Понятие и составляющие грамматического строя
Поскольку мы имеем дело с научным понятием, проясним его суть. Речь любого языка имеет четкую структуру. Словарный запас – это база, кирпичики. Чтобы слова обрели силу и действие, необходимо использовать их в соответствии с законами родного языка.
Четкие правила, как сочетать слова друг с другом, чтобы образовывались внятные предложения со смыслом, называют грамматическим строем речи.
Некоторые правила использования языка сформированы сотни лет назад, но полноценно действуют и сейчас. Трудно объяснить, чем они обусловлены. Однако эти законы изменения слов и построения фраз регулируют способы образования предложений и обеспечивают людям понимание друг друга.
Грамматика служит логикой языка и организует речь. Весь грамматический каркас включает три составляющие:
- морфология;
- словообразование;
- синтаксис.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста состоится, если они овладеют каждой из этих сторон. Соответственно, правильная речь ребенка станет полноценным средством общения и познания, а личность дошкольника поднимется на ступеньку готовности к школьному обучению.
Безусловно, продвижение ребенка в освоении грамматических законов в большой степени зависит от общего развития речи
Важно, какую речь ежедневно слышит ребенок, много ли он сам говорит. Грамматика не может восприниматься детьми извне
Они должны практиковаться: повторять слова, высказываться предложениями. Пусть это звучит на первых порах с множеством ошибок. Без этой емкой практики основы языка не постигнуть.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р. п. ; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т. д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображениемa разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова.Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т. к. слова «лисик» не существует».
2. «Посчитай — ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т. д
3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Игровые методы развития лексико-грамматического строя речи
Дидактические игры облегчают детям усвоение категорий и понятий, эффективно закрепляют правильные словоформы, развивают словесно логическое мышление. Их можно проводить с использованием картинок и другого наглядного материла. Вполне допустимо «играть в слова» во время обычной прогулки.
Примеры игр и упражнений
Что изображено на картинке. Подготовить наглядный материал с изображением одного и нескольких образов (дерево, стул и пр).
Цель: Усвоение множественного числа.
Дети называют, что видят на картинке. Сначала продемонстрировать картинку с одним изображением, затем – с множеством (дерево — деревья, карандаш — карандаши).
Подбери подарки для друзей. Для игры подготовить два десятка подходящих игрушек и мелких предметов (медвежонок, зайчик, платок, машинка, чашка, совок и т.д.).
Цель: Обучение интуитивному морфологическому анализу.
Предложить ребенку выбрать только то, что заканчивается на «ок». В следующей попытке — на «ка»
Выбирая предмет, важно его называть
Особое внимание уделять тем наименованиям, которые можно использовать двояко (медвежонок, мишка)
Всему свое место. Наглядный материал – картинки, на которых изображены предметы или продукты.
Цель: Закрепление категории рода имен существительных.
Ребенку необходимо разложить все картинки, сформировав три набора, каждый из которых соответствует одному роду. Для определения рода дошкольник проговаривает: «мой …», «моя…», «мое…».
Упражнения, которые можно выполнять «на ходу»:
- Придумать группу слов на основе одного: цвет (цветок, цветочек, разноцветный, соцветие, одноцветный), лист (листок, листопад, листики) и пр.
- Определить множественное число понятия – лист, дорога, тропинка и др.
- Осваивать склонение существительных и определение принадлежности с помощью ответов на вопросы: Кого угостить орешком в лесу? Чей хвостик выглядывает из-за дерева?
- Формировать умение оперировать сравнительными прилагательными (дерево выше, дорожка уже, листок больше и пр).
- Расширять лексический запас, придумывая характеристики (ягодка какая, птички какие и т.д.).
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.
4.«Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
5.«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день.
Если на улице шум, то улица.
Если человеку сопутствует удача, то человек.
Если у человека талант, то человек.
Если весь день идет дождь, то день.
Если корова приносит людям пользу, то корова.
Если у человека есть здоровье, то человек.
Лексика и грамматика родного языка в развитии дошкольника
В тесной взаимосвязи с освоением грамматических норм у ребенка накапливается словарный запас (лексический строй). Лексика родного языка – это огромный пласт. В дошкольном периоде прорабатывается только незначительная его часть. Развитие словарного запаса происходит на протяжении всей жизни.
Лексический запас дошкольника включает понятия распространенных предметов и явлений, их качества и свойства, а также многочисленные связи окружающего мира. В детском словаре мало абстрактных слов и специальных терминов, социально значимых и обобщенных понятий. Словарный запас будет расширяться с накоплением знаний, обучением чтению и дальнейшим познанием действительности.
Развитие лексико-грамматического строя речи зависит от особенностей формирования познавательных процессов ребенка
Чем более развиты восприятие, внимание, память, тем быстрее пополняется словарный запас, и чаще звучит грамматически правильная речь в дошкольном возрасте
Развитие познавательных процессов способствует формированию речи
Роль и ответственность родителей в формировании речевых умений ребенка состоит в создании благоприятной среды. Ребенок заимствует все – верные, искаженные фразы, речевые обороты, которые употребляют родители. Взрослым необходимо грамотно говорить самим, чтобы в естественных условиях прививать привычку детям говорить правильно.