Ход игры:Взрослый читает стихотворение:
«Сидит кукла на тележке, продаёт она орешки» и достаёт большую куклу.
— Посмотри к нам пришла кукла и принесла орешки. Пока ребёнок рассматривает орешки, появляется маленькая куколка.
Взрослый побуждает ребенка сравнить кукол по размеру и затем поделить орешки: большой кукле — большие грецкие орехи, а маленькой куколке — маленькие, фундук. Далее можно орешки посчитать и покатать ладошками для развития мелкой моторики.
«Вода в стаканах»
Цель: формировать понятие о сохранении объема жидкости, в стаканах.
Материал: два стакана одинаковой формы, один стакан выше и уже, чем первых два.
Ход игры. Два стакана одинаковой формы, находятся на разном расстоянии от ребенка, но с равным количеством воды (о чем ребенок не знал).Вопросы к детям:
— Что ты видишь на столе?
— Посмотри и скажи, где воды больше?
Часто дети путаются, так как стаканы стоят на разном расстоянии от ребенка и поэтому кажется, что количество воды в стаканах разное.
Педагог переливает из одного стакана воду в другой стакан, который другого размера (на глазах у ребенка). В ходе занятия педагог формирует у ребенка понятие о том, что объем жидкости, в стаканах, не изменится независимо от формы стакана.Вопросы к ребенку:
— Посмотри и скажи, где воды больше?
— Скажи, поровну ли воды?
— Да, поровну. Вы воду не отливали, а просто перелили в этот стакан. Он выше, уже и кажется, что воды в нем больше.
«Елочки»
Цель: формировать умение сравнивать два предмета с помощью третьего.
Материал: две елочки, наклеенные на лист, карандаш, ножницы, мера – полоска цветной бумаги.
Ход игры. Педагог показывает детям две елочки, наклеенные на лист.
– Как узнать, какая елочка выше?
Для того чтобы определить из двух наклеенных фигурок (2елочки) большую, необходимо использовать третий предмет – полоску цветной бумаги. Я показываю ребенку, как выполняется задание. Из этой полоски ребенок вырезает мерку, в точности соответствующую длине одной из фигурок. С помощью этой полоски ребенок узнает длину елочки (прием наложения). Следующий этап — ребенок самостоятельно сравнивает высоту, прикладывая меру сначала к одной, затем к другой елочке. Меряет по одной из елочек, ставит метку карандашом и отрезает лишнее.
Примеряя меру к другой елочке, вместе с воспитателем делает вывод, что мера короче (длиннее, чем другая елочка.
— А лишнее отрежем!
«Как измерить нам пшено в кастрюльках?» (с подгруппой 5 человек).
Цель: формировать у детей умение определять объем с помощью мерок
Материал: две баночки с пшеном (баночки разной формы). Разные предметы: квадраты, палочки, линейка, стаканчик, коробочка и т. д.
Ход игры: в двух баночках разной формы насыпано пшено, рядом на столе находятся различные предметы (квадраты, палочки, линейка, стаканчик, коробочка и т. д.).
Вопросы к детям:
— Скажите, в какой баночке пшена больше?
— Что нужно сделать, чтобы это узнать?
— Что может быть мерой для пшена?
— Пшено можно палочкой измерить?
— Не получается!
— Можно ли измерить квадратиком? Яша пытается измерить квадратиком.
— Нет, не получается, что же делать?
— Как же нам измерить?
— А я попробую кружечкой
.- Сколько мерок пшена в этой баночке?
— Что у нас было меркой?
— Как вы узнали, что пшена поровну?
В результате обсуждения педагог подводит детей к правильной технике отмеривания: наполнять мерку надо «по край».
«В каком стакане больше гороха?»
Цель: сформировать понятие о сохранении дискретных количеств
Материал: пластмассовая баночка с горохом и два одинаковых прозрачных стаканчика.
Ход игры:перед ребенком стоят: пластмассовая баночка с горохом и два одинаковых прозрачных стаканчика. Предлагаю ребенку взять в каждую руку по горошине и одновременно опускать их в прозрачные стаканчики.
После того как часть стаканчиков заполнится горохом ребенок прекращает работу
.- Скажи, в каком стаканчике горошин больше?
— Поровну, я в каждую руку брала по одной горошинке и складывала их по стаканчикам, а стаканчики одинаковые. Далее воспитатель пересыпает горошины из одного стаканчика в другой, узкий и высокий.
— Где горошин больше?
— В этом стакане и в этом горошин одинаково, потому что не одну горошину не убирали и не прибавляли.
— А почему здесь так высоко горошинки поднялись?
— Он узенький и высокий, а этот стаканчик низкий и широкий, а горошин одинаково, потому что не брали горошины и не прибавляли».
«Какой длины кирпичики?»
Цель: формировать понятие о сохранении длины предметов.
Материал: два одинаковых по длине кирпичика, три мерки.