Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

«Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением

Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха

Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
«Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
«Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

Общие требования

Если принято решение делать вместе с малышом такую гимнастику, помните, что стартовать надо с легких заданий и поэтапно переходить к более сложным.

Наиболее легкими и доступными для новичков считают статические упражнения, при которых нужно удерживать речевые мышцы в заданном положении. С динамическими упражнениями спешить не стоит. В возрасте 2-4 лет эти упражнения пока считаются довольно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять и динамические задания.

Необходима систематичность – гимнастику нужно делать ежедневно на протяжении достаточно долгого времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и будут интересными.

В каждое задание постарайтесь включать 2-3 упражнения, не более. Обязательно повторяйте уже усвоенные ранее задания и приемы, и лишь одно задание в ходе занятия выбирайте новое, еще не знакомое.

Будут полезны отпечатанные или нарисованные карточки с картинками, которые будут иллюстрировать некоторые упражнения. Например, для упражнения «Еж» нужно иметь картинку с ярким и красочным веселым ежиком. Это позволит ребенку лучше представить себе задачу.

Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.

Обида и огорчение лишь усилят мышечные зажимы, подорвут у него веру в свои силы, он начнет отказываться от занятий. Голос мамы должен быть мягким и негромким, не требовательным.

Какие именно виды логоневроза поддаются исправлению?

Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

В зависимости от разновидности судорог определяют:

  • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
  • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
  • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

  • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
  • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
  • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

  • укреплению мышц;
  • регуляции дыхательного ритма;
  • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

В каком возрасте возможно применение?

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

Противопоказания для заикающихся взрослых и детей дошкольного и школьного возраста

Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.

В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

Артикуляционная

Занятия для подвижности нижней челюсти

Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

  1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
  2. Движение челюстью вперед-назад.
  3. Движение челюстью влево-вправо.

Зарядка для губ

Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  1. Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  2. Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  3. Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.

Для укрепления мышц языка

Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

  1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
  2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
  3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
  4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
  5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

https://youtube.com/watch?v=5YFqnmhnK5I

В чем заключаются цели и задачи логопедической коррекции?

Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания. Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо.

Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

Плюсы и минусы методов и применение в домашних условиях

Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения. Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии

Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится

Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада тебя видеть на занятии. Давай посмотрим в зеркальце, расскажи, что ты видишь. Сегодня на занятии мы познакомимся с органами речи, научимся делать артикуляционную гимнастику. Какие органы нужны для речи? Чтобы речь была красивой и правильной нужно развивать наши органы. Для этого выполним зарядку.

2. Артикуляционная гимнастика. Логопед проговаривает сказку и показывает арт. упражнения, ребенок повторяет все упражнения за логопедом.

«Сказка про язычок».

Этот маленький дружок-

Твой веселый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Вот проснулся Язычок,

Выглянула окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении насчет 5-7.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи, Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1до 5-10.

Д-д-д-д-д-стучит молоточек

Т-т-т-т-т-вот забит гвоздочек.

Светит солнышко сутра-

В гости к тетушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».

Тетушка Щечка

Племянничка ждет,

Блинчики с маком

К обеду печет.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья открыла.

Немного приоткрыт рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и,пошлепывая его губами произносить: «пя-пя-пя…»

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка-

Цок, цок, цок,

В горку медленно идет:

Цок-цок-цок.

А с горы стрелой несется:

Цок-цок-цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная-

Просто объеденье-

Ням-ням-ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.

Под окошком –блл,блл,блл-

Индюки болтают.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

«Блл, блл!»-предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Затем увеличить темп и включить голос-бл,блл (болтушка).

Ну-ка, детки, с Язычком

Вместепокатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:»И-у,и-у,и-у!

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.

Дайте Язычку дуду

И еще пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш».

Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находиться за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя теплая. Вот интересная игра

Вот интересная игра

Воздушный Колобок,

Из щечки в щечку покатать

Его не каждый мог!

Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.

Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок:

Пя-пя-пя-пя-пя.

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить на нижнюю губуи, пошлепываягубами,произносить: «пя-пя-пя». Выполняем упражнение в течении 10сек.

Сегодня на занятии мы познакомились только с некоторыми упражнениями, на следующих занятиях мы узнаем еще много нового. Эти упражнения нужно выполнять каждый день.

Итог. Спасибо. До свидания!

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания

Чтобы сказать слово, ребенку необходимо делать несколько вдохов или недоговаривать окончания. Правильное дыхание при речи – гарантия четкого проговаривания слов.

Примеры упражнений для развития правильного дыхания на второй и третий год жизни ребенка

«Кто со мной споет?»:

Задание: сделать вдох и пропеть на выдохе гласные а, о, у, и, э, е.

Задание усложняется произношением слогов ау, ои, ту, ма.

«Ветер гонит шарик»:

Задание: шарик запускается в воздух. Задача детей дуть на него так, чтобы он ни упал на пол. Можно усложнить игру пародией ветра с произношением «у-у-у» или «ву-ву-ву».

«Дуем пузыри»:

В этом упражнении можно использовать настоящие мыльные пузыри или вообразить, что они находятся в руках.

Важно! Гимнастика на развитие дыхания проводится не больше 7 минут, звуки на выдохе тянутся не больше 3-5 секунд. В результате длительной гимнастики может быть переизбыток кислорода, что приведет к головокружению и обмороку ребенка

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляция – это совместная работа органов, участвующих в образовании отдельных звуков и слов. Это челюсть, щеки, язык, уздечка, губы.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие группы мышц органов речи. В результате их развития у ребенка нет затруднений при произношении отдельных звуков, а следовательно, словарный запас становится намного понятнее для окружающих.

Дети

Нарушение или слабое развитие артикуляционных органов приводит к значительным дефектам в произношении.

Выделяют 2 вида логопедических упражнений:

  • статистический – удерживание мимики лица на короткое время.
  • динамический – произношение отдельных звуков в определенной позе.

В каких случаях детям 2-3 лет нужна артикуляционная гимнастика

Потребность в артикуляционной гимнастике возникает уже в первый год жизни. Простая просьба «покажи язычок» послужит началом развития мышц речевых органов.

Чаще всего двух-трёхлетние дети еще не посещают детский сад, а родители не заостряют внимание на речи ребенка. Только опытный специалист может выявить несоответствие возрастным особенностям речи

Родителям стоит обратить внимание на следующие факты:

  • до года отсутствует лепет;
  • частичное или полное отсутствие речи в два года. В норме словарный запас должен вырасти до 50 слов, часть из которых выстраивается в несколько осознанных предложений;
  • смысл произношения не угадывается взрослыми;
  • замена букв «к-т», «м-б» и т. д.».

Важно! Не стоит ссылаться на опыт знакомых и старших детей. Во избежание дальнейших проблем в развитии необходимо обратиться к логопеду

Примеры упражнений

Для губ

«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):

Губки мои гибкие

Могут стать улыбкою.

«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):

Губы сложим в трубочку,

Чтобы сделать дудочку.

«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):

Бублик мы изобразили –

Губы плавно округлили.

«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):

Дети свинку угощают, ее носик выбирает:

Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,

Слева – с яблоками Злата.

Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».

Для губ и щек

«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):

Мы согреем наши щечки:

Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.

«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

«Худышка» (втянуть щеки):

Вот худышка – щеки впали,

Видно, кушать ей не дали.

«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):

Сперва шарик надувай,

Потом воздух выпускай.

«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки.

Упираем язычок

Влево, вправо, на бочок.

Для языка (статические)

«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Мама зернышко несет,

Открывай пошире рот!

«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):

Язычок мой как иголка,

Отойди, уколет колко!

«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок,

Несколько секунд – молчок!

Для языка (динамические)

«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):

Язычок сложи катушкой

И катай, как кот игрушку.

«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Звук копыт услышишь звонкий.

«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Для мышц глотки и мягкого неба

«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):

Зевушка – левушка, сонная головушка.

Постелю под спинку мягкую перинку,

Положу под ушко я тебе подушку,

В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.

«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):

Почему мычишь, корова?

Может, просто нездорова?

Вон раздуты как бока!

И походка нелегка!

«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):

Петю в комнату позвали,

Положили на кровать,

Полоскание достали,

Чтобы горло полоскать.

Порошок от кашля дали

И, проверив рост и вес,

Вокруг шеи повязали

Согревающий компресс.

«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):

Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,

За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.

«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома

Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.

Артикуляционная гимнастика должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком — необходимая и обязательная для родителей помощь

Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей — такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему

Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

На речке

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка –  ладони прижаты друг к другу,  пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком

Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

Воздушные шарики

«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.

Игры для развития фонематического слуха

Что звучит?

Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.

Слова-вагончики

Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.

Маленькие поэты

Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)

Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.

Рекомендованные упражнения

Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:

«Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так. При усложнении упражнения можно попросить чадо производить что-то вроде «ду-дууууу».

«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как летним днем дышит щенок – язык вялый, широкий и распластанный по нижней губе. А потом попросите показать, как это делает змейка – язык становится подвижным и «острым».

При дефектах определенных звуков добавляйте упражнения на улучшение произношения именно этих «проблемных» звуков:

«Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр – «Р-р-р». Показывайте картинки тех животных, в наименовании которых есть сложный для малыша звук и просите озвучивать название и показывать, как «разговаривает» зверь: на выговаривание звука «Р» – тигренок, барсук, рыбка, жираф, на отрабатывание звука «Л» – лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» – жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» – собака, сова, слон, лиса, суслик.

«Чистоговорки». Можно использовать различные стишки-чистоговорки. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, погуляю по двору, ру-ру-ра, ру-ру-ра вот уже домой пора! ». Аналогичные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не слишком хорошо получается произносить у ребенка.

Упражнения для формирования определенных артикуляционных укладов

К 4-5 годам у детей сформировано произношение практически всех групп звуков. Трудности возникают с сонорными. Их артикуляция самая сложная, особенно Р и Рь. Если проблема в том, что язык не может занимать верхнее положение, то может быть искажено произношение шипящих.

В комплекс включают следующие основные позы:

  • «Улыбка»;
  • «Заборчик»;
  • все базовые задания для языка.

У шипящих и сонорных артикуляция немного похожа – язык занимает верхнее положение за зубами и есть сильная направленная воздушная струя. Поэтому при подборе заданий делают акцент именно на этих особенностях.

Для языка

Сначала должен быть нормализован его мышечный тонус. Иначе не получится удерживать правильное положение для произношения этих фонем.

«Чашечка» − это базовое положение языка для шипящих. В его основе «Блинчик» с поднятыми передним и боковыми краями. Удерживают «чашечку» 3-5 сек.

«Грибок» − рот открыт, переднюю часть широкого языка нужно присосать к небу

Это упражнение не только помогает сформировать умение поднимать язык, но и растягивает подъязычную уздечку, что важно для произношения сонорных звуков

«Гармошка» − в основе «Грибок». Только теперь нужно медленно поднимать и опускать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную уздечку – «ножку» гриба.

«Лошадка» − рот открыт, ребенка просят поцокать кончиком языка как лошадка. Нижняя челюсть при выполнении «Лошадки» остается неподвижной.

«Барабан» − улыбнуться и начать медленно произносить Д-Д-Д, постепенно ускоряя темп. Но звук должен быть четким.

«Индюк» − губы растянуты в улыбке. Широким языком, не отрывая его от верхней губы, делать поглаживающие движения, к которым добавляют произношение сочетания БЛ.

Кроме тренировки мышц языка, в комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет включают упражнения на выработку сильного направленного выдоха.

Дыхательные задания

К вышеописанному комплексу добавляют задания, в которых язык занимает верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусок ватки или перо. Язык в положении «Чашечка» и ребенку нужно сдуть предмет с носа. Данное задание помогает сформировать сильный направленный выдох.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: