Как не ругаться мамам?
Научить дружить наших малышей мы сможем только тогда, когда сами перестанем ссориться. Конфликты родителей на детских площадках не редкость. Интересно, что чаще всего они длятся гораздо дольше, чем «разборки» драчунов. Посмотрите, дети уже давно помирились и играют вместе, а мы все продолжаем выяснять, какой подход к воспитанию правильнее, чей ребенок лучше и кто же все-таки был виноват в их ссоре.
Разумеется, можно дать общие рекомендации предъявления претензий типа: говорите спокойно и дружелюбно, используйте объединяющее слово «мы», посмотрите на ситуацию глазами собеседника. Но в порыве «праведного» гнева, в процессе обсуждения случившегося, во время выслушивания ответных обвинений так трудно следовать правилам. Да и, становясь «волком в овечьей шкуре», можно вызвать даже более агрессивное поведение. «Конечно, и ребенок у нее правильный, и сама такая вся правильная, только мы плохие» — чувство матери, чей малыш не сумел вести себя хорошо, ничем не меньше обиды за расплакавшегося кроху. Если есть искреннее желание сдружить детей, найти общие пути решения, а не выплеснуть свою злость на собеседника — рекомендации не нужны: вы обязательно договоритесь.
Если так случилось, что разъяренная мама идет с недовольным лицом к вам, соберите волю в кулак и постарайтесь выйти с достоинством из разговора. Прежде всего, дайте даме накричаться, пусть выплеснет ту самую злость. Примите обвинения и спокойно извинитесь, сейчас не время отстаивать свои позиции и провоцировать конфликт при детях.
Лариса: «Максим (5 лет), мой сын, — спокойный, добрый мальчик, никогда не дерется и мухи не обидит. Однажды к нему подбежала девочка лет трех и стала яростно стягивать его с качелей. Максим увертывался, а Полина начала его колотить, а потом укусила. Сын заплакал. Я не стала ругать маленькую девочку, но решила обратиться к ее маме. Сказала только: «Смотрите за своим ребенком!» Слово за слово — и разразился настоящий скандал. Как не ругаться мамам, если их дети причиняют друг другу боль. Мой тоже не удержался и толкнул Полину. Он еще и оказался виновным: «старшие же должны уступать».
Дружба с человеком противоположного пола
Данного типа отношения всегда стояли под большим вопросом. Что такое дружба между мужчиной и женщиной, и возможна ли она?
Как и любая другая дружба, она существует, и зарождается вполне банально:
- в детстве;
- в общей компании;
- в связи со схожим спектром интересов;
- в рабочем коллективе.
Конечно, такие дружеские отношения полны особенностей, но, базирующиеся на стандартных нормах данного вида взаимодействия, они вполне приемлемы.
Если сто лет назад такое явление, как дружба мужчины и женщины, сложно было представить, в связи с тем, что эти два пола пересекались только в рамках супружеских отношений, то в современном мире такой вид отношений — что-то само собой разумеющееся. Это во многом объясняется существенно изменившимся статусом женщины. Она работает, имеет обширный круг интересов, ведет активную социальную жизнь.
Также люди стали вступать в брак в более зрелом возрасте, что дало право тщательнее выбирать себе партнера, а, следовательно, обзавестись обширными приятельскими связями с лицами противоположного пола.
Дружеские отношения между мужчиной и женщиной имеют свои особенности, основанные на совокупности половых различий. Такая дружба более проста и непритязательна, чем женская, что связано с тем, что мужчины не так обидчивы и эмоциональны, как женщины. В тоже время она более чувственна, чем мужская, что обуславливается тонким психологическим устройством женщины.
Также любая дружба невозможна без симпатии. Человек никогда не сблизится, не начнет общаться с тем, кто ему не импонирует. Тот же принцип действует и в данного рода отношениях. Однако помимо симпатии, в такой дружбе присутствует половое влечение. Поэтому умение корректировать свое поведение по отношению к другу противоположного пола во многом определят успех данного союза.
Младшие школьники
Если прежде мама могла выбирать ребенку «приличную компанию», то теперь дети уже полностью сами выбирают друзей, даже если мама считает их выбор «плохой дружбой». В этом возрасте дети в основном руководствуются личными симпатиями: они могут дружить с мальчиком или девочкой, который восхищает их своей ловкостью или веселостью, с которым интересно играть и общаться. Поэтому даже если ваш сын или дочка выбрали себе пугающих (для вас) друзей, не переживайте и будьте терпеливы, обычно время само все расставляет на свои места. Может быть, ребенок учится: у друга-агрессора – стойкости и энергичности, у невоспитанного – независимости, а у жадного – бережливости. Это пройдет. Стоит бить тревогу, только если вы замечаете нежелательные изменения в поведении своего ребенка в повседневной жизни.
Поскольку в этом возрасте контролировать дружбу ребенка все сложнее, чаще приглашайте его друзей в дом. Пока дети играют вместе, пьют чай и разговаривают, вы сможете понять, как вашей детке удается общение, стоит ли ему в чем-то помочь и кого он выбирает в друзья. В этом возрасте ребенка уже можно учить самостоятельно делать выводы, разговаривая о дружбе: друзья звонили или проведывали его, когда он болел? Будут ли они дружить, если у ребенка не станет игровой приставки или айфона?
Женская дружба
Женщины — существа практичные и прагматичные. С социальной точки зрения, это может выглядеть не всегда красиво, потому что таких надуманных принципов, как верность и преданность, для женщин в общем-то не существует. Но с точки зрения психологии, такая трезвость вызывает только восхищение. Мужчинам следовало бы поучиться этому у женщин.
Женская дружба всегда носит характер временного союза. Как два независимых государства, чтущих, прежде всего, свои собственные интересы. Иногда, полезно иметь союзника. Но разве клянутся короли и президенты в вечной верности? Нет, союз существует ровно до тех пор, пока он выгоден.
Так и женщины — пока дружить удобно и выгодно, они лучшие подруги. Но как только интересы пересеклись — дружбе конец. На словах могут звучать лозунги о преданности, но на практике женщина поступит именно так, как ей выгодно, и просто найдет себе оправдание в том, что случай исключительный, и ничего она с собой поделать не могла.
И это действительно хорошо. Потому что женщина обманывает себя и окружающих только на словах, а в действиях всегда более-менее честна перед собой. А вот мужчины ради дружбы и данной клятвы могут всю свою жизнь пустить под откос, и гордиться тут нечем.
Основной камень преткновения в женской дружбе — это мужчины. Именно здесь заканчивается дружба и на первое место выходит закон джунглей — каждый сам за себя. И если уж так вышло, что интересы в отношении мужчины пересеклись, союзу конец.
Да, иногда, женская дружба длится всю жизнь, но это говорит только о том, что этим женщинам не в чем было конкурировать между собой. А если одна из них отказалась от мужчины, ради другой, то это, скорее всего, значит, что не больно-то и хотелось.
Так в чем женщины союзничают? До тех пор, пока дружба между женщинами сохраняется, она вполне похожа на мужскую — та же взаимовыручка в делах и та же взаимопомощь в преодолении душевных затруднений.
Для женщин не считается чем-то зазорным поплакать друг у друга на плече и в самой прямой форме друг друга пожалеть. И это опять же повод восхититься женской прямотой в выражении своих чувств. Именно эта эмоциональная поддержка держит женщин вместе. Помощь в практических делах важна для них куда меньше.
Поэтому, когда женщина находит себе мужчину, готового утирать ее слезы, все лучшие подруги отходят на второй план — в них больше нет необходимости. Мужчина и утешает, и решает житейские проблемы женщины, так зачем ей еще с кем-то дружить?
Аплодисменты женской честности и преданности своим личным интересам.
Как научить ребенка не бояться знакомиться?
Родителям нужно не просто сказать своему ребенку: «Иди, познакомься с той девочкой или мальчиком», а объяснить, как это правильно сделать, какие слова говорить при знакомстве. Например, подойти и спросить: «Как тебя зовут? Меня зовут Саша», если ребенок ответил, предложить играть вместе. Подскажите своему малышу, что правильнее будет подойти знакомиться со своей игрушкой и предложить другому ребенку ею поиграть.
Совет! Берите на прогул с ребенком в отдельном пакете те игрушки, которыми он готов поделиться с другими детьми! И никогда не заставляйте своего ребенка делиться теми игрушками, которые ему очень дороги!
Если вы видите, что у ребенка не получается или он стесняется знакомиться, помогите ему, подойдите и предложите детям какую-то совместную игру. Обычно дети с удовольствием включаются в игры, организованные взрослыми.
Когда успокаиваете ребенка, избегайте фразы «Не бойся». Дело в том, что детское подсознание, как впрочем, и взрослое, не воспринимает частицу «не» и слышит только слово, означающее действие. То есть, вы тем самым не успокоите ребенка, а еще более его разволнуете и напряжете.
Как быть, если ребенок дружит с тем, кто подает плохой пример?
Если такое происходит, то нужно обязательно объяснять своему ребенку, что так делать нельзя, что этот мальчик (или девочка) поступает некрасиво и нехорошо. Самое главное – объяснить почему.
Все дети по-разному воспитываются, некоторые могут обзываться, толкаться (даже кусаться), забирать игрушки у других детей. Но такое поведение чужого ребенка не повод запрещать своему с ним играть. А вот поговорить со своим ребенком о некрасивом поведении кого-то, и о том, что нельзя и что можно делать – обязательно нужно.
Важно объяснять ситуацию ребенку простым и понятным языком. Можно сказать: «Я знаю, что Саша так сделал, а ты теперь ему подражаешь, но так делать не нужно, потому что….». Совет! Не просто запрещайте ребёнку делать что-то, а обязательно объясняйте, почему нельзя
И сразу объясняйте, как правильно поступать. Многие родители забывают об этом и ограничиваются исключительно запретами.
Совет! Не просто запрещайте ребёнку делать что-то, а обязательно объясняйте, почему нельзя. И сразу объясняйте, как правильно поступать. Многие родители забывают об этом и ограничиваются исключительно запретами.
Ребенок как будущий взрослый
В вопросах, касающихся субординации, уважения и самоуважения, родителям всегда важно помнить, что их сын или дочь – такой же полноценный человек, как и они сами. Конечно, в детском возрасте, особенно в раннем, это еще довольно несмышленый человек, который не смог бы «выжить» без помощи взрослых
Слово «выжить» мы взяли в кавычки, потому что тут имеется в виду не только банальное физическое выживание, но и приобретение необходимых знаний, навыков и умений, гармоничное развитие, социализация – словом, все то, что постепенно подготавливает ребенка к взрослой жизни.
Эта подготовка идет постоянно: сначала малыш играет в парикмахера, врача, продавца, в «дочки-матери» и тому подобное, а родители кажутся ему главным авторитетом
Потом он начинает учиться и, что самое важное, учится учиться, и на пьедестал силы и всезнания возводит уже своих преподавателей. А затем он осваивает, возможно, самые важные умения – пробует разные стили общения со сверстниками, пытается поставить себя в коллективе, начинает проявлять интерес к противоположному полу, и его главными авторитетами становятся уже друзья, приятели, одноклассники
Все это – естественный ход нормального психологического развития, и если он нарушается (например, если подросток по-прежнему во всем слушается родителей и не решается высказать свою точку зрения), то по выходу во взрослую жизнь у ребенка начинаются проблемы. С общением, с принятием решений, с отстаиванием своих границ, с осознанием и реализацией своих желаний, и так далее.
Из вышеизложенного вытекают следующие важные выводы:
- Нельзя воспринимать ребенка, как своего подчиненного. Он находится в зависимом от родителей положении временно, да и то не по своей воле – в конце концов, это именно мама и папа захотели, чтобы он появился на свет, а родиться сразу независимым взрослым, увы, невозможно. Как только сын или дочь минуют все стадии детства и отрочества, они становятся такими же взрослыми людьми, как и их родители, не хуже и не лучше.
Уважение к личности может быть только двусторонним
Если вы хотите научить ребенка уважать взрослых, то вы должны обратить внимание на то, достаточно ли вы уважаете его сами. Прислушиваетесь ли к его словам, страхам, сомнениям, учитываете ли его мнение при принятии решений, которые непосредственно на него влияют, уделяете ли ему достаточно времени и внимания в принципе
Чувствует ли ваш сын или дочь, что с мыслями, теснящимися в его/ее голове, можно прийти к вам, и вы выслушаете, услышите и поймете? Если при попытках выразить себя, дать своей индивидуальности проявиться ребенок натыкается лишь на метафорическую стену (или, что еще хуже, на обесценивание и высмеивание), то неуважение ко взрослым может быть даже ответной реакцией из-за злости и обиды.
- Уважение через страх – всегда плохая идея. Да, вы действительно можете научить ребенка ходить перед вами на цыпочках и приносить вам в зубах тапочки, причем даже в подростковом возрасте. Манипуляции, психологическое насилие – все это может быть до определенной степени эффективно. Можно отбирать у ребенка компьютер, можно запрещать ему видеться с друзьями, угрожать отменой долгожданной поездки или отказом в оплате любимого кружка, и заставить его делать то, что вы считаете правильным и полезным. Но то, что вы получите в ответ, будет сложно назвать уважением – скорее, необходимостью, с которой ребенок будет мириться, скрипя зубами. А во взрослой жизни он столкнется с ворохом проблем, связанных с таким отношением в детстве, да и рассчитывать на теплые доверительные отношения между ним и родителями после «вылета из гнезда» не придется. Вряд ли это то, чего вы действительно хотите для себя и своего ребенка.
Что такое дружба?
Дружба – это взаимоотношения между людьми, основанные на общих интересах, одинаковых увлечениях, доверии, взаимопонимании и искренности.
Люди не могут стать друзьями «через силу». Возникая сама по себе, дружба объединяет людей, сближая их и даря только положительные эмоции. После общения с настоящим другом / подругой не остается неприятного осадка, не возникает сомнений и желания редко встречаться.
Если два человека испытывают напряжение при общении друг с другом, либо взаимодействие осуществляется при постоянных «уколах» и претензиях, важно понимать, что это не дружба, скорее приятельство, которое лучше минимизировать. В этом случае общение носит временный характер и, чаще всего, имеет какую-то другую цель, нежели приятное времяпровождение и совместное развитие
Замкнутый ребёнок
Далеко не все дети способны на свободное знакомство и успешное общение. Бывает так, что ребёнок долго приспосабливается к детскому обществу, ищет подходы к детям, еле-еле справляясь с застенчивостью. Такие дети не спешат вливаться в детский коллектив и проводят время наедине с собой. Случается, что даже ребёнок с развитыми навыками общения замыкается в себе. Такое часто бывает после пережитого стресса: развода родителей, переезда и т. д. А бывает и так, что ребёнку не интересно со сверстниками: он опережает их в развитии, их игры для него скучны. Есть дети, которых детский коллектив отвергает: они сильно отличаются от ровесников либо внешним видом, либо умственными способностями, ли поведением. Примеров много, а причины отвержения коллективом (или наоборот – нежелания ребёнка влиться в детский коллектив) не всегда понятны.
Психологи считают, что если ребёнок растёт без братьев и сестёр, а круг его общения ограничен, то у него может проявляться замкнутость при вхождении в детский коллектив. Как помочь крохе преодолеть боязнь общения как преграду, стоящую на пути его дружбы с детьми?
Психологи советуют родителям:
- постараться узнать причины замкнутости
- не заставлять ребёнка делать то, что ему не хочется
- любить ребёнка таким, какой он есть
- не указывать на замкнутость как на проблему
- работать со страхами с помощью игр, сказок, рисования
- учить малыша знакомиться и общаться с ровесниками
- поощрять решительность малыша и умение самому справляться с проблемами.
Дружба и соперничество: особенности взаимоотношений девочек-подростков
Здоровые отношения и личные границы
Потребность во втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности, поэтому дружба приобретает совершенно исключительную значимость — лучший друг на время становится главным человеком. Авторитет родителей отходит на второй план. Это и самый опасный возраст, потому что подростки очень быстро попадают под влияние других людей, еще не научившись в них разбираться. Мы умеем выстраивать здоровые отношения, идти на компромисс, обходить острые углы, думать наперед. А дети как раз этому и учатся. Задача родителя — поддержать, подсказать, посоветовать, не задев чувства девочек.
Чтобы дочь отстаивала личные границы и получала удовольствие от общения, имеет смысл проговорить с ней эту тему, поделиться собственным опытом, продемонстрировать, как выглядит зрелая взрослая дружба — ориентир, к которому можно стремиться.
Обращаться с подростковой дружбой надо аккуратно. Не говорите плохо о подругах дочери, даже если что-то знаете наверняка, потому что она не послушает вас и ничего больше не расскажет. Понаблюдайте за общением девочек, если у вас есть такая возможность —пригласите подруг дочери с собой в кино на выходные. По их общению вы сразу поймете, что происходит в дружбе: есть ли у них ущемление, соперничество, эгоизм, а в комфортной домашней обстановке аккуратно заговорите об этом. Если дочь это тревожит, она охотно поддержит беседу. Выслушайте ее и постарайтесь донести, что отношения будут плодотворными, только если в них будет присутствовать взаимоуважение, доверие и поддержка.
Дружба онлайн
Условия жизни в городе, повсеместное распространения интернета и мода на социальные сети диктуют свои правила. И подростки, следуя им, большую часть времени общаются по интернету. В личных переписках и групповых чатах они обсуждают новости дня, делятся сокровенным, шутят, присылают друг другу интересные посты. Для родителей это чаще всего закрытая территория с незнакомыми правилами.
Все не так страшно. Интернет — это сфера, которая будет присутствовать в жизни всегда, если, конечно, не случится конец света. И умение общаться там сейчас становится одним из необходимых навыков. Однако здесь есть некоторые моменты, которые было бы полезно объяснить дочери.
Во-первых, особенностью общения в соц. сетях является то, что каждое твое слово остается зафиксированным в виртуальном мире. Девочки, склонные к излишней откровенности с подружками, должны внимательно следить за тем, что и кому они отправляют, ведь их сообщения или фотографии могут быть выставлены на всеобщее обозрение.
Во-вторых, личные темы все же лучше обсуждать вживую. Это избавит от ненужной информации в сети, плюс поможет встретить более эмоциональный отклик. Да и любая дружба будет прочнее, если в ней есть живое общение, а не только переписки в соц. сетях.
И наконец, подростки в переписках должны относиться к собеседнику так, как хотели бы, чтобы относились к ним самим: не отправлять сообщения подруг другим людям без разрешения автора, соблюдать простые правила этикета. Некоторые девочки в своих близких отношениях друг с другом доходят до обмена паролями от личных страниц. Это указывает на максимальный уровень доверия между ними. И, конечно, родители должны донести до дочери, что не стоит этого делать: у человека должно быть только его, личное пространство.
Фото с сайта Яндекс.Картинки
Кем вас видит ваш ребенок?
Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания. Пройти тест
Как объяснить, что значит дружба?
Первые друзья ребенка – это игрушки, которые дети обычно одушевляют: они их кормят, поят, учат уму-разуму, укладывают спать. Конечно, советовать двухлетнему карапузу, какую игрушку брать и с кем ему лучше дружить, не стоит – ведь ребенку сложно понять мотивы взрослых. А вот познакомить с понятием дружбы стоит.
Для объяснения лучше использовать игрушки: куколка Маша дружит с медвежонком Мишей, они ходят в гости, делятся игрушками, помогают в трудных ситуациях (вот, например, Маша вчера заболела, а Миша принес ей малинового варенья, чтобы она быстрее выздоровела), ведь они – настоящие друзья. Им интересно разговаривать и играть вместе. Если вдруг разлучаются, то скучают друг без друга.
Помогут детям осознать ценность дружбы фильмы, сказки и стихотворения о дружбе. Обсуждение сюжета после просмотра телевизора или чтения книги, оценивание ситуации, анализ поступков главных героев – все это помогает сделать вывод, что герои смогли решить проблему, когда объединились. Значит, дружба приносит не только положительные эмоции, но и пользу.
Важно донести, что важнее не внешний вид, а поступки человека. И тут обязательно привести пример
Рассказать сказку о красивой лисице, которая была подругой зайца. Она заманила доверчивого зайчишку далеко в лес, и хотела съесть. Но зайцу повезло: их заметила старая мудрая коза и прогнала лису. Это сказка для маленьких детей, для взрослых ребят желательно привести пример из жизни.
Ребенку постарше нужно обязательно рассказать, чем ценна настоящая дружба. Познакомить с обязанностями друга – помогать, делиться, удерживать от плохих поступков. При этом не просить ничего за это и не спрашивать себя: «Что я получу от этого?». Только при соблюдении всех условий можно стать другом и найти настоящую дружбу.
Стандартная точка зрения.
Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Многоаспектность
Этика рассматривает дружбу как важную нравственную ценность. Дружбу относят также к духовной связи.
Фердинанд Тённис выделил два вида социальных структур: основанную на непосредственной эмоциональной близости общину и основанное на рациональном расчёте и разделении труда общество. «Первый социолог дружбы» считал, что она является воплощением общинности, характерной для малых групп с неуниверсальными социальными связями в патриархальных условиях.
Зиммель же считал, что современный человек с усложнением своего внутреннего мира вынужден больше скрывать, поэтому можно говорить о дружбе разных сторон «Я»: с кем-то может связывать симпатия, с кем-то — интеллектуальные интересы, религиозные чувства, или общий жизненный опыт. В то же время потребность в интимной дружбе, по Зиммелю, возникает лишь в античности, когда появляется потребность в самораскрытии .
Особенности дружбы
В отличие от кровнородственных отношений групповой солидарности это межличностное отношение является индивидуально-избирательным (с взаимной привязанностью участников).
Для развития дружбы могут быть необходимы:
- взаимная симпатия (приятность взаимного общения)
- взаимопонимание
- открытость (не скажут «это не твоё дело»)
- откровенность, искренность и бескорыстие
- доверительность
- активная взаимопомощь
- общность интересов и увлечений
- ценностно-ориентационное единство
То, что зарождалось как дружба, может превратиться в поверхностные приятельские отношения, или даже вражду. При всей интимности дружбы, её противопоставление деловым отношениям довольно относительно, хотя дружбу отличает то, что она ценна сама по себе. Дружба отличается от сексуальных и любовно-эротических чувств по характеру своей мотивации. Считается, что для дружбы характерно отсутствие сексуального влечения. Тем не менее, существует противоположная точка зрения, а именно о возможности сексуальных отношений между друзьями разного пола, если описанные выше мотивы превалируют над сексуальным влечением, но оно так же присутствует. Некоторые полагают, что дружба, хоть подсознательно, но эгоистична, так как в целом оказывается выгодна всем её участникам.
Мало того, что широта дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, её функции меняются в процессе жизни индивидов, достигая наибольшей интенсивности в период юношества и ранней взрослости. В этот период отмечается большая частота встреч и больший объём совместно проводимого времени, в дальнейшем дружба начинает терять свою уникальность, хотя почти всё время остаётся одним из самых важных факторов поддержания стабильности личности.
Девочки раньше, чем мальчики, переходят от детской дружбы к юношеской, так как у них раньше формируется потребность в интимности.
Клише, связанные с понятием «дружба»:
«Настоящая, верная, мужская дружба» (это понятие легло в основу многих литературных произведений), в основе которой лежат доверие и самопожертвование. В противовес этому поверхностные, неглубокие и не связанные обязательствами отношения считаются «ненастоящей дружбой». Дружба между мужчинами противопоставляется отношениям между женщинами — при этом некоторые ошибочно считают, что между женщинами дружба невозможна. Противопоставление «дружбы» и «любви», невозможность дружбы между мужчиной и женщиной. В советской педагогике считалось, что в школе между мальчиками и девочками позволительна лишь дружба.
Как помочь завести друзей?
Часто причины конфликтного поведения кроются в неуверенности, низкой самооценке одного из участников
Ребенок старается заслужить уважение и привлечь внимание любым способом: сильнее ударить, больнее укусить, напакостить, обсыпать, обкидать, ущипнуть, отобрать. Если кроха спровоцировал драку или обидел другого ребенка, подойдите к пострадавшему, пожалейте и извинитесь за своего
Подсознательно проказник ждет, что вы отругаете его, он начнет плакать и тут, наконец, получит свое: утешение и заботу. Обращайте внимание на малыша, когда он хорошо себя ведет, а не когда все жалуются на его проделки.
Бывает и другой вариант поведения: кроха пытается сдружиться с помощью подарков и приглашения к себе в гости. «Мама, дай конфеты, я отдам их Свете и Ксюше, а они будут со мной играть». Такая хитрость будет, конечно, срабатывать, но недолго. Через несколько лет этот прием не пройдет, и ребенок опять окажется отвергнутым.
В обоих случаях относитесь к ребенку как к личности, цените его достижения, больше хвалите, не сравнивайте со сверстниками, подчеркивайте его возможности и способности. И тогда малышу не нужно будет «выбивать» авторитет. Дети всегда тянутся к тому, кто выступает в роли лидера и выделяется на общем фоне уверенностью в себе.
Михаил: «Мой сорванец часто обижает детей, дерется, плохо ладит со сверстниками. Постоянно приходится выслушивать претензии родителей, но меня волнует не это. Как наладить его отношения с другими малышами? Как помочь завести друзей? Игорь (5 лет) сам, кажется, переживает из-за ссор с детьми».
Марина Андросова,
Психолог
Статья предоставлена журналом