Занятие в средней группе по теме «весна. перелетные птицы»

Ход занятия

— Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

— Весна.

— А какие весенние месяцы вы знаете?

— Март, апрель, май.

— Молодцы! Знаете.

— Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

— Давайте проверим

Зима ушла, а весна — … — пришла.

Зимой — холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)

Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.

Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т. д.

Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)

Зимой птицы улетают, а весной (Ответы детей)

Воспитатель: Весной прилетают птицы. А вы знаете где они были зимой?

Почему птицы улетают на зиму в теплые края?

Дети: Потому что становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений.

Воспитатель:А как называют птиц, которые прилетают к нам весной из тёплых краёв?

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: Какие птицы называются «перелетные»?

Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

А теперь посмотрим какие птицы прилетают к нам весной

Длинный хвост у этой птицы

Постоянно шевелится,

Любит песни щебетать,

По земле пешком гулять. (Трясогузка)

Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. Они безошибочно находят дорогу домой, они прилетают к началу ледохода.

Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам — враг. (Грач)

Ещё снег не сошёл на полях, а уже прилетели грачи, они деловито расхаживают по дорогам и холмам, собирают скудную пищу. И чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство.

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Перья черные и с блеском,

Может быть довольно дерзким,

Всё – вредителям конец!

Имя птице той — (Скворец)

Звучит музыка «голоса птиц».

Вспомним и других птиц

Я буду загадывать загадки, а вы отгадаете, про кого они.

Загадки.

Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говоруша, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица- вот вопрос? (сорока)

Во дворе я — королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

«Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко! » (Воробей)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

Ответы на загадки сопровождаются показом фотографий птиц

А теперь давайте сядем в кружок и отдохнем. А пока отдыхаем, поиграем.

Сравни. -У человека дети, а птиц -птенцы

У человека нос, а у птиц -клюв

У животных шерсть, а у птиц-перья

У человека руки, а у птиц-крылья

У человека дом, а у птиц- гнездо

Мы помогаем птицам и делаем кормушки и скворечники

Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.

Физминутка «Скворечник».

Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.

Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.

Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.

Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.

Воспитатель. Как вы думаете для чего птицам гнёзда?

Дети: выводить птенцов.

Воспитатель: Для чего нужны птицы?

Дети: Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.

Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.

Воспитатель: Ребята какие вы у меня молодцы, спасибо вам за хорошую работу.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом перед воспитателем.

1. Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает –

Это всё когда бывает?

— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

— Назовите перелетных птиц? /Ласточка, грач, скворец, кукушка, утки/.

— Назовите зимующих птиц?/ воробей, ворона, голубь, дятел /

— Отгадайте, пожалуйста,загадки:

1. Прилетает он весной.

Чёрный, важный. Не смешной!

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что — то вроде слова врач.

Да не врач! А птица -.! (Грач)

— Послушайте, пожалуйста, как кричит грач /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется …. (Ласточка)

/включается аудиозапись/

3. Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? — (утка)

/аудиозапись/

4. Птичка, внешне неприметна,

Запоёт среди ветвей

Так,что ахнем мы: «Ведь это

Голосистый (соловей)».

/аудиозапись/

5. Не заботится о детках,

Ищет гнёздышки на ветках:

Непутёвая подружка

И зовут её (кукушка)

/аудиозапись/

— Правильно вы отгадали, эти птицы относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. — Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

Игра «Угадай, чей домик?»/картинки на слайде/

— А теперь угадайте, что за птицы,/ загадки/:

1. Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица — круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

— Просыпайтесь поскорей. —

Всех торопит (Воробей) /аудиозапись/

2. Серо-чёрная та птица,

Говорят, никак, певица.

Мол, как каркать прекращает,

Птицам певчим подражает.

(Ворона) /аудиозапись/

3.Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь) /аудиозапись/

4. Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый «доктор». (Дятел) /аудиозапись/

-Ребята, раз эти птицы остались зимовать, чем же они питаются?/ягоды, которые остались на деревьях, в кормушках зернышки/

Игра «Угадай, чей домик?»/картинки на слайде/

Упражнение «Отгадай и присядь»

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Подведение итогов занятия:

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

— О каких новых перелетных и зимующих птицах вы узнали?

— Одинаковые ли у птиц домики?

— Что интересного мы узнали о кукушке?

— Почему птицы улетают в теплые края?

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,послушайте внимательно загадку и постарайтесь правильно отгадать:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду — упадёт

Не вода уже, а …

Воспитатель: В какое время года это бывает? (зимой).

Сколько месяцев длится зима? (3 мес.).

Название зимних месяцев? (декабрь,январь,февраль).

А какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, морозная).

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие птицы).

Воспитатель: Ребята, а как живётся птицам, которые остаются зимой? (холодно, голодно).

А чем мы им можем помочь? (развесить кормушки и покормить).

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Кого чем угостить».

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребёнку, называя птичку. Ребёнок ловит мяч и отвечает чем будет кормить птичку. (клёст- семечки, голубь- пшено, синица-сало, ворона- мясо, снегирь-рябина).

Воспитатель: Чем птицы похожи?

(У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.)

Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

(Они отличаются размером, окраской, по разному подают голос.)

Физкультминутка: «Улетают — улетел»

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу вверх)

Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полёта журавлей)

Не слыхать кукушки в роще (руки к ушкам)

И скворечник опустел (руки перед собой)

Аист крыльями полощет (взмахи руками)

Улетает, улетел (имитация полёта птиц).

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним пословицы о птицах.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поёт.

Всякая птица своим клювом сыта.

Воспитатель: А какие бывают птицы? (зимующие и перелётные)

Чем они отличаются? (перелётные — улетают, зимующие остаются)

Воспитатель: Каких птиц мы называем перелётными? (это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг в тёплые края). -Птицы улетают на юг собираясь в стаи. Летят стаей, клином, по одиночке. Птицы обладают удивительно развитыми органами чувств. Они способны хорошо ориентироваться в пространстве, чувствительны к тем или иным внешним факторам. Птицы ощущают приближающееся изменение погоды значительно раньше, чем человек.

Загадки

На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его… (скворец).

Кто на елке,на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).

Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).

Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

Воспитатель: Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.

— Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов.)

— Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)

Дидактическая игра: «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.

(нет хвоста, глаз, крыльев и т. д. Дети называют)

Дидактическое упражнение: «Что могут делать птицы?» Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают,. высиживают, поют.)

Игра :«Один-много»

Журавль- журавлей, кукушка- кукушек, утка- уток, цапля- цаплей, грач- грачей, скворей- скворцов.

Игра :«Назови ласково»

— А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.

Скворец-скворушка, журавль — журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка- кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка.

Воспитатель: — Молодцы ребята вы хорошо отвечали и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: