Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
В этом возрасте малыш импульсивен, им руководят эмоции и любознательность.
Двигательные навыки ребенка в 1 год 3 месяца
Малыш совершенствует навык ходьбы. Если держать ребенка за руку, то он может подниматься и спускаться по ступенькам, перешагивать через небольшие препятствия.
В 1 год 3 месяца малыш уже может ходить по долгу, приседать, наклоняться и устойчиво стоять .
Многие уже умеют самостоятельно пользоваться ложкой.
Малыш может выполнять простые действия — поднимать руки вперед, вверх, разводить из в стороны, отводить за спину, шевелить пальцами рук, вращать кистями. При этом он может делать это как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
Познавательная деятельность ребенка в 1 год 3 месяца
На данном этапе малыш начинает понимать, что значит совместная игра. Появляется активный интерес к детям, особенно к сверстникам.
В 1 год и 3 месяца многим малышам уже интересно не только смотреть в книжке картинки, но и послушать сам рассказ. При этом это доставляет ему большее удовольствие, если позволить ему самому переворачивать страницы.
Ваш малыш постепенно начинает заниматься исследовательской деятельностью, начинает понимать причинно-следственные связи. Так, малыш понимает если построить слишком высокую башню из кубиков, то она упадет, если что-нибудь столкнуть со стола, то оно тоже упадет.
После года ребенка следует приучать к порядку и вырабатывать у него полезные привычки — день за днем повторяя одни и те же действия.
Например, убирать игрушки после игры и перед сном, складывать одежду, умываться, расчесываться и так далее.
В 1 год 3 месяца ребенок уже способен ориентироваться в двух формах (мяч, кубики). Различает предметы по величине и цвету.
Умеет нанизывать и снимать кольца на стержень пирамидки, ставить кубики один на другой.
Может самостоятельно воспроизводить действия с предметами, игрушками, разученные ранее (кормить куклу, катает машинку, строит башню из кубиков).
Занимают игры с предметами обихода. Очень любит подражать взрослым: «готовит обед, как мама», «разговаривает по телефону, как папа», «читает, как бабушка».
Развитие речи в 1 год и 3 месяца
- В этом возрасте значительно увеличивается словарный запас понимаемых слов. Малыш с удовольствием учит новые слова, звуки, без устали повторяя их в течение дня.
- Понимает многие слова, знает названия знакомых игрушек, предметов, имена близких людей, части тела, названия одежды, продукты питания.
- Может выполнить несложные поручения взрослого (найти и принести знакомый предмет, хлопать в ладоши и другие).
- С большим интересом слушает сказки, стихи, потешки, песенки.
- Может произносить до 20 облегченных слов, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
Эмоциональное развитие
В 1 год 3 месяца ребенок становится более эмоционально уравновешенным в течение дня. В трудных ситуациях ищет поддержки взрослого. Во время игр проявляет эмоции. В этом возрасте малыш свойственно «заражаться» чувствами и эмоциями сверстников (тоже плачет или смеется). По разному реагирует на знакомого и незнакомого человека
Внимание малыша легко переключить с одного предмета или действия на другое, отвлечь его. Познание окружающего мира идет через эмоциональное и чувствительное восприятие — при падении можно удариться, если дотронуться до батареи, то будет горячо. Удивляется новому, пугается от неожиданного действия
Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута. Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами
Удивляется новому, пугается от неожиданного действия. Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута. Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами.
Что умеет ребенок в 1 год 3 месяца?
Может пить из чашки или поильника.
Пользуется ложкой — держит ее в кулачке, опускает в пищу, набирает, доносит до рта (немного), ест.
Подражает действиям взрослых — вытирает руки,лицо, умывается, расчесывается.
Многие малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
Особенности питания
В год малыша рекомендуется по-прежнему кормить грудью либо адаптированной молочной смесью. Но грудное молоко или смесь уже не является основной пищей
Также в рацион важно включать и иные продукты, обеспечивающие поступление в детский организм необходимых полезных веществ. В годик малыш ест гораздо реже, чем в первые полгода жизни
Он принимает пищу 6 раз (с кормлениями молоком). Размеры порций тоже увеличиваются с учётом потребностей растущего организма.
Годовалый ребёнок имеет порядка 8-10 зубов, поэтому можно развивать жевательные навыки. Для этого предлагайте не только пюреобразную еду, но и мягкую пищу маленькими кусочками (размером 1-1,5 см.). Это могут быть свежие или термически обработанные нетвёрдые овощи и фрукты. Также можно давать детское печенье, хлеб.
Какие продукты должны входить в рацион
Питание крохи в год должно быть разнообразным, полноценным, сбалансированным. В рацион входят следующие продукты:
- Грудное молоко либо смесь. Суточный объём уже не велик, можно оставить всего два кормления: утреннее после пробуждения, а также вечернее перед сном. Но молоко или смесь можно предлагать на полдник.
- Злаки: пшеница, кукуруза, греча, рис, ячмень. Злаки предлагаются в виде каш, в составе хлебобулочных и макаронных изделий.
- Яйца: либо куриные, либо перепелиные. Сначала даётся желток, потом постепенно вводится и белок.
- Мясо: говядина, крольчатина, телятина.
- Субпродукты (говяжьи): печень, язык, сердце.
- Птица: индейка, курица (если нет аллергии).
- Овощи, бахчевые культуры, корнеплоды: морковь, картофель, разные сорта капусты, кабачки, свекла, тыква.
- Фрукты и ягоды: груши, сливы, черника, абрикосы, яблоки, персики, малина. Даются в свежем виде, в пюре, компотах. Цитрусы в год не предлагаются. Красные ягоды и фрукты исключаются при наличии аллергических реакций.
- Кисломолочные продукты: йогурты, творог, сыр твёрдого сорта (слабосолёного).
- Коровье молоко.
Меню
Рассмотрим в таблице дневное меню для малыша годовалого возраста:
Приём пищи | Продукты питания |
Первый приём | Смесь либо грудное молоко. |
Завтрак | Безмолочная либо молочная каша (можно со сливочным маслом), половинка яйца, по желанию немного фруктов (можно положить в кашу), сок. |
Обед | Овощное блюдо (суп, пюре, рагу), растительное масло, мясо или рыба (в виде паровых фрикаделек или котлеток, суфле), кусочек хлеба, сок. |
Полдник | Творог, фрукты, детское печенье, кефир/молоко. |
Ужин | Овощное блюдо (можно с макаронами), чуть-чуть растительного масла, рыба или мясо, сок или компот. |
Последний приём пищи | Грудное молоко либо молочная смесь. |
Нормы, размеры порций и объёмы употребления продуктов
Сколько за день должен съедать ребёнок в один год? Чтобы определить норму, можно массу тела крохи разделить на 8 или 9. В среднем кроха, имеющий вес 10-11 килограммов, будет съедать за сутки от 1100 до 1300 граммов.
Теперь рассмотрим нормы употребления для отдельных продуктов:
- Грудное молоко или смесь – до 300-400 мл.
- Каша – 200 г.
- Пюре из овощей – 200 г.
- Пюре из фруктов – 110-125 г.
- Фруктовый детский сок – около 100 мл.
- Кисломолочные продукты – до 200 г.
- Мясо – 70-80 г.
- Рыба – порядка 60-70 г.
- Коровье молоко – не больше 150-200 мл.
- Печенья, детские сухарики – 10-20 граммов.
- Пшеничный хлеб – 10-15 граммов.
- Растительное масло – 5 г (чайная ложка).
- Сливочное масло – 5 г.
- Яйцо – 50-60 г (половинка куриного яйца).
Эмоционально-социальное развитие
В возрасте одного года ребенок должен обладать следующими умениями:
- Проявлять чувства: привязанность (поцелуи, объятия), радость при встрече с родственниками.
- Узнавать знакомые лица в реальности или на фотографиях.
- Интересоваться различными изображениями.
- Указывать на отдельные предметы или животных.
- Реагировать на звуковые сигналы (на крик, на музыку, на шум).
- Проявлять эмоции через мимику.
- Повторять мимику взрослых.
- Отзываться на свое имя.
- Реагировать на отдельные команды: «не ходи туда», «подойди ко мне», «открой рот».
- Понимать смысл часто повторяемых фраз («сейчас пойдем гулять», «пора кушать» и т.д.).
Нарушения распорядка дня
Очень часто сбои режима дня происходят, когда ребенок болеет, режутся зубки, или по другим причинам. Иногда во время путешествий при перелете на самолете также сбивается привычный распорядок. Ничего страшного, постепенно кроха придет в норму и восстановит привычный распорядок.
Если малыш выбился из режима
Бывает, что малыш здоров, а спать уложить не получается вовремя. Родителям стоит анализировать все события и искать причину такого поведения. Причины бывают разные:
- Иногда ребенок не сильно устает, поэтому нужно добавить активных игр с элементами физического развития.
- В других случаях ситуация противоположная. Уснуть кроха не может из-за перевозбуждения. В этом случае рекомендуется исключить активные быстрые игры за некоторое время до сна.
Режим ребенка в годик очень важен для его развития и полноценного роста
При планировке дня важно учитывать не только особенности и пожелания крохи. Составлять распорядок дня нужно так, чтобы малышу было удобно, но при этом родителей также он устраивал. По мнению известного педиатра Евгения Комаровского, режим дня больше нужен взрослым, чтобы упорядочить их жизнь, малышу в принципе все равно
По мнению известного педиатра Евгения Комаровского, режим дня больше нужен взрослым, чтобы упорядочить их жизнь, малышу в принципе все равно.
Питание годовалого ребенка
О продуктах питания мы уже говорили. Но стоит поговорить про режим питания и приблизительное меню.
Режим
Режим питания малыша в каждой семье устанавливается свой. Но, если планируете через год-два отдать кроху в садик, стоит составить расписание питания максимально приближенное к детсадовскому.
- Завтрак: 8.30-9.00
- Обед: 12.30-13.00
- Полдник: 16.30-17.00
- Ужин: 19.00-19.30
Меню
Давать грудное молоко 1 или 2 раза в день, как советуют специалисты, решать вам. Но желательно это сделать утром и/или на ночь.
Примерное меню для годовасиков
Завтрак:
- Каша (200гр)
- Чай с молоком (70гр)
- Белый хлеб (10гр);
- Сливочное масло (5гр)
Обед:
- Суп (70гр)
- Картофельное пюре (100гр)
- Тефтели (50гр)
- Компот (70гр)
- Белый хлеб (10гр)
Полдник:
- Печеное яблочко (или тыква) (100гр)
- Чай (100гр)
- Печенье (15)
Ужин:
- Вареное яйцо (50гр)
- Кисель (100гр)
- Сырники (100)
- Печенье (15гр)
Конечно, это очень приблизительное меню, скорее всего. Это – база, на основе которой можно составить свое меню для малышонка.
Особенности сна
Сон крохи в год и 5 месяцев (или 6) длится около 12 – 14 часов. Дневной отдых в этом возрасте обычно единственный и продолжается два-три часа (возможен двукратный вариант – по 1-1,5 часов). Ночью малыш спит 10-11 часов.
В полтора года ребенок способен спать один в своей кроватке в спальне родителей или в собственной детской комнате. Он уже не просыпается ночью, а если и пробуждается, то в норме самостоятельно засыпает и не проявляет беспокойства. Некоторые мамы и папы практикуют совместный сон, и он допустим, если приемлем и комфортен для всей семьи.
В полтора года могут возникать трудности с засыпанием, связанные с повышенной активностью. Чтобы решить такую проблему, нужно стараться перед отдыхом успокаивать ребёнка, настраивать его на сон, выбирать спокойные и тихие игры, не возбуждающие нервную систему.
По-прежнему важен ритуал – особая последовательность действий, которая вселяет уверенность и сообщает о приближающемся сонном периоде. Он может включать купание и чистку зубов, укладывание в кровать и приглушение света, чтение книги или пение колыбельной, поглаживания по голове, выключение осветительного прибора (можно оставлять неяркий ночник) и выход родителя из спальни.
Навыки по возрасту
В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?
Ходить с опорой или без. Легко вставать из положения лежа, сидя, осваивать подъемы и спуски.
Самостоятельно держать ложку в кулаке, проявлять желание кушать самостоятельно
Важно поощрять это стремление, тренируйте навык на густых блюдах, таких как пюре или творог.
Воспринимать обращения взрослых, реагировать на них. Повторять легкие физические упражнения, такие как поднятие и отведение рук, пороты тела, головы.
Знать всех близких людей, реагировать на их присутствие и отсутствие, проявлять свои желания и недовольства
Начинает формироваться характер. Дети становятся эмоционально активны и восприимчивы.
Знать общие понятия, такие как части тела, предметы мебели, основные животные, фрукты и овощи. Узнавать и называть их.
В активном словарном запасе от 4 до 10 слов.
Начинать играть в игры с простым сюжетом, например, катать куклу или машину, насыпать песок в ведро, переливать воду.
Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.
Организация питания. Режим. Примерное меню
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.
Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше — на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания — преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.
Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:
- молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты — 600 мл,
- творог — 50 г,
- сметана — 10 г,
- твердый сыр — 10 г,
- масло сливочное — 20 — 30 г (в каши и на бутерброды),
- обязательно растительное масло — 10 г (лучше в салаты, винегреты),
- мясо — 120-140 г,
- рыба — 80-100 г,
- яйцо — 1/2-1 шт.,
- сахар (с учетом кондитерских изделий) — 60-70 г,
- пшеничный хлеб — 80-100 г,
- ржаной хлеб — 40-60 г, крупы, макаронные изделия — 60 г,
- картофель — 150-200 г,
- различные овощи -300 г,
- фрукты и ягоды — 200 г.
Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.
На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.
Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.
Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.
Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.
У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости
Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой
Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.
Развитие во время игр
Ребенок бодрствует значительную часть времени. Он становится любопытным и стремится ознакомиться со всей домашней утварью, электрическими приборами и содержимым нижних полок шкафов.
Игра в 1 год – важный способ развития
Позволяйте изучить кастрюли с крышками, пластмассовую посуду, неострые столовые приборы, пока сами готовите обед. Пусть вынет содержимое шкафа с одеждой, однако помогите вернуть всё на место. Не пресекайте любознательность малыша даже в таких бытовых моментах.
Развитие маленького первооткрывателя происходит в процессе игры. Наиболее подходящими игрушками для малыша в 1 год будут:
- пирамидки;
- кубики;
- сортеры (игрушки с отверстиями, куда необходимо вставлять фигурки соответствующей формы);
- заводные игрушки;
- каталки;
- музыкальные инструменты.
Не стоит забывать о том, что в процессе игры ребенок повторяет действия взрослого, поэтому можно вместе «покормить» любимую игрушку, уложить её спать и взять с собой на прогулку, одев по погоде.
Если есть возможность, купите малышу спортивный уголок
Питание грудничка: виды и особенности
Питание детей до года во многом зависит от того, есть ли возможность у мамы практиковать грудное кормление. На первом году жизни малышей применяются три основных вида вскармливания: естественное, искусственное, смешанное.
- Естественное – в первые 4-6 месяцев рацион малыша состоит из материнского молока полностью или на 80%.
- Искусственное – ребенок-искусственник получает исключительно молочные смеси, или же при этом доля материнского молока в сутки составляет до 20%.
- Смешанное – «меню» младенца состоит из грудного молока меньше, чем на 80% и больше чем на 20%, и при этом его докармливают адаптированными смесями.
Питание ребенка в 6 месяцев предусматривает введение прикорма, для чего необходимо использовать правильные рецепты детского питания.
Развитие и питание взаимосвязаны, и современные педиатры со всего мира едины в том, что наиболее предпочтительным в данном случае является именно естественное кормление. В таком случае малыш получает оптимальный набор нужных его организму веществ, у него формируется нормальная микрофлора кишечника, уменьшается риск аллергии.
В меню шестимесячного грудничка постепенно вводят прикорм, так как для здоровья малыша в 6 мес. требуется уже более широкий спектр полезных и питательных веществ.
Итак, подытожив вышесказанное, можно выделить такие особенности меню питания малыша на первом году жизни:
Питание ребенка в 4 месяца и до этого времени предусматривает стопроцентное кормление материнским молоком. Если это невозможно, используются адаптированные смеси. Мама при этом должна питаться разнообразно, чтобы через молоко приучать грудничка к разным вкусам.
В период от четырех с половиной до 6 месяцев рацион должен все также включать грудное молоко или смеси, но при этом уже можно постепенно вводить в меню грудничка или искусственника прикорм. Продукты вводят по одному и дают до 5 дней подряд. Такой режим важен, чтобы определить, как ребенок реагирует на новый продукт. В это время стоит давать детям пюре из овощей или фруктов с одним компонентом, каши, соки. Но рацион ребенка в 6 месяцев должен все еще включать как основной компонент грудное молоко.
В период с 6 до 8 месяцев в рацион продолжают добавлять прикорм – мясное пюре, а также пюре из овощей и фруктов с несколькими компонентами
Очень важно, чтобы меню питания 8-месячного ребенка включало овощи. Если они будут входить в его меню в этом возрасте и позже, то и в дальнейшем ребенок будет охотно есть овощи.
Во время от 8 до 12 месяцев малышу уже дают пюре с небольшими кусочками, также печенье и крекеры
Питание ребенка в 11 месяцев и в год уже является достаточно разнообразным, хотя в некоторых случаях частичное грудное кормление сохраняется и до года.