Развитие ребенка по месяцам до 1 года

Тест на развитие малыша в полгода

Чтобы проверить, что умеет ребёнок, можно сделать несколько тестов:

Поставьте игрушку на 20-30 см перед малышом. Он должен перевести на неё взгляд.

  • Проверьте реакцию крохи, показав два интересных ему предмета. Бутылочка с едой. Увидев её, ребёнок должен открыть рот или сделать сосательное движение. Это значит, что малыш узнал предмет, с помощью которого его кормят. Желательно это делать перед едой, чтобы ребёнок успел проголодаться. Второй предмет – любимая игрушка ребёнка. Увидев её, он должен оживиться, протянуть руки к ней, возможно залепетать.
  • Из положения лёжа заставьте малыша сесть. Для этого можно воспользоваться тем же приёмом, что и выше – игрушкой или бутылочкой с едой. Но подниматься он должен с вашей помощью.
  • Используя погремушку, позвените ею, перемещаясь по комнате. Ребёнок должен найти источник раздражающего шума.
  • Сядьте перед малышом и начните корчить рожи. Возможно, он не сможет зеркально отразить мимику, но должен хотя бы попытаться. В этом возрасте крохи любят «обезьянничать».

Можно называть малыша по имени и смотреть на реакцию. В данном возрасте она должна проявляться.

Основные параметры физического развития

Двухмесячный ребенок прогрессирует очень стремительно, особенно это заметно по физическим показателям. За один только месяц грудничок способен набрать 800-1200 гр, а в некоторых случаях даже больше. Параметры роста тоже не отстают от веса: в течение месяца малыш может подрасти на 3-5 см. В связи с такими быстрыми темпами набора веса и прибавке в росте, не стоит спешить покупать ребенку сразу много одежды, и тем более размер в размер. Может оказаться, что после 2-3 ношений она уже станет ему мала.

В таблице ниже представлены стандартные нормы роста, веса и окружности головы для ребенка, которому исполнилось 2 месяца (рекомендуем прочитать: вес и рост ребенка по месяцам):

Данные таблицы весьма условны и могут выходить за границы нормы для конкретного мальчика или девочки, однако если вес 2-месячного ребенка остается слишком маленьким по сравнению с нормой, а месячная прибавка незначительна, обязательно обратитесь на консультацию к педиатру и специалисту по грудному вскармливанию.

Интеллектуальные способности

Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:

  • собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
  • возить за собой предметы на веревочках;
  • складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
  • различать два или три цвета;
  • указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
  • пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
  • переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
  • рассматривать изображения;
  • обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
  • рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
  • заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
  • продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
  • изображать какие-то действия (чтение, сон);
  • повторять за взрослыми, своими сверстниками;
  • строить башенки из двух или трех элементов;
  • использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.

Речевые навыки

Словарный запас может включать 10 – 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.

Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.

Советы, как ухаживать за двухмесячным ребёнком

2 месячный ребенок, как и новорожденный, требует специального ухода. Что нужно знать:

  • Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на свежем воздухе;
  • Следует почаще выкладывать ребенка на животик, чтобы он развивал спину и шейные позвонки;
  • Ежедневно проводить ребенку воздушные ванны для профилактики опрелостей и сыпи;
  • Знакомство с разными предметами способствует развитию моторики;
  • Ежедневный массаж.

Развитие 2-х месячного ребенка предусматривает постоянный контакт с родителями. Не стоит оставлять его без присмотра. Уход за малышом также предусматривает ежедневные ванные процедуры, малышу обязательно протираются личико, глазки, носик и ушки.

При принятии ванны стоит учитывать температуру воды. Она должна быть 36-37 градусов. Время купания – не более 5-7 минут. Голову ребенку моют 2-3 раза в неделю.

Так что умеет малыш в 2 месяца, каково его развитие? В первую очередь, дети в данном возрасте учатся взаимодействию с окружающим миром, стараются запоминать звуки, запахи, внимательно следят за тем, что происходит вокруг

Как при этом нужно вести себя родителям? Проявлять внимание, заботу, общаться с чадом, проводить ежедневные упражнения, не забывать играть с грудничком

Навыки и умения

Многих мамочек волнует вопрос, что должен уметь 2-месячный нормально развивающийся ребенок (подробнее в статье: что должен уметь грудной ребенок в 2 месяца?). Ниже приведен перечень умений детишек в таком возрасте:

  • поднимать голову, удерживая ее в таком положении несколько секунд;
  • смотреть по сторонам, изучая предметы и вещи вокруг;
  • фокусировать взгляд на неподвижном предмете;
  • выбрать одну из ярких красочных игрушек;
  • издавать первые звуки, похожие на короткие гласные;
  • определять расстояние, на котором находится игрушка, и пытаться ее достать (пусть сейчас у него и не очень получается, но в скором времени он станет в этом мастером на все руки);
  • лучше координировать движения рук и ног, уменьшая их первоначальную резкость;
  • узнавать маму и родственников, живущих с ним в одном доме;
  • реагировать на голос, поворачиваясь к источнику звука;
  • приподнимать грудь на короткое время, лежа на животе;
  • держать в руках погремушку.

В этом возрасте улыбка уже является не рефлексом, а скорее радостной реакцией на близких людей. Также кроха различает интонации и соответственно реагирует на слова. Возбужденная и громкая речь приводит к оживлению и активности малыша, а тихий спокойный тон успокаивает. Плюс ко всему в плаче у малыша появляются интонации, по которым можно определить его причину.

https://youtube.com/watch?v=1SkvcywvGYk

Что происходит в организме

Итак, в возрасте 2-х месяцев адаптацию детского организма к новым условиям уже можно считать законченной. Теперь начинается трансформация и начало полноценной работы отдельных составляющих многих систем организма ребенка, которые в дальнейшем сольются воедино и будут функционировать в унисон при его взрослении. Прежде всего, приведем физиологические данные роста. Мальчики в 2 месяца могут похвастаться следующими показателями:

  • масса тела: 4,3-7,2 кг;
  • рост: 54,5-62,5 см;
  • окружность головки: 36,8-41,5 см;
  • окружность груди: 35,7-40,8 см.

Обратите внимание, если ребенок в указанном возрасте не смог набрать массу в 4,3 кг, вам следует обратиться к специалисту. Аналогичная ситуация касается и увеличенной окружности головы, подобные проблемы способны привести к затрудненному оттоку мозговой жидкости – ликвору

Поэтому при увеличении головы обязательно посетите невролога и проконсультируйтесь с ним.

Кроме того, в организме ребенка в возрасте 2-х месяцев происходят следующие изменения:

  1. К этому моменту у малыша заканчивают развиваться и включаются в работу слюнные железы. Слюноотделение пока не столь обильно, но малышу уже намного легче питаться, будь то естественное или искусственное вскармливание. Контакт с грудью или соской становится плотнее, поэтому кроха уже не заглатывает большое количество воздуха. Это позволяет решить проблему кишечных коликов.
  2. Существенно активизируется желудочно-кишечный тракт. Увеличивается выделение желудочного сока и пищеварительных ферментов, поэтому малышу становится проще переваривать полученное молоко. Кишечник наполняется полезными бактериями, поэтому стул ребенка меняется.
  3. Мышечный гипертонус постепенно исчезает. Это происходит сверху вниз, сначала крохе становится проще шевелить ручками, а чуть позже и ножками.
  4. Продолжает изменяться сердечно-сосудистая и кровеносная система малыша. В сердце закрываются коммуникации, которые были необходимы для внутриутробного развития. Продолжает изменяться биохимический состав крови, утробный гемоглобин отмирает и заменяется.
  5. В 2 месяца у ребенка обостряется зрение. Теперь он способен видеть на расстоянии до полуметра, однако он может фокусироваться только на статичных или медленно движущихся предметах. Быстро движущиеся игрушки глазки грудничка захватить еще не могут.
  6. Начинают активнее работать кишечник, почки, мочевой пузырь. Мочевыделение и испражнения у малыша учащаются.

Итак, мы разобрались в физических изменениях в организме малютки. Далее поговорим о том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-х месяцев.

Умения, навыки у двухмесячной крохи

В первые дни после рождения малыш адаптируется к новой среде и другому способу существования. Маленький организм ежедневно совершенствуется. К 2 месяцам у детей наблюдается заметный прогресс в развитии.

Большинство в этом возрасте умеют:

  1. Уверенно держать головку. Детки рассматривают окружение в новом ракурсе, поэтому с интересом вертят головой вправо, влево. Этот навык возникает в силу любопытства к происходящему вокруг.
  2. Воспринимать звуки. Ребенок не просто слышит голоса и внешние звуки – он умеет отличать и понимать их значение. Особенно заметна реакция на голос мамы, родных.
  3. Осознанно улыбаться. Услышав родной голос или увидев знакомые черты лица 2-х месячный малыш дарит обаятельную беззубую улыбку. В отличие от первых непроизвольных улыбок во сне, эта эмоция проявляется уже осознанно.
  4. Пользоваться мимикой, голосом. Мама и близкие, которые много времени проводят рядом с крохой, уже умеют различать его эмоции. Чадо активно пользуется голосом, мимикой и понимает, что его плач служит призывом для матери или отца.
  5. Фокусировать взгляд. Карапуз умеет в 2 месяца подолгу рассматривать предметы в поле своего зрения. Самое время повесить над кроваткой большие яркие игрушки. Отлично подойдет мобиль или яркий шар, диаметром около 30 см. Идеальный предмет для рассматривания — мамино лицо. Старайтесь предоставить малютке возможность изучать его как можно чаще.
  6. Издавать звуки. В 2 месяца у ребенка начинает развиваться речевой аппарат. Он умеет издавать звуки, которые его удивляют. Поэтому малыш пробует снова произнести что-то, чтобы понять, как им пользоваться. В народе это называют «гулением». Протяжные гласные: у, а, и, е, о — напоминают гул.
  7. Умеет осознанно двигать ручками, ножками. Внешне это заметно, когда кроха пытается дотянуться до игрушки. Он может поднимать ручки и ножки, произвольно ими шевелить.
  8. В 2 месяца умеет поднимать голову лежа на животе. Кроха может отрывать от кроватки ручки, ножки, совершать движения напоминающие плавание. Он уверенно поднимает головку, удерживает ее несколько секунд. Это происходит благодаря окрепшим мышцам спины и шеи.
  9. Переворачиваться с бока на спину. Малыш 2-х месяцев это умеет, но пока движение происходит рефлекторно. Когда ребенка поворачивают на бок, он перекатывается на спинку.
  10. Плавать. В возрасте 2-х месяцев ребенок умеет рефлекторно задерживать дыхание. Самое время приступить к развитию плавательного навыка. Делать это следует под присмотром специалистов и медиков. Лучший вариант — посещение бассейна, где практикуют грудничковое плавание.
  11. Удерживать в руке погремушку. Если в ладонь крохе вложить игрушку, он ее крепко схватит. Ребенок начинает понимать, что когда он трясет ручкой, погремушка звенит.
  12. Различать день и ночь. Самое время сформировать привычный график для сна и кормлений. Ребенок в 2 месяца умеет отличать день от ночи. Днем он более активный, а ночью преимущественно спит.

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

Развитие органа слуха и зрения

Если внимательно следить за малышом, можно заметить, что в 2 месяца он уже умеет фокусировать взгляд. Глазки не такие сонные и затуманенные, как у новорожденного. Он способен некоторое время изучать лицо мамы и папы, начинает их различать, интересуется игрушками, которые находятся вблизи него. Приблизительно в это время малыш начинает различать цвета, зеленый, красный, синий, желтый. Лучше всего он воспринимает яркие оттенки и контрастные предметы.

Если поводить погремушкой перед глазами ребенка на расстоянии полуметра, он начнет следить за ней взглядом. Пока малыш осваивает лишь ближнее пространство вокруг себя, далекие предметы начнут интересовать его чуть позже. Зато он начинает воспринимать яркий свет, от включенной среди ночи лампочки он может проснуться или просто зашевелиться в кроватке. Потому в комнате детей лучше не вкручивать слишком яркие лампочки, свет должен быть приглушенным, чтобы младенец мог спокойно уснуть.

Ребенок реагирует на звуки

Не менее интенсивным становится развитие слуха у детей в 2 месяца. Он уже реагирует на звук машины, телевизор, начинает различать человеческие голоса. При чем голос мамы интересует его больше всего. Следует помнить, что пока малыш не понимает ни слова из того, что вы ему говорите. Но уже очень четко реагирует на интонацию голоса

Потому так важно разговаривать с малышом ласково, не повышать голоса, не кричать, иначе он может испугаться и заплакать. Если младенец слышит новый, не известный ему ранее звук, сначала замирает, может даже на секунду задержать дыхание

В это время интенсивно включаются полушария мозга и начинают анализировать полученную информацию. После этого малыш поворачивает голову в сторону нового шума. Когда звук повторяется несколько раз, ребенок перестает на него реагировать, если изменить тональность, он опять заинтересуется новым звучанием.

Вот короткий список всех навыков ребенка в 2 месяца, которые связаны с развитием зрения и слуха:

  • Малыш учится концентрировать взгляд на разных предметах, на лице родителей
  • Реагирует на яркие и контрастные игрушки, яркий свет, различает цвета
  • Начинает изучать ближнее пространство
  • Способен проследить взглядом за движущимся вблизи него предметом
  • Начинает различать человеческие голоса и интонации
  • Поворачивается в сторону нового звука

Нельзя забывать и о важности тактильных ощущений для детей в этом возрасте, они по-прежнему занимают одно из самых важных мест в восприятии мира. Когда играете с малышом, старайтесь больше гладить его, ласкать, почаще берите на руки

Полезным будет легкий массаж, он принесет ребенку удовольствие и укрепит его мускулы. Купание грудничка тоже можно использовать с этой целью, подводный массаж еще полезнее.

Как определить, что ребенок развивается нормально

Скорость формирования отдельных способностей сугубо индивидуальна, но есть несколько симптомов, которые должны насторожить родителей. В норме малыш должен реагировать на звуки, сидеть и совершать ряд других движений.

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо попробовать поступать так:

  1. Класть его на живот. Такая поза способствует укреплению мышц крохи.
  2. Давать приседать во время игры. Так тренируются ножки, спина, а также улучшается подвижность коленного и тазобедренного суставов.
  3. Стараться развивать умение самостоятельно есть, для чего нужно класть перед крохой тарелку с едой. При этом взрослый контролирует процесс.
  4. Поощрять любые попытки общаться. Очень хорошо собираться у кроватки компанией с бабушками, дедушками и другими гостями. Это тренирует социальные навыки и избавляет ребенка от тревожности.
  5. Дарить ему развивающие игрушки. В этом возрасте малыш уже умеет хватать предметы всей ладонью. Поэтому в его арсенале должны быть погремушки и другие подобные игрушки. Они способны развить его моторику и интеллектуальные способности.

Нужно знать! Если навыки малыша не развиваются в достаточной степени, волноваться не стоит. Каждый ребенок растет в своем естественном темпе. Через несколько лет не будет разницы, младенец начал сидеть в 6 месяцев или 8.

Рекомендации по общению с малышом на втором месяце

Для активного гармоничного развития ребенка на втором месяце жизни рекомендуется уделять особое внимание общению. Чувствуя тепло прикосновений  маминой руки и слушая нежное мамино пение, малыш быстрее успокаивается и развивается

Далее представим другие рекомендации по общению с ребенком:

При кормлении малыш должен видеть ваше лицо — уделите особое внимание мимике: выделите губы, глаза, брови, но не переусердствуйте.
Одевая и раздевая малыша, называйте части тела, к которым вы прикасаетесь.
В периоды бодрствования изменяйте позы ребёнка, выкладывая его на спину, на бок, на животик.
Включайте приятную спокойную музыку и танцуйте с ребёнком. Нежная мелодия успокоит малыша, а ваши плавные движения будут способствовать формированию вестибулярного аппарата крохи.
Купая малыша, положите на дно ванночки махровое полотенце

Помойте ребёнка сначала рукой, а затем нежным махровым полотенцем. Так малыш  будет учиться к различным тактильным восприятиям.
Постоянно разговаривайте с малышом, меняйте интонацию, говорите о ваших чувствах к нему, о том, что вы сейчас делаете. Благодаря такому общению, малыш учится понимать ситуацию и общаться с вами.
Если вы кормите малыша смесью из бутылочки, оденьте на бутылочку чехол в чёрно-белую полосочку. Доказано, что сочетание чёрного и белого стимулирует зрение маленького ребёнка.
Знакомьте малыша с различными запахами, таким образом, вы будете способствовать формированию обоняния ребёнка.
Продолжайте знакомить малыша с новыми тактильными ощущениями от прикосновений различных материалов, например тканей.

Питание

Режим питания остается четырехразовым.

I вариант: завтрак, обед, полдник, ужин.

II вариант: завтрак, второй завтрак, обед, ужин.

Первый прием пищи – примерно через час после подъема. Последний – за час до отхода к ночному сну.

По-прежнему в рационе малышей первое место занимает молоко. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные продукты. Мясные бульоны готовятся на второй воде.

Общий объем съедаемой пищи за сутки не должен превышать 1500 – 1800 г.

Таблица 2. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 4 года с указанием массы порции в граммах

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник каша пшенная молочная – 200;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. салат из овощей – 50;суп овощной – 200;рыба отварная- 60;картофельное пюре с зеленым горошком – 60/20;компот – 150;хлеб ржаной – 50. молоко с кукурузными хлопьями – 150/30. рагу овощное – 200;кефир -150;хлеб пшеничный с творожком – 30/40;ягоды (фрукты) – 100.
Вторник каша геркулесовая молочная – 200;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. щи мясные – 200;тефтели мясные с подливой – 120/20;салат из свеклы -50;фрукты свежие – 100;хлеб ржаной – 50. морковь тертая со сметаной – 70/10;кефир – 150;булка с повидлом – 50/20. голубцы (кабачки фаршированные) – 100;молоко – 150;булка с маслом и медом – 30/5/10.
Среда сосиски детские – 50тушеная капуста – 100;напиток – 200;булка с маслом и джемом – 30/5/10. салат из свежих огурцов – 50; суп фасолевый (гороховый) на мясном бульоне – 200;курица отварная – 60; каша гречневая – 60;кисель клюквенный – 150;хлеб ржаной – 50. ватрушка (пирог) – 80;молоко – 150. запеканка картофельная с яйцом – 120;кефир – 200;хлеб пшеничный с маслом – 30/5; яблоко – 100.
Четверг каша «Дружба» молочная – 200;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. суп молочный с лапшой – 200;шницель рубленый – 70;овощи тушеные – 80;морс – 150;хлеб ржаной – 50. молоко – 150;булочка – 50. запеканка творожно-манная со сладкой подливой – 100/35;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом – 30/5;фрукты – 100.
Пятница омлет с зеленым горошком – 120\50;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом – 30/5. салат из свежих овощей – 50;рассольник на мясном бульоне – 200;котлетка рыбная паровая – 70;макароны – 80; сок фруктовый – 100;хлеб ржаной – 50. молоко – 150;пирожок (булочка) – 50. вареники ленивые со сметаной – 120/20;чай с молоком – 200;булка с маслом – 30/5;мусс ягодный – 100.
Суббота яйцо – 1 шт.;гречневая каша молочная – 150;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом и повидлом – 30/5/10. салат из моркови и яблок – 50;суп перловый на мясном бульоне – 200;картофель, тушеный с мясом, – 150;компот – 150;хлеб ржаной – 50. молоко – 150;булочка – 50. рисовые биточки с повидлом – 150\40;чай – 200;хлеб пшеничный – 30;яблоко печеное – 100.
Воскресенье каша кукурузная молочная – 200;напиток – 200;булка с маслом и сыром – 30/5/10. цветная капуста отварная – 50;борщ с мясом – 200;рулет картофельный с мясом – 140;свежие фрукты – 100;хлеб ржаной – 50. кефир – 200;печенье – 30. салат овощной – 50;омлет – 120;напиток – 200;булка с маслом – 30/5.

Особенности физического развития ребенка в 2 месяца

Груднички растут очень быстро

Конечно, у всех свой темп, но можно обратить внимание на средние значения веса и роста. Считается, что с месячного возраста ребенок должен набрать 800 г и подрасти на 3 см

Меняются и остальные показатели: увеличивается объем грудной клетки и обхват головы.

Первое, на что можно обратить внимание, когда речь идет о физическом развитии, — насколько хорошо малыш умеет держать головку. Если у месячного крохи мышцы совсем слабые, то к концу второго месяца жизни они значительно окрепнут

Ребенок уже способен уметь удерживать ее на несколько секунд в положении лежа на животике и даже поворачивать в стороны. Но все же стоит помнить, что контролировать свои движения у младенца плохо получается. Поэтому когда взрослые держат его на руках, они обязательно должны поддерживать его голову.

Двигается карапуз более осознанно, теперь им руководят не только врожденные рефлексы. Кроме того, что он умеет поднимать и держать голову, ребенок пытается двигать руками и ногами. Это становится возможным, так как гипертонус, свойственный новорожденным детям, начинает уходить. Зато появляется тонус в мышцах-разгибателях, который и дает возможность осваивать новые движения.

Режим немного меняется, так как увеличивается время бодрствования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: