Азбука общения
Как мы уже сказали выше, важно позволять ребенку проявлять себя, но в то же время не пускать процесс исследования и познания мира на самотек. Помните о том, что у малыша пока не сформирован инстинкт опасности, он все воспринимает в розовом цвете и даже не задумывается о возможных последствиях того или иного действия
Станьте для ребенка Ангелом-хранителем и повсюду следуйте за ним. Если вы видите, что ребенок рвется в открытое окно или под карусель на детской площадке, быстро реагируйте и заберите его с опасного места.
Нет никакого смысла кричать, лучше спокойно объясните крохе, почему нельзя так делать и чем чреваты подобные эксперименты. Усаживать рядом с собой на скамейку младенца тоже нецелесообразно – через время он вновь устремится на поиски приключений.
Неправильно поступают молодые мамы, которые, видя, что ребенок задумал неладное, наблюдают и грозят пальцем. Таким образом вы, наоборот, провоцируете интерес и упрямство крохи, который с еще большим рвением захочет сделать то, что задумал. В этот момент отвлеките карапуза игрушкой или интересным занятием, вокруг ведь столько всего интересного! Если и это не действует, снова поясните, но ни в коем случае не запугивайте. Страх – одна из самых выраженных эмоций, которые может испытывать человек, избавиться от него позже будет очень сложно.
Еще один немаловажный навык, который приобрел ребенок в 1 год и 10 месяцев, – способность и желание подражать близкому окружению. Воспользуйтесь полезной привычкой и научите кроху чистить зубки, обязательно расскажите, зачем это делать. Также можно усадить ребенка за детский столик и научить его пользоваться ложкой. Не нужно превращать процесс в обучение, используйте игру – насыпьте ему и себе пюре и покажите, как правильно захватывать столовый прибор, приговаривайте, какое же вкусное блюдо приготовила мама, и какой кроха теперь самостоятельный, ему обязательно это понравится.
Говорите о том, что чувствуете, но не нагружайте кроху своими проблемами – чувствительное маленькое сердечко слишком восприимчиво к эмоциям взрослым. Скажите, что вы устали, позвольте обнять себя и пожалеть, поухаживать, особенно если речь идет о сыне
Похвалите любимое чадо за проявленное внимание, скажите, как сильно вы его любите, такие моменты очень сильно запоминаются и помогают воспитать гармоничную личность, поэтому пусть их будет как можно больше
В большинстве своем дети в возрасте 1 года и 10 месяцев пробуют общаться с детками на площадке, но если ваш ребенок предпочитает уединение, не стоит заставлять его налаживать контакт с другими. Далеко не все любят коллективные игры, уважайте выбор своего крохи.
Вы можете заметить, что, уединяясь в своей комнате, ребенок разговаривает с собой, меняя интонации и высоту звучания голоса. Это означает, что он общается с воображаемым другом – процесс вполне закономерный, оставьте малыша в покое и дайте окунуться в детский фантазийный мир.
Психоэмоциональное поведение ребенка
Карапуз знает свое имя и откликается на него, выполняет просьбы близких людей. Понимает слова «нет» и «нельзя». В семье должно быть все согласовано, нельзя отменять запреты, даже если малыш рыдает. Он уже достаточно умен, чтобы манипулировать родителями.
Ребенок копирует множество действий окружающих. В первую очередь он подражает своим родителям. Так, что нужно внимательно контролировать свои действия. Если крохе показать, как налить воду в чашку, он повторит. Но перенести это действие на другой предмет может вызвать большое затруднение.
Малыш знает всех членов семьи в лицо, узнает их голоса и понимает какое у них настроение. Воспринимает музыку, танцует, радуется, прыгает и хлопает в ладоши. Подражает речи взрослых, имитирует звуки, говорит простые слоги. Некоторые дети в таком возрасте еще лепечут и слогов не произносят. Не стоит волноваться, если вы видите, что ребенок понимает многое из того, что слышит от вас. Чтобы малыш быстрей начал разговаривать, нужно читать с ним книги, рассказывать сказки и разговаривать с ним.
Карапуз может оставаться один в комнате. Он понимает, если мама вышла, то она вернется. Поэтому воспринимает ситуацию довольно спокойно.
В 10 месяцев у ребенка активизируется эмоциональная сфера. У карапуза появляется желание социального взаимодействия. Если у ребенка возникли трудности, он может позвать взрослых на помощь. Многие детки начинают испытывать привязанность к неживым предметам. Такие предметы могут вызывать у ребенка чувство спокойствия и безопасности. Это может быть соска, подушка, любимая игрушка.
Малыш может испытывать повышенное чувство тревожности при виде незнакомых людей. С опаской осваиваться в новом месте и приглядываться к новым людям. Дети могут испытывать симпатию, а еще боятся посторонних людей. Реакция крохи зависит от темперамента и связана со страхом. Дети сталкиваются со страхом расставания с близкими людьми, а так же быть украденным. Но это чувство быстро проходит, когда у ребенка проявляется любопытство.
У карапуза постепенно проваляется чувство юмора. Малыш может
заливаться от смеха услышав шутку. В этот период жизни у крохи присутствует привязанность к определенным занятиям. К примеру, он может любить купаться, но расстраиваться при переодевании.
Мальчики и девочки в полтора года
В полтора года разница в характере и темпераменте детей разного пола становится все заметнее
Причем психологи советуют родителям обратить внимание на такое обстоятельство: для маленьких мальчиков очень важно доверие со стороны родителей, которое будет выражаться в том, что ребенку дадут возможность что-то делать самостоятельно. Чрезмерная опека со стороны родителей может восприниматься мальчиками именно как недоверие, сомнение в его силах и способностях, так что родителям полуторагодовалых мальчиков придется находить золотую середину между свободой и безопасностью маленького непоседы
Мамы маленьких девочек, наоборот, после полутора лет могут столкнуться с обратной проблемой, малышки требуют постоянного внимания и заботы. Это связано с психологическими особенностями девочек, которые воспринимают помощь родителей, как заботу и любовь к себе.
Дата: 06.04.2015.
Обновлено: 22.02.2016
Игры с малышом в возрасте одного года и пяти месяцев
Несмотря на то, что младенец в 1 год и 5 месяцев проявляет все больше самостоятельности, он очень уязвим. Худшее для него — это расставание с близкими и, в первую очередь, с мамой. Поэтому, если есть возможность, не стоит отдавать его в это время в детский сад.
Оставаясь дома, мама должна играть со своим чадом в развивающие игры. Прекрасно, если удастся вовлечь в этот процесс папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер, ведь сейчас — это самые главные люди для крохи.
Для развития логики
- «Что-то одно»: малышу надо найти в разбросанных предметах только красные предметы или только круглые и т. д. и собрать их.
- «Простые предметы»: из предложенных двух фигурок (заранее вырезанных из фетра или картона) ребенок должен собрать домик, грибок, деревце и т. п.
- «От большего к меньшему»: надо расположить предметы по убыванию или по возрастанию; предметов должно быть не более 5-6 штук.
На внимание
- «По парам»: надо сделать несколько пар карточек, где нарисованы какие-то предметы; одну карточку из пары разложите перед чадом, а вторую показывайте ему и просите найти такую же.
- «Поиск по звуку»: мама может спрятаться сама, а потом звать ребенка, или спрятать музыкальную игрушку, которая будет издавать звуки. Пусть малыш научится искать по звуку.
- «Признак предмета»: среди вещей в комнате или в другом помещении надо найти все красные, все круглые, все мягкие и т. п.
Для развития мелкой моторики (положительно сказывается на речи ребенка)
- «Золушка»: в одну кучку ссыпать сушеную красную фасоль и твердый сушеный горох, задача крохи — разобрать их по отдельным коробочкам.
- «Сюрприз»: надо завернуть в несколько слоев мягкой бумаги, а потом и в ткань (или наоборот) маленький презент для малыша, а потом попросить развернуть подарок.
- «Бусы»: шайбы от пирамидок разной величины надо нанизывать на шнур или ленту.
На координацию
- «Мячик»: требуется просто отбивать мяч ногой и рукой, а также ловить его.
- «Официант»: на поднос надо положить какой-то предмет — пусть малыш пронесет его по комнате.
- «Змейка»: поставить на пути у ребенка несколько препятствий (стул, стопка книг, большая игрушка и т. п.), он должен все их обойти и не запнуться.
Занимаясь с дочкой или сыном, не забывайте о том, что чадо может переутомиться и устать даже от игр. Давайте ребенку возможность выбрать, чем заняться. Если он желает покопаться в своих игрушках, то надо обязательно позволить ему это сделать.
ВАЖНО! Не ругайте детей за разбросанные игрушки. Чтобы научиться выбирать и принимать решения, они должны видеть сразу несколько игрушек, а то и все сразу.. Лучшие игрушки для ребенка в 1 год и 5 месяцев
Лучшие игрушки для ребенка в 1 год и 5 месяцев
- Сортировщик — полый куб с окошками, куда надо складывать соответствующей формы маленькие фигурки.
- Деревянные или тканевые овощи и фрукты, две половинки которых соединены с помощью липучки; игрушечным ножиком, который часто идет в комплекте, эти половинки надо разъединять, разрезая еду.
- Конструктор. Детали его могут быть любыми, главное — яркими, крупными и безопасными.
- Издающие звуки. Сюда входят все игрушечные музыкальные инструменты, а также каталки с кнопками, нажав на которые, можно услышать лай собаки, вой сирены, мычание коровы и т. д.
- Беговелы. Это велосипеды без педалей — кроха отталкивается от пола ногами и едет; беговел лучше выбирать как можно более устойчивый и простой, без лишних деталей.
- Пирамидки могут быть не только состоящими из шайб с одним отверстием, но и более сложной формы, с двумя и даже тремя отверстиями.
- Мячи разного размера и фактуры, а также корзина, куда их можно забрасывать.
- Разумеется, девочкам не обойтись без кукол, а мальчикам — без машинок.
Покупая игрушки, убедитесь в том, что в них нет мелких деталей, способных навредить вашему чаду. Ведь в этом возрасте дети не только активны, но и крайне любопытны. А желание все понюхать и попробовать на зуб может привести к печальным последствиям.
В годик и 5 детям уже хочется общения со сверстниками, поэтому не забывайте выходить на улицу. И даже если во дворе никого не окажется, свежий воздух, качели, карусели и песочница развлекут кроху.
Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам
- 1 год 1 месяц
- 1 год 2 месяца
- 1 год 3 месяца
- 1 год 4 месяца
- 1 год 5 месяцев
- 1 год 6 месяцев
- 1 год 7 месяцев
- 1 год 8 месяцев
- 1 год 9 месяцев
- 1 год 10 месяцев
- 1 год 11 месяцев
- 2 года
Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев
К полутора годам ребенок должен уметь:
- самостоятельно ходить, вставать, поворачиваться, наклоняться;
- держать в руках ложку, пить из чашки;
- сообщать о своих физиологических потребностях – просить есть, пить, беспокоиться, если хочет в туалет, испачкался и так далее;
- понимать обращенную к нему речь взрослых, показывать на картинках предметы обихода, части тела, животных;
- понимать и выполнять простейшие просьбы взрослых, знать, как и где умываться, кушать, одеваться и так далее;
- произносить несколько слов и звукосочетаний;
- по-разному относится к маме, родственникам, знакомым, незнакомым людям;
- в игре повторять 2-3 несложных действия – катать машинку, укладывать куклу спать и так далее.
Игры и игрушки
Отличным подарком к мини-дню рождения крохи будет интерактивная кукла или любая другая игрушка подобного рода. В таких играх ребёнка в возрасте 1 год 10 месяцев привлекают уже не только звуки. Малыш в состоянии запомнить песню или стихотворение, эмоционально реагирует на звучащий в записи смех или голос. Можете приобрести для подрастающего крохи интерактивную книжку с детскими стихами или песенками. С помощью таких книг можно начать изучать цифры и даже алфавит.
Никогда не прерывайте детскую игру. Даже если малышу пора есть или спать. Игра — важнейший процесс в жизни крохи, посредством которого он познает окружающую действительность. Не мешайте ему в этом.
Купите крохе лото. Он быстро найдёт ему правильное применение. Запаситесь карандашами, фломастерами и красками. В этот период дитя начинает создавать свои первые художественные шедевры.
Речевое развитие ребенка в год и пять месяцев
Многие молодые родители переживают, если их чаду уже скоро полтора года, а он еще ничего внятно не говорит. Беспокоиться не стоит — это абсолютно нормально.
Прежде всего, к возрасту один и 5 малыш должен понимать речь, а заговорит он позже.
Итак, в 1 год 5 месяцев ребенок:
- показывает по просьбе взрослого, где глазки, носик, рот, ручки, ножки и т. д.;
- знает, как называются игрушки, обобщает их, по просьбе может показать, где лежат все мячики или пирамидки;
- хорошо различает слова, обозначающие простые действия, выполняет их («положи», «принеси», «покорми» и т. п.).
Что касается речи, то, наверное, это самый индивидуальный показатель. Есть дети, которые молчат лет до трех, зато потом начинают говорить целыми предложениями. Их довольно много, но все-таки более 50 % всех ребятишек к году и 5 месяцам уже умеют:
- говорить простые слова, выражающие эмоции: «да», «нет», «хочу», «не хочу», «дай» и т. п.;
- показывать, где и кто находится из членов семьи, знает всех по именам; более или менее правильно произносить самые простые имена, а также «мама», «папа», «баба», «дядя» — то есть слова с повторяющимися слогами;
- составлять простые предложения, типа «хочу пить», «пойдем гулять», но произносить их по-своему: «пойдем гулять» может превратиться в «айдем гаять» и т. п.;
- подражать взрослой речи, но при этом оставляя так называемую автономную речь — то, что понятно лишь самим малышам.
ВАЖНО! Малыш, который молчит, но при этом еще не отзывается на речь и не пытается называть предметы даже по-своему, срочно нуждается в консультации ЛОРа и логопеда.
Если вы видите, что сын или дочка прекрасно понимает вас, отзывается на имя, знает название предметов, может их показывать, то надо проводить с ними игры на развитие речи.
- Можно обыгрывать ситуацию, в которой малыш будет произносить простые слова и звуки: «спой кукле колыбельную, а-а-а» или «попроси у папы карандаши, скажи «дай, папа» и т. д.
- Или попросить ребенка сказать, как квакает лягушка, как мяукает кошка и т. д. А потом наоборот — спрашивать: «кто говорит «ква-ква», а малыш должен отвечать — «лягушка».
Читайте чаду как можно больше книг, четко проговаривая окончания. Беседуйте с малышом медленно, комментируя каждое свое действие. И его речь не заставит себя долго ждать!
Нормы веса и роста
Родители, сравнивая показатели роста и веса своего малыша со стандартными, должны понимать, что приведённые значения являются усреднёнными и оптимальными. Если параметры физического развития малютки попадают в указанные в таблице границы, волноваться не стоит.
Мальчики | Девочки | |||||
Критично низкое | Среднее значение | Критично высокое | Критично низкое | Среднее значение | Критично высокое | |
Вес (кг) | < 10,3 | 11,0-13,2 | > 14,4 | <9,7 | 10,7-12,3 | >13,4 |
Рост (см) | < 79,5 | 83,2-86,8 | >91,8 | <78,5 | 81,9-83,2 | >90,5 |
Окружность головы (см) | < 46,7 | 47,8-50,4 | > 52,1 | <45,5 | 47,0-50,1 | >51,3 |
Оценивать рост и вес нужно постоянно. Таблица стандартов помогает определить, правильно ли идёт развитие ребёнка в 1 год и 10 месяцев. Если замечены небольшие отклонения, это не страшно, главное, чтобы наблюдался прогресс: вес и рост увеличивались пропорционально. Тревогу должны вызывать критичные отклонения от нормы.
Правильное развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев: новые навыки и умения
Всего через два месяца малыш отпразднует свой второй «юбилей» — 2 года!
А пока он достаточно быстро растет, осваивает большой мир и приобретает множество новых навыков.
Анализируя развитие ребенка в 22 месяца, можно отметить, что он достаточно окреп к этому возрасту, стал физически ловким, быстрым и освоил огромное количество ранее недоступных ему движений и умений.
Но, прежде чем сравнивать ребенка согласно нормам, на которые опираются педиатры, необходимо сказать о том, что каждый малыш развивается индивидуально, в соответствии с собственным ритмом, обусловленным генетикой, рядом косвенных факторов и работой его нервной системы.
Физические параметры малыша в год и девять месяцев
Рост малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев имеет нижние и верхние границы:
- у мальчиков от 83,5 см до 93 см;
- у девочек – от 84 до 90,5 см.
Вес может колебаться от 10,5 кг до 14,5 кг.
Окружность головы:
- у мальчиков в возрасте 22 месяца – около 47-51 см;
- у девочек – от 46 до 50 см.
Окружность груди:
- у девочек – от 48 до 54 см,
- у мальчиков – от 48,5 до 54,7 см.
Данные параметры одобрены отечественными педиатрами и немного отличаются от нормы ВОЗ.
Важно! Нормы всегда нужны только для того, чтобы анализировать те, или иные показатели, делая некоторые соответствующие выводы, но не боле того!
Что умеет делать малыш?
Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:
- Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
- Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
- Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
- Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
- Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
- Убирать за собой игрушки.
- Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).
Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.
Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.
Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.
В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.
Важно! Малышам в этом возрасте достаточно интересно помогать взрослым, особенно в домашних делах. Ребенок сам предлагает свою помощь, ожидая похвалы и поддержки от старших и стремиться полностью копировать действия взрослых
Интеллект
- В возрасте 22 месяцев уже можно определить, какая ручка у крохи ведущая – правая, или левая.
- Малыш умеет соотносить объемные фигуры с их плоскостным изображением.
- Ориентируется в контрастных величинах.
- Определяет 3-4 цвета.
- Распознает вес, фактуру и температуру окружающих его предметов.
- Умеет «рисовать» (не только изображать на листе бумаги различные линии, но и назвать то, что он нарисовал).
- Во время игры способен выполнять два-три сюжетных действия.
- Умеет сооружать постройки из кубиков и выполнять правильные действия с пирамидкой.
В 1 год и 10 месяцев интеллект малыша стремительно развивается, у ребенка достаточно активно функционирует память и мышление; он тонко улавливает и различает интонацию речи не только взрослого, но и сверстников.
Кроха внимательно слушает разговоры окружающих – в зависимости от услышанного у него меняется настроение. Малыш все больше начинает проявлять интерес к действиям, основанным на образном мышлении, наблюдательности и запоминании.
Обычный день
Каждый новый день с ребенком десяти месяцев наполнен интересными моментами. Организация определенного режима дня с учетом особенностей развития и биоритмов ребенка важна для нервной системы крохи. У каждого ребенка распорядок дня будет своим, но для понимания, как строить режим, мы предлагаем пример дня с малышом в 10 месяцев:
6:30 |
Пробуждение. Первое кормление, включающее в зависимости от типа вскармливания либо грудное молоко, либо смесь. |
7:00 |
Гигиенические процедуры. Период бодрствования. |
9:00 |
Гимнастика. |
10:00 |
Второе кормление, в которое малышу дают кашу, фруктовое пюре, сливочное масло и желток. |
11:00 |
Прогулка, часть времени которой занимает первый сон ребенка на свежем воздухе. |
14:00 |
Третье кормление, в которое обычно ребенку дают овощи в виде пюре или супа, мясо (дважды в неделю его заменяют рыбой), растительное масло, хлеб и сок из фруктов. |
14:30 |
Период бодрствования с развивающими играми. |
16:00 |
Прогулка, во время которой малыш спит второй раз на свежем воздухе. |
18:00 |
Четвертое кормление, во время которого детям дают фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток. |
18:30 |
Период бодрствования со спокойными играми. |
21:30 |
Купание. |
22:00 |
Пятое кормление, в которое ребенок в зависимости от вскармливания получает мамино молоко или смесь. Подготовка к ночному сну и укладывание. |
Ночное время |
Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне 4-6 раз, а детки на искусственном вскармливании обычно не просыпаются для кормлений. |