Логопедическая характеристика на ребенка с задержкой речевого развития

Предварительный просмотр:

Дата рождения 06.03.2007год

Настя поступила в среднюю группу МДОАУ №95 г. Белогорска в возрасте 4-х лет.

Речевая среда. Процесс воспитания Насти идет под контролем родителей, они интересуются проблемами своего ребёнка, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов. У мамы нарушение темпа и ритма речи – заикание. У Насти раннее психомоторное развитие протекало с задержкой.

Состояние мелкой моторики . У девочки мелкая моторика рук развита достаточно; ведущая рука – правая; пробы Хеда выполняет выборочно; навыками самообслуживания владеет, испытывает небольшие трудности при овладении графическими навыками (при закрашивании рисунков выходит за контур).

Состояние общей моторики . Отмечается задержанная переключаемость движений, Настя испытывает небольшие трудности при имитации движений; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; замен движений и синкенезий не наблюдается.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата . Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий, прикус правильный. Наблюдаются незначительные гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений; движения языка замедлены, с затруднениями, Настя не может длительно удерживать положение органов артикуляции; переключаемость движений нарушена, тонус низкий; при выполнении артикуляционных упражнений мышцы языка слабые. Речевая моторика развита недостаточно.

Общее звучание речи. У Насти речь маловыразительная, невнятная, неразборчивая, малопонятная для окружающих; голос слабо-модулированный, тихий; дыхание свободное; темп и ритм речи в пределах нормы.

Словарный запас. У девочки пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, ограничен обиходно – бытовой тематикой; пассивный словарь преобладает над активным.

Грамматический строй не сформирован.

Связная речь. Наблюдается грубое недоразвитие связной речи; Настя неотчётливо произносит слова; имеет бедный опыт речевого общения.

Координация и ориентировка в пространстве. Настя затрудняется определить правую – левую сторону; зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно; правильно определяет части тела.

Дополнительные сведения. У Насти познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Она не принимает активное участие в организованной деятельности, так как осознает свой речевой дефект. Реакция на одобрение у девочки положительная, на замечания – может расплакаться. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. Настя предпочитает спокойные игры, часто играет одна, любит рисовать, работать с пластилином. Следует отметить, что Настя аккуратна, отзывчива на просьбу взрослого, помогает воспитателю, ранима, быстро утомляется.

Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи (II уровень). Сенсомоторная алалия.

Результаты речевого развития . Динамика речевого развития незначительная, рекомендовано продолжить занятия с логопедом в логопедической группе.

Рекомендации . 1. Диагностическое обследование и сбор данных;

2. избегать интеллектуальных и психологических нагрузок;

3. ребёнок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;

4. рекомендуется консультация у специалистов: детского невролога, психоневролога, дефектолога, практического психолога;

5. проведение дополнительного обследования с целью определения ребёнка на дальнейшее обучение с учётом его уровня развития;

6. Единство требований к ребёнку воспитателя, логопеда, психолога и родителей.

Пример написания логопедической характеристики на ребенка

Диана Шкулепина перешла в среднюю группу, детский сад № 1123, дошкольник, 4 года, поставлен диагноз: задержка речевого развития с задержкой умственных процессов.

Домашняя среда. Родители обеспокоены проблемами дочери, хотят помочь, неоднократно обращались к специалистам, проводился консилиум. Моторика рук развита слабо, наблюдаются неровности в движениях рук.

Логопедический диагноз: Задержка речевого развития 3 уровня. ОНР.

Образцы наблюдений логопедических характеристик понадобятся для работы как логопедическому педагогическому составу, так и для родителей которые обеспокоены неправильным произношением слов детей.

Поочередность наблюдений позволит правильно установить степень поражения речевой системы ребенка и избежать ошибок в системе контроля установки группы логопедического здоровья.

Обратите внимание! В настоящее время правильная речь играет большую роль в обществе. Правильный подход к урокам сделает ребенка полноценным, самостоятельным, уверенным в себе в современном обществе

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Логопедическая характеристика на Игоря Ю., обучающегося 2 класса

Дата рождения:

Логопедический заключение: Общее недоразвитие речи III уровня.

Игорь посещает логопедические занятия в МОБУ СОШ №1 с 15.09.17 г. (второй год обучения).

Речевая среда.

Нарушений речи у близких родственников нет. Игорь в текущем учебном году не пропустил ни одного логопедического занятия, в 2017 – 2018 учебном году были пропуски по причине болезни и в актированные дни. Мама поддерживает связь с учителем-логопедом, интересуется проблемами своего ребенка, консультируется со специалистом. Домашние задания Игорь выполняет вместе с мамой, самостоятельно сделать их не может, так как до сих пор не научился читать.

Общая моторика.

Отмечается задержанная переключаемость движений, медлительность, моторная неловокость. Испытывает затруднения в играх с мячом, катании на велосипеде.

Артикуляционный аппарат.

Наблюдается неправильное расположение зубов. Артикуляционные позы при произношении многих звуков искажены. Страдает объем, точность выполняемых движений и переключаемость. Наблюдаются синкинезии при выполнении некоторых артикуляционных упражнений.

Общее звучание речи.

Речь невнятная из-за многочисленных нарушений звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слова, аграмматизмов. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.

Грамматический строй речи.

На вопросы Игорь отвечает односложно либо фразой из 2-3 слов.

Испытывает трудности при конструировании даже простых предложений. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, “бананое пюре – банановое пюре”); в согласовании прилагательного и существительного (например, “ у девочки синий ручка”), в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 утёнков”).

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Звукопроизношение.

За время посещения логопедических занятий были поставлены проблемные звуки , , , , , , но в речи они не закреплены. Процесс автоматизации звуков затягивается месяцами, так как у Игоря нет желания научиться красиво и чисто говорить, он не старается сказать слово правильно.

Скороговорки, которые разучиваются на логопедических занятиях, Игорь самостоятельно не называет, либо искажает их, произносит неточно.

Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски и перестановки слогов (например, “гусеца” — гусеница, “велосед” — велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Общие сведения.

Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

Все виды памяти снижены. Стихи заучивает медленно, самостоятельно воспроизвести затрудняется

Внимание кратковременное, очень быстро утомляется и отвлекается на посторонние предметы

За время посещения Игорем логопедических занятий он показал очень небольшую динамику при коррекции нарушений устной речи.

Логопедическая характеристика

(ФИО ребенка) поступил в подготовительную к школе группу ГБОУ СОШ №1034 в возрасте 5 лет 10 мес. с диагнозом ФНР (от 01.02.2011).

Речевая среда. Двуязычие, имеется нарушение речи у близкого родственника (брата). Нет контроля за процессом воспитания со стороны родителей. Родители не консультируются с педагогическим составом.

Состояние ручной моторики. Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т.д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен.

Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции.

Общее звучание речи. Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.

Пасивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляются в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года, порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи мало сложных предлогов.

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананый – банановы», «стекловый – стеклянный»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красивый кукла»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, 5 вишнев, 5 деревов). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Ребенок не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления недостаточно сформированы.

Звукопроизношение. Поставлены проблемные звуки , и их мягкие пары. Однако в речи они иногда искажаются.

Слоговая структура слова. Искажена слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов. Искажены слова сложной слоговой структуры.

Ребенок не знает алфавит, не читает. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение) . Затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит).

Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры.

У ребенка энурез.

Ребенок отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи II-III уровня

К моменту окончания подготовительной к школе группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.

Сафарбекова Татьяна Казимовна,
учитель-логопед

Перечень логопедических заболеваний у детей

У детей логопедические диагнозы бывают двух форм: физиологические и патологические. В отличие от патологических физиологические виды исчезают самостоятельно до 5 лет. Чем быстрее поставлен диагноз, тем больше возможность откорректировать речь дошкольника.

Обучение ребенка логопедическим урокам

На сегодняшний день перечень логопедических болезней детей достаточно широк.

Основные формы болезней речевой системы

Дислалия. Дошкольник не может четко произносить некоторые звуки при нормальном слухе и отсутствии со стороны патологий иннервации артикуляционного аппарата. Физиологическая дислалия, возможно, до 5 лет пройдет самостоятельно. Профилактика состоит в усердном развитии речи с 1 года.

Дизартрия – неправильное произношение слов из-за плохой иннервации аппарата речи в заднелобных и подкорковых отделах мозга. Речь похожа на разговор с кашей во рту. Причиной является поражение подкорковых отделов мозга. Ограничение подвижности языка, верхнего неба приводит к затруднению артикуляции. Патология лечится логопедическими методами, ЛФК, развитием мелкой моторики пальцев.

Обратите внимание! Здесь поможет лепка из пластилина, игры с мелкими предметами (при условии, что родители будут находиться вместе с малышом во избежание несчастных случаев). Ринолалия – неполноценная речь в результате наличия врожденных патологий полости рта: заячья губа, расщелина неба

В большинстве случаев речь монотонна, невнятна

Ринолалия – неполноценная речь в результате наличия врожденных патологий полости рта: заячья губа, расщелина неба. В большинстве случаев речь монотонна, невнятна.

Реактивный мутизм – немота, появившаяся вследствие нервного стресса или психологического шока.

Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями

Формулировка патологий речи строится следующим образом:

Впереди ставится степень развития речи, затем следующим предложением выводится диагноз (если он есть).

Обратите внимание! Но в разных городах России заключение может звучать по-разному. У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени

У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени.

У интеллектуально здоровых детей: общее недоразвитие (2 уровень), детская афазия, общее недоразвитие (1 уровень), сенсомоторная алалия.

Логопедическая характеристика на ребенка с аутизмом для ПМПК

Девочка пяти лет. Аутизм первой степени, недоразвитие речи 2 ст., ффнр.

Ребенок с аутизмом

Мышечная дистрофия, гипотонус, движения медленные вялые. Общая моторика задержана в развитии, не может стоять на одной ноге, держать равновесие, сидя на велосипеде; не может застегивать пуговицы самостоятельно, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики.

Внимание развито хорошо, обращает внимание на изменения мимики лица. Дает правильные ответы

Преобладает зрительная непроизвольная память. Ассоциативное мышление не развито. Совместное общение с одногодками отсутствует, она не может постоять за себя. Самоагрессия выявляется при самообращении «Даша играется», «Даша расчесывается», таким образом, чувство самосознания у девочки не сформировано.

Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по ФГОС

Правильно подобранная логопедическая программа дает больным детям условия и дополнительные возможности для развития речи и совершенствование других полезных навыков.

Обратите внимание! Логопедическое сопровождение детей с овз в школе проводится непосредственно комиссией специалистов. Руководителем организации создаются индивидуальные классы, где педагоги проводят уроки в форме презентаций.  Курс будет окончен, когда у детей будут полностью отсутствовать логопедические нарушения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: