Дыхательная гимнастика в детском саду: здоровье на первом месте

Игровые упражнения

Игры при заикании можно условно разделить на два типа: расслабляющие и ритмичные. Первые снимают спазм мышц лица, их нужно проводить вечером, на ночь. Вторые работают как тренажер для отработки ритма дыхания, развития скорости речи. Активные игры предлагайте ребенку в первой половине дня.

Футбол

Увлекательная игра для нормализации произношения звуков при заикании. Понадобится большой кусок ватки, несколько игрушек для организации команды. Ребенок кладет ватку перед собой, набирает носиком воздух в легкие и дует на нее ртом, пытается забить гол импровизированным мячом в ворота плюшевых соперников. Медведей, зайцев ставьте от ребенка в 40-50 см на столе. Обязательно говорите, в какую сторону должна укатиться ватка, чтобы воздушная струя была направленной к цели.

Птенчик

Ребенок импровизирует пение птиц любыми гласными

Важно вдыхать воздух носом, тянуть звук как можно дольше. Предлагайте петь не только ровно, протяжно, но и делать звонкие переливы: а-а-а-о-о-о-у-у-у, и-и-и-е-е-е-э-э и другие

Посчитай

Ребенок кладет руку на животик, делает глубокий вдох носом. Загибает пальцы на свободной руке, считает пальчики на одном выдохе. Постепенно усложняйте задания, увеличивая конечное число. Ребенок в возрасте до 6 лет может считать на одном выдохе до 5, после 6 лет — до 10, загибая пальцы на обеих руках.

Кошка

Эта игра помогает ребенку контролировать плавность речи. Малыш встает, скрещивает руки на груди. Наклоняется в стороны, на выдохе поднимается в исходное положение и произносит гласные: а-а-а, у-у-у, и-и-и, э-э-э

Важно тянуть их долго, не вдыхать повторно, можно пропевать

Кувшинчик

Игра необходима для формирования голосоподачи и речевого дыхания. Ребенок поднимает руки вверх, как будто собирается нырнуть в воду, вдыхает носом очень глубоко. Опускает руки как пловец, нагибается полностью и пропевает длинные звуки (гласные). Для следующего вдоха нужно встать в исходное положение.

Свечка

Игра формирует плавное слоговое произношение. Ребенок произносит слог: Ма-а-а, Па-а-а, Ру-у-у, Зи-и-и, по выбору педагога. Складывает руки ладонями друг к другу. Вдыхает носом воздух. В момент артикуляции делает зигзагообразные движения руками, опуская их вниз, изображая пламя свечи. При этом плавно пропевает один из слогов.

Машина

Ребенок садится на стул, позади усаживается педагог. Они изображают автомобиль. Сначала крутят руль и жужжат как мотор: ж-ж-ж. Звук произносят без остановок, на одном дыхании. Затем машина останавливается, ребенок делает глубокий вдох, пожимает плечами. Это помогает снять мышечное напряжение.

Насос

Можно включить в игру, связав с предыдущим упражнением. Скажите малышу, что у машины пробило колесо и его нужно накачать для продолжения пути. Ребенок встает, поднимает руки до груди. Вдыхает глубоко, опускает насосик до пола, в это время протягивает гласные по заданию педагога или родителя.

Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате:

Отличие от других систем

Подход Стрельниковой отличается от традиционных взглядов на дыхательную гимнастику тем, что педагог предлагает обращать внимание не на дыхание как процесс, а непосредственно на специфику вдоха

Крайне важно сосредотачиваться именно на нем, выдох же пройдет естественным образом

Согласно системе, грудная клетка на этапе вдоха сжимается при помощи выполнения специальных упражнений – наклонов, поворотов торса, захвата ребер руками, в то время как в традиционных комплексах она должна расширяться.

Преимущество метода Стрельниковой перед иными системами (типа даосской или Цигун) – в простоте реализации, с упражнениями справится и дошкольник, в то время как некоторые альтернативные системы потребуют серьезных затрат энергии и будут детям просто не по силам.

Стрельникова уверена в том, что затянутый вдох не просто бесполезен, но и даже вреден для человека, поэтому делать его нужно шумным, резким, не стыдясь звуков, которые при этом выходят. Правильное дыхание – энергичное, можно представлять себе, что от силы вдоха зависит многое. При выполнении любого упражнения из нижеперечисленных важна сосредоточенность именно на вдохе.

Итак, правильный вдох, по Стрельниковой, такой:

  • короткий;
  • энергичный;
  • шумный;
  • естественный.

Крылья носа в процессе должны сужаться, а не наоборот. На практике ничего невыполнимого в правильном исполнении  нет, однако может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к такой модели дыхания. Именно поэтому гимнастику следует проводить регулярно, при тренировках «иногда» научиться правильно выполнять упражнения невозможно, особенно детям.

Как работает гимнастика Стрельниковой

Комплекс упражнений разработала оперная певица Александра Стрельникова.
Придуманный метод для восстановления голоса оказался полезным для легких и
быстро приобрел известность в СССР наряду с другими популярными комплексами
упражнений — гимнастикой Бутейко и так называемым йоговским дыханием.

Главная особенность методики Стрельниковой — резкий и частый
вдох через нос, который сопровождается рядом движений. Такой вдох очень
шумный, человек как бы втягивает воздух, словно пытаясь его понюхать. Выдох при
этом — совершенно обычный, практически незаметный.

Форсированный вдох вызывает резкое увеличение объема легких
за счет вовлечения в процесс диафрагмы. Кровь активнее насыщает ткани легких,
тканевое дыхание постепенно нормализуется. Первый эффект должен быть заметен
примерно через 12-14 дней тренировок. Упражнения рекомендованы при астме,
пневмониях и хронических заболеваниях легких.

В идеале комплекс нужно выполнять на свежем воздухе, однако при
необходимости «зарядку для легких» можно делать, даже не вставая с кровати. 

Польза

Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос. Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:

  • создание оптимальных условий для поступления кислорода в клетки и ткани;
  • развитие дыхательных мышц;
  • коррекция различных патологий и лечение речевых расстройств;
  • укрепление голосовых связок и иммунитета ребенка в целом;
  • увеличение выносливости;
  • ускорение обменных процессов в организме.

Научите детей правильно дышать — и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

  • формируются навыки управления телом и эмоциями;
  • улучшает работа ЖКТ, нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов;
  • уменьшается частотность простудных заболеваний;
  • снижается риск возникновения инфекционных поражений легких и астмы;
  • лечится заикание, сутулость, остеохондроз;
  • закрывается вопрос с недержанием мочи во время сна.

Другие похожие методики, вроде Цигун или даосской дыхательной системы, не подойдут для детей. Некоторые из них требуют колоссальных затрат энергии, вплоть до перестраивания образа жизни. Можно потратить годы усердных тренировок, чтобы добиться желаемого результата, в то время как метод Стрельниковой действует быстрее и эффективнее.

Делать забавные упражнения по авторской программе Александры Николаевны можно и в одиночку, и в группе. Для дошкольников их часто преподносят в виде игры, увлекательной зарядки. Вам не потребуется какой-либо спортивный инвентарь или большой зал для тренировки.

Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом.

Рекомендуется совершать дыхательную гимнастику при таких заболеваниях:

  • хронический гайморит, ринит, бронхит;
  • астма и туберкулез (кроме открытой формы);
  • заикание и другие расстройства речевого аппарата;
  • отек легких;
  • пневмония;
  • аритмия;
  • диабет;
  • эпилепсия.

Дети с ослабленным иммунитетом уже через неделю ощутят положительный результат от тренировки.

Другие упражнения

Как только три основных упражнения комплекса освоены, можно включить в гимнастику и другие.

Объятия

Благотворно влияет на состояние здоровья при бронхите и астме. Исходное положение – стоя, стопы и плечи составляют горизонталь, руки согнуты в локтях и размещены на одном уровне с плечевым поясом. Порядок действий таков:

  1. Выполнить правильный вдох, при этом энергично обнять себя: правая рука помещается на левое плечо, левая – прячется под правую подмышку.
  2. На медленном выдохе вернуть руки в исходную позицию.

Важно чередовать вдохи и выдохи, делая 16 раз через нос, затем – столько же через рот. Таким образом всего нужно сделать 32 раза

Кошечка

Довольно веселое упражнение, которое придется по вкусу малышам дошкольного возраста. Также оно очень полезно при увеличенных аденоидах, рините и проблемах с сосудами. Делается так:

  1. Ребенок встает в простую позицию, ноги на ширине плеч, руки опущены.
  2. Вдохнуть, одновременно выполнить два движения – неглубокое приседание и поворот туловища. Руки сгибаются в локтях, словно ребенок копирует повадки кошки.

При выдохе следует занять начальное положение.

Шаги

Еще одно упражнение делается так:

  1. Встать, расслабив мышцы спины, стопы и плечи составляют вертикаль, руки висят вдоль тела.
  2. Сделав динамичный вдох, необходимо шагнуть на месте.
  3. Далее воздух выпускается, делается ритмичный шаг с другой ноги.

Когда ходьба без перемещения не будет вызывать у малышей сложности, следует предложить им пройтись по комнате

Можно задать игровую ситуацию, попросив детей представить, будто сегодня они стали солдатами и принимают участие в очень важном параде, где главное – четко и ритмично выполнять каждое движение. Поможет такое стихотворение:

Мы солдаты на параде!

Смело воздух мы вдыхаем,

Вместе дружно мы шагаем!

Движения головой

Очень полезная часть тренировки, включающая в себя несколько упражнений:

  1. Шагая, выполняя повороты головой (активный резкий вдох делается при повороте в левую сторону, естественный выдох – в правую).
  2. Делать наклоны головы в сторону (аналогично предыдущему – резкий вдох при наклоне влево, выдох – вправо).

Чтобы детям не стало скучно, можно попросить их представить, будто сегодня они – кошки, которым очень интересно, что же происходит вокруг.

Любознательная кошка

Решила поиграть немножко –

Глядит влево, смотрит вправо –

Хочет запах распознать.

Интересно, что комплекс Стрельниковой поможет ребенку избавиться от страхов и панических состояний, улучшить их настроение.

Малый маятник

Занять исходную позицию: ноги чуть шире плеч, подбородок поднят, руки опустить вдоль тела, стараться сохранять правильную осанку. Опустив голову, сделать резкий непродолжительный вдох, будто пытаясь разобрать какой-то запах. На выдохе голову запрокинуть назад.

Важно добиваться того, чтобы мышцы шеи не напрягались, а двигалась исключительно голова, оставляя плечи неподвижными. Число повторов надо увеличивать постепенно, на первых этапах вполне достаточно выполнить 4 раза, через несколько тренировок – 8 и так далее, оптимальное количество раз – 96

Опять же, лучше всего сыграть в интересную игру, например, «Сад и огород»: когда голова запрокинута назад, ребенок проверяет урожай на плодовых деревьях (смотрит, выросли ли яблоки), когда же опущена – интересуется, что происходит на грядке с его любимыми овощами.

В целях лечения

Гимнастика поможет в решении ряда проблем со здоровьем малышей, главное – правильно подобрать упражнения. При аденоидах рекомендуется выполнять:

  • Кошку.
  • Шаги.
  • Шаги назад. Встать, согнутую в колене ногу отвести назад. Присев на другую, вдохнуть, затем, при выдохе, вернуться в начальную позицию. Повторить, поменяв ноги.

Выполнить 4 сета по 8 вдохов.

При астме полезны будут:

  • «Объятия»;
  • «Насос»;
  • повороты головы.

При заикании лучше всего показать малышу, как делать такие движения:

  • «Насос»;
  • «Объятия».

Первые положительные результаты можно будет заметить уже через 2 месяца регулярных занятий. Мышцы гортани и носоглотки укрепятся, ребенок будет испытывать меньше проблем с дыханием и произношением. Заниматься по методике Стрельниковой от заикания рекомендуется с 5-6 лет.

Методика выполнения

Главная цель дыхательных упражнений состоит в формировании осознанного стереотипа дыхания, имеющего следующие особенности:

  1. Основа методики – тренировка вдоха. Делать его нужно только через нос. Вдох очень активный, резкий, короткий, сопровождается звуком. Надо с силой посылать воздушный поток как можно глубже в нижние отделы легких.
  2. Осуществлять вдохи необходимо с максимальной частотой – 1 вдох в секунду. Требуется совершить 12 циклов по 8 экскурсий (для маленьких детей – по 4) с перерывом между ними в 3-5 секунд и достичь “стрельниковской сотни” – 96 экскурсий для одного упражнения. Считать нужно только вдохи.
  3. Выдох осуществляется пассивно. Во время упражнений думать о выдохе вообще не нужно, он должен происходить естественно через рот.
  4. Все упражнения выполняются на вдохе, при этом создается сопротивление за счет сжатия грудной клетки (повышенная нагрузка на легочный аппарат и диафрагму). Выдох происходит на расширении грудной клетки.
  5. Упражнения можно делать не только стоя, но и для тяжелых больных – сидя или лежа.

Показания и противопоказания

Стрельниковская гимнастика является известной методикой нетрадиционной терапии пациентов, страдающих болезнями дыхательной системы (ДС) и другими патологиями.

Показания*

Противопоказания
  • хронические ЛОР-заболеваний (затруднение носового дыхания, гаймориты, синуситы и др.);
  • затяжные и хронические болезни бронхов и легких (пневмония, бронхиальная астма, спайки в легких туберкулезного генеза и др.);
  • язвенная болезнь ЖКТ (в стадии ремиссии);
  • некоторые нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • психосоматические заболевания и др.
  • лихорадочное состояние с повышением СОЭ;
  • сердечно-сосудистые заболевания в стадии декомпенсации, инфаркты и инсульты в анамнезе;
  • эпилепсия и другие тяжелые неврологические заболевания головного и спинного мозга;
  • повышение внутричерепного и внутриглазного давления;
  • остеопороз;
  • недавние операции и переломы;
  • повышенное тромбообразование

*в книге М. Н. Щетинина приведен более развернутый список показаний, но многие из них удалены по рекомендациям врачей, так как безопасность методики при этих состояниях сомнительна.

У детей парадоксальная дыхательная гимнастика может применяться по следующим показаниям:

  • хронический бронхит в стадии ремиссии;
  • нетяжелая степень аденоидных разрастаний;
  • в логопедической практике – при логоневрозах (заикани);
  • остаточные процессы после перенесенного туберкулеза (после консультации с фтизиатром);
  • нарушения осанки;
  • профилактика респираторных заболеваний.

Также методика применяется в общеукрепляющих целях благодаря двигательной составляющей упражнений.

При других патологиях нет данных о безвредности и эффективности гимнастики.

Почему легким нужна зарядка

Даже при легком течении коронавирусной инфекции пациент
может получить осложнение на легкие. Часто у больных наблюдается фиброз — разрастание
соединительной ткани из-за сильного воспаления. В результате дыхательная
поверхность легких уменьшается, появляется одышка и быстрая усталость от любой физической нагрузки.

Организм может восстанавливаться долгие месяцы, в
зависимости от степени поражения. Ускорить процесс поможет дыхательная
гимнастика — «зарядка» для мускулатуры, отвечающей за вдох и выдох. Кроме
этого, некоторые упражнения призваны «расправить» легкие и увеличить их объем.

Есть два самых простых метода разработки легких. Первый —
надувание воздушных шариков. Легкие раскрываются за счет постоянного
сопротивления на выдохе. Второй метод — выдох через тонкую трубочку, конец
которой опущен в жидкость. Чем длиннее трубка, тем больше усилий нужно
прилагать, в результате легкие расправляются.

В некоторых случаях их может быть достаточно для
реабилитации, однако комплексный подход, когда пациент выполняет несколько
десятков упражнений, более эффективен. Чаще всего перенесшим COVID-19 советуют «парадоксальную» дыхательную гимнастику Стрельниковой.

Комплекс упражнений

Часто мамы интересуются, можно ли самостоятельно начинать практики. Когда есть возможность первый сеанс провести в присутствии педагога, доктора или инструктора по дыхательной гимнастике, воспользуйтесь ею. Если такой возможности нет, ничего страшного — все упражнения довольно простые, их вполне можно начать практиковать самостоятельно.

Начнем с комплекса для самых младших дошкольников.

  • «Мячик». Это упражнение носит такое название за образ, который малыш должен держать перед глазами. Мячиком станет его собственный животик в момент глубокого вдоха. Попросите малыша принять положение лежа на спине, поставьте на живот маленькую мягкую игрушку. Медленно вдыхая через нос, ребенок должен надувать «мячик» как можно сильнее, а потом так же медленно сдувать его, выдыхая через рот, сложив губки трубочкой.
  • «Аквалангист». Это упражнение можно выполнять в любом положении — стоя, сидя, лежа. Попросите ребенка представить себе, что ему предстоит погружение в воду. Пусть он наберет как можно больше воздуха и удерживает его как можно дольше — мама ведет отсчет вслух, хвалит ребенка, если сегодня у него получилось удерживать воздух хотя бы на секунду дольше, чем вчера.
  • «Легкое перышко». Для этого упражнения вам понадобится самое настоящее перышко из подушки или небольшой воздушный шарик (его, кстати, можно надуть вместе с ребенком!). Цель игры — как можно дольше удержать шарик или перышко в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи. Все в детстве дули на перышко, а потому больших трудностей техника выполнения этого упражнения не вызовет.

Упражнения для детей от 5 лет также могут включать в себя вышеперечисленные приемы. Кроме того, добавляют другие упражнения, которые, по своей сути, являются комбинированными.

  • «Ближе-дальше». Это упражнение можно проводить в положении сидя и в положении стоя. Попросите ребенка втянуть воздух носом так, как будто он вдыхает аромат чудесного цветка. Выдох нужно сделать через рот, сложив губы трубочкой. При этом ребенок должен выдохнуть более интенсивно, как будто он отталкивает от себя какой-то легкий предмет.
  • «Хомяк на охоте». Это упражнение обычно очень нравится детям. Попросите его изобразить хомячка, надув щеки как можно сильнее. Потом малыш выпускает воздух резко, хлопнув по щекам ладошками. За новой порцией «запасов» воображаемый грызун отправляется после предварительного обнюхивания — ребенок делает носом серию мелких и частых вдохов.
  • «Дракоша Тоша». Это упражнение нужно выполнять с детьми, которые прекрасно представляют себе, как выглядит дракончик. Расскажете, что дракон заболел и теперь может выдыхать огонь только через одну ноздрю. В этом и будет заключаться игра — попеременные выдохи через одну ноздрю (вторую прикрывают пальцем).
  • «Кулачки». Такой прием выполняют одновременно с движением. Попросите ребенка встать и вытянуть руки вперед. Вдох совершают серией в четыре коротких резких вдоха, а выдох — любым удобным способом. Во время вдохов кулачки ритмично сжимают и разжимают.

Есть и отдельная группа упражнений, которые предназначены для развития речи и улучшения произношения отдельных букв и звуков. Вот несколько из них.

  • «Летят гуси». Мама предлагает ребенку представить себя гусем, который летит высоко. При этом она читает стишок «Гуси, гуси полетят, на Сережу (Марину, Наташу, Ирину, Алешу и т. д.) поглядят». На первой строке ребенок делает вдох и совершает руками движения, как гусь крыльями. На второй строке нужно сделать выдох со звуком «гу-у-у-у-у», руки опустить вдоль туловища.
  • «Часы». Мама просит ребенка представить, что его руки — это часовая и минутная стрелки. Одну руку поднимают вверх, вторую отводят в сторону (положение «три часа»). Потом меняют (положение «девять часов»). При первой позиции вдох, при второй — выдох. Мама читает стишок: «Время точное покажут, час и день они укажут». При выдохе ребенок должен произносить звук, который дается ему с трудом («ля-ля-ля» или «р-р-р»).
  • «Полицейский». Мама читает стишок: «За порядком я слежу, влево вправо погляжу. Если что-нибудь случится, я на помощь прихожу!». Ребенок в положении стоя делает ритмичные повороты головы вправо влево. На каждый поворот приходится вдох, на следующий — выдох. Выдох сопровождается протяжным «жу-жу-жуууу».

Ход непосредственной образовательной деятельности.

«Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

На экране появляется доктор Айболит. Дети сидят на стульчиках.

Приносит письмо.

Воспитатель читает письмо:Здравствуйте ребята, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.

Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Продолжает читать письмо. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.

Воспитатель. Поможем, ребята? Надо отправляться в путь.

Воспитатель. Ребята, но прежде чем отправиться в путь Доктор Айболит в письме вам написал задание.

Как называется наша страна?

Кто президент нашей страны?

В каком городе мы живем? (Моздоке)

— Как называется наша республика (Северная –Осетия Алания)

-Назовите детского осетинского писателя (К. Хетагуров)

-Из каких цветов состоит осетинский флаг?

— Что эти цвета означают?

-Какие осетинские пословицы вы знаете?

Воспитатель: Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи.

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру.

Мы по мостику пройдем, на поляну попадем,

На поляне той цветы небывалой красоты.

Мост, поляну мы прошли, вот и к озеру пришли!

-Посмотрите, в озере плавают рыбки.

Игра «Сосчитай»

-Сколько рыбок? (четыре)

-Сколько на нижнем ряду? (пять)

-Что можно сказать о количестве рыбок в верхнем и нижнем ряду? (их4 и 5)

-Где рыбок больше, а где меньше?

-Что надо сделать чтобы их стало поровну (добавить одну рыбку)

Воспитатель: Ну, а теперь давайте посмотрим,какое же задание нам приготовила первая рыбка:

Гимнастика для глаз «Послушные глазки»

1 задание: Ребята в первом задании мы должны с вами отгадать, о каком животном будет идти речь. При правильном отгадывании на проекторе будет появляться отгаданное животное. Если выполним задание правильно, рыбка отдаст нам первый ключ.

Рыжая плутовка, обманывает ловко (Лиса і)

Он боится всех в лесу, и медведя и лису. (Заяц)

Страшный он и очень злой,слышен днем и ночью вой. (Волк)

Он большой и неуклюжий, любит мед, малину кушать. (Медведь).

Любит долго умываться, со шнурком еще играться. (Кошка)

Проскакала по полям, и вернулась снова к нам (Лошадь)

Верный друг, нас охраняет, на чужих так грозно лает. (Собака).

А скажите мне ребята какие животные у нас находятся слева (дикие, а какие справа (домашние).

Воспитатель: Молодцы! Вот ребята за первое правильно выполненное задание мы с вами получаем первый ключ. Давайте посмотрим, что же для нас приготовила вторая рыбка.

2 задание: Игра «Назови наоборот»

Пол — потолок

Большой – маленький

Черный – белый

Высокий – низкий

Широкий — узкий

Толстый — тонкий

Воспитатель: Ну, вот и со вторым заданием мы справились и получили ключ 2. А теперь давайте немного передохнем.

Физминутка: «Веселая зарядка»

3 задание: «Назови из какого материала сделаны предметы»

Куртка из кожи – она кожаная

Шапка из меха….

Пальто для зимы….

Куртка для осени….

Халат для дома….

Блузка для женщины….

Носки из шерсти….

Туфли для осени ….

— Молодцы выполнили задания, получите ключ.

4 задание: Игра «На что похож предмет?»

-Выставляю картинки (на экране) мяч, холодильник, колпак, огурец. Дети подбирают геометрические фигуры подходящие к картинкам.

5 задание: «Где находятся предметы»

-Располагаю предметы: цветок по середине, божья коровка в верхнем правом углу, морковка в нижнем левом углу, огурец в верхнем левом углу, кукла в нижнем правом углу.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик»

Выполнение работы. Получают пятый ключ.

Вы справились и с этим заданием и получаете 5 ключ.

Воспитатель: Ребята мы с вами собрали все ключи, Доктор Айболит будет очень доволен.

Воспитатель: Теперь надо нужный ключ подобрать к ларцу, тогда он откроется и мы сможем достать волшебную воду. (подбираем ключ, ларец открывается, достаем воду).

Воспитатель: Ребята посмотрите, вода то простая не волшебная? Так нужно волшебные слова сказать и тогда она стане волшебной. (накрывает платком, трясет и вода становится цветной).

Воспитатель: Вот так чудо!

Ребята Айболит будет очень рад, что вы ему помогли и эту волшебную воду мы передадим Айболиту и он вылечит всех зверят.

Итог НОД.

Воспитатель говорит детям, что пора возвращаться в группу, предлагает покружиться и в группе очутиться.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике.

Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов.

Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью.

Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

  1. Сконцентрируйтесь на вдохе – это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.
  2. Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.
  3. Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.
  4. Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.
  5. Сохраняйте маршевый ритм дыхания.
  6. Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел.
  7. Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.
  8. Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.

У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания)

Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы

Обучение дыхательной гимнастике – задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при астме

Дыхательный комплекс помогает также останавливать приступы удушья. Для этого выполняют „Насос”. Этой же цели служат такие упражнения:

 „Обними плечи”. Нужно встать прямо, согнуть руки в локтях и поднять их до уровня плеч. Далее надо обхватывать плечи с максимальным захватом, при этом выполнять шумный короткий вдох, возвращаться в исходное положение и выдыхать ртом. Затем положение рук меняется в том плане, что сверху захват выполняет другая рука. При захвате плеч голову можно слегка откидывать назад. Тогда вдох выполняется как бы с потолка. Рекомендуется выполнение 12 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их можно делать и сидя.  

Если ребенок ослаблен, то можно начинать с четырех или даже с двух вдохов-выдохов. 

„ Повороты головой”. Ребенок должен стоять прямо, ноги немного уже ширины плеч. Согнутые руки находятся на поясе. Необходимо резко повернуть голову вправо и сделать шумный вдох, затем так же быстро повернуть ее влево и выдохнуть ртом. Не нужно останавливаться посередине, принимая исходное положение. Сделав 4 таких поворота, ребенок должен отдохнуть 10 секунд. После этого аналогичные движения головой начинать с левой стороны. И это упражнение делают, сидя на стульчике. Но каким бы ни было исходное положение, нужно контролировать, чтобы спинка мальчика и девочки была ровной.   

Что это такое?

Дыхательная гимнастика представляет собой систему упражнений, основанных на самопроизвольной активизации работы функций органов дыхания. От работы легких, бронхов и верхних дыхательных путей во многом зависит насыщение кислородом всех органов и систем детского организма

Еще врачеватели Древней Греции обратили внимание на то, что от дыхания человека зависит его самочувствие. За несколько тысячелетий медицина выработала большой комплекс дыхательных упражнений, которые могут помочь при самых разных заболеваниях и состояниях

Детская дыхательная гимнастика широко применяется для профилактики частых простудных заболеваний, поскольку она укрепляет органы дыхания, увеличивает объем легких, укрепляет мускулатуру. Упражнения на дыхание позволяют избежать состояния гипоксии — организм ребенка получает достаточное количество кислорода. В первую очередь, польза этого кроется в улучшении работы коры мозга, сердца, органов пищеварения и ЦНС.

Ребенок, который занимается дыхательной гимнастикой, значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт. Такому ребенку в экстренной ситуации гораздо проще сделать глубокий медленный вдох, чтобы справиться со стрессом. Благотворное действие упражнений на нервную систему замечено давно, а потому комплексы дыхательной гимнастики стали обязательными при заикании, неврастении, истерии.

Гимнастика позволяет быстрее восстановиться после операции на аденоидах, после удаления аденоидов. В качестве вспомогательного лечения она выступает и показывает отличные результаты при бронхите, пневмонии, при бронхиальной астме, а также на стадии выздоровления после острого периода других респираторных заболеваний.

Логопедическая дыхательная гимнастика в комплексе со специальным массажем лица позволяет ребенку справиться с такими проблемами, как , задержка речевого развития. Поскольку основой любой дыхательной гимнастики являются носовые вдохи и выдохи, в момент которых активно стимулируются рецепторы носа, носоглотки, глотки, то у ребенка повышается как местный иммунитет, так и общий. Уже через несколько месяцев становится заметно, что чадо стало меньше болеть.

Для детей дошкольного и школьного возраста упражнения дыхательной гимнастики вводят в разминки и физкультурные занятия для восстановления дыхания.

Показания к проведению

Спектр показаний, чтобы делать дыхательную гимнастику Стрельниковой, широк. В него входят наличие заболеваний и дисфункций:

  • депрессивное состояние в хронической форме;
  • невротические отклонения;
  • речевое нарушение в виде заикания;
  • миопия;
  • бронхиальные и легочные воспалительные процессы;
  • обструктивная болезнь легких хронического типа;
  • астма бронхиального происхождения;
  • хроническая и острая форма вазомоторного ринита;
  • острые роспираторные вирусные инфекции;
  • аллергические болезни и симптомы;
  • легочный туберкулез;
  • заболевания сердечной мышцы;
  • повышенное артериальное давление;
  • дистония вегетососудистого типа;
  • анамнез инсульта или инфаркта;
  • аритмия сердца;
  • головные болевые ощущения;
  • эпилептические припадки;
  • нарушения в работе опорно-двигательной системы;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • диабет 1 и 2 типа;
  • воспалительные процессы эпидермиса;
  • беременность;
  • мужская половая дисфункция;
  • наличие излишнего веса в любом количестве;
  • курение.

Комплекс Стрельниковой оказывает максимальный лечебный эффект на:

  • позвоночник – исчезают искревления, сколиоз. Осанка и походка улучшается, пропадают болевые ощущения от нагрузок и движения;
  • дыхание носом – при атрофии данного рефлекса гимнастика эффективна при длительном использовании;
  • органы зрения – замедляется ухудшение зрения, при регулярных занятиях возможно улучшение на 2-3 диоптрии;
  • речевые дисфункции – дикция улучшается, пропадает заикание и неуверенность в произношении звуков;
  • обонятельные рецепторы – улучшается способность ощущать запахи;
  • работу мочеполовой системы – повышение потенции, профилактика и ускорение лечения гинекологических болезней, снижение болей и ускорение лечения мочекаменных заболеваний, регулировка менструального процесса и снижение данных специфических болей;
  • период после операции – ускорение регенерации оганизма;
  • легочный туберкулез – ускоряется лечение, облегчается дыхание, снижаются болевые ощущения.

https://youtube.com/watch?v=dmA6yiYdsgM

Лечение по методике дыхательной гимнастики Стрельниковой способствует общему поднятию иммунитета. В результате занятий улучшается не только внешний вид и состояние организма, но и настроение человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: