Мотивирующее начало занятия на тему «Наш город»
Рисование неодушевлённых объектов (зданий, деревьев, заборов) может ослабить интерес воспитанников к изобразительной деятельности. Начальным этапом занятий по теме «Город» должно быть создание игровой ситуации с последующим вовлечением в творческий процесс. Также активизируют воображение и желание творить проведение беседы, основанной на обсуждении личного опыта и образной памяти ребят, совместное изучение наглядного материала, прослушивание стихотворений и отрывков из прозаических произведений, содержащие описания городских пейзажей.
Примеры использования мотивирующих материалов
Тема занятия
Мотивирующее начало
«Город вечером»
Ребята находятся в игровой комнате. Воспитатель показывает им игрушечных птиц и гнёзда с соломкой. Проведение беседы: в какой время дня птицы активны (днём), когда они просыпаются (с восходом солнца), а когда засыпают (на закате)
Занятие проводится в зимнее время года, воспитатель обращает внимание детей, что за окном уже стемнело и птицам пора спать, предлагает уложить птиц в гнёздышки.Воспитатель подводит ребят к окну и обращает внимание, как красиво лежат тени на заснеженных дорожках, как ярко светят фонари и как красивы разноцветных окна домов. Ребятам даётся задание нарисовать зимний город в вечернее время, чтобы поделиться этими красивыми моментами с птицами завтра утром.
«Праздничный город»
Проведение беседы с параллельным просмотров слайдов на проекторе.Воспитатель даёт задание ребятам представить, что все они превратились в туристов — жителей других городов — и никогда раньше здесь не были
Что бы они захотели увидеть в городе впервые? Главную площадь, музей, театр, Кремль, соборы и т. д. – просмотр и изучение слайдов. Воспитатель напоминает ребятам, что скоро в городе будет праздничный салют (ко Дню Победы или Дню города). В какое время суток запускают салют? Какого цвета он бывает? Какой формы? Отдельно необходимо обсудить, как нарядится город к праздничному дню: будут посажены клумбы с цветами, повесят флаги, разместят на зданиях плакаты и растяжки с поздравлениями.Воспитанникам-туристам даётся задание сделать на память фотографии праздничного города — нарисовать украшенную улицу днём или во время салюта.
«Осень в городе»
Зачитывание (под музыкальное сопровождение) и обсуждение стихотворений об осени: как меняется пейзаж, какие краски преобладают в небе, какие в растительном мире. Рассуждение, каким может быть осенний пейзаж (серым в дождливую погоду, ярким в солнечную). Ребятам даётся задание нарисовать уголок города в осеннее время (цветовая палитра подбирается на свой вкус — у природы нет плохой погоды), чтобы устроить выставку работ в холле к Празднику осени в детском саду.
Составление конспекта на тему «Город»
Целью занятий по рисованию на эту тему является создание городских (сельских) пейзажей в различных временных, погодных и ситуативных условиях. Занятие по рисованию в подготовительной группе детского сада должно длиться не более 30 минут и состоит из следующих этапов:
- Организационный момент 1–2 минуты.
- Мотивирующее начало 6–7 минут.
- Практическая работа 15–17 минут.
- Демонстрация и анализ готовых работ 2–3 минуты.
- Подведение итогов 1 минута.
Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.
Задачи | Активизация интереса к изобразительной деятельности.Развития цветового и пространственного восприятия.Закрепления умения построения композиции. |
Материалы | Рассматривание открыток и альбомов с фотографиями (возможно, иллюстрациями художников) города. |
Предварительная работа | Листы бумаги, восковые карандаши, изображения городских пейзажей в вечернее время. |
Ход занятия | Художественное слово: чтение стихотворения Татьяны Живовой «Есть особая прелесть в больших городах…» с последующей беседой. Изучение иллюстративного материала.Воспитатель создаёт игровой момент: предлагает ребятам попробовать себя в роли волшебных художников и нарисовать город в вечернее время суток.Обсуждение практического выполнения задания (как можно расположить объекты на листе, какие цвета использовать и т. д.).Проведение физкультминутки под музыкальное сопровождение.Самостоятельное выполнение воспитанниками практической части.Демонстрация готовых работ, поощрение наиболее красивых рисунков, благодарность каждому за проделанную работу.Подведение итогов занятия, оценка, уборка рабочих мест. |
Ход занятия
1. Организационный момент 3 — 5 мин.
Воспитатель:
— Ребята, мы с вами уже много беседовали и читали о нашей великой стране, в которой мы живем. А как называется наша страна? (Россия)
Дети:
— Мы живем в России…
Воспитатель:
— Правильно, мы с вами живем в России. Россия – это наша Родина. Мы здесь родились и живем. Но у каждого человека есть еще и своя малая Родина, — это тот уголок земли. Где он родился, где находится его дом, где живут его родные и друзья. Для нас с вами малая Родина – это наш родной город, в котором мы живем. А как называется наш город?
Дети:
— Наш город называется Дзержинск…
Воспитатель:
— Правильно, ребята, мы живем с вами в городе Дзержинске. Хотя наш город очень молодой. Но в нем много достопримечательностей. Какие достопримечательности в нашем городе вы знаете?
Дети: (ответы детей)
*если дети затрудняются с ответами, воспитатель показывает иллюстрации с изображением примечательных мест города Дзержинска.
Воспитатель:
—
У города, как и у нас с вами есть день рождения. Скоро и наш Дзержинск будет отмечать свой день рождения. А на праздник принято дарить подарки. Я предлагаю вам тоже сделать подарки своему городу. Согласны?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
Давайте нарисуем свои любимые места в городе, где вы любите играть и отдыхать. А мы потом организуем из рисунков выставку и погуляем по улочкам нашего городка.
Основная часть — 20 мин
Воспитатель:
Ребята, перед вами альбомный лист. Вы можете его расположить или вертикально или горизонтально. Все зависит от сюжета, который вы хотите изобразить. На ваш выбор цветные карандаши и восковые мелки. Вы можете использовать что то одно или совмещать и то и другое.
Приступаем к работе. Не забывайте о правилах композиции – предметы, которые расположены к нам ближе. Рисуются крупнее и больше размером, чем те. которые находятся вдалеке. Стараемся заполнять изображением весь лист, не оставляя пустых мест. Наброски делаем простым карандашом легкими тонкими линиями. А пока вы работаете, я прочитаю вам стихотворение про наш город.
Дзержинск мой, ты город
Любимый навек.
Здесь должен быть счастлив
Любой человек.
Стоишь ты на левом Оки берегу
Весной в цвете яблонь,
Как в белом снегу.
Есть старше, богаче,
Крупней города.
Но город Дзержинск
Мне родной навсегда.
• Во время самостоятельной работы детей воспитатель помогает отстающим детям, делает поправки и замечания, направляет работу в нужную сторону….
Воспитатель:
— Ребята, вы очень стараетесь и ваши пальчики и ручки устали. Давайте дадим им немного отдохнуть. Отложите свои карандаши и выйдите тихонько из –за столов на коврик.
Физ. минутка (на 13 – 15мин. работы)
Люблю по городу гулять (шагают на месте)
Люблю смотреть (повороты головы в стороны)
Люблю считать (хлопки в ладоши).
Раз, дом в котором я живу (праву руку вперед)
Два,в дет. сад куда хожу (левую руку вперед,
Площадь Дзержинского, это три (руки на пояс)
Если хочешь, посмотри (повороты головой).
Дом Культуры_это четыре (руки вверх)
Мы туда уже ходили (шагаем на месте).
Пять — гуляю я опять (шагаем на месте)
Пойду город рисовать.
3. Заключительная часть (5 мин.)
Воспитатель:
— Пришло время посмотреть, что у вас получилось. Кто желает похвалиться своими рисунками, выходите. Какие у всех разные и интересные работы. Расскажите, что изображено на ваших рисунках.
• Дети по очереди рассказывают, что они изобразили на своих рисунках. Комментируют свои работы. Остальные дети продолжают дорисовывать свои работы.
— Молодцы. Ребята. Мы совершили интересную экскурсию по нашему городку.
Дети отвечают:…
Воспитатель:
— А возникали ли у вас трудности во время работы?
— Что было труднее всего?
Дети отвечают:….
Воспитатель:
— Ребята. посмотрите, какой красивый наш город. Чтобы он всегда оставался таким чистым и красивым. Давайте любить его, заботиться о нем, беречь красоту нашего города.