Как выбрать профессию: советы, рекомендации и методы

Я не знаю, кем мне стать

Бывает, школьнику нравится профессия, но он говорит друзьям и родственникам: «Я не знаю, кем стать в будущем». Причины разные:

  • Он не чувствует в себе таланта, не уверен, что сможет освоить специальность.

  • Его не устраивают отдельные детали выбранной профессии, к примеру для будущего врача неприятно еще и возиться с документацией, кроме оказания помощи людям.

Тогда важно определиться, почему именно эта профессия вам по душе. Мысли о работе на своем месте приносят радость, когда человек знает, чем и как он будет заниматься в любимой области

Значит, обладает задатками, чтобы проявить себя в выбранной профессии. С условием, что ничего не мешает выполнять любимые обязанности, брать ответственность. Существуют внутренние проблемы, связанные с негативными переживаниями в прошлом, которые порой и вспомнить трудно, отношениями с близкими людьми. Откуда берутся сомнения, мысли, что ничего хорошего не выйдет? Причины скрываются глубже, чем убеждение «я не сдам ЕГЭ по профилю».

Обладатели анального вектора стараются выполнить любую задачу идеально, лучше всех. Они впитывают информацию как губка, раскладывают по полочкам в голове и делают вывод, обобщающий накопленное. Впервые попробовав новое, они естественно наталкиваются на неудачу, как и любой другой на их месте. Но, в отличие от остальных, люди с анальным вектором придают большое значение ошибке, как настоящие перфекционисты. Негативная оценка одного-единственного человека поселяет внутри червячок неуверенности. Получив негативный опыт, начинать снова становится сложнее и сложнее. В конце концов обладатель анального вектора убеждается, что ни на что не способен, погружаясь в страх снова опозориться.

Кем стать такому школьнику в будущем, чтобы он смог адаптироваться в профессии? Несмотря на помехи, стоит выбирать то, что нравится. Счастье проявить себя профессионалом затмевает тяготы и стрессы.

Евгений Николаевич Ильин — учитель литературы из Санкт-Петербурга, а учитель — сама по себе нелегкая профессия. Далеко не все школьники считают, что им нужна школьная литература. По другую сторону баррикад стоит учитель, дающий знания тем, кто не хочет их брать. Даже если у человека есть искреннее желание преподавать и умение понятно объяснять, система образования ограничивает. А отношение учеников возбуждает внутреннюю неуверенность у человека с анальным вектором, лучшего учителя от природы. Но Ильин решил проблему, разработав свою систему преподавания. Одаренному человеку в удовольствие решать трудности своей профессии. Главное — не бояться проявлять себя, поступая по-своему.

Как и какую профессию выбрать по душе

Выбор профессии — это не просто момент, вокруг которого много пафоса. Дело в том, что если даже найдете доходную специальность, но ту, что не приносит радости со временем столкнетесь с эмоциональным выгоранием и не сможете продуктивно работать. Готовы будете кардинально поменять опыт, поскольку ходить в офис или составлять отчеты по бухгалтерии больше не будет сил. Что для вас означает «профессия по душе»? — Для меня, это деятельность, приносящая стабильный доход, но при этом та, которая оставляет свободу и пространство.

У каждой профессии есть вторая, скрытая, мало приятная сторона. Для тех, кто изучает как стать блогером, стоит узнать, кто такие хейтеры, чтобы наперед предусмотреть возможные атаки с их стороны. Если хотите освоить инженерные направления, тогда стоит еще в школе детально «наседать» на математику и физику.

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему «Довольны ли россияне полученным образованием?». Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: «Работаете или работали ли вы по специальности?», всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

«Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере «с нуля» не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда

Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество «неподходящих факторов»»

Как сменить профессию, когда вам за 30 или за 40 лет

Если изначально не узнали и не отточили на практике, как правильно выбрать профессию в 21 веке, решили сменить привычную сферу, чтобы наконец-то получать удовольствие от работы, увеличить доход, стоит следовать одновременно простым и сложным рекомендациям. Прежде всего, понять и определить — к чему тянется душа и что умеете делать лучше другого. Для определения наиболее подходящей занятости, рекомендую пройти такие этапы:

  1. Проконсультироваться с психологом, экспертом когнитивного развития, HR.
  2. Определиться, где середина между тем, что приносит радость и тем, что дает хорошие деньги.
  3. Рассчитать наперед, что нужно сделать, чтобы получить новую специализацию, где реально пройти обучение.
  4. Изучить средние расценки труда на рынке.
  5. Понять, какой рабочий распорядок для вас идеальный, где удобно работать: в офисе или дома.

Периодически, достаточно открыть для себя секреты успешных людей, в частности прочесть историю Дональда Трампа, или других селебрити чтобы прошла искра: «Вот, именно этим я хочу заниматься». Скажу так: убеждена, что менять профессию в 30 лет не поздно, но если до этого времени до сих пор ничем не занимались, не формировали и не достигали целей, не могли приблизиться к определенным высотам в карьере — это плохо. Нет универсального рецепта, как выбрать профессию по душе, но стоит всегда прислушиваться к тому что требует сердце и куда тянутся руки.

Подводя итог, замечу: выбрать профессию можно и в 10, и в 14, и в 17 лет, главное — остаться ей верным до конца своих дней. Нет ничего сложного или сокрушительного в том, когда человек меняет привычную деятельность и я поддерживаю это в ситуациях, когда специализация не приносит ни радости, ни денег. Мало того, что профессия должна быть обдумана, она должна нравится и не активизировать эффект выгорания. Всем желаю только успешного выбора, который является таким до солидного возраста. Отвечайте всем требованиям к должности, работайте в свое удовольствие, будьте счастливы и не нуждайтесь в деньгах!

Профессиональный инвестор с опытом работы 5 лет с разными финансовыми инструментами, ведет свой блог и консультирует вкладчиков. Собственные эффективные методики и информационное сопровождение инвестиций.

Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность «проиграть», примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда

Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки («Образование от А до Я» и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Ошибка номер четыре: туда берут только по блату или как проверить свои таланты

Сколько раз вы слышали это в течение жизни? И наверняка сами в это верите. И правильно делаете. Потому что блат – существует. Сказать, что связи ничего не решают – сущая глупость, но утверждать, что связи решают все – абсолютная чушь. Блат существует в нашем сознании как панацея от всех бед. Но это не так. Хотя бы потому, что не все покупается и продается.

Проверяйте свои таланты, ищите хороших педагогов, используйте любую возможность, чтобы быть ближе к заветной цели. Поступайте в Суриковское училище, даже если у вас нет наполеоновских планов — прославить свою фамилию великими картинами. Возможно после диплома вы обнаружите себя в стройных рядах веб-дизайнеров. Это не главное. Жизнь подскажет, где и кем вам выгоднее трудиться. Самое прекрасное, что это будет профессия по призванию. (читать полностью)

ШАГ 6. Продуктивный и репродуктивный подход

Поймем: Креативный ли вы? Сумеете ли вы творить? Посмеете ли?

Просто возьмите и нарисуйте крест на бумаге. И теперь попробуйте как можно больше создать на листке из этого вот самого крестика предметов. Дорисуйте. Получается или не идет? Это тест на креативность.

Просто представьте себе ветку дерева. И назовите 50 способов использования её. Можете? Значит, все в порядке и ваша креативная мысль не спит. Если сможете — вас ждет нормальное будущее. Вы не пропадете нигде.

Просто возьмите рифмы: петух-протух, старик — проник, бег-век. И попробуйте сочинить одно стихотворение на какую-то заданную тему, используя эти рифмы. Если сможете это задание выполнить за lдесять минут — у вас неслабая вербальная креативность. А это значит, что вы смогли бы работать с текстом, причем работать творчески.

Вообще-то что есть «творчество»? Это процесс создания чего-то такого, чего до сих пор не существовало. Если так понимать творчество, то творить можно с любым материалом, на любом материале. Можно творить словом, звуком, можно творчески выстроить бизнес-процесс, решить математическую или коммуникативную задачу и далее по всем объектам. Скажу страшную вещь: бывает, что художник — человек не творческий. Бывает, что актер человек не творческий. Ему скажут — он сделает. Встань тут, скажи громче. Он встанет. Он скажет. А учитель математики творец? Ответ: у него есть для этого материал. А будет ли он творить — это мы не знаем. Это его решение.

Вообще, творить или не творить — это ваше решение. Оно идет из глубины вашего естества и подкрепляется позволением: да, я позволю себе отсебятины. В общем, творчески можно ведь и с лестницы спуститься. И любое другое дело можно сделать творчески или делать как положено.

Стоит делать тонкое различение между тем, хотите ли вы творить или вы хотите быть в творческой атмосфере. Можно работать в творческом коллективе, но не в творческой профессии. Например, в кино есть «творцы» и есть те, кто организует творцам творческий процесс. Они (административная группа, продюсерская группа) не возделывают звук, текст и картинку. Но они тоже могут творчески оптимизировать свой бизнес-процесс и все будет у них быстро, удобно, ловко, никому не обидно — любо дорого смотреть.

Как вы хотите? Творить? Тогда скажите, на каком материале.

Не творить? Тогда снова скажите, с какими предметами вы бы хотели иметь дело и что с ними бы вы хотели делать.

Назовем эту установку подходом и скажем: есть продуктивный (творческий) подход и есть репродуктивный (повторяем уже известный способ действий — репродукция) подход.

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. 7. Информированность

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. 8. Склонности

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это «переносом» отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно «моё», помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний «гуманитарий» спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности…И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Какую профессию выбрать, чтобы быть востребованным?

Неуверенность в себе не единственная преграда на пути к выбору профессии. У некоторых более прозаическая причина сомневаться — маленькая заработная плата, невостребованность на рынке труда.

Люди, которых интересует выгода в выборе профессии, обладают кожным вектором:

  • умеют подстраиваться, приспосабливаться к условиям, в особенности экономическим,

  • активные, гибкие физически и психически,

  • рационально логичные,

  • чувствуют, куда дует ветер, знают, как себя подать.

Поэтому такие личности, стоит немного напрячься, находят свою нишу с выгодными условиями и даже получают от поиска удовольствие. Они выбирают профессию, где нужно:

  • извлекать пользу для клиентов (продавцы, менеджеры),

  • использовать рациональное мышление, организуя коллектив (управляющие, организаторы),

  • логически мыслить, конструируя технологии (инженеры).

Они настолько продвигаются в своей области, что зарплата как будто приходит сама собой, независимо от происходящего на рынке.

Крис Дженнер, предприниматель и продюсер, родилась в семье авиаинженера и домохозяйки. Обладая организаторским талантом и огромной энергией, она стремилась проявлять способности кожного вектора в деле. Сначала выбрала профессию стюардессы, затем создала несколько предприятий, производящих одежду, косметику, ароматы. Она одновременно помогает шестерым детям, руководит телепроектами и предприятиями.

Не знаешь, как выбрать профессию?

А если у школьника несколько увлечений? Он должен выбирать, какое превратить в профессию? Не каждый, как Крис Дженнер, в будущем успеет везде. Или каждый? Ведь выбирать что-то одно не хочется…

На самом деле вы можете заниматься всем вместе одновременно. Если хотите радоваться жизни на полную катушку — даже должны. Ведь современный житель города нередко обладает несколькими векторами, а значит, разнонаправленными свойствами и талантами. Каждый вектор — это комплекс желаний, и даже если одно из них не реализуется, будет оставаться ощущение неудовлетворенности.

Получается, с одной стороны, у вас все хорошо. К примеру, вы использовали в профессии зрительный вектор и чувствуете ровную радость от взаимодействия с людьми. А с другой — страдание в звуковом векторе, которому не хватило мысленного напряжения в работе. И теперь вы хотите лечь, закрыть глаза, вдохнуть через уши… И, глядя в потолок, возможно, сочините стих о пережитых за день впечатлениях. На душе необъяснимая меланхолия.

Для психологического комфорта лучше совместить способности всех векторов в профессиональной области, чтобы каждый день получать дозу счастья. Нужно только определить, где требуют жесткий график — в каких профессиях можно работать свободно; для какой специальности высшее образование обязательно — в какой области вы спокойно обойдетесь без него. Можно учиться одной профессии в вузе и параллельно осваивать другую на курсах дополнительного образования. На рынке труда все чаще требуются разноплановые специалисты, так что у вас будет широкий выбор проектов и разнообразные задачи.

Мой друг в школе интересовался биологией и даже посещал специальный курс, хотя главной его областью интересов осталась физика. Он окончил институт на физфаке, но его все равно тянуло в область живой природы. Знания по биологии помогли ему стать биоинформатиком, объединить обе любимые профессии.

Сейчас столько профессий в смежных областях, что даже в одну сферу можно уместить все свои интересы. О каждой профессии слышали все, даже если она должна появиться в будущие пять лет или существует только на Северном полюсе. Можно выбрать специальность под любые способности и интересы.

Профессию стоит попробовать уже здесь и сейчас, ведь на сто процентов предсказать свои впечатления сложно. Испытать профессию нужно даже не ради денег или навыков, а просто чтобы понять, как вы себя чувствуете в выбранной области.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!»

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять

Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка «из-под палки»! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка

Поясняет психолог Анна Назарова:

«С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом «проб и ошибок» всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения «полезного с приятным»

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок «за компанию» — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся «продажники» с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих «продажников» и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются… Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от «балласта» (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.
  • Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока «кровью экономики» являются деньги.

Екатерина Крушинская
Консультант: Анна Назарова,психолог, сотрудник кадрового агентства

Шаг 2. Предметы (материалы)

Теперь выберите из предметов окружающего мира те, с которыми бы вы хотели производить действия — как умственные, так и физические

Внимание! Здесь вас ожидает такая умственная ловушка: вы можете не выбрать нравящийся вам предмет только потому, что вы считаете себя не талантливым или вы думаете, что, например, с помощью ПК можно только программировать, а вы не хотите быть программистом. Не попадайтесь в эту ловушку и честно выбирайте материал (предмет, с которым хотелось бы иметь дело)

Вот эти предметы: числа (много чисел), числовые задачи, логические задачи, документы, художественные тексты, картинки (все предметы, данные нам зрительно и красивые), приборы различного назначения (механика), приборы (электроника: роботы и пк), одежда, чертежи, продукты питания, человеческое тело (волосы, лицо, ногти, весь организм), деревянные доски, бревна, живое дерево и другие растения, молекулы и атомы, живые ткани, животные, вулканы, ледники, подводный мир, взрослые люди, дети, книги, кино, мультики, фотоаппараты, видеокамеры, камни, вода, огонь, духи, лекарства, посуда, ткани, автомобили, танки, самолеты и игральные карты, вертолеты, военная техника, бытовая химия, группы людей, организация, географические карты, государство….и т.д.

Все предметы мира вам не встречались, верно? Но благодаря семье и школе вы все же пробовали многое. О другом вы читали и, возможно, мечтали. Случается, что люди, не видевшие моря, мечтают о нем. Случается, что люди, не видевшие войны, мечтают воевать.

Эта, уже заполненная вами страница, называется «ПРЕДМЕТЫ (МАТЕРИАЛЫ)»

У меня растут года…

А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?… На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.

Так, мы с моим 12-ти летним сыном по очереди прошли бесплатный он-лайн тест . Любопытно, что в тесте повторяются однотипные вопросы — однако, в итоге получается картина, вполне близкая к реальной. Так, моего сына программа охарактеризовала как уравновешенного, рассудительного, не склонного к общению человека с умеренной способностью к кооперации — и это очень похоже на правду! Программа предложила ему на выбор профессию бухгалтера (88%), специалиста по землеустройству (82%) или кинолога (80%). Также в списке предложенных — к большому удовольствию сына — биолог, геолог, инженер, математик и штурман. Сравнительно низкие проценты соответствия в его случае объясняются, по всей видимости, тем, что он слишком часто выбирал вариант «не знаю».

А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом «Кто есть я?» — а это само по себе неплохо

А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:

  • Информационно-технологический.
  • Физико-математический.
  • Лингвистический (языкознание).
  • Гуманитарный (общественные науки).
  • Социально-экономический.
  • Естественно-научный.

Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы «физико-математический», «гуманитарный» и «класс для отстающих».

Рассказывает психолог Анна Назарова:

«Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на «тройку». Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная музыка, активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог «подтянуться» по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности «звукорежиссёр» и не жалеет о выбранной специальности».

Ошибка номер шесть: жить, как будто время бесконечно

«Не могу пока поменять работу – надо купить квартиру детям». «Потом подумаю, какая профессия мне подходит, а пока поработаю продавцом. Это ужасно скучно и утомительно, зато на Новый год хорошая выручка». «Терпеть не могу свою контору и склочный коллектив, но кто еще меня возьмет без высшего образования? Надо пять лет где-то учиться по вечерам, а у меня все время занято».

Обычный ход мыслей

Когда мы откладываем нечто очень важное «на потом», нас никто не поставит в угол и не срежет зарплату. Но когда станет ясно, что время ушло – разочарование будет огромным

Но есть и хорошая новость – всегда можно взять ситуацию в свои руки. (читать полностью)

Ошибка номер семь: мечтать – вредно или чем «хочу» отличается от «хотелось бы»

Нынче модно читать мотивационные статьи и книги, посещать тематические семинары. Философия их проста, тем и прекрасна: мечтай – и все сбудется; всё, о чем ты мечтаешь – и это есть твои истинные потребности. Здесь есть некая доля правды: мечтая, мы освобождаемся от собственных предубеждений и ограничений – «большой дом только для богатых», «интересная работа – для «своих»», «это не для меня», «ничего не получится». Мечтая, мы приобретаем могущество. Но есть и подвох – увлекаясь мечтой, мы теряем связь с собой и реальностью. (читать полностью)

Надеемся, что сделали ваш выбор немного проще. Успеха в любых начинаниях!

Что делать с облаком данных дальше?

Есть три варианта:

1. Вы самостоятельно выбираете себе профессию, о которой так или иначе слышали или видели. Либо профессию, на которой настаивают родители или предлагают друзья. Вы обращаетесь к вашему облаку данных и примеряете на себя профессию, исходя из него. Такой способ вполне реален, но не исключает ошибок.

2. Вы можете, пройдя 7 шагов, отправить ваши ответы (облако данных) к нам в бесплатную консультацию сюда. Опытный профориентолог изучит его и постарается дать вам список максимально подходящих профессий. Этот способ более реальный. Но не стоит забывать, что он (профориентолог) вас не видит лично, и некоторые профессии могут вам абсолютно не подойти. Поэтому адекватно оценивайте собственные силы и возможности, изучая полученный список профессий.

3. Вы можете обратиться к нам в платную консультацию по профориентации взрослых или школьников. Чем поможет это облако данных в платной консультации? Оно может сократить время консультации. Но специалист, конечно, видя вас, делает ревизию и коррекцию данных, которые вы принесли. В завершение вы будете иметь ввиду не список профессий, а лишь одну, ту самую, которая будет вам по душе и по силам. И в ходе консультации, вы сами к этому придете. Вместе в консультантом вы производите селекцию из тех профессий, которые вам объективно подходят. Наконец, бесплатно мы подберем вам подходящее учебное заведение и, если это потребуется, поможем составить грамотное резюме (тоже бесплатно). Последнее выходит за временные рамки оплачиваемой консультации. Это бонус.

Какой бы вы способ ни выбрали, я желаю вам успехов в этом нелегком, но крайне важном деле. Работать приходится всю жизнь, так давайте же делать это с удовольствием!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: