Первые недели жизни: что должен уметь ребенок в возрасте 1 месяца

Рефлексы и движения

Для того чтобы малыш после рождения лучше адаптировался к новому окружающему миру, природа заложила в него ряд рефлексов, часть из которых со временем уходит, а другая часть перерождается в осознанные движения или же остается в первозданном виде на всю жизнь. К последним относятся, например, кашлевый рефлекс, чихание, вздрагивание и моргание. Остальные неосознанные реакции организма новорожденного на раздражение извне легко проверить самостоятельно:

  1. хватательный рефлекс. Если дотронуться до ладошки грудничка кончиком пальца, он обязательно сожмет его в кулачок. Дети будут неосознанно хватать все, что вы вложите в их ручки. В этом возрасте полезно заниматься с младенцем, давая ему нетвердые игрушки, такие упражнения постепенно укрепят навыки хватания у малыша.
  2. сосательный рефлекс. Если вы проведете по губкам новорожденного пальцем, соской или соском – он сложит их особенным образом и начнет сосать.
  3. подошвенный рефлекс. При проведении по стопе малыша пальцем, он одернет ножку. Если дотронуться до участка под пальчиками на ноге, дети стремятся сжать стопу словно в кулачок. Такое упражнение очень полезно для профилактики формирования плоскостопия у малыша.
  4. поисковый рефлекс. Если коснетесь щеки грудничка, он незамедлительно повернется лицом в эту сторону в поисках груди. Особенно важен этот рефлекс для детей первой недели жизни, когда они плохо видят и не узнают окружающие их объекты.
  5. рефлекс Бабинского. Проявляется в повороте стопы и расхождении пальчиков при проведении пальцами по наружному краю стопы. Если начинать делать грудничку массаж стоп с рождения, опираясь на подошвенный рефлекс и рефлекс Бабинского, вы можете значительно уменьшить риск возникновения плоскостопия.
  6. плавательный рефлекс. Проявляется в том, что грудничок начинает совершать характерные для плавания движения ручками и ножками, если его положить на живот.
  7. рефлекс ходьбы. Малыш будет имитировать движения при ходьбе, если его держать вертикально так, чтобы он дотрагивался ножками до какой-то поверхности.

Но помимо рефлекторных движений, у некоторых малышей этого возраста наблюдаются вполне осознанные действия.

В период бодрствования груднички активно двигаются, к четырем неделям время, свободное ото сна время становится весьма динамичным. Чтобы помочь малышам развиваться, старайтесь не пеленать их туго и во время, свободное ото сна, выкладывайте на животик или на бок.

Рекомендации по развитию для родителей

Чтобы ребенок рос и развивался, научился понимать мир, родители должны помочь ему. Ухаживать за малышом в течение первого месяца утомительно, т. к. надо постоянно находиться рядом, но действия мамы довольно просты. Необходимый комплекс мер для здорового физического и психоэмоционального развития включает ряд процедур.

Массаж. Выполняют согретыми руками. Массировать надо ручки, ножки, спинку и животик. Процедуру проводят 2–3 раза в день около 3–5 минут. Движения должны быть плавными и мягкими. Животик гладим по часовой стрелке. Попеременно сгибаем ручки и ножки крохи, можно имитировать «езду на велосипеде». Слегка разминаем ступни и ладошки крохи. Перевернув ребенка на спинку массируем спинку, ягодицы.

Гимнастика. Физические упражнения помогут расслабить гипертонус мышц

Приводя занятия, мама уделяет внимание конечностям, приподнимает и поворачивать их в области суставов, полезны упражнения на фитболе

Развивающие занятия и игры. Уделяйте время играм, используйте погремушки, звуковые игрушки, картинки. Некоторые учёные рекомендуют использовать для младенцев чёрно-белые изображения, колокольчики. Малыши очень любят слушать звуки природы, спокойную музыку.

Купание. Водные процедуры лучше проводить перед сном. Они способствуют быстрому засыпанию и спокойному сну.

Закаливание

Для новорождённого закаляться очень важно, процедура сводится к тому, что малышу надо дать время побыть голышом: воздушные ванные благотворно влияют на кожу и укрепляют иммунитет

Выкладывание на животик. В такой позе младенец будет кряхтеть, но так он учится держать голову, укрепляет мышцы и кости, также процедура улучшает перистальтику. Кроме того, это положение — удобный наблюдательный пункт, который позволяет разглядывать окружающую обстановку.

Не забывайте о гигиенических процедурах. Для ванночек можно использовать различные отвары трав. Помните, что надо ухаживать за носовой полостью и ушками младенца, стричь ноготки, умывать и подмывать его, правильно организовать кормление

Любовь, внимание и положительная обстановка в семье – неотъемлемые моменты для гармоничного развития младенца

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

На разных этапах своей жизни малыш будет делать новые успехи, за которыми родители должны тщательно следить. Казалось бы, что умеет ребенок в 1 месяц, кроме как сосать грудь и спать? На самом деле, для своего маленького возраста он умеет делать уже очень много. Месячный ребенок — это маленький человечек, который многое понимает и требует к себе большого внимания и заботы со стороны родственников.

Вот перечень того, что должен уметь ребенок в 1 месяц:

  1. Узнавать голос мамы, поворачиваться в сторону звуков.
  2. Пытаться произносить звуки, «гулить».
  3. Улыбаться.
  4. Захватывать палец взрослого или небольшую игрушку.
  5. Лежа на животе приподымать голову и удерживать ее несколько секунд.
  6. Узнавать лицо мамы, следить за яркими предметами, перемещаемыми возле его лица.

Перечисленные умения являются показателем правильного развития месячного ребенка.

О том, как развивать грудничка дальше и что должен уметь 2-месячный малыш, читайте в статье Развитие ребенка в 2 месяца

Читайте далее:

Онлайн календарь прививок для детей 2019

Физическое развитие детей первого года жизни по месяцам

В каком возрасте ребёнок начинает сидеть: норма для мальчиков и девочек, тренировки детей в положении лёжа и сидя

Что умеет малыш к одному месяцу

Когда ребенку исполняется 1 месяц, в норме у него появляются следующие умения:

  1. Поворачивает голову в ту сторону, откуда доносятся звуки и голоса родителей. Если слышит резкий громкий звук, то замирает, начинает часто моргать и может заплакать.
  2. Плачем сообщает о необходимости смены пеленок, дискомфорте, голоде или желании, чтобы его взяли на руки. Как только желание удовлетворено, грудничок перестает плакать.
  3. Голос и прикосновения родителей действуют на младенца успокаивающе.
  4. Смотрит на человеческие лица и следит за их выражением. Может улыбаться в ответ на разговор взрослого.
  5. Появляется «агуканье». Первые звуки, которые начинает издавать младенец, похожи на «гы», «га», «гу», потому его «речь» и получила такое название.
  6. К концу первого месяца жизни малыш, лежа на животе, может поднять голову и удерживать ее примерно три-пять секунд.

Занятия от 4 до 6 месяцев

Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.

Четвертый месяц

Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки

Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки)

Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.

В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.

Пятый месяц

Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.

Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.

Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней

Это упражнение на внимание и эмоции – смех

Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.

Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова

Шестой месяц

Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.

В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.

Слушаем и говорим

Нет ничего удивительного в том, что не каждый ребенок вздрагивает или замирает, когда сильно хлопает дверь.

У младенца слух развит лучше, чем зрение, и это естественно: новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни, во всяком случае, в последние два месяца. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что не каждый ребенок вздрагивает или замирает, когда сильно хлопает дверь. Хотя то, что он это слышит и реагирует, является для вас благоприятным знаком.

Иногда функциональная оглушенность возможна после оперативных родов (кесарево сечение). В этом случае период адаптации длится обычно три-четыре недели, после чего желательно ребенка показать лор-врачу. Слух напрямую связан с речью. Если малыш не гулит в четыре месяца и не лопочет с полугода, первое, что можно предположить, что у него проблемы со слухом. Малышу просто нечего воспроизводить. Расстройство слуха у маленького ребенка приводит к нарушению развития речи, к отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом.

Когда все в порядке

  • Ребенок активно сосет грудь.
  • Проявляет интерес к окружающему миру.
  • Быстро засыпает и хорошо спит.
  • В первые два месяца голова у него больше груди, после трех месяцев объем груди должен превышать объем головы.
  • Все эти признаки косвенно свидетельствуют о нормальной деятельности центральной нервной системы, которая играет ведущую роль в развитии детского организма в первый год жизни.

Ольга Попова
Статья предоставлена журналом «Young Family»

Параметры одежды

Для новорожденных выбирают одежду следующих размеров:

  • Выбирается для маленьких недоношенных деток в первые месяцы их жизни. Такая одежда отлично подойдет для младенцев, которые родились на сороковой неделе. Для грудничков ростом более 50 см придется выбирать вещи покрупнее.
  • Одежку 56-го размера приобретают родители, чьи детки выросли до 55 сантиметров.
  • Этот размер подойдет для двухмесячных или трехмесячных ребят ростом более 60 сантиметров.

При выборе одежки обращают внимание на материал, из которого она была изготовлена. Она должна быть сделана из хлопка, льна или других натуральных тканей

Также при выборе обращают внимание, чтобы на ней не было молнии.

Особенности развития психики

Кроха продолжает знакомиться с окружающим миром: если сломалась любимая игрушка, малыш несёт её родителям «на ремонт». Малютка активно взаимодействует с другими детками на площадке: вместе с ровесниками он разыгрывает небольшие сюжеты, сообща лепит куличики.

Дети наблюдают за реакцией взрослых, это для них своеобразная подсказка, как себя вести в непонятной ситуации.

Например, кроха хочет поиграть с окружающими, но он оглядывается на родителей, ища у них одобрения, или возвращается к маме, если его что-то беспокоит. Дети часто пугаются, потому что многого пока не понимают. Поэтому, если малышу страшно, нужно поддержать ребёнка и объяснить, почему данной ситуации не стоит бояться.

Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформировался инстинкт самосохранения: находясь в опасности, малыш может не испытать чувство тревоги. Родителям следует всё время «мониторить» ситуацию, не выпуская кроху из поля зрения ни на минуту.

Год и десять месяцев — время, когда можно заметить, что ребёнок часто капризничает.

Так, малыш уверенно стоящий на ножках и любящий побегать, вдруг без особой причины просится на руки, всем своим видом показывая, что он устал.

Ситуация ставит взрослых в тупик, но такое поведение вполне объяснимо: карапуз понимает, что раз он научился ходить самостоятельно, родители уже не обязаны помогать ему в передвижении. Поэтому смысл подобных «капризов» в том, чтобы напомнить взрослым — кроха все ещё нуждается в их поддержке и опеке.

Появляются и другие требования. Малыш хочет пользоваться своей посудой, желает иметь личные игрушки, одежду, обстановку. Так, ребёнок пытается выявить подконтрольное ему пространство, очерчивает границы возможного.

Родители должны идти навстречу просьбам малютки, чтобы выработать у ребёнка чувство уверенности — он владеет ситуацией! А неизбежные в таких случаях ошибки добавляют новые знания, которые крохе нужно будет осмыслить и пополнить ими картину мира.

Конечно, откровенным капризам, например, покупке очередной игрушки, потакать не нужно. В противном случае у малютки разовьётся чувство ложного всемогущества, уверенность в том, что родителями можно легко манипулировать.

В 1 год и 10 месяцев ребёнок любит повторять — «Я сам». Следует поощрять малыша в своей самостоятельности. Придётся запастись терпением, но очень скоро карапуз без посторонней помощи освоит простые навыки.

Например, он будет стараться снимать кофточку или носочки, даже если родители, наоборот, пытаются одеть непоседу для прогулки. Такими действиями ребёнок желает показать свою независимость. Кроха запросто может закатывать истерики, если родители не понимают его намерений — вполне допустимая для данного возраста реакция.

Малыш года и десяти месяцев хочет быть в центре внимания. И он пытается добиться этого любыми доступными способами. Родителям следует твёрдо, но аккуратно донести до крохи мысль, что папа с мамой — не его собственность. Ребёнок всё поймёт, он уже умеет строить причинно-следственные связи.

Если малыш сложил из кубиков картинку — он рад, когда не получилось реализовать задуманное — огорчён. Это свидетельство того, что ребёнок обретает самостоятельность.

Режим сна и бодрствования

Каждый новорождённый имеет собственный график сна-кормления-бодрствования. Некоторые малыши придерживаться его с первых дней жизни, другие долгое время не признают никаких режимов. Первые дни кроха большую часть времени спит, но уже к 7 дням у него появляется время для познавания мира.

Существующие рекомендации относительно того, сколько времени должен спать ребенок достаточно приблизительны. Сон длится 2–3 часа, бодрствование 30–60 минут. Однако, многие мамы отмечают, что в этот период ребенок может спать по 20 минут или более 4 часов.

В течение первых 2 недель сон занимает 18–20 часов в сутки. К 4 неделе время может сократиться до 16–18 часов.

Если раньше ребенок просыпался, только чтобы получить питание, то теперь в перерывах между снами он изучает окружающее пространство. Днем младенец может спать 3–4 раза. Общая продолжительность отдыха составляет около 9 часов

Мамочке важно ориентироваться на желание крохи. Если он не хочет засыпать, не надо насильно укачивать

Аналогично и с пробуждением. Не следует беспокоить ребенка, если пришло время еды, смены подгузника или игры. Будить для кормления разрешается только в случае, если малыш недобирает в весе или мама ощущает дискомфорт от переполненной груди. При этом мама сонному малышу предлагает грудь дотрагиваясь до щёчки крохи.

Доктор Комаровский утверждает, что дневной сон может длиться столько, сколько нужно ребенку, но важно наблюдать за поведением малыша в ночное время. Если ночной сон будет нарушен из-за пересыпания днем, придется регулировать и прерывать время отдыха малыша в дневное время, чтобы сформировать правильное расписание и не допустить «путаницы» дня и ночи

Ночной сон может длиться до 9 часов, при условии, что кормить малыша мама будет по требованию. Если он спит рядом, отдых будет спокойным и продолжительным. При раздельном сне, сон младенца короче, около 6–7 часов.

Физические показатели

Ребенок растет и развивается с невероятной скоростью. За первый месяц набранный вес карапуза будет около 800-900 грамм, а рост увеличится на 3 сантиметра. Так что не покупайте слишком много вещей для новорожденных, особенно если роды планируются на лето.

Может случиться так, что набор веса за месяц составит 600 грамм. Это не критично, ведь происходит становление лактации, организм много «трудится», чтобы перестроить систему кровообращения, запустить полноценно работу почек, пищеварения и т. п. Поэтому уже к выписке из роддома вес будет меньше, чем при рождении. Однако нельзя допускать стремительного снижения массы тела на протяжении первого месяца. Если это происходит, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

«Крепкая хватка» объясняется наличием защитных рефлексов, сопровождающих кроху с рождения

Мифы о раннем развитии малышей до года

К сожалению, есть родители, которые избегают младенческих занятий из-за предубеждений и недостатка информации. Но на практике истинной причиной нежелания уделять время малышам в плане развивающих игр является чаще лень, и нежелание развиваться самим. Почему это так? Давайте сопоставим мифы с реальностью.

Стереотип

Реальная картина

Стандартные программы обучения переносятся на ранний возраст Младенческие занятия не имеют ничего общего со школьным или даже детсадовским обучением. Их задача – создать благоприятные условия для раскрытия потенциала малыша, двигательного и сенсорного развития, психологического и физического здоровья.
Западная «модная» концепция Новации в этой области применяются повсеместно по всему миру и доказали свою эффективность, внеся вклад в мировую систему образования.
Нет необходимости Практика показывает, люди, родители которых применяли методики раннего развития, более успешны, способны и приспособлены добиваться больше. Они опережают сверстников в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни.
Дорого Сейчас все качественные детские игрушки стоят денег, и лучше потратить их с толком. Кроме того, есть масса вариантов сделать развивающие игрушки самостоятельно и быстро, используя недорогие, безопасные материалы.
Дети лишаются детства Малыши любознательны и им нравится все новое. Ни одна из методик для новорожденных не строится на принуждении, наоборот, на интересе и позитивных эмоциях.
Нет идеальной методики, которой можно строго следовать Не всем подходит одна и та же, каждая методика – это общие рекомендации, а не неуклонная инструкция. Никто не запрещает использовать лучшие элементы разных методик, подбирая их индивидуально для своего ребенка.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Возраст Навыки общения и речи
От 0 до 8 недель Плач, крик.
От 4 недель до 3 месяцев Смех и улыбка.
С 3 до 5 месяцев Во время данного периода появляется гуляние, дети нараспев произносят гласные.
С 4 месяцев Комплекс оживления, ребенок радуется общению.
С полугодовалого возраста Произносит слоги.
С 7 месяцев Появляется интонация, повторяются слоги.
С 7 месяцев до года Понимает и произносит слова.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года:

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком. Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Каких врачей проходят в месяц

В первый месяц после выписки новорожденного должен посетить 2 раза участковый педиатр и 4 раза – медсестра. В 1 месяц младенца надо показать следующим врачам:

  • офтальмологу,
  • ортопеду,
  • хирургу,
  • неврологу.

Для исключения нежелательных патологий  необходимо пройти УЗИ:

  1. головного мозга,
  2. тазобедренных суставов,
  3. брюшной полости,
  4. почек.

Часто все эти процедуры проводятся в роддоме до выписки. Начиная с одного месяца, родителям следует ежемесячно приносить своего ребенка в поликлинику на осмотр. Малыша взвешивают, обмеряют, проверяют основные рефлексы, слушают сердце и легкие, ощупывают животик.

Как способствовать развитию младенца

Неопытным родителям кажется: в 1 месяц ребенок слишком мал для игр. Но для успешного развития рекомендуется знать, как играть с месячным малышом.

Игры в 1 месяц

Для развития слуха и речи следует почаще разговаривать с крохотулей. В ответ на слова мамочки он произносит свое «агу». Для развития цветового зрения следует развесить над кроваткой разноцветные погремушки. Гирлянды рекомендуется менять. Крошку следует часто брать на ручки, гладить, нежничать. Это формирует чувство защищенности.

Занятия в воде

Начиная с 3-4 недель малютку можно начать учить плавать. Такие занятия укрепляют организм. К тому же они пока естественны для крошки: ведь он долго жил в жидкой среде. Все упражнения требуется сопровождать голосом: это способствует развитию слуха и речи.

Начинаем ходить

Без помощи родителей и опоры ребенок должен начать ходить не позже 12–14 месяцев. Не ждите полутора лет, как написано во многих европейских книжках.

Разумеется, делайте скидку на характер и темперамент своего малыша. Например, есть дети тревожномнительные, очень осторожные. Их психоэмоциональные особенности проявляются и в «освоении» ими пространства, в моторике. Такой малыш, научившись стоять без опоры, свой первый шаг сделает не завтра.

Но чуткий контроль родителей нужен и здесь — не списывайте все на характер ребенка, при малейших сомнениях консультируйтесь с педиатром.

Никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми, ведь особенности именно вашей беременности, вес и рост ребенка при рождении, наследственные факторы, тип вскармливания — все это влияет на его психическое, физическое и эмоциональное развитие. Сравнивайте ребенка с ним же самим, но на предыдущем возрастном этапе. Прогресс будет очевиден.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: