Ход занятия
— Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)
— Весна.
— А какие весенние месяцы вы знаете?
— Март, апрель, май.
— Молодцы! Знаете.
— Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)
— Давайте проверим
Зима ушла, а весна — … — пришла.
Зимой — холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)
Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.
Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т. д.
Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)
Зимой птицы улетают, а весной (Ответы детей)
Воспитатель: Весной прилетают птицы. А вы знаете где они были зимой?
Почему птицы улетают на зиму в теплые края?
Дети: Потому что становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений.
Воспитатель:А как называют птиц, которые прилетают к нам весной из тёплых краёв?
Дети: Перелётные птицы.
Воспитатель: Какие птицы называются «перелетные»?
Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
А теперь посмотрим какие птицы прилетают к нам весной
Длинный хвост у этой птицы
Постоянно шевелится,
Любит песни щебетать,
По земле пешком гулять. (Трясогузка)
Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. Они безошибочно находят дорогу домой, они прилетают к началу ледохода.
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам — враг. (Грач)
Ещё снег не сошёл на полях, а уже прилетели грачи, они деловито расхаживают по дорогам и холмам, собирают скудную пищу. И чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство.
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Перья черные и с блеском,
Может быть довольно дерзким,
Всё – вредителям конец!
Имя птице той — (Скворец)
Звучит музыка «голоса птиц».
Вспомним и других птиц
Я буду загадывать загадки, а вы отгадаете, про кого они.
Загадки.
Кто из леса прилетит?
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говоруша, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост.
Что за птица- вот вопрос? (сорока)
Во дворе я — королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
«Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко! » (Воробей)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)
Ответы на загадки сопровождаются показом фотографий птиц
А теперь давайте сядем в кружок и отдохнем. А пока отдыхаем, поиграем.
Сравни. -У человека дети, а птиц -птенцы
У человека нос, а у птиц -клюв
У животных шерсть, а у птиц-перья
У человека руки, а у птиц-крылья
У человека дом, а у птиц- гнездо
Мы помогаем птицам и делаем кормушки и скворечники
Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.
Воспитатель. Как вы думаете для чего птицам гнёзда?
Дети: выводить птенцов.
Воспитатель: Для чего нужны птицы?
Дети: Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
Воспитатель: Ребята какие вы у меня молодцы, спасибо вам за хорошую работу.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом перед воспитателем.
1. Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает –
Это всё когда бывает?
— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
— Назовите перелетных птиц? /Ласточка, грач, скворец, кукушка, утки/.
— Назовите зимующих птиц?/ воробей, ворона, голубь, дятел /
— Отгадайте, пожалуйста,загадки:
1. Прилетает он весной.
Чёрный, важный. Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что — то вроде слова врач.
Да не врач! А птица -.! (Грач)
— Послушайте, пожалуйста, как кричит грач /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется …. (Ласточка)
/включается аудиозапись/
3. Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? — (утка)
/аудиозапись/
4. Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так,что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый (соловей)».
/аудиозапись/
5. Не заботится о детках,
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её (кукушка)
/аудиозапись/
— Правильно вы отгадали, эти птицы относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. — Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
Игра «Угадай, чей домик?»/картинки на слайде/
— А теперь угадайте, что за птицы,/ загадки/:
1. Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица — круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
— Просыпайтесь поскорей. —
Всех торопит (Воробей) /аудиозапись/
2. Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
(Ворона) /аудиозапись/
3.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь) /аудиозапись/
4. Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый «доктор». (Дятел) /аудиозапись/
-Ребята, раз эти птицы остались зимовать, чем же они питаются?/ягоды, которые остались на деревьях, в кормушках зернышки/
Игра «Угадай, чей домик?»/картинки на слайде/
Упражнение «Отгадай и присядь»
— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Подведение итогов занятия:
— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
— О каких новых перелетных и зимующих птицах вы узнали?
— Одинаковые ли у птиц домики?
— Что интересного мы узнали о кукушке?
— Почему птицы улетают в теплые края?
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,послушайте внимательно загадку и постарайтесь правильно отгадать:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а …
Воспитатель: В какое время года это бывает? (зимой).
Сколько месяцев длится зима? (3 мес.).
Название зимних месяцев? (декабрь,январь,февраль).
А какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, морозная).
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие птицы).
Воспитатель: Ребята, а как живётся птицам, которые остаются зимой? (холодно, голодно).
А чем мы им можем помочь? (развесить кормушки и покормить).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Кого чем угостить».
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребёнку, называя птичку. Ребёнок ловит мяч и отвечает чем будет кормить птичку. (клёст- семечки, голубь- пшено, синица-сало, ворона- мясо, снегирь-рябина).
Воспитатель: Чем птицы похожи?
(У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.)
Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?
(Они отличаются размером, окраской, по разному подают голос.)
Физкультминутка: «Улетают — улетел»
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу вверх)
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полёта журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушкам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полёта птиц).
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним пословицы о птицах.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поёт.
Всякая птица своим клювом сыта.
Воспитатель: А какие бывают птицы? (зимующие и перелётные)
Чем они отличаются? (перелётные — улетают, зимующие остаются)
Воспитатель: Каких птиц мы называем перелётными? (это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг в тёплые края). -Птицы улетают на юг собираясь в стаи. Летят стаей, клином, по одиночке. Птицы обладают удивительно развитыми органами чувств. Они способны хорошо ориентироваться в пространстве, чувствительны к тем или иным внешним факторам. Птицы ощущают приближающееся изменение погоды значительно раньше, чем человек.
Загадки
На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его… (скворец).
Кто на елке,на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Воспитатель: Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.
— Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов.)
— Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)
Дидактическая игра: «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.
(нет хвоста, глаз, крыльев и т. д. Дети называют)
Дидактическое упражнение: «Что могут делать птицы?» Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.
(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают,. высиживают, поют.)
Игра :«Один-много»
Журавль- журавлей, кукушка- кукушек, утка- уток, цапля- цаплей, грач- грачей, скворей- скворцов.
Игра :«Назови ласково»
— А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.
Скворец-скворушка, журавль — журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка- кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка.
Воспитатель: — Молодцы ребята вы хорошо отвечали и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено.