные варианты его использования.
Идеи для летних игр для детей с песком и водой
Игра «Как напоить песочек?»
Привить любовь малыша к опытам можно с помощью простой игры, используя при этом самые простые материалы – песок и воду. Ребенок должен увидеть, что одним из свойств песка является его умение впитывать воду. Показать ему это можно на наглядном примере. Для этого ребенок должен собрать из сухого песка горку и сделать в ней ямку. Именно в эту ямку потихоньку он и будет вливать воду из лейки с тонким носиком. Сначала малыш увидит, что ямка по мере вливания песка будет становиться все глубже, получится небольшое озеро, наполненное водой. Но постепенно это озеро будет мельчать, так как вода будет впитываться песком и исчезнет, а песок из сухого превратиться в мокрый.
Игра «Поварята»
Все дети любят лепить из песка, но в летнюю жару песок часто высыхает и становится рассыпчатым, из него невозможно что-то лепить. Можно показать малышу, что если набрать в формочку такой песок, то не получится сделать из него фигурку. Поэтому, выходя на улицу в жаркую погоду, можно брать с собой бутылочку с водой, чтобы поливать песок и делать его пригодным для лепки. Так как дети любят играть в ролевые игры, то можно поиграть с ними в настоящих поваров, которые работают в большом ресторане и которым нужно приготовить много разных блюд для настоящего праздника. Приглашенными гостями могут быть куклы, машинки, фигурки лего и другие различные игрушки. Для игры понадобятся лопатки, ведра, разные формочки и игрушечная посуда (тарелки, чашки, ложки и чайник). С помощью разных формочек малыши могут напечь огромное количество «десертов», украсить их листиками, палочками, цветами и даже сухим песком – сахарной пудрой. Останется только расставить чашки и налить из чайника чай, и гости могут угощаться.
Ход игры:
Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.
Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
Мы в клумбе три бороздки проведем,
Названия цветов на слоги разобьем!
Два слога в верхнюю сажаем,
Три слога в центре оставляем.
Четыре слога — в третью грядку.
Теперь все вроде по порядку.
Итак, начнем сажать, друзья!
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
Четырехсложные слова: колокольчик, незабудка, хризантема.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме, оттенку.
2. Где чаще всего можно встретить этот цветок?
3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
ИГРЫ С ПЕСКОМ В ГРУППЕ
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта.
При игре с пескомможно выполнять такие упражнения:
— пройтись ладошками, оставляя следы;
— создать отпечатками ладоней, кулачков, рёбрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
— пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
— поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх – вниз;
— сделать кулич с помощью формочки и совка.
В любое время года
Играем мы с песком.
Печём пироги и торты,
Потом всё сами уберём.
Описание развивающей игры
«Песочные узоры»
Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.
Средства: сухой песок, конус из картона с небольшим отверстием в его вершине и привязанными к его краям верёвочками, поднос.
Методические рекомендации: воспитатель показывает детям, как заполнить конус песком, заткнув пальцем отверстие, как, слегка раскачивая конус над подносом, делать песочные узоры.
Затем воспитатель предлагает ребёнку попробовать порисовать песком. В любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу подготовленную заранее чашку.
Остальные дети могут понаблюдать, как сыплется песок, образуя горки, дорожки и различные узоры.
Конус с дыркой мы возьмём,
Песок сыпать начнём.
Кулёк на верёвочках качается,
На подносе узор получается.
Ход занятия.
Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью.
Педагог: «Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы снова встречаемся с Песочным принцем».
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Педагог: «Чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки. Теперь назовите свои имена. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста,глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Песочный принц, приди!
Звучит музыка, педагог берет в руки куклу Песочного принца.Педагог: «Дети, откройте, пожалуйста, глаза. Давайте поздороваемся с Песочным принцем. Послушаем, что он нам скажет».
Песочный принц:
Здравствуйте, мои милые дети! На прошлом занятии я познакомил вас с правилами моей страны. Вы их запомнили?
Дети: (Ответы детей).
Педагог: «Сейчас мы все вместе произнесем правила Песочной страны с тех слов, которые говорят, что нельзя делать в Песочной стране:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!
Рассказ Песочного принца
Я рад, что вы, друзья, хорошо запомнили мои правила! Садитесь на стулья, и я расскажу вам еще одну удивительную историю.
Звучит музыка.
В Песочной стране жил Солнечный мальчик. Он любил смотреть на все красивое, безобразное же под его взглядом прекращалось в прекрасное. Он любил слушать мелодичные нежные звуки, но если он слышал, что кто – то зовет на помощь, спешил к этому человеку, животному или растению и согревал его теплом своей души, делился всем, чем мог. Доброта — самая главная защита! Обитатели волшебной страны очень любили его.
Солнечный мальчик был великим фантазером: перед тем как заснуть, он закрывал глаза и представлял, как летает над морями, океанами, лесами, горами, снегами, погружается в морские пучины, взлетает к звездам, забирается в расщелины скал, перепрыгивает пропасти, спускается в пещеры.
«Ах, как красива наша планета!» — думал Солнечный мальчик. Как сделать ее еще прекрасней? Какими сильными должны быть лучи моей любви, чтобы растопить зло, оставшееся на Земле! Какими добрыми и умелыми должны быть мои руки, чтобы превратить ее в цветущий розовый сад!»
Музыка затихает, педагог снимает ткань с песочницы.
Педагог: «Друзья мои, как мы можем помочь Солнечному мальчику превратить Землю в цветущий сад?»
Дети: (Ответы детей)
Педагог: «Сейчас попробуем создать Мир счастья в песочной стране».
Звучит музыка.
Педагог начинает создавать абстрактную картину из цветного песка вокруг портрета Солнечного мальчика: подает пример для подражания и способствует развитию фантазии.
Если кто-то из детей задумал изобразить что-то конкретное, это необходимо поощрить, но обязательно попросить, чтобы ребенок объяснил, почему у него возникло такое желание
Следует обратить внимание на то, какой песокиспользует каждый ребенок: цвет — это показатель его эмоционального состояния на данный момент
Музыка затихает.
Педагог: «Вот и получилась у нас картина, искрящаяся разными красками. У меня на душе спокойно и светло.Я знаю: зло никогда не поселится в нашей Песочной стране, потому что у вас добрые сердца и золотые руки».
Педагог предлагает детям вымыть руки.
Звучит музыка.
Упражнение «Вверх по радуге»
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Инструкция: Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая — съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 раза.
Рефлексия занятия:
Педагог: «Песочный принц познакомил нас сегодня с Солнечным мальчиком, который любит все живое и доброе на Земле. Чтобы стать по-настоящему счастливым, необходимо делать добрые дела, создавать прекрасное и верить в свои силы. У меня сейчас очень хорошее настроение, я прекрасно отдохнула, играя с вами и с Песочным принцем.
А какое у вас настроение?
Дети: (Ответы детей)
Педагог: «А сейчас нам пришла пора возвращаться» .
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Педагог: «Теперь мои милые творцы встанем в круг над песочницей, протяните свои руки вперед и сделайте движения как — будто вы скатываете шарик.Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
Мой дом – Вселенная, а я – её частичка,
Частичка – точечка, частичка – невеличка
Звездочка блистает – тоже точечка,
Но свет её сияет и путь всем освещает
Я звездочкой блесну, всем людям помогу!
Педагог: «Я была рада видеть вас, до свидания, до следующей встречи».
Развивающие игры с кинетическим песком для детей
Играть с песком сегодня стало возможно не только на улице в хорошую погоду, но и дома. Для песочной терапии можно использовать домашнюю песочницу с живым или кинетический песок. Так же, как и на улице из него можно делать города, строить домики и гаражи, тоннели, делать куличи. Можно и разнообразить игры, чтобы они стали не только увлекательными, но и познавательными. Ролевые игры всегда привлекают ребенка, поэтому можно играть в строителей, поваров-кондитеров, в зоопарк, пляж и т.д. Для примера приведем игру – домашний огород.
Игра «Домашний огород»
Из кинетического песка можно сделать настоящий домашний огород. Сформировать из песка забор огорода, сделать грядки и посадить в них различные фрукты и овощи. Для игры можно использовать игрушечные овощи и фрукты, а можно сделать их самих из пустой коробки из-под яиц и раскрасить их гуашью или акрилом. Как только «овощи» и «фрукты» будут высажены, нужно будет сделать еще несколько табличек из картона, написать на них название овощей и воткнуть их в песок рядом с грядками. Поливать посадки можно только понарошку, так как кинетический песок нельзя мочить. Потом урожай можно собрать. Так ребенок познакомится с различными навыками огородника, узнает, какие бывают овощи и фрукты, рассмотрит их цвета и формы, а также сосчитает урожай. И все это будет в увлекательной и интересной форме.
Игра «Самая высока башня»
У кинетического песка есть несколько особенностей. Строения из него очень прочные, но как только давление наверху превышает допустимый вес, они могут моментально рухнуть. Эти свойства можно использовать для игры. Если играют несколько детей, можно им предложить конкурс – чья башня будет выше. Выиграет тот, чья башня будет выше и крепче. Строить башню можно любой формы. В ходе такой игры ребенок познакомится с такими понятиями как высокий — низкий.
Развивающие игры с песком для детей 2-3 лет: простые и интересные занятия для малышей
На протяжении многих лет психологами, педиатрами, аналитиками разрабатывалась система песочных познавательных, обучающих и проективных игр, которые помогают ребенку стать полноценной личностью. Рассмотрим несколько игр в песок для малышей 2-3 лет.
Пересыпаем песок
Малыша 1,5-2 года можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко. Малышу это обязательно понравится.
Куличики из песка
Делать пасочки из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.
Отпечатки на песке
- Из влажного песка можно строить различные фигурки. Двухлетний малыш не всегда может сделать куличик или фигурки без помощи взрослого, а смотреть и не участвовать в игре не всегда интересно, поэтому двухлетнему малышу можно предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж, а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих отпечатков.
- Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные родителями – большие; старшего брата или сестры – средние, а вот у малыша и следы – маленькие.
- Для сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его водой и сделать отпечаток уже на влажном песке. Показать малышу, чем отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями, кулаками, пальцами.
- Также можно предложить малышу сделать отпечатки следов животных или различных предметов. Ребенка такая игра может увлечь довольно на длительное время.
Откапывание спрятанной в песке руки взрослого
Поиграть с малышом можно и в такую игру – показать, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее.
Игры с песком для детей от 1 года до 3 лет
До 3 лет набор предметов для игры в песочнице одинаковый:
лопатка;
грабли;
ведерко;
формочки;
небольшая лейка;
сито;
тачка или грузовик для перевозки;
мельница для песка.
Для игры подходит сухой и мокрый песок. Для первого опыта подойдет сухой материал. Возьмите его в руки и покажите ребенку, что его можно:
Пересыпать из одной руки в другую.
Поднимать лопаткой и перекладывать с места на место.
Насыпать в ведерко или тачку.
Соединить в небольшую горку.
Вы должны четко проговаривать каждое движение, чтобы в последующем ребенок сам мог выполнять такие действия под вашим голосовым контролем.
После того как произошло ознакомление и малыш стал уверенно обращаться с лопаткой, можно приступать к более затейливой игре.
Игры с сухим песком
«Спрячь предмет». Малыши с удовольствием будут искать закопанную в песок игрушку или камешек. Также вы можете поменяться ролями и стать «искателем». Добавьте к развлечению эмоциональные возгласы радости, когда предмет будет найден. Это даст стимул ребенку, и он станет усерднее выполнять свою роль.
«Палочка – выручалочка». Возьмите любую веточку и создавайте рисунки на песчаном полотне. Так можно нарисовать не только отдельный предмет, но и создать картину. А если взять плоскую цветную емкость и насыпать на дно немного песка, то ребенок отчетливее увидит рисунок и захочет повторить.
Сухой песок можно насыпать в любые емкости и мешочки, запускать специальную песочную мельницу и грузить в самосвалы.
Игры с мокрым песком
Для того, чтобы попробовать новый вид развлечений, понадобиться небольшое ведерко или лейка с водой. Намочите песочную массу, чтобы она имела густую консистенцию, и приступайте к творчеству.
«Куличи». В любом возрасте большое удовольствие доставляет игра с различными формочками. Сделав фигурку, можно дополнить ее подручным материалом — листьями, веточками, камням, а также сделать рисунок. Например, вылепили бабочку, дорисуйте внизу цветок. Так ребенок сможет определять среду обитания животных и насекомых.
«Кто это такой?» Слепите из песка различные детали и сделайте из них животных или человечков, а раскатанные в ладонях песочные жгутики можно превратить в причудливые контуры или буквы.
«Испеки пирог». Все хотя бы раз в жизни делали пирог из мокрого песка. Ему можно придать любую форму: круга, квадрата, овала, а если немного потрудиться получится двухъярусный торт. Здесь фантазию не остановить – его можно украшать палочками, листьями, камешками, мелкими игрушками.
Одновременно можно играть и с сухим, и с мокрым песком. Научите ребенка правильно организовать вокруг себя пространство, чтобы было свободное место для игры, и, решив немного отдохнуть, он не мог сломать песочные фигуры.
«ЗАмки». Детям постарше, когда они перестанут ломать построенные фигуры, будет интересно создавать домики с подъездными дорожками и деревьями. Для гаражей со множеством парковочных мест понадобятся машинки, а чтобы игра была реалистичнее, возьмите с собой маленьких человечков или солдатиков.
«Отпечатки». Берите любые формочки, листья, палочки, ракушки, если вы на пляже, и оставляйте отпечаток на песке. Покажите, что можно оставить свои ладошки и пятки, а также сравнивайте размеры ладоней взрослых и малышей.
Каждый родитель сталкивается с ситуацией, когда маленький ребенок ломает песочные фигурки не только свои, но и окружающих детей. Не стоит его ругать и уводить из песочницы, постарайтесь увлечь его новой игрой с песком или вместе сделайте что-то и сломайте. При этом нужно терпеливо объяснять, что трогать чужое нельзя, а ломать можно только то, что построил сам.
Игры с песком в детском саду (для детей дошкольного возраста)
Обучающие игры
Многие дошкольные учреждения практикуют песочную терапию для развития детей и подготовки их к школе. Вооружившись необходимым материалом, можно научить ребенка:
считать;
различать цвета;
находить лишний предмет;
формировать знания об окружающем мире и рассказывать о нем.
«Сколько всего?» Закопайте по всему периметру песочницы камешки или мелкие игрушки, предложите ребенку их найти. Каждый найденный предмет громко и отчетливо считайте – один, два, три и т.д. Для начала используйте 5 предметов, постепенно увеличивая их количество.
«Найди лишнее». Для этой игры можно использовать карточки с картинками, маленькие игрушки (отличны вариант – пластмассовые фрукты, овощи, различные животные или предметы обихода). Прикопайте в песок 3 предмета, среди которых 1 будет лишний, например, свинья, собака и слон (слон – лишний, потому что обитает в дикой природе). Таким образом можно продумать множество вариантов.
«Кто где живет?» Заройте в песок карточки с домашними и дикими животными. Пусть ребенок вытаскивает их и раскладывает в разные стороны. После того, как все картинки извлечены, внимательно просмотрите их и, если есть ошибки, объясните своему чаду, где живет и чем питается животное, которое он определил неправильно
Важно, чтобы ребенок знал название каждого животного и проговаривал его при нахождении рисунка
«Что здесь спряталось?» Когда ребенок знает частично алфавит и счет до 10, помещайте в песок буквы и цифры, которые он знает. Находя карточку, он должен проговаривать то, что на ней изображено. Постепенно добавляйте незнакомые символы и вместе изучайте их. Таким образом можно учить цвета.
Развивающие игры с песком для детей
Игры с песком применяют для развития:
мелкой моторики рук;
связной речи;
тактильных ощущений;
воображения;
памяти;
внимания.
«Отгадай – кто я?» Заройте в песок объемные фигуры и ребенок с закрытыми глазами должен нащупать и определить, что это за предмет. Можно задавать наводящие вопросы.
«Чудо – чудное». Предложите детям нарисовать на песке или слепить из мокрого песка необычных героев. После проделанной работы они должны объяснить кто или что это.
«Мое место». Расставьте на песке несколько фигурок, машинок или других игрушек (не больше 5) в ряд. Пусть ребенок внимательно посмотрит, запомнит и отвернется. Вы тем временем поменяйте 2 предмета местами, а ваше чадо должно вернуть все в исходный вариант.
«Лепка». Из мокрого песка создавайте большие замки и парковки с тоннелями. Сделайте миниатюру вашего двора с лавочками, площадкой и цветочными клумбами. Можно сделать целое строительное предприятие в одной стороне подвозить песок с водой и смешивать их, далее на самосвале везти массу к месту стройки.
Современный рынок предлагает большой ассортимент дидактического материала для всех возрастов. Вы можете купить уже готовую продукцию проявить фантазию.
Игры для снятия психоэмоционального напряжения
«Поздоровайся с песком». Предложите ребенку «сказать привет» песку. Пусть он дотрагивается до песочной массы разными способами: каждым пальцем, потом вместе, всей ладонью, ее тыльной стороной. Каждое движение должно сопровождать слово «привет». Далее пересыпайте песок из одной руки в другую, подставьте ребенку свои ладони, а потом насыпьте на его ручки.
«Дождик лей». Из песка создайте импровизированный дождик – наберите в руку песок, поднимите ее и разожмите ладонь. Предложите сделать то же самое ребенку, игру можно сопровождать песенкой или стихотворением про дождик.
Для расслабления погружайте руки в песок, пересыпайте его в разные емкости, поливайте из лейки. Каждый из вариантов понравится вашему ребенку, если вы сами проявите к этому интерес.