Питание годовалого ребенка
О продуктах питания мы уже говорили. Но стоит поговорить про режим питания и приблизительное меню.
Режим
Режим питания малыша в каждой семье устанавливается свой. Но, если планируете через год-два отдать кроху в садик, стоит составить расписание питания максимально приближенное к детсадовскому.
- Завтрак: 8.30-9.00
- Обед: 12.30-13.00
- Полдник: 16.30-17.00
- Ужин: 19.00-19.30
Меню
Давать грудное молоко 1 или 2 раза в день, как советуют специалисты, решать вам. Но желательно это сделать утром и/или на ночь.
Примерное меню для годовасиков
Завтрак:
- Каша (200гр)
- Чай с молоком (70гр)
- Белый хлеб (10гр);
- Сливочное масло (5гр)
Обед:
- Суп (70гр)
- Картофельное пюре (100гр)
- Тефтели (50гр)
- Компот (70гр)
- Белый хлеб (10гр)
Полдник:
- Печеное яблочко (или тыква) (100гр)
- Чай (100гр)
- Печенье (15)
Ужин:
- Вареное яйцо (50гр)
- Кисель (100гр)
- Сырники (100)
- Печенье (15гр)
Конечно, это очень приблизительное меню, скорее всего. Это – база, на основе которой можно составить свое меню для малышонка.
Чем заниматься и как развивать и развлекать малыша во время бодрствования
Когда малышу исполнился 1 месяц, можно начинать делать лёгкий массаж всего тела. Температура в помещении должна быть около 22 градусов, ребёнок должен быть здоров, без признаков ОРЗ. До трёх месяцев массаж в основном заключается в поглаживаниях. Лёгкие поглаживания можно производить в любом направлении. Животик массируют с небольшим усилием, руку нужно вести по часовой стрелке и от боков к пупку. Также выполняют встречные поглаживания живота, при этом левая рука идёт вверх, а правая вниз. Полезно прижимать согнутые в коленях ножки к животику. Во время занятий можно использовать упражнения: рефлекторная ходьба, рефлекторное ползание, рефлекторное сгибание и разгибание стоп. Если у малыша есть какие-либо заболевания, массаж делается специалистом по показаниям.
Каждый день мама может:
Выкладывать малыша на животик. Во-первых, это стимулирует малыша к самостоятельному поднятию головки, во-вторых, способствует отхождению газов, скопившихся в кишечнике.
Устраивать «воздушные ванны». Это предотвращает появление опрелостей и потницы. В это время можно сделать массаж ребёнку.
Держать грудничка «столбиком». В такой позе ребёнок меньше срыгивает после еды и старается удержать головку без помощи мамы.
Производить массаж пальчиков и ладоней. Это расслабит ручки и способствует раскрытию кулачков.
Включать музыку, петь песенки малышу. Звуковые раздражители благотворно сказываются на слуховом восприятии грудничка.
Издавать звуки с разных сторон. У малыша возникает интерес, заставляющий его повернуть головку в сторону источника звука.
Вкладывать в руки ребёнка свои пальчики или игрушки. Это поддерживает хватательный рефлекс, который чуть позже преобразиться в осознанный захват предметов.
Покачивать малыша, танцевать с ним. Для развития вестибулярного аппарата необходима тренировка.
Повесить яркие игрушки с разных сторон от ребёнка
Тем самым стимулируется зрительное восприятие и желание малыша поднять головку, дотянуться до привлёкшего внимание предмета.
Включать мобиль. Медленно движущиеся предметы заинтересовывают грудничка
Он старается удержать их в поле зрения и рассмотреть.
Строить гримаски. Такая игра развивает мыслительную деятельность.
Упражнение «Вот подарок малышу» для раннего физического развития — видео
Необходимо обратить внимание, чтобы малыш активно и с интересом поворачивал голову в одну и другую сторону. Это предотвратит развитие установочной кривошеи
Установочная кривошея приводит к деформации позвоночника, поэтому важно вовремя её диагностировать
Мама должна постоянно общаться с ребёнком, пытаться учить его, рассказывая и показывая ему что-либо. Слыша речь матери, малыш чувствует себя в безопасности, при этом развиваются и его речевые центры.
Как развивается ребёнок на втором месяце жизни — видео
Родители видят, как подрос малыш, как изменилось выражение его личика за прошедшее время. Когда в доме появляется маленький член семьи, всё преображается: меняются обстановка, режим дня и даже мысли взрослых. Мама и папа привыкают к новой роли, а ребёнок к окружающему его миру. Главное в этот период для родителей и малыша — разумный подход, уверенность в своих силах, любовь и понимание близких.
Игры с мячиком
Для развития координации можно смело использовать развлечения с ярким красочным мячиком – они не только полезны ребенку, но и интересны ему.
- Малыш и мама садятся на пол друг напротив друга. Мама толкает мяч ребенку, его задача – поймать ладошками, а после – оттолкнуть от себя к матери.
- Взрослый показывает пример – берет мяч обеими руками и бросает его. Ребенок повторяет действие.
Помимо этого, можно играть в кубики, не требуя от крохи каких-то невероятных действий. Мама может сама построить башенку из разноцветных кубиков, беседуя в это время с ребенком, рассказывая, что она делает. Малыш, как правило, начинает проявлять живой интерес, помогать, подавать кубики.
Лучшие игры
Исходя из уровня развития ребенка 9 месяцев следует подобрать для него наиболее подходящие игры – прежде всего, активные. Малыши очень любят повторять за взрослыми, поэтому с удовольствием сыграют со своими мамами в «Ладушки» или «Сороку-ворону».
Для развития внимательности можно сыграть в прятки. Делается это так:
- Родитель берет в руки знакомую малышу игрушку, говорит: «Это мишка!».
- После привлечения внимания прячет игрушку за спиной.
- Далее спрашивает ребенка – «Где мишка?».
- Малыш должен пальчиком показать, куда именно взрослый пометил игрушку.
Такие прятки повеселят ребенка, если мама и папа будут эмоционально изображать, как они удивлены тому, что мишка действительно за спиной. А скучный монотонный голос малыша не заинтересует.
Нервно-психическое развитие
- понимают, когда их одевают на прогулку, могут помочь надеть кофту, правильно поставив ручку;
- могут кушать самостоятельно, пить из кружки не проливая содержимого;
- легко догадываются, как открыть шкаф, тумбочку, коробку и достать предметы;
- знают имена близких людей, указывают на них пальчиком;
- любят слушать, когда с ними говорят по телефону;
- ярко проявляют эмоции: целуют, обнимают, негодуют, ругают;
- легко понимают простые просьбы, знают названия многих предметов, находящихся в доме;
- пытаются понять устройство предметов, начинают ломать и разбирать игрушки;
- легко выстраивают башенки из кубиков, после чего с радостью их разрушают;
- любят рисовать пальчиками, лепить из теста простые колбаски и колобки;
- подражают поведению взрослых;
- танцуют под музыку, совершая движения по примеру взрослого.
Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев
Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.
Первый месяц
Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях. Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса
Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука
Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса
Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука
Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его
Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову
Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.
Второй месяц
Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама
Внимание уже концентрируется дольше
Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.
Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.
Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.
Третий месяц
Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.
Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.
Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой
Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания
Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.
Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.
Интеллектуальное развитие малыша в возрасте год и 9
Интеллектуальное развитие малыша в этом возрасте буквально поражает своим прогрессом.
Обычно к этому возрасту дети немало могут делать.
- Различать геометрические формы и отличать друг от друга шар, круг, кирпичик, кубик, призму, треугольник, безошибочно подбирать отверстие необходимой формы в игрушках-сортерах.
- Без труда определять размерные показатели и отличать маленькое от большого, большое от среднего, выбирать самое маленькое или самое большое из предложенных вариантов и т. д.
- Различать цвета, с легкостью находить похожие цвета и некоторые их оттенки.
- Рисовать прямые и закругленные линии, геометрические фигуры. Ребенок уже может объяснить, что нарисовал или хотел нарисовать.
- Узнавать животных и имитировать их «речь».
- Узнавать знакомых взрослых на фото, в видеороликах и пр.
В возрасте 1 и 9 уже можно научить малыша полностью произносить свои имя, а также разучить с ним имена родителей, бабушек и дедушек, ближайших родственников.
К тому же, возраст 1 год и 9 месяцев — это еще и прекрасное время для начала развития логического мышления у малыша. Для этого и существуют простые логические игры для самых маленьких.
Особенности психологического развития
Развитие психологических особенностей крохи в 1 год и пять месяцев идет семимильными шагами.
Особенная черта этого возраста – это сделать все самостоятельно.
Теперь кроха не будет звать маму или папу на помощь, как только столкнётся с трудностями. Его психологическое развитие заставляет самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Если же решить самому не удается, только тогда он может взрослого попросить о помощи.
В этот период родители не должны препятствовать и помогать малышу найти решение проблемы без его на то просьбы. Дайте ребенку возможность самому перешагнуть через трудности. Любое вмешательство в этом возрасте может привести к тому, что кроха перестанет делать сам и будет просить о помощи взрослого, что совершенно неправильно.
Дети в этом возрасте не так часто плачут, кричат. Они учатся по-другому говорить о своих эмоциях, используя для этого мимику, жесты.
В этом возрасте ребенок уже может произносить некоторые простые слова. Объясняются и показывают свои желания дети с помощью мимики и жестов.
В 1 год и 5 месяцев малыш уже хорошо знает, где его одежда, он умеет умываться, пытается самостоятельно одеться. Кроха может выполнять минимальные просьбы окружающих его людей (принести знакомые ему предметы, похлопать в ладоши, потопать и т. д.).
Особое внимание малышей этого возраста привлекают яркие предметы. Характерными особенностями психологических навыков у крох в этом периоде будут такие:. Интерес к книгам с яркими рисунками
Сказки для детей этого возраста должны состоять из коротких и понятных предложений. У ребенка уже есть любимые книги, герои и он может легко показывать их на картинках и жестами объяснять, что они делают.
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
Интерес к книгам с яркими рисунками. Сказки для детей этого возраста должны состоять из коротких и понятных предложений. У ребенка уже есть любимые книги, герои и он может легко показывать их на картинках и жестами объяснять, что они делают.
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_160551975134918592′,params:{pp:’bgdl’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);
- В 1 год и 5 месяцев для малыша должны быть понятны тон и эмоции взрослых близких ему людей.
- Дети более эмоционально спокойны. Они не так часто плачут и капризничают.
- Со сверстниками они не умеют полноценно общаться, делиться, что часто приводит к дракам. Поэтому лучшими собеседниками в этом возрасте для малыша будут дети постарше, которые не будут составлять конкуренцию за игрушку, или взрослые.
- Для малышей в этом возрасте наиболее интересными остаются игрушки, которые можно катать (коляски, машинки на веревочке), всевозможные пирамидки, за собиранием которых они могут просидеть достаточно много времени.
Родителям малыша в таком возрасте нужно набраться терпения, так как ребенок может подолгу повторять понравившийся ему новый навык. Крохи могут часами просить взрослого повторить действия, и отказывать ему в этом не стоит. Так как именно в этот период постоянный повтор – это один из способов обучиться и усвоить новое.
Вот основные характерные особенности развития ребенка в 1 год и 5 месяцев. Не забывайте, что каждый ребенок – это индивидуальность. Его развитие может немного отличаться от установленных канонов.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша
Внимание:
В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон
Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет
Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.
Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.
Развитие речи
Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:
- описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
- называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
- описывайте, что видите на рисунке;
- можно начать учить стишки, одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).
Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:
- начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
- изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся зубки и желание все попробовать на вкус;
- рисуйте. Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.
Общение. Тут тоже есть свои приемы:
- начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
- учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).
Крупная моторика. Надо делать так:
- закрепляйте навыки ходьбы, учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
- ходите по ступенькам за ручку, залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
- собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!
Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:
играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.. Ребенок в год и два месяца очень любознателен
Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо
Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.
Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам
- 1 год 1 месяц
- 1 год 2 месяца
- 1 год 3 месяца
- 1 год 4 месяца
- 1 год 5 месяцев
- 1 год 6 месяцев
- 1 год 7 месяцев
- 1 год 8 месяцев
- 1 год 9 месяцев
- 1 год 10 месяцев
- 1 год 11 месяцев
- 2 года
Полезные советы и ответы на вопросы
Х=N–4
- N — возраст ребенка в месяцах.
- Х — число молочных зубов.
Чем кормить ребенка в 1,9 месяцев
10 самых питательных продуктов:
- Авокадо
- Фасоль
- Сыр
- Яйца
- Рыба (лосось, тунец, треска)
- Ореховое масло
- Макароны с отрубями
- Коричневый рис
- Тофу (соевый творог)
- Индейка
Примерное меню малыша в 1,9 месяцев
- Завтрак (10.00): молочная каша (манная, рисовая, геркулесовая, пшенная) с маслом или омлет с овощами; хлеб (черный, белый) с маслом и сыром; чай с молоком; яблоко.
- Обед (14.00):суп на основе мясного или куриного бульона (с вермишелью, щи, борщ, с фрикадельками) со сметаной; картофельное пюре или овощное рагу и котлета (сосиска, отварная рыба, курица, тефтели) с подливкой; фруктовый сок; хлеб.
- Полдник (17.00): ряженка (кефир, снежок, бифидок, питьевой йогурт); булочка (печенье, пирог, гренки), груша (банан, апельсин).
- Ужин (20.00): творожная запеканка (сырники, творог) со сметаной; молоко.
Как играть с ребенком
Как развивать ребенка
Вариант развивающей игры:Для чего это нужно?Также полезны в этом возрасте пальчиковые игры и игры для развития мелкой моторики.Полезно знатьСемьяЭтот пальчик — дедушкаЭтот пальчик — бабушкаЭтот пальчик — папочкаЭтот пальчик — мамочкаЭтот пальчик — яВот и вся моя семья.Познавательные — с загибанием пальчиковКто у нас в лесу живёт?Вот-лисичка, вот, вот…
Вот зайчик, вот, вот…
Вот мишка…Будем пальчики сгибать,
будем цветочки называть:
Это — роза,
это — мак,
это гвоздика…Вот коза — с козлятами,
вот мышка — с мышатами
и т.д.Вариант более сложных игр:Дождик капаетДождик капает,
Дождик капает.
Кап-кап-кап.
Кап-кап-кап.ЁлочкаПраздник приближается,
ёлка наряжается:
Шарики висят Звёздочки горят,
А хлопушка — бомКонфетти кругом!Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.У жирафов пятна…У жирафа пятна, пятнышки везде.На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках.У слонов есть складки, складочки везде.На лбу, на носу, на ушах и т.д.У котяток шёрстка, шёрсточка везде.На лбу, ушах, на шее, на локтях,На носах, на животах, на коленях и носках.А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.На лбу, на носу, на ушах и т.д.ЧасыМышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,Мышь скатилась кувырком.Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»Мышь скатилась кувырком.
календарем профилактических прививок
Правильный уход за ребёнком и питание: что нужно знать
Основные правила ухода остаются прежними. В этом возрасте утро малыша начинается с любящей мамы и завтрака. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят по требованию. Дети, получающие смесь, питаются примерно 7 раз в сутки, размер порции рассчитывается. Мама может заметить, что объём грудного молока снизился, и у неё начался лактационный криз. Не стоит сразу хвататься за бутылочку и давать её кричащему ребёнку, так как криз длится недолго. А малыши, которых начинают докармливать из бутылочки, могут отказаться от груди совсем. Ведь получить питание с помощью соски намного проще, чем добывать его из груди. Ещё один минус докорма: ребёнка прикладывают ненадолго, потом он получает смесь, а у женщины вырабатывается столько молока, сколько сосёт ребёнок. То есть когда ребёнок будет стараться высасывать даже капельки, поступит сигнал, что молока не хватает, и организм женщины начнёт вырабатывать его в большем количестве. Если мама намерена сохранить грудное вскармливание, нужно набраться терпения, и применять некоторые правила в этот период:
- рацион должен быть сбалансированным;
- есть необходимо не менее 5 раз в день;
- пить побольше жидкости;
- спать 7–9 часов в сутки;
- не волноваться;
- обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.
Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу
После завтрака начинаются гигиенические процедуры: смена подгузника, подмывание, умывание, протирание. Не следует подмывать ребёнка часто и с усердием, это может привести к неблагоприятным последствиям. Детское мыло или средство для мытья употреблять нужно не более 1 раза в день при сильном загрязнении. Подмывать необходимо под проточной водой. Девочку мыть спереди назад, не затрагивая малые половые губы (при загрязнении можно протирать их стерильным маслом); мальчика в любом направлении, не отодвигая крайнюю плоть. Подгузник желательно сразу не одевать, а оставить малыша проветриться на 15–20 минут или более. Для профилактики опрелостей можно промазывать кожу и складочки специальным кремом. Все средства должны соответствовать возрасту грудничка.
Пока ребёнок принимает воздушную ванну, его можно умыть:
- личико умывают чистой водой;
- глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
-
носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных жгутиков;
- ушки чистят при необходимости тем же способом, как и носик;
- складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные, сжатые кулачки) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы, затем промокают.
В этом возрасте ещё сложно организовать удобный режим дня, но какие-то основные моменты соблюдать можно, что облегчит родительские заботы в будущем и благотворно скажется на ребёнке. Дети-искусственники едят в определённое время, дневной сон лучше совместить с прогулкой, а укладываться спать на ночь необходимо в одно и то же время. Длительность прогулки зависит от настроения родителя и погоды. Дышать свежим воздухом детям рекомендуется не менее 3 часов в день. В холодное время года на прогулку грудничка одевают так же как и себя, добавив ещё один слой (ползунок или кофточку).
Перед последним кормлением малыша обычно купают. Средства для купания ребёнка используют не чаще 1 раза в неделю. Температура воды около 36 градусов. При опрелостях в ванночку можно добавить отвар календулы, череды или ромашки.
Что должен уметь годовалый малыш?
Многие родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался правильно. Полезно знать, что должен уметь ребенок в годик. Но нужно учитывать, что все дети разные. Поэтому к концу 11 месяцев они могут прийти с отличительными показателями.
На то, что может делать годовалый ребенок, влияют такие факторы:
- психоэмоциональное состояние;
- наличие врожденных или приобретенных патологий психики, опорно-двигательной, сердечной системы;
- индивидуальные особенности организма;
- отношения родителей, атмосфера в семье;
- генетическая предрасположенность к раннему или позднему развитию;
- особенности питания;
- наличие условий для развития;
- как часто и правильно ли занимаются родители с малышом.
Все умения можно поделить на три категории:
- физические показатели;
- психоэмоциональные;
- психомоторные навыки.
Физические показатели
В год кроха имеет немало двигательных навыков. Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, ВОЗ отмечает, что к 12 месяцам малыш должен прийти с определенными физическими показателями.
В год ребенок должен уметь:
- стоять, держась за руку взрослого;
- сидеть;
- ползать;
- ходить вдоль опоры;
- забираться на диваны, стулья, прочие предметы мебели;
- шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
- нажимать на игрушки, которые издают звук;
- спускаться с кровати, дивана;
- катать коляску;
- приседать;
- вставать на ноги из любого положения.
Иногда дети пропускают стадию ползанья. К таким малышам относятся те, которые рано встали на ножки и выбрали для себя взрослый способ передвижения (ходьбу). Они очень подвижны, активны, быстро развиваются в физическом плане. К году они могут уже ходить без помощи родителей.
Психоэмоциональные навыки
Нервная система годовалых детей становится более крепкой. К 12 месяцам у малышей наблюдаются различные психоэмоциональные навыки.
Для ребенка в 1 год свойственны такие способности:
- проявление чувств к родителям, игрушкам;
- боязнь незнакомых людей;
- реагирование на появление новой игрушки;
- выражение радости при виде тети, бабушки, дедушки, других знакомых людей;
- указывание на предметы, которые перечисляет взрослый;
- возмущение на запреты, строгий тон родителей;
- узнавание членов семьи на фотографии;
- подражание действиям взрослых людей;
- обнимание, целование родителей;
- проявление интереса к книжкам (перелистывание страниц, разглядывание рисунков);
- рассматривание своего отражения в зеркале;
- подражание звукам, издаваемым транспортом, животными;
- реагирование на свое имя;
- копирование интонации взрослых.
К 12 месяцам дети обычно произносят около 10 слов, пытаются общаться с другими малышами. В этом возрасте уже хорошо проявляются личностные качества: уравновешенность, спокойствие, усидчивость, активность.
Дети в год умеют выполнять несложные просьбы: например, «покажи кошку», «дай игрушку», «где глазки». Они танцуют и подпевают, когда слышат музыку, которая им нравится.
Малыши в 12 месяцев умеют хлопать в ладоши, хорошо понимают слова «нельзя», «нет»
Они способны на несколько минут сконцентрировать внимание на мультфильме, книжке
Приведенные навыки и умения специалисты относят к обязательным. Заботливые родители могут ускорить психоэмоциональное развитие своего малыша.
Психомоторные навыки
Годовалые дети продолжают активно познавать мир. Им интересно, что находится в шкафу, как устроена игрушка. Они приобретают ряд психомоторных навыков.
Дети в 12 месяцев должны уметь:
- собирать и разбирать пирамидку из 2-3 колец;
- снимать с кастрюль и коробок крышки;
- составлять башню из двух кубиков;
- проталкивать небольшие предметы в отверстия;
- класть в коробку какой-то предмет;
- пить из чашки;
- есть с ложки;
- закрывать коробку крышкой;
- держать взрослого за руку;
- причесывать куклу;
- перекладывать игрушку из одной руки в другую;
- возить машинку;
- стучать палкой по предметам;
- бросать и ловить мяч;
- открывать и закрывать двери шкафов, выдвигать и задвигать ящики;
- брать большим и указательным пальцами маленькие предметы.
Многие годовалые малыши играют со своей одеждой, ботинками. Маленькие предметы позволяют развивать мелкую моторику, а большие – крупную.
Развитие двигательных навыков
Для полноценного изучения окружающих предметов необходимо предоставить ребенку полную свободу ориентации в пространстве, не следует его останавливать. В период активного движения следует убрать из вида острые и режущие предметы в доме. В процессе купания позвольте карапузу поиграться с пластиковой посудой, наливать и выливать воду.
На двенадцатом месяце жизни почти все дети умеют навыки хождения, но не всегда удерживают равновесие. Чтоб ребенок быстрее окреп и твердо стоял на земле, необходимо предоставить ему возможность пробовать передвигаться, отталкиваясь о предметы интерьера. Для равновесия следует каждый день выстраивать препятствия в виде кубиков, через которые он должен перешагнуть, опираясь на мамину руку.
Физическое развитие ребенка в 2 года 9 месяцев
Рост мальчиков в 2 года и 9 месяцев составляет от альчики: 86,5 до 102 см, а девочек — от 85,5 до 101 см.
Вес мальчиков от 11,5 до 17 кг, а вес девочек от 11,8 до 16,9 кг.
В 2 года 9 месяцев у ребенка четче выражена мускулатура, развились мелкие мышцы кистей и пальцев, за счет чего совершенствуется точность движений, мимика стала богаче и выразительней.
Ребенок начинает применять предметы по их прямому назначению: ложкой есть кашу, совком копать песок, а карандашом рисовать. Умеет подниматься на цыпочки, подпрыгивать на двух ногах, перешагивать через небольшое препятствие на полу.
Происходят качественные изменения в организме малыша. Совершенствуется работа всех органов и систем, что делает ребенка гораздо выносливей. Прежде всего, вырастает работоспособность нервной системы. Ребенок уже способен бодрствовать без утомления 6-7 часов.
К 2 годам 9 месяцам практически сформирован набор молочных зубов для откусывания и разжевывания пищи. К трем годам должны прорезаться все 20 молочных зубов. За ними необходимо тщательно ухаживать. У молочных зубов очень тонкая эмаль, которую легко повредить, что приводит к кариесу и разрушению зубов. Без лечения зубки малыша могут стать очагом хронической инфекции. Поэтому с приближением трехлетия стоит наведаться к стоматологу, даже если ребенок не жаловался на зубную боль.
Работа многих органов и систем организма перестраивается на новый, более взрослый уровень.
Малыш уже даже ездит на трехколесном велосипеде.
Как распознать, что начался кризис 3 лет у малыша?
Кризис 3-летки считается одним из самых ранних и важных в процессе становления личности детей. У всех детей он начинается и проявляется по-разному. Изменения поведения могут начаться еще в возрасте 1,5 года и затянуться до 3-3,5 лет. При этом распознать начало кризиса можно по таким характерным признакам:
- Негативизм. Такую детскую реакцию следует отличать от непослушания. Если ребенок отказывается выполнять просьбу взрослого, потому что хочет совершенно другого, то это обычное детское непослушание. Негативизм проявляется как отрицание и неповиновение даже в случае, когда просьба мамы или папы совпадает с его собственными желаниями (например, кроха отказывается кушать свои любимые блюда). При этом негативизм может проявляться по отношению к конкретному взрослому (маме, бабушке, папе).
-
Упрямство. Его не стоит путать с настойчивостью. Упрямство характеризуется стоянием на своем, поскольку ранее уже прозвучал отказ, даже если ситуация изменилась. Например, малыш не идет кушать, поскольку сказал, что не голоден, но на самом деле уже проголодался.
- Бунтарство. Строптивое поведение имеет много общего с негативизмом, но направлено оно не на конкретный субъект, а на жизненный уклад семьи. Чаще всего такое поведение проявляется тогда, когда между членами семьи существует разлад (папа запрещает, мама позволяет и тому подобное).
- Деспотизм проявляется в желании подчинить взрослых своей воле.
- Самостоятельность и своеволие. Малыш постоянно говорит фразу «я сам». Это не плохо, но может переходить рамки – например, когда кроха пытается поднять тяжелые предметы или отрезать что-то ножом.
- Противоречивость.
На заметку!Проявление противоречивости – ответ «нет» на любое предложение (хочешь кушать? – нет, пойдем на улицу? – нет). - Смена интересов и обесценивание. Если недавно кроха любил определенные игрушки и вещи, то к 3 годам его интересы резко меняются. Он может ломать любимые игрушки, пачкать одежду, падать на пол, отказаться от общения с любимым братиком или друзьями.
- Появление истерик и ярости. Если малыш не получает желаемое, он пытается любым способом добиться своего. При этом он часто начинает плакать, кричать, драться и проявлять агрессию, особенно в общественных местах.
Степень выраженности данной симптоматики и продолжительность кризиса зависит от следующих факторов:
- темперамент ребенка (холерики более импульсивные, поэтому симптомы проявляются ярче и интенсивнее);
- стиль воспитания (авторитарность и частые запреты способствуют обострению детского негативизма);
- степень близости матери и крохи (чем ближе эмоционально мама и ребенок, тем легче он переживает возрастные переломы).
Не стоит бояться возрастных кризисов. Каждый переломный момент – это ступенька к новому уровню развития, новым знаниям и умениям.
Физиологические особенности детей в таком возрасте
В 1 год и 7 месяцев малыш по-прежнему продолжает достаточно долго спать. Согласно статистике, в среднем дети этого возраста могут спать по 13 часов в сутки. Но это цифра очень приблизительна.
Некоторые малыши просто не могут обойтись без послеобеденного сна, а других просто не уложишь. У некоторых крох очень много энергетики и они могут бегать целыми днями, а для других такое возможно только после полноценного дневного сна.
Поэтому, если ваше дите категорически отказывается спать днем, то вам нужно просто создать ему более спокойную атмосферу в этот период времени. Постарайтесь лечь рядом и почитать совместно интересную книгу или просто рассматривать картинки. Уберите все раздражающие факторы:
- зашторьте шторы, чтобы убрать яркий свет;
- отключите мобильные телефоны;
- выключите телевизоры, радиоприемники.
В такой атмосфере даже самый активный ребенок очень скоро заснет. Чтение – это важный элемент не только для успокоения малыша. В этот период у крохи происходит развитие навыков говорить, и именно чтение детской литература помогает ему познавать новые слова.
Кроме того, у малыша укрепляется любовь к литературе и художественным произведениям. Поэтому уделяйте этому занятию как можно больше времени и по вечерам, и после обеда.
Если говорить о других физических навыках, то малыш в этом возрасте проявляет интерес к хождению по лестнице. Правда, делать он это может только держась за руку взрослого. А вот развитие навыка ползать происходит достаточно активно, и таким способом он может преодолеть довольно длинное расстояние.
Когда вы пришли с малышом в гости и оставили его на минутку без присмотра, он быстро найдет себе занятие
Дело в том, что в этот период ребенок очень подробно исследует окружающий мир, и новая вещь, которую он не видел дома, может надолго занять его внимание