Дидактические игры для детского сада своими руками
Назначение: дидактическая игра, сделанная своими руками.
Необходимые материалы и инструменты:
· ножницы;
· белый картон;
· клей ПВА или клей — карандаш;
· фломастеры;
· линейка;
· прозрачный скотч;
· старые детские книжки;
· красочные рекламные журналы и газеты.
2. Вырезаем из глянцевого журнала «глаза» – для создания дидактического пособия из цыкла «Органы чувств…».
3. Используя рекламы продуктовых магазинов, вырезаем овощи и фрукты, разные по своим свойствам и назначением.
4. С помощью клея – карандаша приклеиваем наши заготовки на лист белого картона.
5. Изготовляем рамку, используя фломастеры или маркеры и линейку.
6. Что бы наше дидактическое пособие служило долго и качественно, обклеиваем его скотчем.
7. Дидактическое пособие «Глаза – зеркало души» готово, его можно использовать для организации дидактической игры.
8. Аналогично изготовляются дидактические пособия «Наш прекрасный чудо – рот, в нём много зубиков живёт» и «Ушки на макушке».
Дидактическая игра: «Глаза – зеркало души»
Цель :
Закреплять и систематизировать представление и знание детей об окружающем мире.
Задачи:
· развивать внимание;
· расширять представление о разнообразии пищевых продуктов;
· учить детей правильно питаться, формировать правила и навыки здорового образа жизни.
Описание игры:
В.А.Сухомлинский писал : « …забота о здоровье – важнейший труд… От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
Как известно, продукты, которые мы употребляем в пищу, могут быть как полезными, так и вредными для здоровья глаз
Поэтому необходимо уделять внимание пищи, богатой витаминами, т.к. это благотворно влияет на рост и развитие детского организма в целом
Витамин А: способствует росту, помогает сохранить зрение нормальным (для этого необходимо кушать масло, сыр, помидоры, тыкву, зелень, рыбу).
Витамин В: необходим для умственного и физического развития, улучшения пищеварения (для этого необходимо кушать ржаной хлеб, гречневую и овсяную кашу, яйца, мясо).
Витамин С: предотвращает простуду, улучшает кровообращение, способствует росту и укреплению иммунитета (для этого необходимо кушать томаты, лимон, мандарин, черную смородину).
Таким образом, необходимо употреблять в пищу овощи, фрукты, соки, мясо, рыбу.
Что б всегда здоровым быть,
Надо фрукты, овощи любить:
Все без исключения –
В этом нет сомнения.
С витаминами будем мы сильными,
Ловкими, умелыми,
Озорными, смелыми!
Ход игры:
Ребёнок рассматривает дидактическое пособие, рассказывает : что необходимо употреблять в пищу, почему, как это влияет на здоровье человека.
Дидактическая игра: «Наш прекрасный чудо рот – в нём много зубиков живёт»
Цель: каждый человек должен заботиться о своём здоровье.
Задачи :
· расширять кругозор ребёнка;
· развивать зрительное внимание и память;
· закреплять знания о полезных и вредных для здоровья продуктов питания.
Ход игры: ребёнок рассматривает дидактическое пособие, анализирует и выбирает, что полезно для наших зубов, а что – приносит вред, почему и какие меры профилактики необходимо проводить. Ребёнку можно раздать фишки красного и зеленого цветов.
Пусть своё мнение и выбор каждый участник игры обоснует: красная фишка — вредный для роста зубов продукт, к чему это может привести и почему; зеленая фишка – этот продукт необходимо употреблять в пищу, чтобы зубки были крепкими и здоровыми.
Дидактическая игра: «Ушки на макушке».
Цель: воспитывать желание познавать мир.
Задачи:
· расширять словарный запас детей, побуждать к образованию простых и сложных предложений;
· учить составлять логические выражения, упражнять в составлении коротких рассказов;
· развивать словесное творчество, зрительную память, интерес к игре, самостоятельность.
Ход игры: ребёнок рассматривает дидактическое пособие. С помощью полученных ранее знаний и наблюдений из окружающей действительности, анализирует и рассказывает, рассуждает и составляет короткие рассказы на тему «Ушки на макушке или зачем человеку уши». При этом использует личный опыт, рассказ по картинке, в результате чего у детей развивается воображение, фантазия. Самое главное: происходит накопление знаний об органах человека, их значении в познании окружающего мира.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Как вы думаете, кто к вам в гости пришёл?
А как вы догадались? (ответы детей)
Дидактическая игра «Кому что нужно?» (профессии)
Я приглашаю вас в гости в страну «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного.
Хотите попутешествовать со мной? Тогда отправляемся!
Посмотрите, у меня какой воздушный шар, красивый, большой, мы с помощью него отправимся в путешествие.Возьмитесь все руками за него и скажите такие слова: шарик, шарик, раз, два, три, в волшебную страну нас перенеси.
Вот мы и пришли в страну «Человек»!
— Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам каждую минуту.
— Давайте рассмотрим, как вы знаете своё тело?
Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине».
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними,
И перед грудью его подержи,
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся и ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне, да на живот — не запутаться б мне.
Воспитатель: Человек способен управлять своим телом. Давайте это проверим.
Муз Железновой «Покиваем головами»
Воспитатель: Убедились в этом? (ответы детей)
Воспитатель: отгадайте загадку?
Пять братьев –
Годами равные,
Ростом разные.
(ладошка с пальцами)
Воспитатель: Подумайте и скажите, что при помощи пальцев может делать человек?
Пальчиковая игра «О левой и правой руке».
Смотрите-ка,вот две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть —
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
До носа могут доставать –
И правая, и левая! (достать кончик носа по очереди каждой рукой)
А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – «обнимаем»)
Воспитатель:Отгадайте загадку:
Мы на них стоим и пляшем,
Ну а если им прикажем,
Нас бегом они несут.
Подскажите, как их зовут? (ноги)
Воспитатель: Для чего человеку ноги? (ответы детей)
Муз Железновой «Ножки пляшут»
Воспитатель:
Один говорит,
Двое слушают,
И двое смотрят. (Рот, уши, глаза)
— Ребята на голове у нас есть глаза, их два, расположены на расстоянии друг от друга. Человек не может одним глазом увидеть другой свой глаз. Они бывают разного цвета. Давайте с вами поиграем в игру «узнай мое настроение глазами».
Еще у нас есть ушки? Покажите мне их. А зачем они нам нужны? Давайте с вами проведем опыт «Слышу-не слышу»? (ответ детей)
Проводится опыт
Воспитатель:Отгадайте загадку:
Между двух светил
Я в середине один. (нос)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен нос (ответы детей)
Нос – это очень важная часть тела человека. Носом мы дышим. А еще нос помогает чувствовать и различать запахи. Эту способность называют обонянием. Давайте с вами проверим, как работают ваши носики? (ответ детей)
Игровое упражнение «Угадай по запаху»
Воспитатель: молодцы ребята понравилась игра? А еще у нас есть язычок? Для чего он нам нужен? (ответы детей)
Язык помогает нам издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Так же он помогает жевать пищу и определять пищу на вкус. А сейчас мы с вами и проверим, как он определяет вкус пищи.
Игра «Определи пищу на вкус»
Нам пора возвращаться.
Шарик, шарик, раз, два, три, в группу нас перенеси.
Воспитатель: Ребята, вы много узнали и расскажите мне, что нам помогает заботиться о нашем организме? (ответ детей)
Заботиться нам помогают средства личной гигиены, это – мыло, зубная щетка, мочалка, гель, шампунь и т. д. Вы с ними знакомы? Вот мы сейчас и проверим, а поможет нам в этом одна игра, называется «Найди Пару».
Логоритмическое упражнение.
У меня есть голова
Направо-налево, раз- два. (повороты головы, направо-налево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее,
Повертели-повертели. (круговые повороты шеей)
Затем туловище идет,
Наклон назад,
Наклон вперед,
Поворот-поворот. (руки на поясе, наклоны, повороты)
Умелые руки есть у всех,
Вверх-вниз, вниз – вверх. (рывки руками вверх-вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять … (бег на месте, подскоки, приседания)
Вот такое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять»!