Принципы коррекционной работы логопеда при моторной алалии

Классификация и основные характеристики заболевания

Алалия – это серьезное нарушение речи, спровоцированное поражением речевого центра мозга. Патология может развиваться в первые три года жизни или на этапе внутриутробного развития. Заболевание имеет следующие симптомы:

  • бедность лексикона;
  • позднее развитие речевой функции;
  • нарушение слоговой структуры;
  • полное отсутствие речи.

Пациент с такими симптомами нуждается в логопедическом и неврологическом обследовании. При лечении алалии используется метод восстановления речевых функций, лекарственные препараты. Комплексный подход включает развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов.

В медицинской практике встречаются следующие виды алалии:

  • сенсорная;
  • смешанная;
  • моторная.

Коррекция сенсомоторной алалии направлена на устранение дефектов коркового отдела, который отвечает за речь и слух. Задачей врачей является восстановление синтеза звуков и коркового анализа.

Обследование детей с алалией

В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца — лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.

Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.

Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.

Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка

При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.

ЗРР, диспраксия или алалия?

Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.

В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз «алалия».

Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка и нужно ставить диагноз. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.

Второй этап – первые формы слов

На этом этапе детей учат соединять слова в двухсловную фразу. Здесь так же не исправляют детские словечки, предпочитая, чтобы дети соединяли их в «исходной» форме.

Адём амо – идем домой, баба куся – бабушка кушает. Детей учат произносить слова из 2, далее — из 3 слогов, подчеркивая ударный слог (вата, киса, муха, вода, лиса, кубики, молоко, машина).

Дети отдают команды игрушкам или сверстникам, близким (иди, сядь, пой, ешь, мой, помоги), соединяют в одной фразе обращение и глагол (Маша, лови. Коля, иди).

К окончанию этого этапа дети умеют строить предложения из двух слов, могут правильно произносить слова из двух и трех слогов, верно ставя ударения, отвечают на вопросы к картине, показывая правильный ответ.

Дифференциальная диагностика моторной алалии

Перед тем, как приступить к коррекционной работе, нужно отграничить моторную алалию от других нарушений: сенсорной алалии, дизартрии, тугоухости, детской моторной афазии, ЗПР (задержка психического развития) и ЗРР (задержка речевого развития). Диагноз моторная алалия ставится неврологом не раньше четырехлетнего возраста, поскольку многие психические функции у детей, в том числе и речь, находятся в стадии формирования. Логопед оценивает звукопроизношение и просодическую сторону речи, чтобы вынести психолого-педагогическое заключение: ЗРР, ОНР (общее недоразвитие речи) I, II или III уровня. До 4 лет обычно ставят диагноз ЗРР, но некоторые признаки моторной алалии можно увидеть уже с младенчества.

На первом этапе идет сбор анамнестических данных для выяснения истории болезни. Узнают, была ли у ребенка ранее какая-то речь или нет. Это позволяет отграничить моторную алалию от детской моторной афазии, поскольку афазия – это потеря уже имеющейся речи, алалия – отсутствие речи с рождения. Характерной чертой моторных алаликов является отсутствие даже лепетной речи, которая в норме появляется у ребенка с 5-6 месяцев. Также выясняют возможную причину заболевания: асфиксия, родовая травма, инфекционные заболевания матери или ребенка, черепно-мозговые травмы ребенка и т.д. Цель выяснения – установить органический или функциональный характер имеет нарушение и отграничить от ЗРР.

Второй этап – обследование понимания речи по принципу разграничения с сенсорной алалией, при которой у ребенка грубо нарушено восприятие и понимание речи. Моторный алалик воспринимает и понимает речь соответственно возрасту. Ребенку показывают картинки или игрушки и спрашивают: покажи где…

Третий этап – проверка слуха, чтобы дифференцировать от тугоухости и глухоты. У моторных алаликов слуховая функция сохранна, у слабослышащих – нарушена. Ребенку предлагают угадать с закрытыми глазами, что звучит (неречевые звуки): погремушка, бубен, шуршание бумаги, колокольчик и т.п. Кроме того проверяют просодические компоненты речи. Неговорящие алалики обычно даже без слов с помощью звуков могут предать интонацию, мелодику, ударение, ритм речи без жестов, дети с нарушением слуха не способны воспроизвести интонационный рисунок вербально, используют мимику и жесты.

На четвертом этапе изучают мимику ребенка: подвижная или статичная. У моторного алалика при отсутствии речи мимика очень активна, выразительна, у дизартриков и сенсорных алаликов наблюдается вялая мимика, амимичность, спастичность органов артикуляции, они не могут поднять бровь, надуть щеки, растянуть губы в улыбке и вытянуть их трубочкой. Используются те же тестовые пробы, что при дизартрии.

Пятый этап включает в себя обследование органов артикуляции, чтобы также дифференцировать моторную алалию от дизартрии, при которой обычно страдает артикуляционный аппарат. При моторной алалии обычно язык, губы, зубы, мягкое небо в норме. При дизартрии наблюдается повышенный или пониженный тонус языка, спастичность или паретичность губ, языка, мягкого неба.

На шестом этапе проверяют звукопроизношение имеющихся фонем. Обычно при моторной алалии может быть и правильное и искаженное произношение звуков, при дизартрии все искаженные звуки искажены постоянно.

Седьмое этап – обследование психических функций. При моторной алалии у ребенка возникает негативизм к речевому общению, отсутствует мотивация к деятельности, он замыкается в себе, с трудом идет на контакт с незнакомыми людьми, чего нельзя сказать о ребенке с ЗПР, у которого сформирована мотивация действий и способность к овладению самостоятельной речью.

Формы моторной алалии

Существует две разновидности этого дефекта:

Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.

В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.

Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.

Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.

Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.

Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.

Важная роль раннего лечения алалии

В дошкольном возрасте психика детей более гибкая, поэтому коррекция дефектов речевых центров в этот период особо эффективна. В раннем возрасте ребенок имеет больше шансов полноценно развить речевые функции и избавиться от проблем с восприятием звуков. При работе с малышами врачи используют игровой подход, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка. Пациентов не принуждают к каким-либо действиям. Эффективное лечение возможно только в том случае, если ребенок сам хочет выполнять задания логопеда.

В школьном возрасте шансы на полное восстановление существенно снижаются. При правильном лечении вполне возможно значительно улучшить ситуацию, но избавиться от всех симптомов вряд ли получится. Планирование логопедических занятий осуществляется с участием психологов и при необходимости физиологов.

Неблагоприятные факторы и отсутствие нормального социального развития могут стать причиной алалии. При дефиците речевого контакта риск развития этой патологии существенно возрастает

Чаще всего страдают дети из неблагополучных семей, чьи родители не уделяют должное внимание развитию речевых функций своего ребенка

Этапы формирования устной речи при алалии

Логопедическая работа при моторной алалии зависит от степени речевой недоразвитости. Индивидуальный подход является принципом. На первом сеансе логопед оценивает реальные навыки ребенка, а также перспективы улучшения речевой функции. При алалии наблюдаются следующие проблемы:

  • грамматические ошибки в речи;
  • дефекты в произношение отдельных звуков или целых звуковых групп;
  • бедность словарного запаса.

Несмотря на сложность в воспроизведении слов и предложений, понимание речи остается на нормальном уровне. В процессе лечения задания подаются с постепенным усложнением. На первых занятиях ребенок пытается выговорить отдельные слова. При окончании коррекции пациент должен уметь выговаривать целые фразы и предложения.

Однословное предложение

При сложных случаях алалии ребенок не может выговаривать даже отдельных слов. В данной ситуации психологический подход используется в обязательном порядке. Задачей логопеда является выработка в пациенте желания подражать взрослым. На этом этапе необходимо добиться любых голосовых реакций.

В некоторых случаях требуется и работать с развитием понимания. Иногда дети не идентифицируют обращенную к ним речь. Для достижения положительной динамики в лечении ребенку называют и показывают следующие объекты:

  • игрушки;
  • бытовые предметы;
  • части тела;
  • природные явления и предметы обихода;
  • типовые действия окружающих людей.

Для закрепления четкого понимания слова многократно повторяются, чтобы ребенок мог надолго запомнить их и понять механизм произношения. Специалист вызывает интерес пациента, подкрепляя свои действия эмоциями и восклицаниями.

Первые формы слов при алалии

Логопедия на втором этапе учитывает методы, которые направлены на соединение отдельных слов во фразы. Изначально дети учатся произносить фразы из двух слов. После этого ребенок может начинать учиться строить более сложные речевые конструкции. Логопед делает акцент на ударение, чтобы ребенок мог четко понимать правильное произношение.

Построение двусоставного предложения

На третьем этапе происходит переломный момент. В зависимости от характера и когнитивных способностей дети начинают входить в активную фазу речевого развития или медленно осваивать более сложные конструкции. При отсутствии положительной динамики детям предлагают выполнить следующие упражнения:

  • различать слова, которые отличны только по одному звуку;
  • идентификация глаголов, которые близки по произношению;
  • различие действий, которые имеют противоположное значение;
  • определение личности, которая выполняет определенное действие;
  • изучение предлогов и их использования;
  • работа с антонимами.

Для достижения желаемого результата дети учатся сравнивать сюжеты на картинках, подбирать названия к предметам, различать действия разных людей. Пациенты учатся раскладывать слова на слоги, слушая звуковые подсказки от логопеда. Специалист может отстукивать или отхлопывать звуки. Эффективным упражнением является подбор слов в простом четверостишье. В конце данного этапа дети могут понимать суть коротких рассказов и стихов, на слух распознавать подлежащие и сказуемые, составлять фразы, усваивать слоговой рисунок.

Предложения из нескольких слов

На данном этапе необходимо добиться результата, при котором ребенок будет отвечать на вопрос взрослого полным предложением и четко оформленной мыслью. Большая часть занятий уделяется звукопроизношению. Усилия логопеда направляются на подготовку артикуляционного аппарата к построению устойчивых звуковых конструкций. Дети выполняют следующий перечень заданий:

  • ответы на вопросы по сюжету картинки;
  • выполнение определенных упражнений и проговаривание результатов;
  • изменение слов по числам и родам;
  • изучение коротких стихов;
  • прослушивание небольших рассказов и их краткий пересказ;
  • ответы на вопросы по сюжету рассказов.

В конце данного этапа дети получают навыки для воспроизведения устной речи. При положительной динамике пациенты способны произносить слова с тремя и четырьмя слогами.

Расширение объема предложения. Составление сложных предложений

Дети учатся согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения для различных предметов, запоминать небольшие стихотворения, строить предложения с однородными частями речи. С помощью применения специальных игр, логопеды учат детей составлять сложные предложения.

В конце этого этапа речь пациента становится правильной, но не исключены варианты малозаметных дефектов.

Симптомы моторной алалии

В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – .

Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.

Особенности нарушения речи и ее коррекции

Дети отстают в развитии речи по следующим причинам:

патологии при беременности;
снижение функций артикуляционного аппарата;
ухудшение слуха;
отставание в общем развитии;
генетическая особенность;
недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей.

Во время коррекции речи может использоваться лекарственное лечение, но основой восстановительного процесса является работа психологов, педагогов и логопедов. Длительность коррекции зависит от интенсивности проведения занятий, сложности алалии и общего психологического состояния ребенка. Создав благоприятные условия для устранения дефекта, справиться с проблемами речи вполне возможно в период дошкольного возраста.

Особенности нарушения речи и ее коррекции

Дети отстают в развитии речи по следующим причинам:

патологии при беременности;
снижение функций артикуляционного аппарата;
ухудшение слуха;
отставание в общем развитии;
генетическая особенность;
недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей.

Во время коррекции речи может использоваться лекарственное лечение, но основой восстановительного процесса является работа психологов, педагогов и логопедов. Длительность коррекции зависит от интенсивности проведения занятий, сложности алалии и общего психологического состояния ребенка. Создав благоприятные условия для устранения дефекта, справиться с проблемами речи вполне возможно в период дошкольного возраста.

Прогноз и профилактика алалии

Результат коррекционной работы при алалии зависит от многих факторов. В частности, залогом успеха являются раннее начало коррекции (с 3-4 лет), комплексный характер, воздействие на все компоненты речи. Непременным условием успешной коррекции алалии является то, что формирование речевых процессов должно осуществляться в единстве всех психических функций. Для ребенка с моторной алалией прогноз более благоприятный. При сенсорной и сенсомоторной алалии — скорее неопределенный. На прогноз в значительной мере влияет и степень органического поражения головного мозга. В дальнейшем у детей с алалией в процессе школьного обучения могут наблюдаться различные нарушения письменной речи

Важно помнить, что коррекционная работа при алалии позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности

Что касается профилактики алалии, то для ее предупреждения необходимо обеспечить благоприятное протекание беременности и родов, а также раннее физическое развитие ребенка.

Краткая характеристика и классификация

Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.

Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:

  • Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
  • Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.

Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:

  • Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
  • Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
  • Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.

Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: