Проявления алалии, механизмы ее развития и правильная коррекция

Формы алалии

Симптоматика речевой патологии неодинакова, ее определяют два вида алалии, развивающихся в зависимости от структуры поражения тканей мозга.

Логопеды выделяют импрессивное (сенсорное) нарушение, когда ребенок затрудняется воспринимать речь, но способен бессвязно и искаженно говорить. Существует экспрессивная алалия (моторная), когда есть понимание услышанного, но самостоятельное произношение невозможно. Помимо сенсорной и моторной форм, выделяют сенсомоторную (смешанную), характеризующуюся наиболее сложным течением.

Лечение назначают с учетом классификации алалии, поскольку без грамотного вмешательства импрессивный тип более вредит развитию ребенка, чем экспрессивный.

Моторная

Экспрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говоришь сам. Ее проявление – нарушение или дефектность аналитического и синтетического функционирования речевого анализатора, в результате чего артикуляционные элементы упрощаются и грубеют. Провоцирующий фактор – пораженное корковое окончание речевого анализатора (центра Брока в области лобной извилины мозга), отвечающего за воспроизведение речи.

Симптомы моторной алалии:

  • дефектность и неразвитость речи (с трудом понимаемый лепет, подражание произношению окружающих);
  • крайне скудный словарный запас (ребенок почти не запоминает новые понятия, в памяти закреплены в основном лишь повседневно употребляемые слова);
  • употребление преимущественно существительных в именительном падеже;
  • соединение слов без предлогов;
  • несвязность речи (больному недоступно последовательное и осмысленное изложение информации, понимание причинно-следственных связей, ориентировка во времени, выделение главных и второстепенных фактов);
  • употребление неправильных звуков в словах либо их слияние;
  • эмоциональная нестабильность (гиперактивность либо заторможенность);
  • быстрое переутомление;
  • слабая память, неумение концентрироваться, нарушенное восприятие окружающего мира;
  • проблемы с координацией движений, неразвитость мелкой моторики;
  • затруднения при самообслуживании.

При моторной алалии в период формирования фразовой речи произношение становится неровным, дерганным, со смазанными интонациями. Высока вероятность появления заикания, когда нарушена премоторная кора в левой части мозга.

Речь при алалии тяжелой степени, когда сильно повреждена кора мозга, отсутствует. Ребенок пытается общаться посредством мимики, телодвижений, размахивания руками.

Сенсорная

Импрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говорят окружающие. Причина – поражение окончания коркового сенсорно-речевого анализатора (центра Вернике, находящегося позади верхней височной извилины), отвечающего за понимание устной и письменной речи. Отсутствует связь между восприятием на слух и смысловой наполненностью слов при здоровом слуховом аппарате.

При сенсорной алалии отмечаются следующие симптомы:

искажение или отсутствие понимания услышанного (при легкой форме ребенок воспринимает отдельные слова и даже фразы, если родитель произносит их постоянно с одинаковой интонацией, при тяжелой патологии у больного нет реакции даже на свое имя);
нарушенный фонематический слух;
заметное торможение интеллектуального развития;
чрезмерная активность речи, говорливость (при этом понять, что произносит ребенок, невозможно, так как это незавершенные слова, отдельные слоги, бессмысленные сочетания звуков);
непонимание, неосознание дефектности собственной речи;
гиперакузия – аномально острое, дискомфортное восприятие на слух некоторых звуков (отмечается не всегда);
затруднения при соотношении услышанного или произнесенного слова с реальным объектом;
избыток мимики и жестикуляции, взбалмошность;
гиперактивность, вспыльчивость, эмоциональные колебания, неумение концентрировать внимание, быстрое переутомление;
эхолалия – невольное, неосознаваемое повторение слов и словосочетаний, сказанных другими людьми.

При тяжелой сенсорной форме алалии возможны поведенческие проблемы, нарушения личности, умственная отсталость. Для такого ребенка затруднительно заниматься любым делом.

Смешанная

Чистая сенсорная форма патологии диагностируется редко, чаще дополняется определенными проявлениями моторного нарушения. Это сенсомоторная алалия, при которой ребенок с запозданием начинает говорить, затрудняется формировать слова и фразы, плохо понимает, о чем говорят окружающие. Словарный запас, даже повседневный, скуден.

Ребенок боится шума, склонен совершать однообразные действия, не способен адаптироваться в социуме, из-за чего трудно отличить сенсомоторное нарушение от аутичного заболевания.

Диагностика

При подозрении на моторную алалию ребенка должны осмотреть такие специалисты, как психолог, невролог, логопед, оториноларинголог.

Отклонение диагностируют на основе таких исследований:

  • сбор перинатального анамнеза;
  • оценка особенностей раннего развития;
  • определение желания ребенка говорить;
  • определение наличия затруднений в повторении услышанного;
  • определение уровня активного и пассивного словарного запаса;
  • оценка произношения звуков, грамматического строя речи;
  • электроэнцефалография;
  • рентгенологическое исследование головного мозга;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

Чтобы отличить моторную алалию от сенсорной, а также от тугоухости, используют методы отоскопии и аудиометрии.

Моторную алалию необходимо отличать от таких нарушений, как аутизм, задержка речевого развития, дизартрия, олигофрения.

Лечение алалии в домашних условиях

Домашняя терапия считается самой действенной, но строится она должна на рекомендациях логопеда. Для выздоровления необходимо приложить массу усилий.

С чего начать занятия? Для начала можно приступить к простым упражнениям:

  1. Назовите какой-либо предмет и попросите ребенка показать его. Если он ошибся, покажите ему верный предмет и повторите просьбу. Попросите его сказать название предмета вслух.
  2. Поработайте над правильным произношением слов, которые выучил малыш.
  3. Много разговаривайте с ребенком. Речь должна быть небыстрой, правильной и понятной. При сенсорной алалии сопровождайте свои слова демонстрацией картинок.
  4. Показывайте малышу буквы, затем называйте слова, которые начинаются на эти буквы. Попросите малыша повторить букву и слово целиком.

Развивающие занятия надо проводить в игровой форме, чтобы не напрягать ребенка

С помощью таких упражнений развиваются внимание, особенности памяти, умение отличать, обобщать и соотносить предметы. Данные качества улучшают усвоение речевых навыков

Разберем некоторые упражнения более подробно.

Заучивание стишков

В любой программе по коррекции речи предусмотрено заучивание стихов.

Давно известно, что стихотворная речь намного легче воспринимается и воспроизводится.

Начинать следует с повторения строк и их произношения. Далее можно заучивать четверостишия с короткими строчками.

Упражнение можно сопровождать демонстрацией картинок или рисованием. Это поможет быстрее понять смысл текста.

Со временем накопится много выученных стишков, которые нужно повторять. Постепенно речь станет четкой и правильной.

Отгадай загадку

В народной педагогике всегда использовались детские загадки. Они знакомят ребенка с окружающим миром, расширяют кругозор, расширяют словарный запас, развивают наблюдательность и память.

Сразу же можно проанализировать строение загадки, что позволит ребенку быстрее понять ее.

Следующим этапом является заучивание наизусть. Это можно сделать, если ребенок уже научился произносить слова и строить фразы.

Самыми полезными являются те загадки, где есть повторы. Они хорошо натренируют речевой аппарат.

Скороговорки

Это великолепный тренажер не только для ребенка, но и для взрослого человека. Скороговорки совершенствуют речевой аппарат и делают его послушным.

При регулярных тренировках речь станет правильной и выразительной.

Начинать следует с самых простых, которые можно легко повторить. Чтобы ребенок заинтересовался скороговорками, можно подобрать смешные, где присутствуют известные герои.

К примеру, «тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Сначала скорость произношения будет медленной, но со временем станет быстрой.

Компьютерные игры

Не спешите подальше убирать компьютер, если ваш ребенок страдает алалией. В борьбе с патологией помогут развивающие игры, построенный по методике Монтессори.

Поиграйте с ребенком в мозаику, определение цветов и звуков. Все названия предметов в игре проговаривайте вслух.

Не стоит забывать, что компьютерные игры хороши, когда используются с осторожностью и недолго (20-30 минут в день). Яркие движущиеся картинки могут перевозбудить нервную систему малыша

Играйте с ребенком вместе.

Лечится ли алалия? Да, хотя лечение идет долго и трудно

Очень важно диагностировать патологию на раннем этапе

Если ребенок отстает от норм развития, следует посетить невролога. От сенсорной алалии намного легче избавиться, чем от моторной.

Развитие речевого аппарата позволит ребенку вырасти полноценной личностью. Как лечить алалию подскажет специалист

Важно не только принимать назначенные препараты, но и заниматься с ребенком в домашних условиях

Все занятия должны проходить в игровой форме и носить легкий характер, чтобы заинтересовать малыша. Будьте здоровы!

Этапы развития и формирования речи у ребенка

Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать.
Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому — глобальная «гаджетизация» и переход людей к виртуальным способам общения.

Возраст Навыки
 до 6 месяцев
  • улыбки, смех, гуление, привлечение внимания к себе звуками;
  • реагирование на просьбы и требования;
  • реакция на музыку
 6-9 месяцев
  • отдельные слоги: «ма», «ба», «да»
  • понимание простой речи, обращенной к ребенку
  • появление указательного жеста
 9 месяцев-1 год
  • жестикуляция в ответ на приветствия и прощания, умение помахать рукой;
  • лепетание слов, состоящих из повторяющихся одинаковых слогов (хотя бы и без понимания значений этих слов, но уже с выраженной артикуляцией) — «мама», «папа», «баба»;
  • первые слова;
 1-1.5 года
  • расширение активного словарного запаса;
  • первые словосочетания (которые еще не всегда можно понять)
 1.5-2 года
  • простейшие реплики из 2-3 слов (“Мама, дай!”)
  • к 2 годам речь является основным средством общения со взрослыми
 2-3 года
  • «контекстная речь»;
  • разговорные фразы с применением грамматических правил и всех частей речи (хотя возможны ошибки в согласованиях падежей, родов и лиц — «я спим»)
  • Словарный запас достигает 1200-1300 слов
  • К 3 годам речь речь служит основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми
 3-5 лет
  • словотворчество;
  • понимание морфем (приставки, суффиксы);
  • длинные тирады
  • К 5 годам — четкое произношение всех букв и слов, составление длинных предложений

Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок — из числа тех, кто «медленно запрягает, да быстро мчит». Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло. Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие

И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию

Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее нарушение речи (общее недоразвитие речи — ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность. Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь.
Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.

Сферы и области ответственности специалистов центра «Эмбер» по речевым проблемам распределяются так:

  • Логопед:
    Консультирует с 1,5 лет, проводит занятия с 2 лет. На консультации ставит итоговый диагноз, если это болезнь, направляет к неврологу при подозрениях на нарушения соответствующего характера;
  • Педагог-дефектолог:
    работает с неговорящими детьми; при задержках психоречевого развития и доречевых болезнях (алалии, расстройства аутистического спектра) помогает “запустить” речь и развить остальные познавательные функции до уровня возрастной нормы.

Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых — из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда нарушение речи у школьников и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.

Как избавиться от патологии?

Лечение алалии у ребенка обязательно должно быть комплексным. Врач выбирает способ лечения, в зависимости от типа патологии и степени ее развития. Не стоит ожидать, что малыш сможет быстро справиться с дефектами речи. Алалия плохо поддается лечению, но шанс полного выздоровления есть. Существует несколько способов лечения патологии, а именно:

  • Прием медикаментов. Невролог или логопед может назначить прием метаболических и ноотропных препаратов (Кортексин, Нейроксон и пр.).Использовать такие медикаменты без предварительной консультации с врачом строго запрещено.
  • Развивающие занятия с логопедом. Эта методика считается наиболее эффективной. Чтобы улучшить развитие речевого аппарата у ребенка, нужно не только водить его на занятия к специалисту, но и тренировать его речь в домашних условиях. Выполнение простых упражнений позволит значительно увеличить словарный запас, улучшить связную речь крохи, научить его понимать простые выражения.
  • Микротоковая рефлексотерапия. При помощи специального оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа пораженной зоны коры головного мозга. Такая процедура не доставит больному ребенку никакого дискомфорта, разрешена с 6 месяцев.
  • Лечебный массаж – улучшает функционирование мышц речевого аппарата.
  • Физиотерапия – процедуры с использованием специального медицинского оборудования (лазерная, магнитная, электростимуляция).

Занятия с логопедом отличаются высокой эффективностью. Специалист хорошо знает, какие упражнения нужно выполнять для всестороннего развития речевого аппарата. Они должны стимулировать речевую активность и способствовать формированию большого словарного запаса у ребенка. Регулярные посещения логопеда позволят вашему малышу в кратчайшие сроки развить логоритмику, связную фразовую речь.

Чтобы ребенок быстрее избавился от патологии и догнал своих сверстников в развитии речи очень важно одновременно использовать все методики лечения, рекомендованные врачом

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Причины алалии у детей

Причинами возникновения могут быть разные факторы.

При внутриутробном развитии это:

  • инфекции;
  • стрессы матери;
  • падения;
  • вредные привычки (спиртное, курение);
  • гормональные сбои;
  • отслоение плаценты;
  • гипертонус матки.

В родах негативно на речевом развитии могут сказаться:

  • использование щипцов;
  • долгое нахождение плода в тазу роженицы;
  • плохая родовая деятельность;
  • отсутствие дыхания после рождения;
  • обвитие шеи ребенка пуповиной.

В возрасте до трех лет проблемы с речевым развитием могут спровоцировать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • краснуха;
  • черепно-мозговые травмы;
  • соматические заболевания.

Диагностика проводится сразу несколькими специалистами – психологом, неврологом, логопедом, психиатром. Все они устанавливают наличие проблем с мозгом и уровень поражения. Эти же специалисты в будущем и будут заниматься лечением болезни.

Но заподозрить неладное и отвести ребенка на раннюю диагностику помогут симптомы болезни.

Виды алалии

Врачи выделяют два вида болезни, отличающихся по своей сути и симптоматике.

Моторная алалия

это недостаток экспрессивной речи из-за нарушения работы той части мозга, что отвечает за речедвигательную функцию. То есть ребенок все понимает, но не может правильно произнести слова и даже слоги, заменяя некоторые слова или их элементы более простыми или нечленораздельными звуками.

Сенсорная алалия

Второй тип – это сенсорная алалия. Ее определение проще – это невозможность ребенка понимать речь при отсутствии аномалий в строении слухового аппарата.

Характеристика данного заболевания давно разработана врачами-неврологами: при этом виде поражены участки головного мозга, призванные анализировать слуховые импульсы. Простыми словами, ребенок вроде бы слышит речь окружающих, но не может разобрать, что именно говорят, для него это просто набор звуков.

Врачи выделяют три степени болезни:

  • 1-я – невозможность понимать и воспроизводить речь;
  • 2-я – явные проблемы речи;
  • 3-я – отдельные ошибки в произношении.

Профилактика алалии

Молодая мама должна заботиться о здоровье своего малыша еще до его рождения. Доказано, что патология может поражать кору головного мозга детей еще на этапе внутриутробного развития

Беременной важно в точности соблюдать все рекомендации гинеколога, быть предельно осторожной, избегать падений и травмирования плода

Обязательно придерживайтесь следующих советов медиков, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от опасного недуга.

  • Во время беременности регулярно посещайте врачей, проводите обследования, сдавайте все необходимые анализы.
  • Бережно относитесь к своему здоровью и заботьтесь о самочувствии и гармоничном развитии крохи.
  • Если доктор назначает беременной дополнительный прием витаминов и лекарственных препаратов, следовать его советам нужно неукоснительно.
  • Родовая деятельность должна начинаться точно в поставленные сроки. Если есть значительная задержка, нужно настоять на медикаментозной стимуляции родов.

После рождения крохи нужно создать максимально комфортные и благоприятные условия для его гармоничного развития. Если вы будете четко следовать всем вышеперечисленным правилам, поводов для беспокойства за здоровье малыша у вас не возникнет.

Дигностика алалии на ранней стадии позволит сделать лечение патологии максимально эффективным. Именно поэтому родители должны внимательно следить за развитием речи у своего чада, и незамедлительно обращаться к врачу при обнаружении малейших отклонений от нормы. От сенсорного типа недуга ребенок может избавиться намного быстрее, чем от моторного. Если врачи в обычной поликлинике не могут установить точную причину неправильного развития речи у ребенка, обратитесь в платную частную клинику. Чаще всего в таких медицинских учреждениях есть инновационное оборудование для диагностики алалии. Не нужно пытаться экономить свое время и деньги, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос полноценной личностью.

Симптомы сенсорной алалии

Основным дефектом при сенсорной алалии выступает нарушение восприятия обращенной речи и понимания ее смысла. При этом у сенсорных алаликов в полной мере сохраняется физический слух. Зачастую они страдают гиперакузией — излишней чувствительностью к звукам, которые безразличны для окружающих (шуршанию, скрипу).

Собственная речевая активность у ребенка с сенсорной алалией повышена. Но речь при этом представляет собой набор бессмысленных звуков и обрывков слов. Зачастую вместо ответа на вопрос ребенок с сенсорной алалией повторяет сам вопрос, т.е. чужие слова. В этом случае налицо так называемая эхолалия. В целом же речь при сенсорной алалии лишена смысла, она бессвязна и непонятна для окружающих. Имеет место так называемая логорея или «словесный салат». Кроме того, в речи детей с сенсорной алалией присутствуют пропуски слогов (элизии), навязчивые повторения звуков и слогов (персеверации), объединение частей двух слов друг с другом (контаминации), звуковые замены (парафазии). При этом дети с сенсорной алалией весьма терпимо относятся к собственной речи, такое нарушение не мешает им общаться, ведь для этого они используют жесты и мимику.

В случае грубой формы сенсорной алалии понимание речи со стороны ребенка полностью отсутствует, но в других случаях зависит от ситуации. Но даже если ребенку понятен смысл фразы, то стоит поменять порядок слов в предложении, словоформу или темп речи, как понимание теряется. Зачастую, чтобы осмыслить речь, ребенку с сенсорной алалией приходится «читать» с губ говорящего. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут произнести сами, и чтобы осмыслить речь, им нужно произнести слова. При других обстоятельствах понимание у них отсутствует.

Недостаточность фонематического слуха приводит к тому, что ребенок с сенсорной алалией не различает слова, имеющие разный смысл, но близкие по звучанию, а также не может соотнести произносимое или слышимое слово с тем или иным явлением или предметом.

Грубое искажение развития речи также может приводить к вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Но категорических выводов все же делать не стоит. За умственное отставание при сенсорной алалии можно легко принять непонимание ребенком речевого задания.

Что касается психологических особенностей детей с сенсорной алалией, то для них характерны повышенная отвлекаемость, трудности с удержанием внимания, неустойчивость памяти и слухового восприятия. У таких детей может отмечаться хаотичность поведения, импульсивность или, наоборот, замкнутость и инертность. Сенсорная алалия в чистом виде встречается довольно редко. Чаще всего имеет место смешанная сенсомоторная форма, что подтверждает функциональную связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Моторная алалия – общие рекомендации для родителей

Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.

Как строить общение и взаимодействие со специалистами:

  • Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.
  • Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга.

В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.

Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Причины моторной алалии и вызванные ею нарушения очень разнообразны, для коррекционной работы требуются значительные усилия по самым разным направлениям, поэтому медлить здесь недопустимо.

Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.

Диагностические мероприятия

Каждый ребенок с признаками алалии должен пройти комплексное обследование у логопеда, оториноларинголога и невролога. Детский невролог должен оценить степень и характер повреждения ЦНС, так как это определяет прогноз на выздоровление. Головной мозг исследуется с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая изучить электрическую активность отдельных участков коры головного мозга и выявить патологические изменения в ней. Аппараты для проведения ЭЭГ имеются во всех поликлиниках и неврологических отделениях, что позволяет применять данный вид диагностики для всех детей.
  • Эхоэнцефалография, заключающаяся в ультразвуковом исследовании структур головного мозга. Процедура позволяет оценить расположение основных отделов ЦНС и выявить их смещение.
  • Прицельная рентгенография черепа. Используется для изучения состояния костных структур. При гидроцефалии на рентгене отмечаются характерные изменения в виде появления вдавлений в результате повышения внутричерепного давления.
  • Компьютерная или магнитно-резонансная томография необходима для структурной оценки головного мозга. Наибольшей точностью обладает МРТ, позволяющая получать изображения с высоким уровнем детализации.
  • Аудиометрия и отоскопия используются для дифференциальной диагностики с тугоухостью.

Предупредить развитие алалии у ребенка можно благодаря комплексу профилактических мер:

  • родители ребенка должны отказаться от вредных привычек − табакокурения, употребления спиртных напитков, наркомании;
  • перед беременностью следует пройти прегравидарную подготовку, направленную на выявление у женщины заболеваний, в том числе инфекционного характера, которые могут негативно сказаться на внутриутробном развитии плода;
  • в период беременности следует избегать острых инфекционных заболеваний, а также обострений их хронических вариантов;
  • при приеме медикаментозных препаратов беременная женщина должна проконсультироваться с врачом акушером-гинекологом по поводу их использования во время вынашивания ребенка;
  • необходимо своевременно проходить все обследования, в том числе, направленные на выявление состояния плода;
  • после рождения необходимо регулярно разговаривать и заниматься с ребенком с первых дней его жизни;
  • при задержке психического и моторного развития необходимо сразу же обратиться к лечащему врачу.

Подобные профилактические рекомендации позволяют обеспечить нормальное развитие нервной системы ребенка, а также своевременность освоения им моторных и речевых навыков.

Алалия − речевая патология, характеризующаяся недостаточным развитием моторного либо сенсорного компонента речи. Она характеризуется комплексным нарушением речевой функции: страдает грамматика, фонетика и словарный запас. Своевременное обращение к специалистам позволяет выявить причину алалии и подобрать комплексные меры для ее устранения.

Прогнозы преодоления моторной алалии и мнение современных специалистов

Прогноз преодоления данной формы алалии, в основном, благоприятный. Но все зависит от того, когда была начата коррекционная работа. Чем раньше родители обратились за помощью к специалистам, тем эффективнее она будет. Некоторые, услышав, что их ребенок начал говорить, прекращают домашние занятия.

Это неправильно, ребенок «проскочил» этапы, которые проходили дети с нормальным речевым развитием. Если первые слова появились только в три года, малыш будет стремиться общаться с окружающими фразами. Но он не умеет их правильно строить, звукопроизношение нарушено, поэтому его речь будет непонятна большинству взрослых и детей.

Поэтому обязательно продолжайте занятия с логопедом и другими специалистами. Нужно корректировать еще и неврологическую симптоматику, чтобы развитие ребенка было гармоничным. В современной логопедии вопрос об алалии изучен гораздо больше, но наблюдается тенденция того, что специалисты все чаще ставят этот диагноз, не проведя более подробной диагностики.

Некоторые современные логопеды предлагают необычные методы по преодолению алалии: используют нестандартный материал на занятиях, проводят уроки, подбирая все определенного цвета и т. д. Нестандартные подходы к занятиям довольно спорны: конечно, необычные методики могут быстрее «запустить» речь у ребенка. У более впечатлительных детей это может вызвать еще большее нежелание общаться.

Благодаря современным исследованиям, алалию удается диагностировать в раннем возрасте и рано начать коррекционную работу. Сегодня моторная алалия у ребенка − это не означает получение инвалидности. Если родители выполняют все рекомендации и занимаются с ним дома, дают необходимые препараты, то им удается достичь высоких результатов.

В результате, к моменту поступления ребенка в школу у него могут остаться незначительные признаки речевого нарушения. У него не будет больших затруднений в освоении обычной школьной программы.

Поэтому, если у ребенка есть признаки моторной алалии, родителям нужно быстрее обратиться за консультацией к специалистам. Ранняя коррекция приносит наиболее высокие результаты. Если занятия будут систематическими, и родители будут соблюдать рекомендации, то можно максимально скорректировать речевое развитие ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: