Стиль общения педагога с родителями

Классификация педагогов по предпочитаемым стилям общения

В зависимости от того, какой стиль общения избирает для себя педагог, можно выделить три основных типа поведения: проактивный, реактивный и сверхактивный.

Проактивные педагоги с удовольствием инициируют и организуют процесс коммуникации, делают взаимодействие с учениками личностным, индивидуальным. Они четко осознают свои желания и понимают, как именно нужно изменить поведение, чтобы достичь нужной цели.

Реактивных педагогов отличает внутренняя слабость и излишняя гибкость наставлений. Их цели размыты, а поведение в основном приспособительное.

Сверхактивные педагоги склонны оценивать своих воспитанников гипертрофированно, а выстраиваемые ими модели поведения нереалистичны. Например, часто они склонны считать всех пассивных детей ленивыми, а всех активных – хулиганами.

Структура педагогического общения

Как уже было сказано выше, педагогическое общение имеет развитую структуру, состоящую из нескольких этапов. На первом этапе, в задачу педагога входит создание модели поведения, которая будет использоваться на протяжении всего общения с воспитанниками

На этом этапе очень важно иметь четкий план взаимодействий, который должен содержать в себе методы, использующиеся для воздействия на детей. В этом вопросе первостепенная важность отводится целевой установке

В задачу преподавателя входит выбор инструментов, которые привлекут детей к взаимодействию и станут залогом творческой атмосферы в коллективе. Эти же методы позволяют раскрыть индивидуальные грани характера каждого из учеников.

К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям

Далее идет этап коммуникативной атаки. Этот процесс подразумевает инициативу учителя в создании коммуникативной связи с воспитанниками. Существует несколько техник налаживания взаимодействия, подразумевающих использование различных приемов динамического воздействия:

  1. Заражение – метод, направленный на вызов подсознательного отклика у детей. Применение невербальных методов воздействия позволяет понять переживания детей и выявить наиболее критичные уязвимости в их сознании.
  2. Внушение – использование методов воздействия с целью заражения мотивацией.
  3. Убеждение – метод изменения мировоззрения и модели поведения, при помощи аргументированного и мотивированного влияния.
  4. Подражание – анализ поведенческой модели и сознательная форма идентификации себя с этой моделью.

В задачу педагога входит создание двусторонней связи, благодаря которой он может получить информацию о суждениях, мечтах и желаниях учеников. Эта связь помогает передать детям жизненный оптимизм, увеличить самооценку и создать правильные мотивы, направленные на освоение различных знаний и навыков.

https://youtube.com/watch?v=MOJ1ZTu2qcs

Связь стиля общения с производительностью воспитания

Стиль общения обусловливает эффективность воспитательного влияния. В зависимости от нужного результата стили общения делят на:

  • общение на фоне совместного творчества;
  • общение на основе товарищества и привязанности;
  • общение со стратегией дистанцирования;
  • общение, включающее в себя элементы запугивания;
  • общение, включающее в себя элементы заигрывания.

Высокая эффективность общения достигается только тогда, когда педагог искренне уважает личность ученика и интересы коллектива, понимает их интересы и потребности, умеет правильно оценивать ситуацию и делать выбор между разными стилями общения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Виды педагогических стилей общения

Как мы уже говорили, в основе стиля общения лежит отношение педагога к детям. Оно обусловливает возможности организаторской деятельности. Все виды общения можно разделить на три основных типа: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль общения выбирают те педагоги, которые предпочитают самостоятельно решать все жизненно важные вопросы, связанные с функционированием детского коллектива, задавать четкие цели, исходя из своего опыта, организовывать контроль над своевременным выполнением задач и давать всем результатам свою субъективную оценку. В итоге стиль общения становится властным, в поведении педагога проявляется диктаторство и опека. Ученики ощущают давление и начинают противодействовать ему, в силу чего в таких коллективах всегда существует явный или скрытый протест.

Либеральный (анархический) стиль общения предпочитают те педагоги, которые избегают ответственности. Как правило, они выполняют свои обязанности чисто формально, пытаясь самоустраниться от какого-либо руководства. Сама роль воспитателя для такого педагога нежеланна, он ограничивается только преподавательскими обязанностями. Посредством такого стиля реализуется тактика невмешательства, в основе которой лежит равнодушие, незаинтересованность в учениках и проблемах коллектива. В результате такой позиции учитель, неспособный положительно повлиять на своих воспитанников, теряет авторитет и контроль над ними, и дисциплина стремительно падает.

Третий стиль имеет в своей основе опору на инициативу детского коллектива. Педагоги, избирающие демократический стиль общения, ориентированы на то, чтобы развить в своих учениках активность и самостоятельность, привлечь каждого из них к решению задач. Такая организация общения учеников с педагогом является наиболее благоприятной и продуктивной.

Основы формирования стиля педагогического общения

Стиль общения педагога обусловлен его отношением к учащимся.Также его в значительной мере определяют личные качества и коммуникативная ситуация, в которой происходит взаимодействие. Наиболее важным личным качеством при этом является способность к организации. Можно выделить следующие виды отношения педагога к ученикам:

  • устойчивое отрицательное;
  • пассивное положительное;
  • ситуативно-негативное;
  • активное положительное.

Первый тип проявляется в грубости, активном употреблении унизительных выражений, оскорблений, серьезных нарушениях правил профессиональной этики учителя. Второй отличается повышенной требовательностью со стороны педагога и его стремлением к построению исключительно формальных, деловых отношений. Он вреден для учащихся, поскольку официальный тон и низкая эмоциональность взаимодействия негативно сказываются на творческом развитии детей.

При третьем типе отношения стиль сильно зависит от настроения и состояния учителя и может в связи с этим довольно сильно варьироваться. Такие колебания вызывают у учеников замкнутость, недоверчивость.

Наиболее благоприятно активное положительное отношение, которое заключается в деловой реакции на активность обучающихся, стремлении к реализации их потребностей в неформальном общении. В таком случае педагог настроен на помощь, а потребность в создании симбиоза с заинтересованностью в учениках создает атмосферу взаимного доверия, коммуникабельности и эффективного сотрудничества.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Предназначение педагогического общения

Педагогическое общение, следует рассматривать как одну из форм коммуникативных связей, подразумевающее общие интересы, мысли и чувства. Создание дружественной атмосферы между учителем и учениками позволяет добиться максимальных результатов в вопросе обучения и развития различных навыков. Данный процесс имеет множество различных граней, каждая из которых содержит в себе контекст взаимодействия.

Существует несколько функций педагогического общения, каждая из которых имеет важное значение в формировании личности учащегося. Специалистами выделяются следующие функции самоактуализации :

  • эмотивная
  • познавательная
  • регулятивная
  • фасилитативная.

Правильно построенная коммуникативная связь, вызывает у каждого учащегося интерес к освоению новых знаний и навыков, а также способствует дальнейшему развитию личности. Одним из важных аспектов подобной связи, является уважение педагога к личности учащегося.

Понимание особенностей личности, позволяет создать правильную атмосферу, наполненную доброжелательностью. Именно эта атмосфера позволяет зародить в учащемся жажду к постоянному развитию. Правильное восприятие личности учащегося, является одной из важнейших функций в педагогическом общении.

Информационная составляющая этого процесса также имеет немаловажную роль в становлении детской личности. Эта функция способствует развитию процесса познания и подразумевает полное взаимопонимание между учениками и учителем. Данная функция направлена на создание положительной мотивации, что заставляет учеников достигать различных целей. Помощь в преодолении психологических барьеров, препятствующих самовоспитанию и становлению частью социума, является одной из значимых составляющих информационной функции.

Информационная функция содержит в себе три компонента: коллективные, групповые и индивидуальные взаимоотношения. Индивидуальные взаимоотношения формирую связь, благодаря которой педагог получает возможность воздействовать на сознание ребенка, корректируя и изменяя его поведенческую модель.

Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия

Предназначение основных функций педагогического общения:

  1. Контактная функция – используется для создания коммуникативной связи, использующейся для приема и передачи навыков и знаний.
  2. Побудительная функция – является своеобразной мотивацией учащихся, направленной на достижение определенных результатов и совершение различных действий.
  3. Эмотивная функция – используется для того, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции в ребенке, которые в дальнейшем корректируются или изменяются при помощи специальных методов психологического воздействия.

Важную роль во взаимоотношениях между преподавателем и учениками имеют этнические ценности

Забота, внимание, верность себе, доверие и откровенность позволяют добиться продуктивного общения, результатом которого станет высокая мотивация учеников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: