Этнокультурное образование дошкольников в ДОУ

Ход занятия:

Дети становятся в круг, произносят слова с движениями.

Встанем рядышком, по кругу, (образуют круг)

Скажем «Здравствуйте!» друг другу (кланяются друг другу)

Нам здороваться не лень: (грозят пальцем)

Всем «Привет!» и «Добрый день!» (машут руками)

(садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Она называется…

Дети: Россия!

В.: Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас? Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Д.: Русь

В.: Хотите узнать, как жили люди в Древней Руси? Предлагаю вам отправиться в путешествие по прошлому. Закройте глаза и послушайте старинную музыку (дети закрывают глаза). (В это время воспитательвыставляет на сцену старинные предметы обихода: прялка, коромысло, лавки, чугунки, ухваты, домотканые дорожки, вышитые рушники, скатерти, самовар).

В.: Откройте глаза, осмотритесь вокруг. Представьте, что мы с вами попали в прошлое наших предков. Вы видите предметы русской старины, наших предков. Наши предки называли себя славянами

От них ведет начало русский народ. Откуда же могло взяться это название? Подумайте, на какое слово оно похоже.

Д.: «Слава».

В.: Значит, славяне – это славный народ. А еще они называли себя словенами, т. е. понимающими слово, речь.

В.: Посмотрите, ребята, в каких домах жили наши предки

Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе

«Семья сильна, когда крыша одна» – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили – деды и отцы, внуки и правнуки.

А теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего строили дома?

Д.: Из дерева, бревен.

В.: Правильно. А знаете ли вы, как назывался такой дом?

Д.: Дом из бревен назывался избой.

В.: Ребята, а что вы видите в избе на первом месте, что сразу бросается в глаза?

Д.: Печь.

В.: Печь всегда ставилась напротив входа и занимала почти пол избы.

«Печь – наша мать родная», – говорили в старину. Для чего нашим предкам

нужна была печь?

Д.: Она обогревала избу, на ней готовили еду.

В.: И не только для себя, но и для домашней живности. В народе печь называли «кормилицей», «матушкой». Пищу готовили в больших чугунах. В печке было очень жарко, и чугун руками взять было нельзя. Был специальный предмет, которым можно это сделать. Назывался он – ухват

Игра «Перенеси чугунок» (предложить детям по очереди перенести чугунки ухватами).

В.: А еще на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать (слайд 10).

Для этого делалась специальная лежанка – полати, деревянные настилы, сооружаемые под потолком. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. С печью была связана вся жизнь наших предков. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ ее стал традиционным для народных сказок. Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи?

Д.: «Гуси лебеди», «По щучьему велению»

Игра: «Найди знакомую сказку» (дети находят иллюстрации с определенной сказкой)

В.: Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете, почему?

Д.: Чтобы малышу было тепло, комфортно.

В.: Ребята, а вы знаете, что деревянными были не только избы, но и всё, что было внутри избы. Давайте попробуем назвать эти предметы.

Д.: Стены, пол, потолок, лавки, полки, стол, посуда, ложки, сундук, люлька.

В.: Дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами. Как вы думаете, а где наши предки брали все эти предметы обихода?

Д.: Делали своими руками.

В.: Долгими зимними вечерами крестьяне резали миски и ложки, долбили ковши,

ткали,вышивали, плели лапти, туеса, корзины. Всё делалось тщательно, с любовью.

В.: Что еще интересного вы увидели в избе, чего не встретите в обычной

жизни?

Д.: На стене висит полотенце

В.: Да, полотенце висит, как украшение. Вы знаете, как оно еще называлось в старину? Рушник. Почему его назвали рушником? Потому что им вытирали руки.

(Воспитатель показывает детям вышитый рушник).

В.: Рушники украшали узорами. Как вы думаете, для чего это делали?

Д.: Для красоты.

В.: Узор был не только украшением, но и оберегом. Что значит слово

«оберег»?

Д.: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед, защищал от болезней.

В.: Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники.

В.: На что похожи эти узоры?

Д.: На солнышко, птичек, цветочки, листочки, веточки…

В.: Вы правы, наши предки взяли узоры у природы.

В.: Но не только рушники украшались узорами, но и одежда наших предков красивыми узорами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: