Коррекция дислексии у младших школьников: упражнения. виды дислексии и способы коррекции

Виды дислексии

В результате постоянной невозможности прочесть увиденное центры головного мозга, отвечающие за речевые способности и письменность, не получают достаточного количества возбуждения – нервных импульсов.

В нормальном состоянии, при отсутствии дислексии, увиденный текст стимулирует головной мозг, который автоматически узнает ранее виденное слово, и в конечном результате ребенок это слово произносит вслух.

В случае данной логопедической патологии формируется неправильный стереотип действий: ребенок не может прочесть слово, и оно не закрепляется в механизмах памяти. Именно поэтому каждый раз, снова и снова на уроках чтения у него возникают трудности с этим навыком.

Существует классификация видов дислексии, которая полностью систематизировала ее виды. Специалисты-логопеды выделяют такие разновидности данной логопедической проблемы:

  • мнестическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • оптическая дислексия.

Следует рассмотреть все формы заболевания отдельно.

Мнестическая

Обусловлена нарушениями памяти ребенка. Вследствие непонимания он неспособен визуально запомнить вид каждой из букв алфавита, поэтому он допускает ошибки в составлении слов, написании букв, чтении и письме.

Проблемы памяти обусловлены нарушениями ее механизмов: попросту не происходит воспроизведение, анализ и фиксация полученной информации.

Выделяют также подвид мнестической – тактильную дислексию, которая возникает у слепых детей. Ей характерны нарушения в использовании речевых символов, их неправильный подбор ребенком.

Фонематическая

Характеризуется тем, что ребенок путает похожие слова, читая их по слогам – созвучные либо же схожие по написанию между собой. Дети с этой формой логопедической патологии могут также переставлять буквы местами в похожих словах и изменять их порядок. Таким образом, для этой формы характерно нарушение фонематической системы слова.

Семантическая

https://youtube.com/watch?v=videoseries

В данном случае у детей не нарушено правильное чтение слов; все слова они читают правильно, однако совершенно не могут пересказать смысл только что прочитанного. Смысловая связь слов будто теряется на фоне правильного произношения и прочтения букв и слов.

Этот вид еще известен как механическое чтение. Интересная особенность, что такие дети намного лучше, нежели те, у кого другой вид дислексии, улавливают новую информацию на слух.

Аграмматическая

Этот вид характеризуется невозможностью согласования окончаний слов между собой во фразах или предложениях, которые были написаны либо произнесены ребенком. Например: “высокий дерево”, “холодный вещь”, “маленькое тетя” и т.д.

Оптическая

Для нее характерно нарушение пространственного восприятия отдельных букв или слогов: ребенку трудно отличать схожие между собой по написанию буквы. Буквы могут быть близко расположены друг к другу или состоять из похожих частей, которые по-разному расположены. Все это влечет за собой нарушения в чтении фраз и предложений, в которых выявляются такие буквы.

Методы диагностики

При выявлении симптомов дислексии, описанных выше, ребёнка следует обследовать у логопеда, психолога, психоневролога, детского невропатолога. Начать стоит именно с логопеда, каждый специалист этой цепочки знает, как лечить (корригировать) своё направление проблемы.

Диагностика дислексии включает в себя несколько параметров, анализируемых специалистами:

  • анамнез (течение беременности и родов у матери, перенесённые заболевания);
  • успеваемость по русскому языку;
  • состояние органов артикуляции;
  • степень развития мелкой моторики;
  • сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи;
  • состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо);
  • уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок);
  • состояние анализа и синтеза речи;
  • уровень сформированности зрительного распознавания букв;
  • состояние ориентировки в пространстве.

https://www.youtube.com/watch?v=playlist

В диагностическое обследование может включаться консультация офтальмолога с проверкой зрения и невропатолога с проведением электроэнцефалограммы.

Говорить о проблемах с чтением, письмом можно к концу второго класса. Тревожные моменты специалист видит после первого года обучения в школе. Своевременно выявленная проблема повышает шансы на полное избавление от дефекта.

Прежде чем начинать коррекционную работу, логопед проводит подробное обследование. Родители школьника обязательно консультируются у врачей, которые оценивают познавательную деятельность, состояние нервной и зрительной системы.

Логопед изучает медицинскую документацию, собирает анамнез. Он проверяет состояние органов артикуляции, уровень активной речи, общую и мелкую моторику. Оценивается уровень речевого слуха, фонематического анализа и синтеза. Проверяется грамматика, лексический запас.

Ключевой момент диагностики — изучение состояния процессов письма и чтения. Для этого школьнику дают списать печатный, рукописный текст, после ему диктуют несколько предложений.

По окончании диагностики логопед выносит заключение о степени, виде нарушения. При необходимости он рекомендует консультации других специалистов.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существуют множество методов для работы с дисграфией. Например, методика «схема слова» предполагает соотнесение картинки написанному слову. Сперва школьник называет предмет по картинке, затем видит название написанным и соотносит звук и букву, а затем уже наоборот, при произнесении звука, пишет букву. Методика Эббингауза в различных вариациях предполагает заполнение пропуска необходимой буквой. Методика «начальная буква» позволяет находить как картинки, так и слова, которые начинаются на определённую букву.

Метод «структура» углубляет нас в анализ слова: ребёнок считает количество гласных и согласных. Можно так же предложить школьнику исправить ошибки в тексте, или составить слово из букв, которые есть. Стоит отметить, что некоторые задания могут быть выполнены более успешно, а некоторые – очень тяжело или вообще не выполнены. Не отчаивайтесь. Начинайте с самых простых заданий и скрупулёзно объясняйте малышу как правильно. Поверьте, он не понимает вовсе не для того, чтобы вас позлить. Занимайтесь постоянно, даже в перерывах между походами к специалисту. Для этого так же существуют домашние упражнения.

Симптомы дислексии у детей младшего школьного возраста

Дислексия у детей проявляется по-разному. Самые ранние ее признаки можно заметить в возрасте от 1-2 лет, когда дети начинают издавать первые звуки. Риск развития расстройства речи возрастает, если ребенок не произносит свои первые слова до 15 месяцев или первые фразы до 2 лет.

Дети до 5 лет

Designed by Freepik

Не у всех детей с задержкой речи развивается дислексия, как и не у всех взрослых с этим заболеванием в детстве были подобные симптомы

Если ребенок долго не начинает говорить — это повод для родителей обратить внимание на развитие его речи.. Также следует следить за возможным прогрессированием дислексии у детей, испытывающих трудности с чтением.

Также следует следить за возможным прогрессированием дислексии у детей, испытывающих трудности с чтением.

Другие признаки нарушения в речевом развитии детей до 5 лет:

  1. проблемы с обучением алфавиту и запоминанием его букв ;

  2. трудности с заучиванием наизусть детских стихов;

  3. неспособность распознать буквы своего имени;

  4. неправильное произношение знакомых слов;

  5. неспособность распознать рифмованные структуры.

Детский садик и дошкольники

У дошкольников могут быть выявлены следующие признаки ограниченной способности к чтению:

  1. не понимают, что слова распадаются на звуки;

  2. совершают ошибки при чтении, которые не связаны со звуками букв на странице;

  3. жалуются на то, как тяжело читать;

  4. пропадает желание ходить в школу и учиться;

  5. имеются проблемы с речью и произношением;

  6. им трудно произносить простые слова, такие как «кот» или «дом»;

  7. не ассоциируют буквы со звуками.

Программы ранней помощи или раннего вмешательства обычно сосредоточены на фонологическом (звуковом) распознавании, пополнении словарного запаса и стратегиях чтения.

Начальная школа

Designed by Freepik

Многие учителя не умеют распознавать дислексию в начальной школе. Прилежные ученики, активно участвующие в учебной деятельности и внешкольных мероприятиях, часто остаются незамеченными. Обычно они хорошо скрывают свои проблемы с чтением. К тому времени, как ребенок достигнет средней школы, ему будет труднее справляться с программой и он начнет отставать в чтении, письме и правописании.

У ребенка в начальной школе дислексия, если он:

  1. очень медленно учится читать;

  2. читает с ошибками;

  3. испытывает трудности с новыми словами, произнося их вслух;

  4. не любит или избегает чтения вслух;

  5. неправильно произносит длинные, неизвестные или сложные слова;

  6. испытывает затруднения с запоминанием детальной информации (имена, даты).

Причины дислексии у ребенка

Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения. Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку

Конечно, это непросто, потому что симптомы и причины могут быть разными. Некоторые из них зависят от формы дислексии.

Умственная отсталость или задержка психического развития ребенка

Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда. В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность). У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество иных признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.

Системное недоразвитие речи ребенка

Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии. Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития. С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе. Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью. Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.

Наследственная предрасположенность у ребенка

Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям при понимании текста. Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Недостаточный речевой опыт ребенка может потянуть другие проблемы

Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим иным проблемам.

Ранний возраст обучения ребенка

Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса  состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия. Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение. Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация. Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития»,  З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Причины развития дислексии у детей

Учёными доказано, что первопричиной возникновения дислексии является наследственный фактор. На втором месте стоит ряд биологических факторов, патологии матери во время беременности и неправильное течение родового процесса.

Итак, причины развития дислексии у детей являются:

  •  Анемия у матери во время вынашивания плода;
  • Патологии сердца и сосудов мамы;
  •  Злоупотребление алкогольными напитками;
  •  Аномалии развития пуповины;
  • Слабая родовая деятельность;
  •  Длительная гипоксия плода;
  • Асфиксия во время родов;
  • Перинатальное поражение ЦНС новорожденного;
  • Инфекции мамы, вызывающие поражение головного мозга малыша (корь, краснуха, грипп, ветрянка);
  •  Травмы головы, которые малыш получил после рождения (сотрясение мозга, черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга);
  • Киста головного мозга;
  •  Внутричерепная гипертензия;
  •  Перенесённый менингит;
  • Инфекционные заболевания малыша (полиомиелит, ветрянка, корь);
  • Наркоз.

Как видно из вышеперечисленного, большинство причин не зависят от мамы, а являются следствием перенесённых заболеваний.

Основные виды дислексии у младших школьников

Медики выделяют 4 вида заболевания, каждому из которых присуще свои симптомы:

  1. Фонематическая форма. Для этой формы дислексии характерно недоразвитие восприятия звуков. Ребёнок путает звук, который схож при произношении. При чтении, он заменяет звуки на схожие;
  2.  Аграмматическая форма. При этом ребёнок неправильно произносит суффиксы, окончание слов и не может правильно определить падеж слова;
  3. Семантическая форма. Ребёнок читает, но не может передать содержание прочитанного. При этом, читая второе слово, он забывает первое прочитанное;
  4. Мнестическая форма. Вид деслексии, при котором ребёнок не может определить, какая буква соответствует звуку. Во время чтения, школьник заменяет буквы на другие.

Упражнения, направленные на коррекцию дислексии

Логопеды, для коррекции всех форм заболевания используют различные упражнения, направленные на стабилизацию мозговой деятельности ребёнка. Упражнения заключаются в правильном произношении звуков и букв, умении читать и пересказывать прочитанное.

Ребёнку, страдающему дислексией, обязательно нужно читать вслух, чтобы у него откладывалась информация в головном мозге.

Логопеды рекомендуют родителям, совместно с детьми разучивать короткие стихотворения, при этом детально объясняя школьнику смысл четверостишия. Полезны развивающие игры, направленные на коррекцию произношения слов.

Предложите малышу игру, которая научит ребёнка раскладывать слово на слоги. Для этого используйте магнитную азбуку и составляйте вместе простые слова.

Родителям стоит обратить внимание на своих детей ещё в дошкольный период. Ведь до 7 лет болезнь может никак не проявлять себя

Обратите внимание на произношение звуков и отдельных букв. Не забывайте проводить профилактический осмотр у логопеда, для исключения задержек речевого и умственного развития.

Признаки дислекции у дошкольников

Дислексию очень тяжело заподозрить в раннем возрасте, пока ребенок не начнет учиться читать. Тем не менее, некоторые косвенные признаки должны вызывать у родителей настороженность.

Для того, чтобы в домашних условиях родители могли определить, нуждается ли их ребенок в консультации врача логопеда, рекомендуем пройти своеобразный тест и ответить на следующие вопросы. За каждый утвердительный ответ засчитывайте себе 1 бал.

Итак, тест на определение возможных нарушений.

  1. Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета.
  2. Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.
  3. Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру.
  4. Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону.
  5. Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело.
  6. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).

Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда.

В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст. Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.

Очень часто такие дети эмоциональны, тревожны, испытывают трудности при общении со сверстниками, могут становиться объектом насмешек в детском коллективе.

Профилактика дислексии и дисграфии

К самыми простым способам профилактики можно отнести следующие:

  • следите, чтобы вы и члены семьи правильно произносили слова;
  • следите, чтобы ребёнок побольше рисовал, причём даже простым карандашом или ручкой, чтобы вовремя заметить и устранить связанные с этим проблемы (неправильный нажим, плохая моторика, невозможность определиться с ведущей рукой и т.д.);
  • побольше читайте малышу с возможностью ему следить за читаемыми словами, так происходит соотнесение звука и буквы;
  • поощряйте пересказы, они должны быть логичными, с правильным сочетанием родов и времён, а также поправляйте при необходимости окончания множественного числа;
  • отвечайте ребёнку на его вопросы более полными предложениями;
  • в случае подозрений на Синдром Дефицита Внимания или упомянутых проблем у кого-то из родственников, пройдите раннюю диагностику у специалиста.

Полезные рекомендации

Полноценное развитие ребёнка – главный залог его нормального функционирования в целом. Малыш должен иметь возможность играть со сверстниками, и при этом – слышать правильную речь и поучительные истории. Во всех этих сферах можно заметить какие-то особенности малыша, которые должны вас насторожить. Неуклюжесть, неспособность остановиться или услышать просьбу, нежелание рисовать и играть, односложные фразы и замена букв в словах – всё это повод обратиться за консультацией к специалисту. Тем более, это стоит сделать, если кто-то из близких имеет такие-же проблемы.

Поэтому, на вопрос: дисграфия и дислексия что это такое? Можно ответить, что это, прежде всего, психоневрологическая особенность вашей крохи, а не его «глупость». Поэтому, коррекция должна быть продуманной и постоянной. А крики и оскорбления должны покинуть жизнь ребёнка навсегда.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Как лечится дислексия

Коррекцию дислексии необходимо начинать пока школьник не достиг десятилетнего возраста, в противном случае от нарушения трудно будет избавиться. Лечением дислексии занимается логопед или более узкий специалист.

Фонематическая форма дислексии поддается коррекции методом мультисенсорного интегрального обучения

Дети учатся отличать левую и правую стороны в книгах, развивают память и внимание. Также необходимо работать с мелкой моторикой пальцев рук малыша, обучать его правилам русского языка

При оптической дислексии необходима консультация окулиста, так как нарушение может быть спровоцировано ухудшением зрения (например, если школьник большую часть времени проводит за монитором компьютера или играет в видеоигры). Здесь имеет место ограничение игр за компьютером, уменьшение времени просмотра телевизора, ношение специальных очков для чтения.

При других формах расстройства применяют фонетические методы лечения, состоящие из специально разработанных упражнений для определенной формы дислексии.

Наиболее тяжелой формой считается семантическая дислексия. Именно этот вид заболевания труднее всех поддается коррекции. Самым эффективным способом лечения является методика Дейвиса – исследователя, который в детстве сам страдал дислексией. Его метод завоевал популярность и доверие медиков. Способ лечения часто советуют родителям больного малыша.

Метод Дейвиса

Благодаря методике Дейвиса ребенок постепенно развивает мышление, внимательность и память. Рекомендуется:

  1. Создать необходимую комфортную зону для ученика.
  2. Развитие координации. Понадобится пара резиновых мячиков, с помощью которых ребенок научится правильно определять левую и правую стороны.
  3. Лепка символов. С помощью пластилина для лепки школьник создает буквы, слоги и цифры, которые он сможет потрогать или понюхать. Во время лепки малыш лучше запоминает изучаемую информацию.
  4. Чтение в три этапа. Сначала ребенок учится узнавать группы букв, переводя взгляд слева направо, вторым этапом идет закрепление изученного, далее малыш должен научиться понимать смысл прочтенного предложения и всего текста целиком.

Многих родителей интересует вопрос: можно ли вылечить дислексию у детей в домашних условиях? Коррекцию заболевания лучше проводить под руководством специалиста, который подберет наиболее эффективные методы при определенной форме дислексии. Кроме того, опытный логопед посоветует родителям несложные упражнения, необходимые для закрепления пройденных навыков во время коррекции дислексии. Такие занятия надо регулярно повторять дома с детьми.

Заключение

Дислексия – серьезное нарушение, в дальнейшем воздействующее на психическое развитие детей. Если своевременно не подобрать методы коррекции и упражнения для лечения дислексии у младших школьников, малыш начнет ощущать себя не таким, как все, станет замкнутым или агрессивным.

Внимание!

Диагностика дислексии у младших школьников

Чаще всего дислексия выявляется в детстве, когда проблемы с чтением впервые становятся очевидными. Однако она может оставаться недиагностированной годами или даже десятилетиями.

Это нейробиологическое расстройство, которое влияет только на те части мозга, что вовлечены в языковую обработку.

Проблемами дислексии занимаются два специалиста — это невролог и логопед. Несмотря на физиологические причины возникновения нарушения, поставить диагноз с помощью простого анализа крови или сканирования мозга не получится. Обычно логопед проводит небольшой диктант и просит прочитать вслух отрывок текста. Для подтверждения диагноза проводится беседа с родителями о наличии симптомов расстройства речи.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Рекомендуем также посмотреть индийский фильм про мальчика с дислексией “Звездочки на земле”.

Коррекция дислексии

На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.

При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.

Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.

Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.

Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.

В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.

Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.

Методика Дэйвиса

Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.

Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:

  • способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
  • переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
  • разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
  • координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.

Методика Корнева

Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:

  • тест на “рядоговорение”;
  • субтест «Повторение цифр»;
  • тест на ритмы;
  • проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».

Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.

Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.

Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга. С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов). Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.

Диагностика дислексии

При появлении симптомов дислексии нужно обращаться к логопеду. Специалист обследует ребенка и составит характеристику, включающую уровень правильного формирования разговорной и письменной речи, чтения, памяти, внимания и мышления.

Начальный этап работы логопеда — сбор информации о формировании личности и жизнедеятельности ребенка. Специалист осматривает артикуляционный аппарат ребенка, его речевую и ручную моторику, оценивает успехи школьника по чтению и русскому языку.

Диагностика разговорной речи происходит путем оценки произношения фонем, построения слогов, умения строить предложения и тексты.

Чтобы диагностировать письменную речь, логопед дает ученику следующие задания:

  • переписать часть текста;
  • написать текст под диктовку;
  • составить индивидуальное письмо.

Проверяя у детей чтение вслух и молча, специалист оценивает скорость, правильность, метод чтения, осмысление прочитанного и учитывает своеобразные дефекты.

При исследовании дислексии необходимо выяснить степень развития зрительного восприятия, умения анализировать и синтезировать, оптическое ориентирование в пространстве.

При необходимости речевое диагностирование добавляется медицинскими обследованиями, включающими консультирование у докторов: невропатолога и окулиста. Невролог может назначить ЭЭГ, ЭхоЭГ, а окулист проводит офтальмологические исследования.

Виды дисграфии у младших школьников

Выделение форм заболевания поможет родителям корректно применять упражнения, рекомендованные логопедам. Необходимо знать, что существуют три основных вида этого недуга:

Акустический. Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит — лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы. Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства. Моторный. Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы. Оптический. Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п). Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга

Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире

Нарушение зрения – нередкий случай Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Виды дисграфии у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации

Виды дисграфии у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации.

Упражнения

Составление рассказов по группе картинок.

Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).

Пересказ любимых книжных отрывков.

Игры с магнитным алфавитом.

Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.

Скороговорки и упражнения на артикуляцию.

Буквенные трафареты.

Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Профилактика

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: