Причины синдрома навязчивых движений у детей и его лечение

Навязчивые движения у ребенка

→ Навязчивые движения у ребенка

Ребенок вдруг начал постоянно повторять однообразные движения? Он грызет ногти, раскачивается или мотает головой без видимых на то причин? Навязчивые движения у детей – это достаточно распространенное явление, которое настораживает родителей. Как распознать синдром навязчивых движений? Что является его причиной, и какие дети наиболее подвержены синдрому?

Синдром навязчивых движений у детей

Зачастую навязчивые движения возникают у детей, которые подвержены стрессу, переживают сложный период адаптации в коллективе (например, в детском саду) или конфликты в семье. Но в некоторых случаях синдром возникает на фоне полного внешнего благополучия, казалось бы, беспричинно

В этих случаях особенно важно установить причину состояния и своевременно ее устранить

Невроз навязчивых движений представляет собой не отдельно взятую болезнь, а целый комплекс нарушений психического и эмоционального плана. Эти движения не мотивированны, малышу не всегда удается держать их под контролем

Очень важно при возникновении синдрома обратиться за консультацией детского невролога, чтобы избежать последствий

Причины навязчивых движений у детей

Навязчивые движения – это одно из многочисленных проявлений обсессивно-компульсивного расстройства. И причин, по которым они могут возникать существует достаточно много. Диагностику состояния осложняет еще и тот факт, что синдром навязчивых движений у детей малоизучен.

Чаще всего навязчивыми движениями страдают нерешительные, тихие дети, которые плохо справляются с переживанием страхов и сложных жизненных ситуаций. Такие дети более подвержены неврозам, они капризны, обладают плохим аппетитом и легко утомляются.

Основные причины навязчивых движений у детей:

  • Травмирующие психику ситуации: семейные конфликты, происшествия и т.п.
  • Пережитый сильный стресс или испуг
  • Постоянное непонимание со стороны взрослых
  • Резкое изменение привычного уклада жизни или распорядка дня.

Часто навязчивые движения путают с нервным тиком. Эти состояния довольно схожи, однако имеют разные причины.

Симптомы нервного тика у детей

Нервный тик – это быстрое сокращение мышц, которое невозможно контролировать. Он происходит из-за того, что мозг дает мышцам неправильную команду. Яркий пример нервного тика – непроизвольное моргание.

Навязчивые движения – это постоянное повторение какого-либо действия. Например, ребенок постоянно покашливает, шмыгает носом или закусывает губу. Повторение действий создает некую иллюзию покоя, что приносит незначительное удовлетворение нервной системе малыша.

Кстати! Модная современная игрушка – спиннер – это не что иное, как инструмент, благодаря которому можно повторять стереотипные движения. Именно в этом заключается секрет его популярности.

Основные признаки нервного тика у детей:

  • Причмокивание и громкое сопение
  • Щелкание языком
  • Громкое дыхание
  • Повторно произносимые ругательства
  • Гримасы или ужимки
  • Бесконтрольное движение век или мышц лица
  • Подергивание конечностями.

Причины недержания мочи у детей

У новорожденных малышей нервная система развивается постепенно, и поэтому процесс мочеиспускания они контролировать не умеют. Рефлекс вырабатывается обычно к 4-5 годам, однако этот процесс очень индивидуален

Обратить пристальное внимание на недержание стоит, если и при достижении 6-8 лет ребенок не может привыкнуть к горшку или туалету

Наиболее распространенная причина недержания – психологическая травма. Даже ссора в семье или конфликт в детском саду могут спровоцировать нарушение в здоровье. Однако, существует ряд заболеваний и сбоев, сигналом которых может быть недержание, поэтому в случае его возникновения нужно обратиться за консультацией к врачу.

Причины энуреза могут отличаться в зависимости от пола и возраста ребенка. Кроме того, ночное и дневное недержание могут быть разного происхождения.

Недержание мочи у детей ночью и днем

У мальчиков

У девочек

Дневное недержание

Заболевания мочеполовой системы, недоразвитие волевой сферы, заболевания головного мозга и другое.

Ночное недержание

Гиперактивность или гиперопека со стороны родителей, нехватка внимания, стрессы и травмы, патологии головного мозга, вызывающие нехватку гормона роста, аллергия, воспалительные процессы почек и мочевого пузыря, недоношенность, травмы мозга и др.

Психологические травмы, слишком крепкий сон, обильное питье, инфекции мочеиспускательной системы, травмы, отставание в развитии.

Точную причину недержания мочи поможет становить только специалист, опираясь на результаты исследований.

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов. Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью

Обращаться к специалисту очень важно и нужно. Естественная цель родителей , здоровый ребенок

Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша

Наилучший способ воздействия , отвлечь ребенка. Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг. Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.

Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее. Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит. Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.

Какие бывают?

В медицинской практике неврозы подразделяются на множество разновидностей, но в детском возрасте может возникать только часть из них.

Большинство болезней обладает характерными симптомами, но в некоторых случаях их признаки могут напоминать плохие привычки.

Например, отдельной разновидностью неврозов являются привычные патологические действия.

В данном случае ребенок может раскачивать туловище при засыпании или в любое другое время, покусывать кончики пальцев, раздражать руками половые органы, грызть ногти или постоянно перебирать волосы.

Виды неврозов, чаще всего встречающихся в детском возрасте:

  1. Невроз тревоги или страха (ребенок может бояться оставаться один, испытывать страх темноты, в некоторых случаях данные состояния сопровождаются нарушением сознания и возникновением галлюцинаций).
  2. Неврастения или астенический невроз (заболевание чаще всего встречается у подростков или детей школьного возраста, сопровождается патология чрезмерной утомляемостью, раздражительностью и нарушением сна у ребенка).
  3. Невротический энкопрез (заболевание диагностируется в большинстве случае у мальчиков дошкольного и школьного возраста, сопровождается заболевание непроизвольными испражнениями).
  4. Невротический энурез (психические расстройства сопровождаются непроизвольным мочеиспусканием, которое в большинстве случаев возникает преимущественно в ночное время суток).
  5. Нервная анорексия (данная патология относится к числу неврозов, связанных с критичным нарушением аппетита у детей, спровоцировать такое состояние могут не только психологические факторы, но и чрезмерное кормление малыша в грудном возрасте).
  6. Невротическое заикание (заболевание начинает проявляться в процессе развития речи ребенка, причиной его возникновения могут быть многочисленные внешние и внутренние факторы).
  7. Ипохондрический невроз (заболевание чаще всего диагностируется у подростков, проявляется патология в виде страха определенных заболеваний и чрезмерной обеспокоенностью ребенка собственным здоровьем).
  8. Невротические тики (патология может проявиться в любом возрасте, но в группе риска находятся мальчики дошкольного возраста).
  9. Нарушение сна невротического типа (заболевание сопровождается бессонницей, разговорами во сне, лунатизмом и другими состояниями).

Особенности невроза навязчивых движений

Невроз навязчивых состояний в большинстве случаев выявляется у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Сопровождается такое состояние различными видами фобий, нарушением движений, повышенной возбудимостью, вегетативными и сенсорными расстройствами.

Особенностью данного заболевания является сочетание страхов с определенными двигательными отклонениями.

При возникновении страха ребенок может осуществлять следующие действия:

  • покашливание;
  • моргание глазами;
  • имитация насморка;
  • кивание головой;
  • причмокивание;
  • скрежет зубами;
  • щелканье пальцами;
  • накручивание волос на палец.

Профилактика

Избежать развития неврозов у ребенка помогут меры, которые максимально подготовят психику ребенка к возможным стрессовым ситуациям:

Адекватное воспитание. Ребенок не должен расти в тепличных условиях, чтобы не вырасти слабовольным и неуверенным в себе неврастеником. Однако и чрезмерная строгость и даже родительская жестокость тоже способны изуродовать личность малыша до неузнаваемости. Не стоит прибегать к шантажу, манипуляциям, физическому наказанию. Лучшая тактика — сотрудничество и постоянный диалог с ребенком с самого раннего возраста.

Семейное благополучие

Не так важно, в полной или неполной семье растет малыш. Большее значение имеет микроклимат, который царит дома

Скандалы, пьянство, тирания и деспотизм, физическое и моральное насилие, ругань, крики — все это дает благодатную почву для развития не только неврозов, но и более сложных психических проблем.

  • Своевременная психологическая помощь. Совсем оградить ребенка от стрессов и негативных воздействий на психику не получится, как бы ни старались родители. Однако они должны быть достаточно чуткими, чтобы заметить малейшие изменения в поведении и настроении своего ребенка, чтобы своевременно отреагировать и помочь малышу разобраться в произошедшем. Если собственных сил и знаний для этого не хватает, следует обратиться к психологу. Такие специалисты сегодня есть в каждом детском саду, в каждой школе, и их задача — помочь ребенку, независимо от его возраста, преодолеть трудную ситуацию, найти правильное решение, сделать адекватный и осознанный выбор.
  • Гармоничное развитие. Ребенок должен развиваться в нескольких направлениях, чтобы стать целостной личностью. У деток, родители которых требуют от них только спортивных рекордов или отличной учебы в школе, шансы стать невротиками, выше. Хорошо, если ребенок сочетает спорт с чтением книг, с занятиями музыкой. При этом родители не должны завышать своих требований и изводить чадо своими завышенными ожиданиями. Тогда неудачи будут восприниматься как временное испытание, а переживания ребенка по этому поводу не пересилят компенсаторные способности его психики.

Синдром навязчивых движений у детей комаровский

На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).

Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении. Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее

Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.

Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.

И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.

Что такое нервный тик

Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.

В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:

  • мышечный тонус;
  • позу;
  • мимику;
  • глобальные двигательные акты.

Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.

Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:

  • моргание, подмигивание;
  • подергивание губ или глаз;
  • причмокивание;
  • обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
  • кивание головой;
  • покашливание;
  • частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
  • щелканье пальцами;
  • скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
  • ребенок дует на ладони;
  • монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
  • подергивание гениталий (у мальчиков);
  • накручивание волос на палец;
  • монотонное выдергивание или расчесывание волос.

Понятие синдрома навязчивых движений у детей

Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.

Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей.

Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.

Какие бывают навязчивые движения

Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:

  • Частое шмыганье носом и вытирание;
  • Взмахи или тряска конечностями;
  • Бруксизм;
  • Подергивание гениталий (мальчики);
  • Раскачивание головой;
  • Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
  • Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины;
  • Обкусывание ногтей;
  • Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос;
  • Сосание пальцев;
  • Моргание и желание жмуриться без причины.

Синдром навязчивых движений у детей

Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.

Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.

Как лечить невроз навязчивых движений у ребенка?

Прежде чем обратиться с проблемой к врачу, рекомендуем вам внимательно приглядеться к своему малышу и самостоятельно попытаться определить, в чем скрывается главная причина его невроза. При этом желательно минимизировать негативные ситуации, обеспечить ребенку комфортные условия жизни.

Очень часто детское нервозное поведение и движения связаны с ситуацией в семье между родителями. Таким неоднозначным образом малыш может показывать свое отношение к проблеме. Решить ее можно, признав собственные родительские ошибки и изменив поведение. Если же родители не могут определить, с чем связаны навязчивые движения у ребенка, то необходимо обратиться к специалисту. Качественное и эффективное лечение невроза у детей предполагает работу с психологом или психотерапевтом.

Медикаментозное лечение: препараты


После обследования у психотерапевта врач может назначить успокаивающие лекарства, антидепрессанты. Однако такую схему терапии зачастую применяют в запущенных случаях. Более того, родителям детей, страдающих неврозом, не стоит пугаться медикаментозного лечения. Опытный врач подберет такие препараты, которые не будут вредить здоровью ребенка, вызывать сонливость и апатию. Для каждого случая подбираются отдельные лекарства. Наиболее эффективными являются следующие препараты:

  • сонапакс;
  • циннаризин;
  • аспаркам;
  • мильгамма;
  • пантогам;
  • глицин;
  • персен.

Отметим, что антидепрессанты и успокаивающие средства нельзя применять без назначения врача. Каждый из медикаментов по-своему действует на центральную нервную систему ребенка. Поэтому врач назначает их, исходя из стадии развития детского невроза. Так, на начальном этапе синдрома навязчивых движений будет достаточно нескольких занятий с психологом, а вот при запущенных формах болезни потребуется дополнительный прием медикаментов.

Лечение народными средствами


Терапия невроза навязчивых движений может быть дополнена народными методами. Однако перед их применением необходимо посоветоваться с лечащим врачом. Успокоить нервную систему малыша способны следующие народные средства:

  • Настой овсяных зерен. Лекарственное сырье в количестве 500 г необходимо промыть и залить литром холодной воды, варить на слабом огне до состояния полуготовности. Затем отвар надо процедить, добавить 1 ч. ложку меда и давать пить лекарство малышу по стакану в день.
  • Отвары из валерианы, пустырника, боярышника, мелиссы, календулы также хорошо помогают бороться с неврозом у детей. Для приготовления лекарства необходимо залить 1 ст. ложку травы стаканом воды, прокипятить на водяной бане 30 минут, отсудить и давать ребенку по 50 мл отвара трижды в день.
  • Избавиться от бессонницы и раздражительности поможет медовая вода. В стакан теплой водички добавьте 1 ст. ложку меда и дайте выпить ребенку перед сном.
  • Ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой) и морской солью хорошо действуют на нервную систему ребенка. Такие процедуры лучше проводить перед сном.

Психологи и народные целители в борьбе с синдромом навязчивых движений у детей рекомендуют проводить сеансы танцевальной терапии, практиковать йогу
, заниматься спортом
, бегать босиком по траве, рисовать. Также стоит почаще устраивать своему малышу выходные на природе, чтобы вывести его из тревожного состояния.

Не забывайте о том, что родители тоже должны работать над собственным поведением. Старайтесь не ругаться и не выяснять отношений в присутствии ребенка. И ни в коем случае не ругайте малыша за навязчивые движения. Как только он начинает это делать, поговорите с ним о том, что его тревожит.

Патогенез

Особенностью детских неврозов считается их развитие у лиц с несовершенной нервной системой. Сам процесс становления собственного «я» и формирование личности в первую очередь определяет тип воспитания ребенка. К нарушениям воспитательного процесса можно отнести:

  • гипер- и гипоопеку;
  • жестокость;
  • неприятие;
  • гиперсоциализацию ребенка.

Подобные влияния способны исказить биологические и психофизиологические особенности детей. В результате возникает преневротическое состояние. Оно характеризуется наличием у ребенка:

  • ощущения неполноценности;
  • фобических нарушений;
  • тревожности;
  • неадекватному восприятию окружающей действительности.

Коррекция факторов риска на этапе оптимизации методов воспитания является главным этапом профилактики детских неврозов.

Классификаци

Существует несколько классификаций невротических расстройств. Согласно традиционным представлениям неврозы у детей и подростков можно подразделить на следующие формы:Невроз навязчивых состояний;

  • Истерия;
  • Неврастения.

В зависимости от возраста пациента выделяют детский невроз (отдельными видами считаются дошкольный невроз, невроз школьников и подростков), невроз взрослых и пожилых людей. Спорным остается вопрос наличия невроза грудничков. Незрелость нервной системы у детей первых лет жизни определяет отсутствие специфичности и фрагментарность невротических признаков. В связи с этим более-менее четкая диагностика болезни возможна у детей, начиная с 24 месяцев.

Этиологические факторы определяют наличие семейных неврозов, неврозов, связанных с профессиональной деятельностью и так далее.

В литературных источниках имеются сведения о классификации неврозов, в основу которой легли соматические проявления болезни – кардионевроз, невроз желудка, вегетоневроз и так далее. В настоящее время в клинической практике подобное деление не используется.

Особенности

Главной отличительной чертой неврозов является обратимость патологии. Вне зависимости от длительности заболевания изменения имеют функциональный характер. Психогенная природа нарушений определяется наличием связи между клиникой невротических проявлений, характерными чертами системы взаимоотношений ребенка и патогенной стрессовой ситуацией.

Специфичность клинических синдромов ограничена появлением эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Однако часто в детском и подростковом возрасте проявления болезни могут быть стерты или протекать под маской другого, чаще всего соматического заболевания.

Несмотря на то, что статистически достоверными являются данные о более высокой частоте встречаемости болезни среди женщин, в детском возрасте гендерные отличия практически отсутствуют. Чаще неврозы распространены среди подростков и лиц молодого возраста.

Клиника

Клинические проявления неврозов определяют характер травмирующей стрессовой ситуации и специфические черты личности больного. Недостаточная сформированность второй и третьей сигнальных систем приводят к отсутствию типичных «классических» видов неврозов у детей. Подобные невротические реакции у детей обычно проявляются в виде моносимптомного или системного течения. Избирательность нарушений обусловлена врожденной и/или приобретенной слабостью одной из функциональных систем. Например, при нарушениях в системе речедвигательного аппарата развивается логоневроз (заикание), при патологии структур, ответственных за регуляцию мочеиспускания – энурез.

Кроме этого, может формироваться патологическая условнорефлекторная активность, при которой в момент воздействия аффекторного фактора возникает наиболее интенсивный вид моторной деятельности (тики, другие навязчивые гиперкинезы, компульсии).

При отсутствии коррекции невротические реакции преобразуются в стойкие неврозы, вылечить которые значительно сложнее. Совместно с продолжающимся воздействием психотравмирующей ситуации закрепляются предпосылки для развития невротического типа личности.

Народные средства

Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.

Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды. Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.

  • Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны. В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
  • Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.
  • Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
  • Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.

Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).

Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.

Методы лечения

Как лечить невроз у детей? Терапия неврозов подразумевает сочетание нескольких методик. Ребенку обязательно назначаются занятия с психологом. На основании клинической картины состояния здоровья маленького пациента, специалист подбирает определенные методы лечения.

Медикаментозная терапия в большинстве случаев подразумевает прием общеукрепляющих препаратов, но при наличии некоторых диагнозов специалисты используют сильнодействующие медикаменты.

Дополнить курс можно народной медициной.

Психотерапия

Лечение неврозов с помощью приемов психотерапии показывает хорошие результаты. Схема терапии подбирается в индивидуальном порядке. В некоторых случаях психологи проводят сеансы не только с маленькими пациентами, но и их родителями.

Такая необходимость возникает, если врач выявляется причины невроза у малыша, связанные с его воспитанием или социальными факторами. Длительность лечения зависит от индивидуальной клинической картины состояния здоровья ребенка.

Психологи используют следующие методики при лечении неврозов у детей:

  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • аутогенная тренировка;
  • арт-терапия;
  • гипноз;
  • групповые занятия для улучшения коммуникабельности ребенка.

Препараты

Медикаментозная терапия неврозов должна проводиться только под контролем специалиста. Некоторые препараты при неправильном их применении могут снизить эффективность других методов лечения, которые применяются к ребенку.

Например, антидепрессанты не назначаются при наличии возможности контролировать состояние малыша с помощью занятий с психологом.

Транквилизаторы используются только при запущенных стадиях неврозов.

При неврозах ребенку могут быть назначены следующие препараты:

  • средства из категории фитопрепаратов (настойка валерианы, добавление в ванну при купании успокаивающих масел и настоек);
  • препараты для общего укрепления детского организма (витаминные комплексы, средства на основе калия и кальция, витамины С и В);
  • средства группы антидепрессантов (Сонапакс, Элениум);
  • транквилизаторы (Седуксен, Триоксазин);
  • ноотропные препараты (Ноотропил, Пирацетам).

Народные средства

Использование народных средств при лечении неврозов у детей необходимо согласовывать с врачом

При подборе рецептов альтернативной медицины важно исключать наличие у малыша аллергии или пищевой непереносимости отдельных компонентов

В качестве основного способа лечения неврозов народные средства не используются. Главной целью их применения является дополнительное благоприятное воздействие на психическое состояние маленького пациента.

Примеры народных средств, используемых при лечении неврозов:

  1. Настой из зерен овса (500 г овса надо залить литром воды и довести до кипения, после процеживания в жидкость добавляется небольшое количество меда, принимать настой надо небольшими порциями несколько раз в день).
  2. Отвар на основе лекарственных трав (корень валерианы, листья мелиссы, пустырник и боярышник надо смешать в равных пропорциях, чайная ложка заготовки заливается кипятком и настаивается в течение пятнадцати минут, принимать отвар надо несколько раз в день небольшими порциями).
  3. Настой молодых листьев березы (100 г заготовки надо залить двумя стаканами кипятка и настоять, принимать средство в процеженном виде по одной третьей части стакана три раза в день до еды).

Дополнительная терапия

При лечении неврозов у детей хорошими результатами обладают такие приемы, как терапия с помощью животных, игротерапия и сказкотерапия. В первом случае контакт с кошками, собаками, лошадьми или дельфинами оказывает благоприятное воздействие на психику малыша.

Животные способны выработать у ребенка определенные качества, желание заботится о них и как следствие — повышение их самооценки. Методы игры и сказок обладают аналогичными свойствами.

Дополнительно при лечении неврозов могут использоваться следующие процедуры:

  • гипноз;
  • электрофорез;
  • электросон.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: