Артикуляционная гимнастика для развития речи у малышей
Основная задача проведения такой гимнастики – сформировать у ребенка навыки правильного произношения звуков. Предлагаемые упражнения помогают тренировать артикуляционный аппарат. Навыки закрепляются постепенно, и успех зависит от регулярности занятий. За 1 раз не стоит предлагать малышу больше пары упражнений
Важно сначала показать ребенку, что именно нужно делать, ему будет легче повторить за взрослым, чем понять инструкцию
- «Открываем ворота». Ребенок широко открывает ротик и в течение нескольких минут остается в этом положении.
- «Покажи забор». Малыш смыкает зубки верхнего и нижнего ряда, широко улыбается, чтобы их было видно.
- «Чистим зубки». Кроха широко открывает ротик и старается провести языком сначала по внутренней, а потом по внешней поверхности зубов.
- «Художник». Это более сложное упражнение для развития речи. Ребенку нужно рисовать кончиком языка на верхнем небе любые фигуры. А потом провести язычком, как будто кистью: «закрасить» все небо.
Физиология развития речи 0-3 лет
Когда ребёнок появляется на свет, он воспринимает окружающие предметы, как цветовые пятна, а звуки, как шум. К 6 месяцам ребёнок мало говорит, но многое чувствует, понимает. Необходимо учитывать, что чем больше положительных эмоций между малышом и мамой, тем легче ему будут даваться запоминание и воспроизведение речи в будущем. Начинается психоэмоциональное и сенсорное развитие малыша – улыбка, смех, плач, оживление, гуление, узнавание своих или чужих.
Окружающая среда, воспитание оказывают прямое воздействие на развитие определённых речевых навыков — или тормозят их, или стимулируют. Главным видом познания становится предметная деятельность, цель которой — развитие восприятия знакомых предметов. У ребёнка развивается потребность в общении, потому что за каждым словом взрослого нужно научиться узнавать предмет или действие с ним.
Как создать развивающую среду?
Всегда необходимы благоприятные условия для развития той или иной функции. Самое главное – окружить сына или дочь общением. Они должны слышать речь постоянно. Ведь в основе формирования речевых навыков у детей лежит подражание.
Они стараются повторить все слова, фразы и выражения за взрослыми. Соответственно стоит обратить
внимание на свое произношение. Кроме того, старайтесь в течение дня комментировать все, что вы делаете: описывайте ваши действия, эмоции, какие-либо предметы и т.д
Например, вы садитесь завтракать, при этом поговаривая: «Мы собираемся завтракать. Давай наденем слюнявчик. Вот тарелка с омлетом. Бери ложку в правую руку и начинай кушать. Тебе вкусно? Давай попьем водичку».
Учимся читать. Первые игры для обучения чтению
Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.
Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.
Ход игры:
Летит, летит самолет,
В небо поднимается.
Прямо, прямо и вперед,
Облаков касается.
Дети «летят», расставив в руки в стороны и произнося звук «у-у».
Игра «Передай!»
Цель: Развивать подражание движениям и речи взрослого («на», «дай», обогащать фразы с этими словами.
Материал: Игрушки.
Ход игры: Покажите детям мишку.Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка, кубик! На!».Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить
Игра «Отгадай!»
Цель: Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.
Материал: Картинки или игрушки-отгадки.
Ход игры: Сначала покажите детям игрушку-отгадку, затем зачитайте саму отгадку.
· То мурлычет, то играет,
То куда-то убегает,
может прыгнуть на окошко.
Ну конечно это… кошка.
· Встретишь – гогочет,
Ущипнуть хочет.
А я его не боюсь,
Потому что это… гусь.
· Он живет в лесу под елкой.
Он не в шерстке, а в иголках.
На колючку он похож.
Ну конечно, это… еж.
· Он в берлоге спит зимой
· Под раскидистой сосной.
Может громко он реветь.
Это мишенька… медведь.
Сенсорные стимулы и развитие речи в раннем возрасте
В первые годы жизни дети воспринимают информацию о внешнем мире через слух, зрение, вкус, осязание. В младенческом возрасте познание осуществляется именно через сенсорные каналы. Малыш прислушивается к звукам, тянет предметы в рот, чтобы изучить их вкус и форму, вертит в руках игрушки, рассматривает яркие предметы
Для раннего развития речи у детей до года важно помочь им получить как можно больше информации об окружающем мире. Сделать это можно именно с помощью сенсорных стимулов
Слух. Для развития речи необходимо, чтобы малыш хорошо умел воспринимать информацию на слух. Давайте малышу послушать самые разные звуки: пение птиц на балконе, шум улицы, можно знакомить его с классическими музыкальными произведениями или детскими песенками. И главное, кроха должен слышать звуки родной речи.
Зрение
Малыш не сразу умеет фокусировать зрение и удерживать внимание на объектах. Примерно с 3 месяцев его внимание уже могут привлечь цветные и/или движущиеся предметы, например воздушные шарики
Особое внимание кроха обращает на лица людей, постепенно он начинает узнавать родителей. Чтобы заинтересовать ребенка, можно повесить над кроваткой яркие игрушки, приклеить на противоположную стену распечатанные красочные картинки.
Осязание. Малыш столько может узнать о предмете просто через тактильные ощущения. Для развития этого сенсорного канала полезны массаж и гимнастика, игры с крупами и предметами разных форм. Хорошо, если у ребенка будут мячики, кубики, погремушки из различных материалов. Веселые и особенно полезные для развития речи пальчиковые игры также помогут малышу изучать окружающий мир через осязание.
Вкус. С 4–6 месяцев рацион малыша расширяется, и его ждет множество открытий. Добавляйте в его меню разные по вкусу и консистенции блюда (в соответствии с возрастом, конечно). Пусть ребенок узнает, чем различается сладкое, кислое, горькое, соленое. С появлением зубов можно знакомить малыша и с твердыми продуктами: сушками, детским печеньем, кусочками фруктов.
Симптомы задержки речевого развития
Чем раньше родители обнаружат, что у малыша что-то не так с речью, тем легче будет исправить ситуацию и избежать серьёзных последствий. Вот признаки, которые должны насторожить:
в год: ребёнок ведёт себя до странности тихо, не пытается произносить слоги, а звуки, издаваемые им, не очень похожи на попытку говорить;
в полтора года: малыш не говорит ни одного простого слова («мама», «папа», «би-би»), а в лучшем случае издаёт звуки, не реагирует, когда его окликают по имени, не обращает внимание на просьбы;
в два года: ребёнок вообще не разговаривает или говорит очень неразборчиво, а его лексикон ограничивается несколькими самыми простыми словами.
Сравнение с другими методиками
Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:
Методика | Отличия |
Зайцева | Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают. |
Глена Домана | Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет. |
Никитиных | В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно. |
Сессиль Лупан | Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный. |
Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.
Учимся читать. Первые игры для обучения чтению
Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.
Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.
Ребенок не говорит в два годика. Причины. Как можно научить разговаривать?
Малышу два годика, а он все не хочет говорить? Почему такое бывает? Как его можно этому научить? Эти вопросы волнуют молодых родителей.
Разобраться помогут специалисты, которые изучают основные причины неразговорчивости малышей:
- Наследственность. Если родители крохи не спешили разговаривать
- Лень. Малыш лениться, а родители еще ему в этом и потакают
- Скопление информации. Ребенок накапливает долгое время, а потом говорит уже фразами.
Есть еще и физиологические отклонения: травмы при рождении, перенесенные заболевания, отсутствие слуха.
Малыша научить говорить можно, главное не отчаиваться и регулярно с ребенком заниматься. Сотворить в доме благоприятную языковую среду, побуждать малыша к языку. Первым делом берем картинки на любую тематику – фрукты, овощи, звери, машины, планеты и т.д.
Или же книги с большим количеством иллюстраций. Развешиваем на стенах, шкафчиках, холодильнике, на уровне детских глаз. Заодно с крохой обговаривайте, что изображено на картинке.
Картинки нужно менять каждую неделю. Игра обязана быть веселой, приносить малышу хорошее настроение. Если ребенку будет не интересно, ничего с этого не получится.
Суть методики Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.
Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.
Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.
Принципы системы
Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:
- Ребенка учит то, что вокруг него.
- Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
- Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
- Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
- Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
- Высмеивание учит быть робким.
- Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
- Частые попытки опозорить учат чувству вины.
- Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
- Снисходительность учит быть терпеливее.
- Подбадривание делает более уверенным.
- Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.
Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.
Составляющие программы
Рассматриваемая методика имеет три составляющие:
- ребенок;
- окружающая среда;
- педагоги.
Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.
Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:
- от рождения до 6 лет — речевое развитие;
- от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
- от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
- от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
- от года до 4 лет — освоение разных действий;
- от двух с половиной лет до шести — социализация.
Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать
А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.
Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Стадии речевого развития
- К году — 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это — признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
- Полтора года — 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
- Два года — 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
- К третьему году словарный запас активной речи у ребенка — от восьмисот до полутора тысяч слов.
Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!
Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.
Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.
2 игры для развития сенсорного восприятия
Сенсорная коробочка
В возрасте от года до двух лет ребенок буквально «считывает» информацию о свойствах окружающих его предметов руками и глазами. Разнообразить домашнюю игротеку и активизировать сенсорное восприятие ребенка поможет коробочка с разнообразными наполнителями.
Возьмите пластиковую, картонную или любую другую коробку, наполните ее манкой или пшеном и более крупными, отличающимися формой, размерами, весом, составляющими. Это могут быть бобовые, бусины, ракушки, несколько шишек и цветных камешков, скрепки, лоскуты ткани. Хорошенько закопайте бусины, камни и ракушки в сыпучей части наполнителя коробки. Приготовьте отдельную баночку или шкатулку, куда малыш будет складывать находки.
Предложите ребенку поискать клад. Начинайте раскопки вместе с ребенком, погружая свои руки и руки ребенка в коробку. Если малыш первым почувствовал руками интересный предмет, заинтересовано спрашивайте у малыша, называя его по имени: «Что это?», «Оно тяжелое или легкое?», «Какого цвета эта ракушка?». Выяснив все качества предмета, закрепите их словесно: «Давай положим эту белую ракушку в шкатулку!». Соберите полную шкатулку сокровищ и отпразднуйте завершение игры.
Обратите внимание: не каждый двухлетний исследователь в силах устоять перед соблазном перевернуть коробочку вверх дном и попробовать фасоль на зуб, пока мама не видит. Поэтому, окончив игру, убедитесь, что сенсорная коробочка плотно закрыта и уберите в недоступное для малыша место до следующей совместной игры
Интерактивная дощечка «За семью печатями»
Игра с интерактивной доской дает ребенку возможность узнать много нового о свойствах и назначении незнакомых конструкций и предметов, формирует понятие о причинно-следственных связях: потянул – открыл, задвинул – закрыл.
Сделать такую дощечку совсем несложно. Потребуется кусок фанеры, замки и щеколды, которые, как правило, пылятся в гараже запасливых пап и дедушек. А мужчины наверняка с охотой возьмутся ее смастерить, приделав замки и щеколды к фанерной или деревянной дощечке.
Дайте ребенку возможность самостоятельно выяснить, как открываются и закрываются замочки и щеколды. Не забывайте озвучивать действия, которые совершает ребенок: «Ты открываешь замок. Ты задвигаешь щеколду. Ты нажимаешь на кнопку».
Играя с ребенком от одного года до двух лет родителям важно помнить о том, что внимание малыша в этом возрасте все еще непроизвольное. Не стоит требовать от него результатов, а тем более, заставлять играть в игру, в которую малыш играть не хочет. Лучше заинтересовать его чем-то новым, импровизировать и следовать за его интересами
Лучше заинтересовать его чем-то новым, импровизировать и следовать за его интересами
Лучше заинтересовать его чем-то новым, импровизировать и следовать за его интересами.
Екатерина Коробкова
Какая вы мама?
Какими вы представляете идеальные отношения с ребенком и что лучше, опекать и баловать, контролировать или отпускать «в свободное плавание»? Прислушайтесь к себе и ответьте на вопросы нашего теста, и вы сможете определить, какая вы мама. Пройти тест
Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев (подробный план — конспект)
Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику «Готовые программы занятий с ребенком» списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.
Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с «хочу — не хочу». Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов
Как определить уровень развития речи?
Ошибка многих мам заключается в том, что они начинают сравнивать своих детей с их ровесниками. Соответственно им начинает казаться, что где-то их чадо может отставать (особенно учитывая то, что всегда больше внимания уделяется на негативные моменты).
И тогда они уже начинают бить тревогу. Но это в корне неправильно. Для определения уровня развития речи малыша используются определенные критерии и специальные таблицы динамики развития речи.
Информацию о нормах развития речи вы сможете найти на видео в конце статьи. Если обобщить, то речь там идет о том, когда ребенок начал аукать, лепетать и произносить первые слова. Как развивается его пассивный словарь (то, что он понимает, но не говорит) и активный словарь (то, что малыш употребляет в собственной речи).
Что влияет на развитие речи
Индивидуальные физиологические особенности
Для формирования речи важно, чтобы у малыша правильно функционировали органы слуха, определенные центры в головном мозге, нервная система. Здоровое физическое и психическое развитие – необходимое условие для овладения навыками общения в сроки, которые считаются возрастной нормой
Большое влияние на физиологические особенности может оказать течение беременности и родов. Социальное окружение. Для гармоничного развития ребенка необходимо полноценное речевое окружение с самого раннего возраста. Когда малыш растет в благоприятной среде, формирование навыков общения происходит естественным образом, часто даже без дополнительных усилий родителей. Их задача сделать так, чтобы кроха чувствовал себя в кругу семьи комфортно, ощущал любовь и поддержку близких.
Другие факторы. На темпы развития речи у ребенка могут оказать влияние стрессы, болезни, мультилингвистическая среда (обычно для таких малышей сразу несколько языков становятся родными, но говорить они начинают позже сверстников).
Границы дозволенного
Вероятно, вы сейчас задаетесь вполне предсказуемым вопросом, что общего у развития речи и расширения границ, дозволенных малышу вещей. Ответ прост: позволяя ребенку выполнять самостоятельно некоторые рутинные дела, вы даете ему возможность увеличить свой опыт, о котором кроха с радостью захочет рассказать. Чем активнее и разнообразнее его будни, тем больше в жизни ребенка будет впечатлений.
дополнительноТретий год жизни – это время самоутверждения не только через речь, но и через поступки. Дайте ребенку немного свободы, ведь она ему так нужна для того, чтобы продемонстрировать все наработанные за 2 года достижения.
- Обеспечьте право выбора. Хоть вам и кажется, что ваше чадо совсем крохотное для принятия решений, спешим развеять все сомнения и сообщить о том, что в возрасте 2-3 лет ребенок способен выбирать самостоятельно. Мы не говорим о глобальных проблемах, а лишь о мелочах, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя личностью. Например, предлагайте два варианта продуктов на десерт. Пускай ребенок самостоятельно выберет то, что ему по душе.
- Попросите выполнять задания для «больших деток». Например, сложить вещи на стул, или отнести носки в корзину для белья.
- Стимулируйте ребенка на выполнение некоторых заданий самостоятельно. Например: «Давай вместе наденем курточку».
- Хвалите его за проявления независимости. К примеру, «О, ты сам залез на горку? Ты становишься сильнее и взрослее с каждым днем!»
- Направляйте ребенка, когда он выполняет новое задание. Например, если вы попросили его выбросить салфетку в мусорное ведро, обязательно устно проговаривайте простые инструкции (особенно если не получилось с первого раза): «Подними ручку выше. Молодец! Теперь брось бумажку!». Таким образом, вы научите ребенка следовать простым инструкциям для выполнения заданий, а в дальнейшем он будет использовать ваш пример для того, чтобы объяснить своим друзьям другие вещи (пошагово).
Развитие дикции у детей от 2 до 3 лет
В этом возрасте произношение малыша все еще желает лучшего. И даже при наличии внушительного словарного запаса речь ребенка, скорее всего, будет звучать совершенно неясно. Возможно, он не произносит шипящие или заменяет труднопроизносимые буквы на те, которые ему проще выговорить, или вовсе пропускает их. Например – «иса» вместо «лиса», «питолет», а не «пистолет».
Также возникают трудности со словами, где встречаются две твердые согласные – «стоп». Слово, которое звучит из уст малыша, в этом случае скорее похоже на «топ» или «соп», нежели на оригинальный вариант.
советЕсли ребенок расстраивается, что его никто не понимает, протяните ему руку помощи, терпеливо повторяя много раз фразу, которую он пытается выговорить.
Что делать для развития дикции
- Помогите малышу строить и усложнять предложения. Если он вам скажет – «киса ням-ням?», отвечайте «Да, кошечка кушает». Такого рода упражнения помогут ему корректно формировать фразы, чувствовать себя уверенно и комфортно при общении с вами и другими людьми.
- Играйте в телефон. Используйте для этого игрушечный сотовый. Находясь в той же комнате, позвоните ему, и задавайте ряд простых вопросов: как у него прошел день, что он кушал и чем бы он хотел заняться вечером (например, принять обычную ванну или с пеной).
Когда нужно обращаться к врачу
Если у Вас появилось беспокойство по поводу темпов освоения ребенком родной речи, в первую очередь проконсультируйтесь с педиатром. При необходимости он направит Вас к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, логопеду. Если будут выявлены нарушения или отставание в развитии речи, врачи разработают план дальнейших действий. На то, что малыша нужно показать специалистам, могут указывать следующие признаки.
- В 1,5–2 года ребенок не произносит понятых коротких слов («мама», «папа», «дай»), говорит только на своем языке.
- В 2,5 года у малыша так и не появилась речь или его лексический запас не превышает 10 слов.
- В 3 года ребенок переставляет или пропускает слоги в словах («пувица» вместо «пуговица», «паточки» вместо «тапочки»).
- В любом возрасте появились речевые запинки (ребенок повторяет первые слоги слов).
Развивать речь малыша не так сложно, как может показаться. Постоянное общение с ребенком, занимательные игры, чтение книг – все это совсем не трудно включить в распорядок дня. Немного терпения и систематичности в занятиях могут дать отличные результаты. Если же проблемы с речевым развитием уже появились, специалист подскажет, как помочь малышу овладеть родным языком.
Профилактика задержки речевого развития
Если обследование показало, что проблемы с речью у малыша вызваны не болезнями, а тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию его речевых способностей, необходимо срочно принять профилактические меры, предупреждающие дальнейшее отставание. Вот несколько советов, как исправить ситуацию:
Каждый день уделяйте время общению с малышом. Тренировка речи должна быть ежедневной.
В разговоре с ребёнком избегайте сюсюканья и намеренного искажения звуков
Чтобы у него формировалась правильная речь, сокращённые слова «ляля», «гав-гав», «би-би», «бай-бай» замените на обычные.
Не ругайте его за речевые ошибки, чтобы он не начал бояться говорить с вами, но тактично и осторожно исправляйте их.
Как можно чаще читайте малышу сказки, а затем терпеливо и подробно отвечайте на все вопросы, которые он задаст.
Проявляйте интерес ко всему, что говорит ребёнок, не отмахивайтесь от его попыток разговаривать с вами, даже если вы устали или не в настроении.
Не старайтесь предугадать и выполнить каждое его желание — пусть он учиться обращаться к вам с просьбами.
Периодически задавайте ему разные вопросы или обращайтесь с небольшими просьбами. Например, путь он посмотрит в окошечко и расскажет вам, какая на улице погода.