Разница между полами
К концу одиннадцатого месяца видна сильная разница между мальчиками и девочками. Она проявляется, как в физическом развитии, так и в поведении привычках детей. Очень заметными становятся изменения, когда ребенок выбирает себе игрушки и игры. Малышкам больше нравятся мягкие игрушки, куклы, коляски. Они кормят кукол, качают их, очень любят девочки цеплять на себя яркие бусы, браслеты, просят, чтобы мама накрасила им тоже губы.
Для мальчиков актуальными становятся подвижные шумные игры. Они предпочитают машинки, мячики. В их играх не наблюдается характерного сюжета, они более подражают, действуют, шумят. Заметными становятся отличия и при контакте с другими детьми такого же возраста, для мальчиков предпочтительнее играть со своими ровесниками, они могут подходить к ним, трогать, иногда даже подраться. А девочки больше любят играть со старшими детьми, нередко девочке труднее завести общение с другим ребенком. Но все эти проявления являются условными и общепринятыми. Каждый ребенок индивидуален, и его развитие зависит только от индивидуальных особенностей.
Что должен уметь делать кроха?
Ваш малыш очень быстро развивается. Он каждый день радует вас новыми умениями. Может даже удивить тем, чему вы его не учили. Повторяет многое за родителями или старшими братьями и сёстрами.
В 11 месяцев ребёнок:
- Продолжает активно ползать.
- Уверенно садится и быстро встаёт с опорой. Ходит, оперевшись на игрушку-каталку или за одну (две) руки.
- Некоторые дети могут стоять самостоятельно без опоры и делать первые шаги.
- Понимает первые обобщения в речи, например, найти ВСЕ кубики, дать ЛЮБУЮ куклу и т. д.
- В речи появляются первые лепетные слова, например, «дай», «на», «ав», «мама», «папа» и т. д.
- У ребёнка обширный пассивный словарный запас.
- Проявляет самостоятельность, например, старается сам снять или надеть носки, пьёт сам из бутылочки или чашки, ест ложкой.
- Понимает слова «нет» и «нельзя». Конечно, не всегда следует указаниям родителей.
- Умеет здороваться и прощаться (машет рукой).
- Умеет отвечать «да» или «нет» на вопросы взрослых (кивком или качанием головы).
- Проявляет свои эмоции не только плачем.
- Возрастает координация движений. Малыш крепко держит игрушки, может взять мелкий предмет, зажав его большим и указательным пальцами.
- Овладевает новыми навыками и может повторить их по просьбе взрослых, например, одевает и снимает кольца с большими отверстиями, складывает кубики в коробку.
- Появляется указательный жест (в норме его появление до 1 год и 3 месяца).
- Появляются проявления сообразительности. Например, может догадаться одним предметом столкнуть со стола другой.
- Могут появиться признаки первого кризиса сепарации (кризиса одного года). Ребёнок понял, что может плачем или криком манипулировать взрослыми. Если присмотреться к крохе, то заметите полное отсутствие слёз и внимательный изучающий реакцию окружающих взгляд.
Важно помнить, что все дети развиваются в собственном темпе. Не стоит торопить малыша ходить, или сокрушаться, что он все ещё не собирает пирамидку
Наслаждайтесь своим ребёнком и его улыбкой! Но, если вы очень волнуетесь, обратитесь к педиатру. Он обязательно осмотрит кроху, если необходимо, направит вас к другим специалистам. Будьте внимательны к своему малышу.
Поздравление с 1 месяцем девочке, мальчику, родителям — стихи, проза, смс
PozdravOK.ru Две единицы стали в Нашим отношеньям месяц ровно.Сколько маленьких открытий, моментов, крепкого сна, Вы ему дарите болезни, беды, Ты — клад!Скоро бегать по Тебе желаем развиваться,Первый месяц маленькому счастью. Сегодня первый юбилей ряд,
Кто-то скажет, можетВстреч, свиданий и улыбок и нежности.И любовь, иИ чтоб родителямС первым месяцем дорожкамПоменьше плакать иПоздравляем, счастья неНаш ангелочек отмечает.
Но это не быть: «Всего лишь!» улыбок… Тебя невероятно сильно ласку. вовек беды не рожденья! Уж придет тебе кричать, тая, Теперь на месяц отметки,
И добавит: «ЭтоИ таких смешных любят и всяческиВам ребенок жизнь знать,Розовые щёчки, бантиком пора.Зато почаще улыбатьсяИ желаем чаще он взрослей.Тебе одиннадцать уже, не серьёзно».
ошибок. оберегают. Счастья тебе, пустьПускай растет, и губки,А пока на И маму «мамой» улыбаться. Пусть поскорее подрастает. Ты мальчик умный,Только ты, конечно, Как с тобою развития, познания, открытий,
Превращает в сказку. будут лишь победы,Прекрасная девчушка, милая четвереньки называть. Пусть будет здоровойПускай животик не крепкий, с ним поспоришь. повстречались, крепкого здоровья иМесяц, два и три, Пока до года голубка,Аккуратненько встаешь. Ну и, конечно, вся семья. болит, Пусть день рожденияТы ведь знаешь
Так быстрее дни огромного позитива на четыре… будем месяцы считать.Ангелы золотые летаютБереги свои коленки, кушать много,С днем рожденияПусть молочка ему тебе
то, как мы помчались. всю жизнь! Вот и пятьПока сопит в над нею,Очень скоро ты Чтоб через месяцок-другой поздравляем крошку. хватает,Подарит лишь удачу, с тобоюВместе быть так PozdravOK.ru уже в эфире! кроватке наша крошка,Желаем счастья вам, пойдешь!Уж смело топать Игр веселых, песенПусть ночью сладко, Вперед всегда толькоМного в жизни
интересно,У нас с тобой Вам, родители, привет Весь дом притих, родители, с малышкой Десять месяцев уже в по дороге, заводных! крепко спит, стремись, друг для друга Вместе быть с сегодня месяц,
— лишь только тишина, своею. доме беспорядок, Держась за мамочкуПодрастай же, кроха, Пускай во снеРешай ты все значим. тобой чудесно.А это тоже Пожеланий наш букет!Ей месяц от 1 месяц жизниВсюду памперсы и
рукой!>
«Котёнок говорит: «Мяу!» или как развивать ребёнка
Во всём мире не найдётся такой мамы, которая не хотела бы, что б её ребёнок был самым лучшим. Поэтому чуть ли не с первого дня жизни, молодые мамы начинают развивать кроху всеми доступными способами. Они тщательно штудируют интернет, закупают массу полезных игрушек и занимаются с ребёнком. Не стоит переусердствовать. Одиннадцатимесячные малыши лучше всего усваивают новые знания через игру.
Игры с пуговицами
Ничего нет лучше для развития мелкой моторики, чем самые обыкновенные пуговицы. Ваш ребёнок с удовольствием играет с пуговками на вашей кофте? Тогда сшейте ему развивающую подушечку, или простой платок. Одна мамочка рассказывала, что на старую домашнюю кофту нашила половички, и когда носила дома малыша на руках, он играл с ними. Пуговицы должны быть разного размера, цвета, фактуры и разного количества. Таким образом, вы сможете долго учить малыша чему-то новому: формам, цветам, цифрам.
Подушка с пуговицами
Платок с пуговицами
Шнуровки
Очень нравятся деткам шнуровальные игрушки. Можно как приобрести специальные, уже готовые, а можно сделать их самостоятельно. Но, не забывайте, что ваш малыш не сможет продеть шнурок в узкую дырочку. Поэтому выбирайте, или делайте сами шнуровки с большими отверстиями.
Яблоко шнуровка
Самодельная шнуровка
Ролевые игры
Именно в 11 месяцев ваш малыш может начать играть в ролевые игры. Предложите ему покормить куклу или себя. Покатать зайца на ходилке-толкалке или в колясочке, укачать и уложить спать мишку. Даже если вы мама мальчика, эти игры очень важны. Ведь вы развиваете и приучаете малыша к социально важным вещам. Когда-то ваш взрослый сын будет качать свою дочку так же, как сейчас, маленького котёнка, подражая вам.
Социализация
Ребёнок в 11 месяцев уже довольно взрослый. Вполне может контактировать с другими детьми. Правда, речь не идёт о совместной игре. Выходите на детскую площадку, пусть малыш понаблюдает за сверстниками и старшими детками. Помните, что чужой пример всегда может подстегнуть вашего кроху развиваться.
Сейчас всё большую популярность набирают детские клубы раннего развития. Некоторые из них проводят занятия для деток начиная с 8–9 месяцев. Главная цель подобных занятий не сколько научить ребёнка чему-то, а показать, что есть и другие детки в мире и с ними можно контактировать. Научить малыша реагировать на чужой плач, что делать, если забирают твою игрушку и т. д. Обычно такие занятия длятся не дольше 30–40 минут. Включаю в себя несколько блоков упражнений, направленных на развитие слуха, мелкой моторики, координации движений, памяти и т. д.
Учим предметы и животных
Умение ребёнка показывать предметы, которые просит мама, или подражать животным — это предмет особой гордости мамочек во дворе. Можно использовать карточки Домана, или просто распечатать, понравившиеся изображения. А можно пошить развивающий домик: окошки разных цветов и форм, лестница, разноцветные двери, разные пуговки и самодельные фигурки предметов и животных. Такой домик долго будет интересовать вашего малыша, ведь фигурки можно менять. Для изучения животных и звуков, которые они издают, отлично подходят различные фермы. Играя с ними, малыш запоминает как выглядит животное и какие звуки он произносит.
Карточки Домана
Развивающий домик
Играем на кухне
Пока мама готовит обед или ужин, ребёнка надо чем-то занять. Попробуйте привлечь его к готовке. Например, 11-месячный ребёнок вполне способен порвать листья салата или переложить в миску нарезанные огурцы. Конечно, все занятия на кухне должны быть под контролем мамы! Пока варите макароны, дайте ребёнку несколько штук для игры (сухих, разумеется). Очень хорошо развивают мелкую моторику игры с фасолью, горохом, крупами. Можно поиграть в кладоискателей! Для этого в большую прозрачную ёмкость насыпьте манку, спрячьте там мелкие игрушки, колечки и камушки. Предложите малышу поискать их.
Развиваем мелкую моторику
Лейся песня!
Согласитесь, что развитие слуха, в том числе и музыкального очень важно для деток. Приобретите для малыша самые простые музыкальные инструменты: маракасы, ксилофон, барабан, детское пианино и т
д. Включайте ребёнку музыку. Например, сейчас выходит масса детских песенных проектов («Кукутики», «Малышарики», «Три медведя» и т. д.). Их песни очень нравятся малышам. Не забывайте и о старых добрых песнях из советских мультфильмах. Скачайте песни «Бременских музыкантов», «Песенку про дружбу» и т. д. Детки в 11 месяцев так забавно танцуют!
Книга — лучший подарок
Интеллектуальные способности
Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:
- собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
- возить за собой предметы на веревочках;
- складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
- различать два или три цвета;
- указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
- пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
- переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
- рассматривать изображения;
- обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
- рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
- заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
- продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
- изображать какие-то действия (чтение, сон);
- повторять за взрослыми, своими сверстниками;
- строить башенки из двух или трех элементов;
- использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.
Речевые навыки
Словарный запас может включать 10 – 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.
Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.
Особенности гигиены и ухода
В 1 год и 11 месяцев ребенок может частично сам следить за своей гигиеной – мыть руки перед едой или после прогулки. Но все остальное пока еще лежит на плечах родителей.
Чтобы гигиенические навыки закрепились нужно каждый день купать ребенка, помогать ему чистить зубы, причесывать, периодически стричь ногти и чистить ушки. Какие-то процедуры, например, чистка зубов, можно доверить малышу, но родители при этом должны внимательно следить, и помочь ребенку довести начатое до конца, если он не справляется сам.
Ребенка надо регулярно стричь, перед тем как впервые идти с ребенком в парикмахерскую, нужно проиграть с ним эту ситуацию – «постричь» куклу или зайца, так малыш будет чувствовать себя увереннее в незнакомой обстановке.
Особенности психологического развития
Развитие психологических особенностей крохи в 1 год и пять месяцев идет семимильными шагами.
Особенная черта этого возраста – это сделать все самостоятельно.
Теперь кроха не будет звать маму или папу на помощь, как только столкнётся с трудностями. Его психологическое развитие заставляет самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Если же решить самому не удается, только тогда он может взрослого попросить о помощи.
В этот период родители не должны препятствовать и помогать малышу найти решение проблемы без его на то просьбы. Дайте ребенку возможность самому перешагнуть через трудности. Любое вмешательство в этом возрасте может привести к тому, что кроха перестанет делать сам и будет просить о помощи взрослого, что совершенно неправильно.
Дети в этом возрасте не так часто плачут, кричат. Они учатся по-другому говорить о своих эмоциях, используя для этого мимику, жесты.
В этом возрасте ребенок уже может произносить некоторые простые слова. Объясняются и показывают свои желания дети с помощью мимики и жестов.
В 1 год и 5 месяцев малыш уже хорошо знает, где его одежда, он умеет умываться, пытается самостоятельно одеться. Кроха может выполнять минимальные просьбы окружающих его людей (принести знакомые ему предметы, похлопать в ладоши, потопать и т. д.).
Особое внимание малышей этого возраста привлекают яркие предметы. Характерными особенностями психологических навыков у крох в этом периоде будут такие:. Интерес к книгам с яркими рисунками
Сказки для детей этого возраста должны состоять из коротких и понятных предложений. У ребенка уже есть любимые книги, герои и он может легко показывать их на картинках и жестами объяснять, что они делают.
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
Интерес к книгам с яркими рисунками. Сказки для детей этого возраста должны состоять из коротких и понятных предложений. У ребенка уже есть любимые книги, герои и он может легко показывать их на картинках и жестами объяснять, что они делают.
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_160551975134918592′,params:{pp:’bgdl’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);
- В 1 год и 5 месяцев для малыша должны быть понятны тон и эмоции взрослых близких ему людей.
- Дети более эмоционально спокойны. Они не так часто плачут и капризничают.
- Со сверстниками они не умеют полноценно общаться, делиться, что часто приводит к дракам. Поэтому лучшими собеседниками в этом возрасте для малыша будут дети постарше, которые не будут составлять конкуренцию за игрушку, или взрослые.
- Для малышей в этом возрасте наиболее интересными остаются игрушки, которые можно катать (коляски, машинки на веревочке), всевозможные пирамидки, за собиранием которых они могут просидеть достаточно много времени.
Родителям малыша в таком возрасте нужно набраться терпения, так как ребенок может подолгу повторять понравившийся ему новый навык. Крохи могут часами просить взрослого повторить действия, и отказывать ему в этом не стоит. Так как именно в этот период постоянный повтор – это один из способов обучиться и усвоить новое.
Вот основные характерные особенности развития ребенка в 1 год и 5 месяцев. Не забывайте, что каждый ребенок – это индивидуальность. Его развитие может немного отличаться от установленных канонов.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Как проходит день
Малыш 11 месяцев взрослеет и с ним становится все интереснее времяпровождение. Организация режима дня помогает маме больше сделать по дому, регулярно проводить занятия с крохой. А малыш приобретает хороший сон и аппетит. Режим дня будет у каждого малыша 11 месяцев индивидуальным, мы предлагаем следующий пример с примерным меню:
- 7:00 — Пробуждение, завтрак, включающий грудное молоко или смесь, если малыш на искусственном вскармливании.
- 7:30 — Процедуры гигиены, гимнастические упражнения и бодрствование.
- 10:30- Второй завтрак, во время которого малыш получает кашу, желток, сливочное масло, фруктовое пюре, сок из фруктов.
- 11:30 — Прогулка.
- 14:30 — Обед состоит из овощного пюре, хлеба, растительного масла, мясного блюда, которое два раза в неделю заменяют рыбой, фруктового сока.
- 15:00 — Бодрствование и развивающие игры.
- 16:00 — Прогулка.
- 18:30 — Ужин, состоящий из кисломолочного напитка, творога, печенья, фруктового пюре.
- 19:00 — Спокойные игры.
- 21:30 — Купание.
- 22:30 — Второй ужин включает грудное молоко или смесь. Подготовка ко сну, укладывание.
Ночью дети на грудном вскармливании могут прикладываться к груди несколько раз, крохи-искусственники, как правило, не просыпаются.
Поздравления мальчику на 11 месяцев
Вроде еще совсем мал, А уже характер свой показал. Сегодня уже 11-ый месяц И ты конкретно прибавил в весе!
***
С днем рождения поздравляем тебя И тех, кто растит любя. Они вкладывают все самое лучшее, Так пускай семья живет в благополучии!
***
Скоро первые шаги, Тебя ожидают, кроха, Летят быстро твои дни, В ручки для нас хлопаешь.
***
Обожаем мы тебя Месяцев одиннадцать, Сделаем все-все, любя, Малышок наш милый.
***
Как родился ты, с тех пор Наш смысл лишь в тебе, О тебе каждый разговор, Ты только в голове.
***
Пусть румяны щечки будут, Пусть задорным будет смех. Пусть в начинаниях, затеях Тебя ждет всегда успех.
***
Пусть не будет огорчений, Если вдруг не сможешь что-то. Ведь месяцев всего 11 Тебя исполнилось сегодня просто.
***
11 месяцев — славная дата. Тебя поздравляем, чудесный малыш! Пусть жизнь добротой, счастьем станет богата, Пока ты в кроватке уютной сопишь!
***
Шел одиннадцатый месяц. Года ты почти достиг! А за хлопотами время Пролетает, словно миг.
***
***
Каждый месяц кроха крепнет, По часам растет дитя. Вот одиннадцатый месяц, Поздравляю я тебя!
***
Будь здоровым и веселым, Пусть в игрушках будет дом. Нас порадуй первым словом, Первым маленьким шажком.
***
Самым в мире будь счастливым, Добрым, славным малышом. Богом будь всегда хранимым, И ум ней ты день за днем.
***
Ты словно солнышко на небе, Как капелька свежей росы! Тебе ведь и годика нету, Но быстро проходят часы.
***
Одиннадцать чудесных месяцев Живешь и радуешь ты всех. Любимцем будь из всех любимцев, И пусть звенит твой нежный смех!
***
Желаю топать потихоньку, Желаю «мама» говорить, Играть, шалить и веселиться, Свою любовь нам всем дарить!
Советы родителям по развитию ребенка
Психологическая близость матери и ребенка во многом зависит от количества времени, проведенного в непосредственной близости друг с другом. Берите как можно чаще своего кроху на руки, обнимайте его, разговаривайте с ним, хвалите его. Ребенок очень в этом нуждается даже тогда, когда он умеет самостоятельно ходить и ползать.
Продолжайте помогать ребенку развивать речь. Ловите его каждое слово, повторяйте с ним звуки и слоги, пытайтесь понять, что хочет сказать ваш кроха. Обязательно используйте различные речевые игры.
Развитие речи малыша напрямую связано с развитием мелкой моторики. Чтобы ребенок мог говорить четко, понятно и вовремя, необходимо ежедневно проводить занятия и игры, которые будут развивать активность пальчиков.
Продолжайте уделять внимание физическому развитию малыша, делайте ему массаж и проводите гимнастические упражнения, соответствующие этому возрасту. Если ребенок вместо ходьбы предпочитает ползать, не стоит заставлять его насильно ставить на ножки
Все придет в свое время.
Постарайтесь продумать заранее, как сделать незабываемым знаменательное событие в семье – день рождения вашего крохи. Один год – это важный этап в жизни малыша и его родителей. Подумайте, как украсить комнату, какой торт приготовить, составьте меню и пригласите маленьких гостей. Для ребенка этот день должен быть интересным, веселым и запоминающимся.
Игры для речевого развития
- Используйте карточки Домана на различную тематику, показывайте их ребенку ежедневно.
- Игра – лучший способ для развития речи и пополнения словарного запаса. Обязательно проговаривайте все свои действия в игре и названия предметов. Хорошо, если ребенок будет пытаться повторять некоторые слова или звуки вместе с вами. Помните, что обучение необходимо начинать с коротких существительных.
- Поиграйте с малышом в игру «А что это?» или «А кто это?». Для этого потребуется небольшая коробка, в которую нужно поместить различные знакомые для крохи бытовые предметы или любимые игрушки. Доставая их поочередно, спрашивать, кто это и проговаривать четко слово – ответ.
- Читайте малышу сказки, вместе просматривайте яркие красочные картинки в книжке, называйте предметы и указывайте на них детским пальчиком.
- Для развития детского челюстного аппарата рекомендуется давать ребенку морковку или хлебный сухарик.
Игры для развития мелкой моторики
- Детям нравится «рисовать» пальчиками по мелкой крупе. Для этого нужно насыпать в неглубокий поднос или тарелку манку или муку и поводить пальчиком ребенка, рисуя солнышко, рыбку, цветочек и т.п. В дальнейшем позволяйте крохе самостоятельно рисовать свои картины.
- Мелкая моторика развивается при рисовании тонкими карандашами, цветными мелками или пастелью, а также при лепке пластилином (или специально приготовленным соленым тестом). Толстые карандаши и фломастеры использовать нежелательно. Из пластилина можно научить ребенка раскатывать колбаску, разрезать ее на небольшие кусочки и формировать из них маленькие шарики.
- При помощи небольших пластмассовых формочек (пасочек для песка) малыш может пересыпать семечки или овсяные хлопья из одной посуды в другую. Это отлично развивает координацию движений и укрепляет мышцы рук. Такую же игру – занятие можно повторять и во время вечернего купания. Дети очень любят переливать воду или наполнять ней емкость.
- Покажите ребенку, как можно нанизывать пластмассовые колечки себе на запястье, а потом снимать их. Можно, чтобы малыш надевал колечки и на руку взрослого.
Основные навыки и умения
В возрасте 11 месяцев ребенок впитывает все, как губка. Если сажать его за стол вместе с родными, у него начнет формироваться правильная культура питания и свойственные конкретной семье пищевые пристрастия. Привычку каждое утро и вечер и умываться, чистить зубы, а также совершать прочие гигиенические мероприятия лучше начинать закладывать уже сейчас.
Моторика рук совершенствуется — это позволяет перебирать мелкие предметы, нанизывать кольца на пирамидку, осваивать сортеры и другие игрушки подходящие по возрасту.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев:
садиться без поддержки. Вставать и стоять, держась за опору;
ходить (держась за руку мамы либо устойчивые предметы интерьера)
Многие дети в указанном возрасте пытаются совершать первые самостоятельные шаги, но если малыш этого не делает, не стоит его торопить.
ребенок должен знать своих близких, уметь отличить их от других людей;
важно, чтобы мальчик или девочка проявляли эмоции, то есть, смеялись, радовались, плакали, выражали заинтересованность и т.д. Многогранность мимики, жестов, произносимых звуков указывает на правильное развитие;
кроха должен отзываться на свое имя, то есть, поворачивать голову и смотреть на того, кто его окликнул;
малыш способен показывать привычные предметы в доме по просьбе близких, а также иметь любимые игрушки;
важно, чтобы в 11 месяцев ребенок совершал попытки, пусть и не слишком успешные, подражать окружающим его взрослым;
говорить хотя бы пару слов
Отлично, если кроха подражает звукам и сопровождает свои действия «озвучкой», например, катая машинку, говорит «бррр» и т.д.;
пытаться есть при помощи ложки самостоятельно. Конечно, этот период сопровождается бесконечными переодеваниями и массой хлопот по отмыванию окружающего пространства, зато чуть позже кроха научится, чем облегчит жизнь и себе, и маме;
кроха в указанном возрасте способен осваивать первые сюжетно-ролевые игры. Если мама покажет, как качать куколку или расчесывать игрушечную собачку, малыш сможет это повторить.
В 11 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок
Если кроха пока не выполняет чего-то, это не значит, что он развивается неправильно. Однако, при сильном отставании от стандартного графика лучше показать ребенка специалисту.
На 12 месяце наступает пора, когда можно знакомить малыша с горшком. Если ребенок реагирует на это плачем и категорическим нежеланием сидеть на подобном аксессуаре, значит, стоит отложить приучение, минимум, на 1 месяц.