Внутриутробное воспитание ребенка по месяцам

Первые 3 месяца жизни ребенка: что важно

В первые 3 месяца после рождения вы должны уделить вновь появившемуся Человеку максимальное количество своего времени, чтобы эта тоненькая ниточка, соединяющая вас, не оборвалась, не успев сформироваться.

Не слушайте тех, кто будет говорить вам о том, что ребенку в этом возрасте можно и нужно засыпать самостоятельно. И что укачивать и постоянно держать его на руках – это самая плохая затея. И что кормить нужно по расписанию и пусть себе кричит, развивает лёгкие.

Если бы природой было задумано так, как говорят все эти советчики, то всё изначально выглядело бы чуть иначе. Мы бы рождались сразу смышлёными и самостоятельными, умели ходить, кушать ложкой и разговаривать, озвучивая свои требования.

Но вместо этого первые 3 месяца жизни всё, что мы можем, это кричать, когда что-то идет не так. Только криком мы можем дать понять, что мы голодны, нам холодно или мы напуганы. Этот мир целиком и полностью загадочен и неизвестен. Есть только мама, рядом с которой мы успокаиваемся. Это может быть и любой другой взрослый, который постоянно приходит на помощь, когда малышу некомфортно.

Как ведёт себя малыш

Ребенку в первые 3 месяца нужно сформировать уверенность в том, что у него всегда есть надежная защита и опора, что он не одинок и не брошен. Вы наверняка слышали что-то о базовом доверии к миру. Именно сейчас и именно вы формируете это доверие. Просто поймите, что крик малыша – это не прихоть и не желание быть центром мира. Это его способ удостовериться, что всё хорошо

Рассматривайте это, как его вопрос: любишь ли ты меня? Я тебе нужен? И каждый раз отвечайте нежностью и вниманием. Возможно, слов такой маленький человечек ещё не поймет, но тактильные ощущения, тембр вашего голоса, интонация – скажут ему о многом

А точнее о самом важном для него сейчас: ты в безопасности! Всё хорошо!

Именно поэтому младенцы могут пронзительно и долго кричать, они не оставляют надежды, что их услышат и спасут. Вспомните первые дни в роддоме. Наверняка вы могли беспробудно спать под крик чужих малышей всю ночь, но даже малейшее кряхтение и шевеление своего ребенка ощущали практически кожей. Природа всё продумала за нас. И не нужно ломать то, что сделано идеально. Малыш плачет – спасайте!

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш. 

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны». 

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов

Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка

Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников. 

От простого к сложному

Нервная система малыша развивается поэтапно, с каждым днём она становится всё более сложной. Примерно на 15-й день после зачатия образуются первые нервные клетки, которые в дальнейшем будут управлять всем организмом. Развитие головного и спинного мозга, а также всей нервной системы ребёнка начинается с формирования нервной трубки. Это полоса нервных клеток, которая неравномерно растёт. В области головы она образует пузырьки, которые затем станут головным мозгом. В остальных частях тела полоса изгибается — это будущие отделы спинного мозга.

На 22-й день после зачатия головной и спинной мозг малыша ещё ничем не защищены3. Кости, образующие череп и позвоночник, появятся позднее. Но так как ребёнок ещё находится в твоей матке и плавает в околоплодных водах, он надёжно оберегается от травм и сотрясений. К концу первого месяца в области головы малыша можно увидеть три мозговых пузыря: передний, средний и задний. На шестой и седьмой неделях передний и задний пузыри раздваиваются и из трёх пузырей получается пять.

В дальнейшем передняя пара развивается в большие полушария головного мозга и промежуточный мозг (таламус и гипоталамус). Средний мозговой пузырь превратится в средний мозг, которому природа «поручила» выполнение большого количества жизненно важных функций: он отвечает за зрение, слух, контроль движений, регуляцию циклов сна и бодрствования, ориентировочные, защитные и оборонительные рефлексы, концентрацию внимания, болевую чувствительность, репродуктивное поведение и температуру тела.

Задний мозговой пузырь станет ромбовидным мозгом, основные функции которого — контроль дыхания и кровообращения, передача информации из спинного мозга в головной, координация движений, регуляция равновесия и мышечного тонуса.

Когда формируется нервная система, внутриутробное развитие становится очень тонким процессом, на который влияют любые негативные изменения

Поэтому так важно, чтобы ты оберегала себя от заболеваний и стресса, регулярно проходила профилактические осмотры и прислушивалась к советам врачей. Посещение акушера-гинеколога и соблюдение его рекомендаций — залог того, что твой малыш будет правильно развиваться и хорошо себя чувствовать с первых дней его внутриутробной жизни4

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Ум и тело должны развиваться в гармонии

Нередко случается так, что мамы малышей в возрасте более года-двух замечают явные отклонения в поведении и спешат к неврологу за помощью. Явные признаки нарушения работы ЦНС поддаются коррекции в большинстве случаев, но стоило бы обратить на проблемы гораздо раньше

Многие мамы остаются в плену стереотипов: считается, что младенец до года – просто несмышленыш, гораздо большее внимание уделяется родителями борьбе с неполадками в пищеварении, аллергией, простудами и прочим проблемам с физическим здоровьем, оставляя за рамками отклонения в психоэмоциональном развитии. Не отрицая важности развития телесного, нельзя упускать драгоценные дни интенсивного формирования интеллекта!

Процессы развития мозга, о которых можно судить только по результату

Вот несколько очень убедительных фактов о развитии мозга в первые дни и месяцы жизни человека:

  • К концу первого года мозг младенца увеличивается в два раза в размере и достигает веса 1 кг – почти половины от веса мозга взрослого человека.
  • За одну секунду в мозгу младенца формируется около 700 синапсов. Это нейронная связь, формирующаяся в процессе знакомства маленького человека с окружающим миром, получение любого опыта. Миллиарды нейронов мозга грудничка исключительно активны в первый год жизни, особенно в секторах мозга, ответственных за физическое развитие, восприятие цвета, за эмоции, речевые функции, обоняние.
  • Груднички очень эмоциональны, с помощью эмоций они высказывают свое отношение к окружающим событиям. За проявление эмоций отвечает миндалевидная железа, а вот лобные доли, отвечающие за интеллект, развиваются неторопливо, по мере того как дитя «умнеет».

Как научиться контролировать развитие мозга у детей, обеспечить раскрытие способностей с возрастом, рост IQ до рекордных величин?

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

Волосы у новорожденных

14. Будучи в утробе матери у детей вырастают усы и волосы на теле, которые они съедают.

У ребенка вырастают усы, когда он еще находится в утробе матери. Это происходит в период, когда длина плода составляет примерно 135 мм,а вес — 170 грамм.

Тонкие волоски появляются над верхней губой и в течение следующего месяца волоски вырастают по всему телу. Этот волосяной покров, называющийся лануго, начинает постепенно пропадать до и вскоре после рождения. Волоски, которые выпадают, поглощаются плодом и превращаются в вещество, называемое меконий, который выходит во время первого опорожнения кишечника ребенка.

5 социальных факторов, плохо влияющих на развитие мозга у детей

Насколько велико влияние среды на развитие мозга ребенка? Хотя подобное исследование выполнено учеными их Гарварда, оно достаточно универсально и вполне применимо к нашим российским реалиям. Вот 5 факторов, тормозящих развитие мозга:

  1. Бедность семьи, невозможность обеспечить себя вещами первой необходимости, некачественное питание.
  2. Родители малообразованы, их интересы и социальные потребности примитивны. В основном касается матери, которая проводит с младенцем намного больше времени, чем отец.
  3. Неполная семья.
  4. Родитель или даже оба страдают психическими расстройствами.
  5. К ребенку взрослые члены семьи относятся равнодушно, коммуникация сведена к «чтобы не мешал», с детьми мало играют и мало разговаривают. В неблагополучных семьях эмоциональная обстановка зачастую очень стрессовая.

Любой из этих факторов плох сам по себе, а сочетание нескольких создает кумулятивный эффект. Результат – задержка развития мозга ребенка с необратимыми последствиями, бедный словарный запас, эмпатичность, неумение выражать свои мысли, общее отставание в психическом развитии.

Плач младенца

1. Дети плачут с акцентом, и вы можете отличить национальность ребенка по манере плача.

Дети перенимают акцент и манеру разговора матери, когда плачут. Считается, что ребенок начинает слышать голос своей матери, еще будучи в утробе, а затем копирует акцент по мере взросления.

Ученые провели исследование, записывая плач 60 новорожденных: 30 детей, рожденных у родителей, говорящих на французском, и у 30 детей родителей, говорящих на немецком языке. Они заметили, что мелодия крика немецких детей была нисходящей, а французских детей — возрастающей. Эти «мелодии плача» совпадали с особенностями родного языка их родителей.

2. Если положить новорожденного ребенка на живот матери слева в течение первого часа, он подползет к груди матери без помощи.

Новорожденные дети практически инстинктивно начинают тянуться к груди матери, если их положить на живот матери. Их привлекает запах сосков, который похож на запах амниотической жидкости, в которой он находился в утробе матери.

Присутствие амниотической жидкости на руках ребенка также объясняет, почему младенец продолжает сосать свои ручки и пальчики.

3. Одной из причин инстинктивного желания поцеловать своего ребенка является защита его от болезнетворных организмов.

Когда мать целует своего ребенка, она как бы берет образцы вирусов и бактерий, находящихся на лице и теле ребенка, которое попадают к нему внутрь.

Иммунные клетки матери создают антитела, которые попадают в грудное молоко, защищая ребенка от инфекций.

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.

Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.

В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.

Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать

Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.

Литература:

  1. Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

Признаки беременности на 1 месяце

Главный признак наступившей беременности – отсутствие очередной менструации. Заметив задержку, можно сделать тест на беременность. Он продается в каждой аптеке и стоит недорого, но если со дня зачатия прошло еще совсем мало времени, тест-полоска может показать ложноотрицательный результат.

Анализ крови на ХГЧ (хорионический гонадотропин человека) дает значительно более точный результат и определяет наступление беременности уже с первого дня задержки. Кроме того, у женщины присутствуют следующие симптомы беременности на 1 месяце:

  • увеличение размера груди;
  • появляется утренний токсикоз;
  • увеличивается количество влагалищных выделений;
  • может слегка тянуть низ живота или поясницу;
  • иногда возникает слабость и головокружение
  • могут появиться высыпания на лице.

Не у всех женщин проявляются именно такие симптомы. Бывает, что у беременной не бывает раннего токсикоза или тянущих ощущений в животе, но присутствуют какие-либо другие, менее типичные признаки – все очень индивидуально.

Задачи взрослого

Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения. Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка — то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений. Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).

Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений

Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них

Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.

Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной

Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.. Взрослый может ставить новорожденному музыку

Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни. Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см. статью «Тревожный ребенок»).

Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать?

Идеи раннего развития отнюдь не новы, им уже не одна сотня лет. Считается, что еще во время беременности не только будущая мать, но и ребенок во чреве получает несомненную пользу от походов на концерты классической или просто приятной, позитивной музыки, мама должна получать как можно больше положительных эмоций. После рождения адепты идей раннего развития стараются говорить с младенцем так же много и на серьезные темы, как со взрослыми, иногда на нескольких языках, включают ему Моцарта и все то, что сами любят слушать. Считается, что это стимулирует развитие мозга ребенка «с пеленок».

Сегодня продвинутыми маркетологами создана и успешно культивируется настоящая мода на ранее развитие: в любом магазине для детей предлагаются хитроумные игрушки и приспособления, коврики, даже гаджеты. Очень популярны всевозможные развивающие курсы и тренинги для мам с младенцами. Грудничка буквально перегружают информацией, которая ему в этом возрасте особо и не нужна. Специалисты утверждают, что вполне достаточно давно проверенных карточек и простых мячиков да кубиков, динамической гимнастики. Старайтесь общаться много и часто, чтобы стимулировать развитие речевых функций.

Слышит ли ребенок в утробе мамы

Начиная со второй половины беременности, малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели (а по данным некоторых авторов, с 22-й недели) ребёнок уже может дифференцировать различные звуки. До рождения слух играет ведущую роль в познании малышом внешнего мира. Мозг крохи уже работает вовсю, и работа эта изначально заключается в реакции на слуховые раздражители. Но восприятие звуковой информации — сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребёнок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для «внешнего» пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело — тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и лёгким мамы ребёнок будет, прежде всего, воспринимать их ритм, а не звуки извне.

Сейчас малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Не думайте, что внутри матки тихо, как в банковском сейфе, — шумит кровь, бегущая по артериям, стучит сердце, работает пищеварительный тракт, а ведь мама ещё и говорит. Начиная с последнего триместра беременности, кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. При этом у него формируются свои пристрастия: классическая музыка его успокаивает, ритмичная — вызывает желание немного помаршировать. Это неудивительно, ведь гармония произведений Моцарта и Вивальди близка к альфа-ритмам головного мозга. Кстати, некоторые учёные считают, что будущая мама, регулярно устраивая себе сеансы музыкотерапии, может не только привить малышу любовь к классическим мелодиям на всю оставшуюся жизнь, но и сформировать у него прекрасный музыкальный слух. Поэтому сядьте спокойно, расслабьтесь, настройтесь на общение с ребёнком. Положите под ноги подушечку, включите музыку и думайте о приятном.

Правда, количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, неодинаковое. Это зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (как правило, жировые излишки откладываются именно на передней брюшной стенке, создавая для крохи надёжный шумовой заслон), а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем глуше звуки). Понять, что именно слышит ребёнок, можно, произведя в домашних условиях нехитрый эксперимент. Нырнув в на-полненную ванну с головой, попросите кого-нибудь произнести пару слов прямо в воду. Теперь вы знаете, как воспринимает малыш мир внешних звуков.

Синаптические соединения разума по возрастам

В зависимости от возраста ребенка, синаптические связи развивают в человеке определенные функции.

Только что появившиеся на свет:

  • Формируются моторные навыки, 5 чувств;
  • Объем головного мозга составляет 25 % в сравнении с ребенком более старшего возраста;
  • Формируется память, благодаря которой новорожденный узнает близких членов семьи, родственников, родителей;

Категория детей в возрасте от 1 до 3 лет:

  • За этот промежуток времени ежесекундно формируются до 2 миллионов синапсов в голове;
  • На протяжении этих двух лет формируется базовая структура мозга. За счет динамического развития его активность в два раза выше, чем активность мозга взрослого человека.

Малыши в трехлетнем возрасте:

  • Объем мозга в этом случае составляет уже около 90 % от головного мозга взрослого человека;
  • Формируется память на сознательном уровне;
  • К этому моменту закладываются способности к самостоятельному обучению и формированию характера в социальном обществе.

Ребенок в возрасте от 4 до 10 лет

Чтобы разум у взрослого человека правильно работал, требуется примерно 20 % потребляемого кислорода, а у ребенка в этом возрасте – до 50 % кислорода.

Десятилетний возраст

С этого возраста у ребенка начинается процесс созревания нервных связей. Связи, которые используются в недостаточном количестве, из состояния активности переходят в состояние пассивности. Лобная часть ускоренно взаимодействует с иными зонами разума.

В 14 лет

В этот период активно формируется миелиновый слой. Он позволяет лучше обучаться, так как по этому слою импульсы в волокнах передаются в несколько раз быстрее (в среднем, 5-10 раз). Все дело в том, что эта зона человека способна решать задачи, планировать и провоцировать активное мышление. В этом возрасте человек начинает выстраивать приоритеты во время планирования, оценивать свои затраты и выстраивать правильно другие важные задачи.

23 года

К 23 годам завершается процесс созревания и удаляется примерно половина синапсов, которые были сформированы в детстве. Другие изменения в головном мозге, которые возникают в 20-летнем и более старшем возрасте, пока хорошо не изучены.

Старше 25 лет

В двадцатипятилетнем возрасте процесс миелинизации подходит к концу. Мозг полностью созрел. Это не в шестнадцать лет, когда в определенных американских штатах разрешается водить автомобиль, не в совершеннолетнем возрасте, когда личность полностью ответственна за собственную судьбу, не в 21 год, когда разрешается покупать алкоголь, а ближе к двадцатипятилетнему возрасту, когда молодые люди приобретают возможность самостоятельно арендовать транспортное средство (в Соединенных Штатах).

В дальнейшем

Во время процесса обучения мозг может создавать новые нейронные связи. То есть человек по-прежнему обучаем. В раннем возрасте мозг человека более пластичен. Например, после рождения ребенка слуховые нейронные связи настраиваются на определенную звуковую волну. То есть на языковое общение. За этот же период мозг человека теряет способность изучать новые звуки иных языков. Несмотря на то, что за время всей жизни человек может выучить другие языки или овладеть иными навыками, подобные связи настолько легко уже не смогут перестроиться.

Факторы, негативно влияющие на формирование головного мозга

В 2008 году ученые Гарвардского университета провели исследования, которые позволили выделить несколько негативных факторов, мешающих нормальному развитию головного мозга человека. К ним относятся:

  • образовательный уровень мамы находится на уровне ниже среднего;
  • неполная семья (развод или смерть одного из родителей);
  • проблемы с психикой у родителей;
  • бедность семьи и нехватка средств на вещи первой необходимости;
  • жестокое или равнодушное обращение взрослых с детьми.

Если в семье имеет место быть более одного негативного фактора, то развитие головного мозга ребенка идет с некоторым отставанием. При наличии всех пяти факторов вместе, мозг ребенка развивается на 70% медленнее.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Увидеть разницу между детьми можно уже в трехлетнем возрасте. Главным признаком неблагополучия в семье является скудный словарный запас. Если оба родителя имеют низкий уровень образования, ведут асоциальный образ жизни и не имеют возможности проводить время с ребенком в достаточном количестве, малыш может значительно отставать от своих сверстников умственными способностями. Бывают и исключения, когда ребенок из неполноценной семьи уже с 3 лет осознает «ненормальность» существования своей семьи и стремится получить свое первое образование от социального окружения (детский сад, сверстники и их родители и т. д.).

Не последнюю роль в развитии головного мозга играет и питание. Во время беременности и грудного вскармливания физическое и психическое развитие малыша полностью зависит от образа жизни мамы и ее питания. Сейчас существует множество данных о том, какие именно продукты и содержащиеся в них вещества оказывают влияние на формирование мозга ребенка. Поэтому мамы должны подробно изучить информацию и исключить из своего питания продукты с негативным воздействием

После введения первого прикорма стоит обратить внимание и на здоровое питание малыша. Особую роль в правильном развитии и формировании головного мозга и нервной системы играют «умные липиды», которые содержаться в растительных маслах, орехах, морепродуктах и т

д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: