Адекватная самооценка вашего ребёнка: 8 главных правил мудрого родителя

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

5 причин низкой самооценки ребёнка

Некоторые слова и действия родителей могут очень негативно влиять на самооценку ребенка.

1. Неконструктивная критика ребёнка

Это когда родители говорят только о его недочетах, не замечая того, что он сделал хорошо. А также, если они не объясняют, КАК конкретно ребёнок может исправить и улучшить свой результат/работу и т.д.

2. «Посмотри, как Вася хорошо справился»

Не ставьте ребенку в пример других детей! Это вообще его никак не мотивирует, а только обижает и заставляет сомневаться в вашей любви.

3. Гиперопека

Не делайте за ребенка то, что он уже может сам и не вмешивайтесь без надобности, когда он пытается чем-то овладеть самостоятельно. Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны и им не стоит даже пытаться.

4. Публичные замечания

Если хотите сделать замечание ребенку, сделайте его приватно, без свидетелей. Не нужно «на людях» стыдить и критиковать его – это унизительно и сильно «бьет» по его самооценке.

5. Будьте внимательны к словам-ярлыкам

Ярлыки иногда «прилепляются» к ребенку в семье: «Капризуля», «Рева-корева», «Плакса-вакса», «Злюка», «Драчун», «Неряха» и т.д. Все они негативно сказываются на самооценке ребенка и имеют нежелательные отдаленные последствия.

Формирование самооценки у ребенка

Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.

Достоинства у ребенка?

Чувство собственного достоинства у ребенка необходимо воспитывать для лучшего будущего вашего сына или дочери. Специалисты расходятся во мнении врождённым или приобретенным является чувство собственного достоинства. Но так как этот навык на практике проверяется в обществе, можно говорить, что чувство собственного достоинства можно развивать. 

Учёные уверены, что у человека с низкой самооценкой, который неуверен в себе, есть заниженный коэффициент самоуважения. 

Родители, которые не любят и не уважают себя, не могут полюбить и своего сына или дочь.  Одновременно с этим, развивая у ребенка чувство собственного достоинства, мам и папа с детства закладывают  у него базу в дальнейшем стать отличным отцом или матерью.     

Если малыш подвергается насилию, физическому или психологическому, у него не закладывается здоровое понятие своего «я». В дальнейшем ему будет сложно защищать и оберегать себя, потому что его «я» ассоциируется  него с унижением. Обычно такие дети не жалуются на боль, обиды и даже на своих родителей. Такой ребенок не ценит и не заботится о себе. Можно сказать, что чувство собственного достоинства у него вообще нет. С большей долей вероятности униженный ребенок также будет относиться и к своим детям.

Как повысить самооценку ребенку 7 -8 лет?

В это время малыш идет в школу, сталкивается с повышенным количеством общения, детей, взрослых, ожиданий и требований. Это провоцирует стрессы и возможные отклонения в самооценке.

Для ее коррекции подойдут методы, описанные выше для детей 5-6 лет, а также такие:

  • совместное выполнение домашних заданий
  • предоставление возможности не делать то, что вызывает дискомфорт у ребенка, например, за один подход решить 20 задачек
  • вместе выбираться на природу, турпоходы с палатками
  • разрешать приглашать друзей домой
  • обучать на основе своих собственных примеров, как выходить из трудных ситуаций, например, насмешек сверстников

Особенности самооценки детей

Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.

У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.

В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.

В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.

В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.

Уверенность через привязанность

Уверенность ребенка в самом начале формируется через уверенность в тех, кто о нем заботится. Начинается с ощущения себя в полной безопасности, чтобы начать осваивать мир и понять, на что ты способен. Именно это ощущение может подарить ребенку надежная привязанность к родителям. Или к какому-то взрослому, который постоянно заботится о нем.

Вот что влияет на ощущение ребенком себя в безопасности:

  • Удовлетворяются все его физиологические потребности;

  • Удовлетворяется потребность в привязанности (Мама, ты где, ты нужна мне прямо сейчас?!).

  • Удовлетворяется его потребность в исследовании окружающего мира (Пустите меня, хочу познавать новое!)

  • Удовлетворяется потребность в эмоциональном, чувственном восприятии мира (Дайте мне, я хочу попробовать, увидеть, потрогать, услышать).

  • Удовлетворяется потребность переживать собственный уникальный опыт. Дается шанс увидеть, что ребенок способен что-то изменить (Я на многое способен!)

  • Удовлетворяется потребность и дается возможность избегать неприятностей, опираясь за поддержку. (Помогите мне справиться с бедой!)

Самое главное то, в какой мере эти потребности могут быть удовлетворены для ребенка в семье

Насколько родители осознают их важность и находят ресурсы для их воплощения.. Логика развития уверенности через привязанность такая:

Логика развития уверенности через привязанность такая:

  • Родители обеспечивают ребенку теплые отношения, свои мягкие сердца, опору, чувство защищенности.

  • Ребенок, уверяется, что он в любой момент сможет получить поддержку в виде теплых объятий и успокаивающих слов родителей, что бы ни случилось.

  • Он рискует пробовать новое, исследовать мир, дерзать, экспериментировать.

  • Ребенок накапливает позитивный и негативный собственный опыт, параллельно через обратную связь от родителей определяет себя, как «смог, справился» и «не смог, не справился».

  • Теперь он смотрит на себя глазами родителей, что определяет силу его уверенности в себе.

Чем больше у ребенка позитивного опыта или опыта, оцененного родителями хорошо, тем крепче его уверенность в своих способностях, вера в себя.

Часто бывает, что физиологические потребности ребенка удовлетворяются великолепно, но из-за чрезмерных страхов родителей, они перекрывают ребенку возможность смело исследовать мир, пробовать новое.

Это одна из самых больших проблем в теме развития уверенности в детях. Что, если родители переоценят возможности ребенка и он навредит себе? И что, если родители слишком зажмут ребенка из-за собственных опасений и не дадут ему прочувствовать свое мужество покорять мир?

Решение лежит в том, чтобы родитель смог напитать ребенка близостью с собой так, чтобы потом смочь отправить, отлепить его от себя. Сила привязанности в том, чтобы отпустить и сказать: «Я тебя отпускаю. Я в тебя верю. Ты справишься».

Да, очень страшно отпускать, позволять больше, ослабить контроль, но нельзя этот страх показывать ребенку (работать со своими страхами!), чтобы не подорвать его уверенность в себе.

Метафорой уверенности в себе через привязанность может быть представление, что ребенок находится возле мамы, которая тепло обнимает его. И в то же самое время, не перекрывает ребенку взгляд в небо, чтобы он смог отрастить свои собственные крылья и взлететь. И оттуда, с высоты своего полета сказать маме: «Мама, спасибо тебе, мне летать не страшно!»

Особенности самооценки у детей

В детстве круг общения предельно узок. Повлиять извне на формирование самооценки в основном могут только родители. В школьном возрасте к ним добавляются одноклассники и учителя. Ребенок часто находится в ситуации, где он должен как-то к себе отнестись, чтобы дать оценку своим действиям. От такого самоанализа зависит поведения малыша и его коммуникации в обществе в будущем.

В дошкольном возрасте

В этом возрасте очень тонкая грань между оценками взрослых. Малыш уже осознает свою значимость в этом мире и его суждения о себе основаны исключительно на оценке его взрослыми. Чаще всего он слышит похвалу и восхищение, поэтому в этом возрасте у большинства детей самооценка завышена. Но не спешите сменять милость на критику для баланса. Критиковать малыша в этом возрасте опасно – это грозит заниженной самооценкой, а с ней будет справиться гораздо сложнее.

В младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте для ребенка приобретает невероятную важность его роль в социуме. От того, как на него реагируют сверстники, зависит самооценка

При этом все также важна роль родителей. Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за его достижения.

В среднем школьном возрасте

В этом возрасте самооценка ребенка зависит от общественного мнения. Если ребенок занимает лидирующие позиции в классе, его самооценка явно завышена, а если ребенок – изгой, естественно, уровень самооценки самый низкий.

В старшем школьном возрасте

На формирование самооценки подростков немаловажную роль оказывает положение в коллективе. Стоит отметить, что это не единственный критерий оценки. Подростку важны его успехи и достижения

Важно, чтобы еще в раннем возрасте родители адекватно оценили способности ребенка и не навязывали ему то, что не нравится. Подростку крайне важно чувствовать свою значимость и внешнюю привлекательность

Как повысить самооценку ребенку 11 – 12 лет?

Перешагивая 10-летний рубеж, ребенок вступает в пору между детством и юношеством. Подростковые бури начинают бушевать в его организме, выбивая из привычного стиля общения.

Да и со сверстниками общаться ребенку все интереснее. Но только взрослые могут по-настоящему поддержать, вселить веру в свои силы, признать заслуги и не казнить за промахи. Дети способны искалечить самооценку себе подобным навсегда.

В силу наличия не прожитых эмоций и не пройденных жизненных уроков этого возраста у самих родителей, общение с детьми усугубляется. Или вы чувствуете себя загнанными в угол, глубоко несчастными, не видите ценности своей жизни, ждете чего-то лучшего и обесцениваете то, что уже есть. Что же вы как родитель дадите ребенку, как поможете искоренить чувства ущербности и жалости к себе у дитя?

Часто наиболее действенным и эффективным методом является обращение к психологу и прохождение курса психокоррекции всем членам семьи или только родителям.

Как формируется?

Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания кризиса самостоятельности, когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является похвала со стороны взрослых, это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.

Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой

Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло

Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.

Еще по теме “Повышение самооценки дошкольника”:

Подскажите, как можно повысить самооценк

Подскажите, как можно повысить самооценку у девочки 6 лет? Девочка эмоциональная, чувствительная.. В ситуациях когда можно было что то проигнорировать, незаметить (в отношениях с ровесниками) долго переживает, плачет.

завышенная самооценка

завышенная самооценка. Вот надо ли “лечить” ребенка от завышенной самооценки. Мой деть категорически не признает своих ошибок, даже когда тычешь в них пальцем. Вчера принес рисунок – нечто страхолюдское серое на голубом фоне.

Повышение самооценки ребенка

С детскими психологами в нашем городе совсем туго, а так может чего полезного вычитаю и смогу применить на практике! Попробуйте Леви. А ” советов давать” можно? Мне кажется самооценку такого ребенка нужно повышать не общими похвалами, как это делают с…

Завышенная самооценка у ребенка

Ситуация – пять лет девочке, любимый ребенок, бОльшую часть времени проводит в семье. Ладит отлично со всеми, но вот проблема – совершенно отсутстует адекватная самооценка.

Длинно: Воспитатель в д/с влияет на самооценку

Я сама работаю воспитателем, и бывают случаи, когда можно говорить ребенку 10 раз – а от него слова отлетают, как об стенку горох, и он продолжает…

Поднять самооценку

Дочери 4 года, но уровень ее низок, на мой взгляд). Причем на рисунках она как раз размером с маму и папу обычно, но вот в жизни…

самооценка

Нашла в Инете тест как определить степень самооценки ребенка: рисуется 10-ступенчатая лестница, ребенку объясняю, что на самой нижней стоят плохие дети, чуть выше – уже получше, и т.д., т.е. на самой верхней…

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.

Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

ЗАЧЕМ НУЖНА?

Самооценка крайне важна для того, чтобы мы могли достигать состояния внутренней гармонии. Что бы ни происходило вокруг нас, твердая уверенность в том, что «мы — хорошие», помогает держаться на плаву, не разрушаясь от того, что в метро кто-то задел вас в давке или на работе вас обозвали тупицей.

Психолог Натаниэль Бранден, изучающий самооценку в течение нескольких десятилетий, считает, что самооценка — это уверенность в своей способности справляться с задачами, которые ставит перед нами жизнь, и уверенность в своем праве быть счастливым. «Самооценка, — пишет Бранден, — складывается из двух аспектов — самоэффективности и самоуважения».Я-КОНЦЕПЦИЯ = ОБРАЗ Я + САМООЦЕНКА + ПОСТУПКИ. 1. Образ Я — представление человека о самом себе. 2. Самооценка — эмоциональное отношение к образу Я (каждой черте личности соответствует определенная степень принятия или непринятия, удовлетворения или недовольства). 3. Поступки и действия, логически вытекающие из образа Я и самооценки. Классический пример проявления Я-концепции Поступок в жанре «на том стою и не могу иначе», когда мы ведем себя определенным образом именно потому, что это укладывается в наши представления о себе. Я, зная о своей ответственности и обязательности (во всяком случае, искренне веря, что эти качества действительно мне присущи), откладываю поход в кино и интересную встречу, чтобы закончить этот текст. Считала бы себя безответственной и легкомысленной — смотрела бы Wall-I и пила чай в чайхане. С одной стороны, отказываю себе в простых радостях, с другой — испытываю глубокое моральное удовлетворение от подготовки текста в срок. Так, в этом поведенческом акте есть элементы образа Я (я — человек обязательный, ответственный и пунктуальный), самооценки (я отношусь к себе хорошо, когда соответствую своим представлениям о себе) и конкретный поступок (сижу за ноутбуком, отложив мысли о кино). Самоэффективность — это ощущение своего личного могущества (от слова «могу»), своей способности справляться, реально оценивать происходящее и адекватно реагировать. Когда мы говорим себе: «Я могу!», мы утверждаем самоэффективность!

Самоуважение — это ощущение своей ценности, личного достоинства — того самого, которое не стоит терять ни при каких обстоятельствах.

И самоуважение, и самоэффективность — ключевые качества, влияющие на нашу деятельность. При низкой самоэффективности можно долго откладывать трудную задачу, не решаясь к ней приступить

При слабовыраженном самоуважении можно жить буквально «под диктовку» других, для них, но не для себя — забывая о том, насколько ценно и важно именно ваше мнение и ваше право на счастье

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.

  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию

Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!

Меры предосторожности

Чтоб не пришлось задумываться над вопросом, как помочь ребенку повысить самооценку, нужно заранее позаботиться о ее нормальном формировании.

Никогда не проводите сравнения. Недопустимо сравнивать своего ребенка с соседским малышом или даже с родным братом или сестрой

Важно понимать, что каждый карапуз имеет свои индивидуальные особенности. Если в данный момент ему не удается то, что уже умеют его ровесники – это не показатель отставания в развитии или проблем со здоровьем, всему свое время.
Не стоит избавлять ребенка от повседневных дел, но и перегружать малыша недопустимо

Идеально, если Вы будете ставить перед ним задачи, выполнение которых будет ему под силу. Он уже сейчас должен привыкать к ответственности.
Хвалите своего сына или дочь, но только за реальные успехи. Лестные речи приведут к завышению самооценки. У ребенка не сформируется взаимосвязь между тем, за что его ценят по достоинству, он восхищение его делами будет принимать, как должное, начнет считать себя лучше других.
Если прибегаете к наказаниям, объясняйте малышу, чем он провинился, почему именно таким способом Вы решили его наказать, как впредь вести себя правильно.
На личном примере демонстрируйте, как нужно встречать неудачи в своей жизни. Что-то не получилось, не нужно опускать руки, находясь рядом с чадом, произнесите вслух, что в следующий раз обязательно все получится.
Если у ребенка появляются какие-то идеи, какими бы бессмысленными они Вам не казались, поощряйте его, не ломайте веру в успех задуманного дела. А если малышу все же не удастся осуществить свою идею, поддержите его.
Важно социализировать ребенка. Общение – залог нормального развития, в том числе и становления адекватной самооценки.
Не критикуйте своего малыша, даже мысленно не думайте, что он плохой.
Уважайте своего ребенка и его выбор.

Важно знать, как повысить самооценку ребенку, что для этого необходимо сделать. Родители должны понимать, к каким трудностям в повседневной жизни и в будущем приведет неуверенность в себе, сформировавшаяся на сегодняшний день у их дочери или сына

Не пускайте на самотек заниженную самооценку у своего чада, повышайте его веру в себя, в свои силы, свой успех. Если самостоятельно справиться не удается, не бойтесь обращаться за помощью к опытному психологу, который сумеет повысить самооценку, прибегнув к особым упражнениям и практикам.

Как можно поднять самооценку

Воспитание – это не только система запретов и наказаний. Чтобы поднять самооценку, научите сына/дочь говорить «да»:

  • праву самостоятельно выбирать себе одежду;
  • быть самим собой;
  • быть любимым;
  • проявлять эмоции.

Психологи советуют использовать простой и доступный метод, чтобы снизить у детей уровень стресса, нервозности и помочь почувствовать себя более уверенным. Часто родители не обращают внимания на хорошие поступки своих детей, но сразу реагируют, когда они начинают капризничать и плохо себя вести. В результате у ребенка формируется комплекс неполноценности.

Чтобы этого не произошло, поиграйте с ним в такую игру:

  1. Смастерите вместе сундучок желаний. Для этого можно использовать красивую коробочку или декорированную банку.
  2. Дайте малышу задание: каждое достижение, пускай небольшое, он должен записывать на листочек. Например, прочитал рассказ, полил цветы, покормил рыбок, выучил стишок. Если сын/дочь еще не умеют писать, пускай взрослые напишут о его хорошем поступке, а ребенок опустит листочек в сундучок.
  3. Раз в неделю родители с детьми достают листочки и читают, что на них написано. Будет хорошо придумать дополнительный стимул за хорошие поступки, например, совместный поход в кафе или детский кинотеатр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: