Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет
Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода. Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы. Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.
К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.
Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения. В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.
Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.
Родителям важно наблюдать за ребенком, его состоянием физического и психического здоровья, развитием. Это поможет вовремя заметить отклонения
Признаки задержки речи проявляются на первых этапах ее становления.
- аномальное протекание доречевого периода (беззвучность малыша, однотипные вокализации, редкие гуление и лепет);
- ребенок в 1 год не реагирует на звуки, речь;
- в возрасте 1,5 лет малыш не пытается повторять слова взрослых;
- в 1,5-2 года ребенок не может выполнить пассивное действие;
- в двухлетнем возрасте малыш не выговаривает слов;
- в 2,5-3 года ребенок не способен составлять простые фразы;
- в трехлетнем возрасте отсутствует собственная речь. Для коммуникации используются жесты, мимика.
Что делать в домашних условиях?
Для успешного и оперативного решения проблемы задержки становления речи, недостаточно только давать прописанные доктором препараты, водить малыша на физиопроцедуры, занятия с логопедом или дефектологом.
Родителям необходимо дома закреплять умения, полученные малышом в процессе лечения. Существуют специальные обучающие занятия, которые проводятся в игровой форме.
Требуется учитывать возраст малыша. С детьми 2-3 и 4-5 лет надо заниматься по-разному. Что делать в домашних условиях для стимуляции развития речи, может подсказать педиатр.
В 2-3 года
Родители, у детей которых имеется ЗРР, интересуются, что делать, если ребенок плохо говорит в 3 года. В условиях дома нужно помогать малышу развивать речь
Важно исключить те факторы, которые оказывают негативное влияние
Специалисты дают такие советы:
- не включать телевизор во время бодрствования ребенка. Многие родители ошибочно думают, что шум на заднем фоне улучшает развитие речи. Но педиатры утверждают, что дети, которые постоянно смотрят и слушают телевизор, чаще сталкиваются с ЗРР;
- научить малыша общаться жестами. Это поможет ребенку избавиться от неприятного чувства беспокойства и растерянности. Существуют исследования, которые подтверждают связь между речью и языком жестов;
- класть игрушки и интересующие малыша предметы в недоступные для него места. Это будет мотивировать ребенка обращаться к родителям за помощью;
- играть с малышом не меньше 40 минут в день. В это время нужно употреблять простые выражения («красный мячик», «быстрая машинка»);
- проводить обучающие занятия с карточками Домана;
- давать ребенку пить воду, молоко, сок или другую жидкость через трубочку. Это позволит укрепить мышцы рта и облегчить процесс воспроизведения слов и фраз. Желательно использовать волнистые, закрученные трубочки-соломинки.
В 4-5 лет и старше
После четырех лет повышается вероятность перехода ЗРР в задержку психоречевого развития. Это связно с тем, что отсутствие или плохая речь тормозят становление мышления. Как показывают статистические данные, после 5 лет шансы на полное устранение отклонений резко падает.
У детей старше 6 лет вероятность излечения составляет всего 0,2%. Поэтому у многих родителей, дети которых \ имеют ЗРР, возникает вопрос, что делать, если ребенок в 4 года плохо говорит.
Специалисты дают такие рекомендации:
проводить развивающие занятия. Полезны пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук улучшает работу артикуляционного аппарата. Ребенку полезно собирать конструктор, пазлы, играть с мозаикой, лепить из пластилина, нанизывать бусины на леску, рисовать пальчиковыми красками. Также рекомендованы подвижные игры. Желательно, чтобы все действия сопровождались словами. Полезны музыкальные игры: угадывание голоса животного, названий мелодий. Это учит сосредотачиваться, улавливать изменение тембра голоса
Необходимо развивать зрительное внимание. С этой целью рекомендуется играть с разноцветными предметами, геометрическими фигурами;
выполнять массаж
Помогает, если ЗРР спровоцирована отклонениями в психофизическом состоянии.
Важно помнить, что занятия с ребенком дома не являются альтернативой лечению, назначенному доктором.
Нормы развития речи у ребенка
Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов
Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим. Главная задача родителей — вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности
Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.
Наиболее распространенные разновидности речевой патологии у детей
Речевые нарушения могут иметь различные проявления, которые зависят от степени поражения и локализации речевой функции. В данном материале не будем углубляться в узкопрофильную, чисто логопедическую специализацию, а поговорим о современных патологических последствиях, которые возникают под действием вышеуказанных причин.
Для удобства будем делать это, рассматривая каждый период речевого развития ребенка. Начнем с первого — от момента рождения до первого года жизни — «подготовительного» периода
Здесь уже очень важно активное участие родителей, ведь ребенок должен слышать речь, должен видеть, откуда вообще берется звук. Он уже в 4 месяца предпринимает попытки подражать взрослым, поэтому если рядом есть родители, которые недостаточно часто говорят с ребенком, формируется предпосылка для развития задержки речевого развития, а значит, и дисгармония в развитии психической сферы
Следующий период – «преддошкольный», который длится от 1 до 3 лет
Именно тогда у ребенка не только повышается речевая активность, а и значительно возрастает внимание к речи взрослых.Также происходит формирование словарного запаса, а как малыш его сформирует, если в руках есть телефон с мультиками, персонажи которых говорят массу незнакомых слов? Да, некоторые из них откладываются в памяти, но вряд ли будут использованы в правильном смысле. Наблюдали ли вы ситуацию, когда в украиноязычной семье ребенок говорит по-русски? — именно это является результатом просмотра мультфильмов на русском и усвоения русскоязычного словарного запаса
В некоторых случаях дети даже передают интонацию персонажей.
Данный период нельзя недооценивать, ведь именно в этом возрасте завершается анатомическое формирование речевых зон коры головного мозга. Любые неблагоприятные условия воспитания ребенка могут стать причинами патологий речи, которые уже не удастся скорректировать в полном объеме.
Дошкольный период – от 3 до 7 лет, характеризуется наиболее интенсивным развитием речи у детей. Кроме расширения словарного запаса наблюдается еще и активное развитие навыков словообразования.
Обычно все эти процессы будут реализованы при условии активного участия взрослых. К сожалению, именно в этот период родители часто пренебрегают речевым общением с детьми и, опять же, заменяют это гаджетами. Но персонажи не дадут ответы на множество вопросов, которые появляются каждую минуту. Именно из ответов взрослых дети усваивают не только интересную информацию, а и структуру построения сложных предложений. При таких условиях задержка речевого развития прогрессирует. К видимым симптомам этого процесса можно отнести:
- Недостаточность речевой активности ребенка.
- Очень непонятная речь с нарушениями произношения большинства групп звуков.
- Недостаточный уровень коммуникабельности.
- Трудности в формировании предложения.
- Неумение вести диалог
Так как речь является залогом психического развития, то к вышеперечисленным проявлениям можно добавить еще агрессивность и гиперактивность, или наоборот – замкнутость, заторможенность и апатичные проявления, а также значительный дефицит общих знаний.
Здесь не имеется в виду, что мультфильмы вообще смотреть нельзя
Но важно ограничивать время просмотра до 20-40 минут в день и фильтровать их тематику. Мультфильмы, не соответствующие возрасту ребенка, могут быть провоцировать развитие неврозов, а со стороны речевого развития даже заикание
Школьный период – от 7 до 17 лет – это этап совершенствования приобретенных речевых навыков. Но это не значит, что родители не должны принимать участие в данном процессе. Со временем ребенок все больше взаимодействует с социумом и очень часто манеру общения он перенимает от ближайшего взрослого окружения.
Аппаратные обследования при задержке речи
Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):
- Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
- ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
- Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
- МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.
Причины задержки речи у детей
Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.
К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.
Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность
Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.
Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.
Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.
К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:
- нарушения слуха;
- недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
- нарушения зрения;
- поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
- травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
- алкоголизм родителей;
- наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
- врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.
Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.
Причины ЗРР
Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.
Перечислим основные из них:
- Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
- Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
- Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
- Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
- Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
- Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.
Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно
Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия