Свойства внимания
Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?
Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо
Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.
Какую методику раннего развития выбрать
Не забывайте, что требования к современным детям выше, чем были к малышам предыдущего поколения. Это еще один аргумент начать заниматься как можно раньше.
Помимо отдельных упражнений, разработаны целые методики. Но чтобы они были эффективны именно в вашем случае, внимательно наблюдайте, нравится ли выбранная методика вашему ребенку, как он на нее реагирует, к чему у него проявляется больший интерес.
Также стоит обратить внимание на различные развивающие занятия: Говорим с пеленок или Первые эмоции
Метод Монтессори
Мария Монтессори – педагог-дефектолог, поэтому ее метод применялся в первую очередь к детям с проблемами развития. Она основана на тактильных ощущениях, мелкой моторике и образном мышлении. Малыш многому учится самостоятельно посредством специальных карточек, рамок, кубиков. С помощью метода Монтессори даже дети с умственными отклонениями учатся читать, писать и считать.
Но есть и свои недостатки – метод эмоционально скуден, поэтому больше подходит детям, которые лучше воспринимают информацию зрительно.
Буквы и цифры
Это метод обучения по кубикам, на каждой грани которого изображена одна буква или цифра. Все они разных размеров и цветов. Кубики дают общее понимание алфавита и цифр, а запоминанию способствует фотографическая память.
Насколько целесообразно начинать учить буквы и цифры в годовалом возрасте — зависит от индивидуального развития каждого малыша.
Игры с манкой
Польза сенсорных упражнений доказана многолетней практикой, и самый простой способ позаниматься в этом направлении – метод с манной крупой. Суть его прост – в контейнер нужно насыпать манку и предоставить грудничку возможность ее трогать, щупать, набирать в руку, сыпать, пересыпать из емкости в емкость, рисовать на ее поверхности. Если потереть в манку цветные мелки, игра станет еще интереснее. Занятие развивает усидчивость и координацию.
Глена Домана
Метод обучения с помощью черно-белых карточек, на которых изображены животные, растения, разные предметы, люди. Малышу показывают одну такую карточку в течение 5-10 секунд, что способствует быстрому визуальному запоминанию, тренирует мозг и расширяет интеллектуальный потенциал.
Из минусов – этот метод не очень хорош для совсем маленьких, так как запоминание происходит автоматически, без понимания смысла. Также родителям нужно вносить свою лепту, чтобы придать методу эмоциональности.
Методика рисования Марии Гмошинской
Главная цель – укрепление контакта малыша с родителем через творческую деятельность. Пальчиковое рисование позволяет развивать цветовосприятие, сенсорную сферу, мелкую моторику, развивает психоэмоционально.
Этот метод также служит профилактикой девиантной формы поведения в дальнейшем.
Сесиль Лупан
Главные принципы – тесное общение с ребенком, в результате которого родители могут точнее определить способности малыша и развивать их.
Принципы метода Лупана:
- обучение по мере заинтересованности без навязывания;
- использование материалов из окружающей среды;
- отсутствие ограничений одной тематикой;
- общение на равных.
Как развивать внимательность у детей
В дореволюционной России в гимназиях выставлялась отдельная оценка за внимание. Предохранение подрастающего поколения от рассеянности считалось наипервейшей заботой педагогов
Это не удивительно: способность концентрироваться на задании позволяет успешно обучаться. Обидные ошибки при письме и счёте свидетельствуют в первую очередь о плохом внимании.
Рассеянность – недостаток воспитания
Привычку к произвольному вниманию нужно специально вырабатывать. Это качество развивается «в одной упряжке» вместе с волей, целеустремлённостью. Внимательны в своей работе люди, которые ясно осознают, что и для чего они делают. Школьники, особенно младшеклассники, в большинстве своём не приучены к сосредоточенной работе. Преодоление невнимательность – долгий, но благодарный труд
Важно не упустить момент и помочь ребёнку заложить основу хорошей учёбы
Секреты развития внимательности
- Систематичность. Любая работа или игра может подарить возможность тренировки сосредоточенности. Даже несколько минут в день, посвящённые развитию ребенка, превращаются в солидное вложение в его будущее.
- Понимание причин проблемы. Основанием рассеянности ребенка могут быть:
- нарушения здоровья, утомление;
- отсутствие интереса;
- пробелы в знаниях, которые не позволяют следить за объяснением учителя;
- слишком высокая сосредоточенность, погруженность в себя (ребёнок не следит за окружающей ситуацией).
Для начала полезно получить консультацию специалиста, чтобы исключить серьёзные заболевания. Затем вдумчиво проанализировать ситуацию и решить, что нужно ребёнку: репетитор или занятия по развитию внимания.
Подбор интересных, разнообразных и полезных тренингов преодоления рассеянности
Упражнения призваны постепенно приучать ребенка «держать» произвольное внимание
Это становится возможным, если школьник осознает важность задания и заинтересован в результате
Никому ведь неинтересно тренироваться ради тренировки! Помогают научиться сосредотачиваться на действии словесные отчёты о том, что сделано, что ещё необходимо сделать
Воспитание внимательного человека
Для детей полезны упражнения, направленные на развитие следующих качеств:
- объём внимания (сколько объектов воспринимает одномоментно);
- устойчивость внимания;
- переключение (сознательное перемещение внимания с предмета на предмет);
- концентрация (сосредоточенность на одной деятельности или предмете).
Для умеющих читать и считать предлагаются следующие приёмы:
- Найди слово. За определенное время найти слова. среди набора случайных букв. Рекомендуется 4-5 строк без пробелов. Например, такой вариант:
Чем быстрее ребёнок находит реально существующие слова, тем лучше.
- Счёт в обе стороны. Считать вслух от 1 до 10, но одновременно на листке бумаги писать обратную последовательность (от 10 до 1). Интервал можно увеличивать до 20, 50 и т. д. При оценивании учитывается скорость и правильность при счёте и письме.
- Шифр. Простейший вариант – присвоить числовое значение каждой букве алфавита, ведущий диктует слова, играющие записывают их шифром. Упражнение можно усложнять: нумеровать не с первой буквы, а с последней, шифровать при помощи придуманных символов.
- Копирование. Списать с образца бессмысленное сочетание букв. Для выполнения нужна высокая концентрация и устойчивость внимания. Вариант для списывания: миаормиквжуйщшсбуеаоыичмч. Можно увеличивать длину буквосочетания в соответствии с возможностями ребёнка.
- Помеха. Рисовать в тетради фигуры (треугольники, квадраты и т. п.) и одновременно считать хлопки ведущего. Чем больше фигур нарисовано и правильно сосчитано сигналов, тем качество внимания выше.
- Тень. Ребёнку предлагается стать «тенью» – повторять за ведущим все движения. Процедура развивает не только внимательность, но и двигательную память.
- Корректор. Вычеркивание определённых букв из печатного текста оттачивает концентрацию. Можно взять любой печатный текст, задать букву (или несколько) и как можно быстрее найти их и отметить.
Для достижения наилучшего результата надо тщательно продумать весь образ жизни ребенка. Режим дня дисциплинирует, помогает развивать волю. Растущий человек должен знать, что существуют временные рамки для выполнения определенной работы. Если делать дела не отвлекаясь, концентрируясь на выполнении, результат будет лучше. Взрослым нельзя тревожить ребенка во время работы. Запрещается дёргать, ругать, комментировать до завершения начатого
Лучше помочь примером: не затягивать с важной работой, не делать «на скорую руку». Если родители внимательны, ребенку легче вырастить в себе подобное качество
Внимание – как основа развития ребенка
Часто родители допускают одну и ту же ошибку – ожидают, что школа научит их чадо всему необходимому, а также воспитает полезные качества. Они не понимают, что такое отношение становится причиной серьезного стресса у детей. Из состояния детсадовца или домашнего любимца, малыши неожиданно становятся учениками, к ним начинают предъявлять суровые требования
Рассеянное внимание у ребенка – лишь одно из потенциальных негативных последствий такого подхода. Не совсем логично требовать идеального поведения в течение урока и четкого выполнения инструкций от маленького человечка, который никогда с этим не сталкивался
Рассеянный ученик зачастую испытывает такие трудности:
- задержка развития познавательных процессов – мышление, память, воображение;
- негативное отношение к необходимости учиться – результатом становится низкая успеваемость;
- отсутствие успехов в видах деятельности, не связанных напрямую с освоением школьной программы;
- допущение грубых ошибок и невозможность их найти, что становится причиной насмешек и осложняет положение ребенка в социуме;
- буквальное игнорирование увиденного и услышанного, приводящее к невозможности запоминать важную информацию, объем которой со временем только увеличивается.
Дети лучше усваивают учебный материал, если они достаточно сосредоточены и усидчивы.
По статистике, невнимательный ребенок чаще всего оказывается выходцем из семьи, в которой у него не было хотя бы номинальных обязанностей. Также в группу риска попадают дети, не посещавшие по состоянию здоровья или убеждениям родителей детский сад.
Практически невозможно безболезненно научить ребенка усидчивости, если он в течение 6-7 лет был предоставлен сам себе. Не стоит надеяться, что школа все это исправит – если за дело возьмутся родители и близкие, положительные результаты будут более очевидными.
Упражнения для развития усидчивости и внимания у детей
Длинно сохранять внимание на одном деле помогут такие занятия:
Рисование. Это дело очень увлекает детей, фантазия которых безгранична. Они с удовольствием будут изображать многообразные пейзажи и любимых героев фломастерами, карандашами или красками. Не стоит мешаться в сам процесс со своими указаниями, лучше предоставить малышу полную независимость действий. Тогда рисовать он будет более увлеченно, а потом труд покажет, надеясь увидеть одобрение на лице и получить похвалу за самостоятельность.
Лепка. Еще одно увлекательное занятие, позволяющее ребенку проявить фантазию и воображение, а также раскрутить мелкую моторику рук. Создавать мини-скульптуры можно не только из пластилина, в качестве основы можно использовать соленое тесто, глину. Готовые фигурки можно накрыть белой акриловой краской, а потом раскрасить.
Аппликация. Малышу можно предложить наклеить в необходимые места уже вырезанные фигуры из готового набора для аппликаций. Взрослый демонстрирует, как это делается, приклеивает первую фигурку, помогает ребенку найти пункт для следующей. Постепенно все действия перекладываются на него. Как только малыш научится содержать ножницы, ему предлагают сначала вырезать детали, а потом уже сделать из них картинку. Ребенку пяти лет можно предложить продумать простейшую композицию, отыскать нужные детали и создать аппликацию самостоятельно.
Пазлы. Маленьким детям можно предложить скопить картинку из крупных частей, детям постарше выбирают наборы с деталями потоньше.
Мозаика. Мозаичные узоры можно собирать сначала по картинке, после придумывать самим.
Вышивка, плетение из бисера (для девочек пяти лет). Дела с иголкой и бисером позволят не только развить усидчивость, но и усовершенствовать тонкую моторику.
Моделирование, конструирование (для мальчиков)
Позволяют развивать внимание, фантазию и воображение.
Отличными помощниками в развитии усидчивости выступают различные игры на сравнение, разделение объектов по различным признакам.
Сортировка
Простейшее занятие для дома.
Маленькие ребята сортируют предметы по таким признакам:
- По форме (разные сорта макарон, фасоль и горох, кубики и мячи, ручки карандаши).
- Краске (разноцветные пуговицы, карандаши).
- Размеру (большие и маленькие фигуры, бусины).
Детям попрестарелее (4-5 лет) можно предложить поделить на группы по видовой принадлежности, например:
- Съедобное – несъедобное.
- Дикие – домашние (звериные).
- Игрушки – предметы труда.
Разнообразить простое перекладывание предметов помогут игры с мячом: дитя ловит его, если назван съедобный предмет, или отталкивает, если прозвучало наименование несъедобного.
Игры на сравнение
Ребенку предлагают внимательно посмотреть на картинки и отыскать определенное число отличий (чем меньше малыш, тем меньше отличий). Искать их можно у вылитых элементов во время прогулки: чем отличаются соседние лавочки в парке, 2 вырастающих рядом дерева или пара котят, пробегающих мимо.
Игру можно видоизменить, предложив отыскать отличия у двух похожих игрушек (например, одному медведю нацепить бантик на ухо, а иному надеть носок на лапку). Или поиграть в игру «Что изменилось?». Ребенок внимательно рассматривает игрушку, после отворачивается. Взрослый что-либо меняет во внешнем виде игрушки (снимает или натягивает). Малыш поворачивается и находит изменения.
Аналогично проводится игра «Что исчезло?». Ребенку предлагают запомнить все игрушки, которые лежат на столе. Когда он отворачивается, ведущий убирает объект. Малыш должен определить, какой игрушки не хватает
Ребенок разбирает и сравнивает, у него развивается внимание. Если ребенок доводит дело до крышки, в нем воспитывается усидчивость
Подвижные игры для развития внимания
Игры в движении помогут детям немножко отдохнуть от сидячей работы и физически совершенствоваться.
Это такие игры, как:
- «Мастери, как я».
- «Море волнует раз».
- «Задания» — по сигналу «стоп!» дети останавливаются и слушают ведущего, какой перечисляет несколько заданий (присесть, прыгнуть, сделать 2 шага), после дает команду «марш!». После этой команды ребята должны быстро выполнить услышанные задания в нужной последовательности.
Диагностика
Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.
- Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
- Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
- Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
- нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
- консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
- педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
- может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.
Основные ошибки родителей
Теперь кратко коснёмся других ошибок, которые родители делают, пытаясь исправить рассеянность своего чада.
Что нельзя делать:
- ругать за невнимательность нельзя;
- насмешки – это оскорбление ребенка, особенно прилюдные;
- нельзя сравнивать вашего и «хорошего» ребёнка – так вы утверждаете, что ваш плохой;
- самостоятельно делать то, что может выполнить малыш – это провоцирует его нестарательность, инфантильность;
- заставлять малыша помногу раз (для запоминания) переделывать работу.
Ставить в вину маленькому ребёнку свои собственные промахи в воспитании нечестно. Дорогие родители, постарайтесь принять, что рассеянность внимания малыша, если она не вызвана болезнью, это ваше упущение.
Только работая вместе, вы исправите ситуацию, но нужно относиться друг к другу с уважением.
Как повысить внимательность и научить усидчивости?
Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:
1. Режим дня
Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.
На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.
Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.
2. Практики повседневной жизни
Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.
Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.
Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).
3. Игра
Она на долгое время останется любимым времяпровождением.
Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.
4. Практики осознанности (Mindfulness)
Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.
В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».
Очень важно, чтобы ребенок научился:
- справляться со стрессом;
- чувствовать свое тело;
- понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.
Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.
Упражнение «5-4-3-2-1»
- Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
- Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
- Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
- Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
- Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.
Упражнение «успокаивающее дыхание»
Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.
5. Физическая активность
Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы
К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу
Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч
Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.
Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.
«Двойные рисунки»
Необходим лист бумаги, два маркера.
Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.
«Ленивые восьмерки»
Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.
6. Творчество
Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.
Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.
Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.
Как научить ребенка внимательности и усидчивости в школе. Как научить ребёнка усидчивости и внимательности
Эта статья привлечёт внимание тех родителей, которые заинтересованы в успехе своих детей. Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни
Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения.
Способность человека контролировать своё поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей еще в дошкольном возрасте
Ребенку очень трудно сосредоточиться долго на чём-то одном, его внимание неустойчиво, но это и необходимо для быстрого, всестороннего познания мира. Поэтому, чтобы привлечь его внимание и подольше удержать его, задания должны быть яркими и интересными, все занятия проводятся в игровой занимательной форме
Можно сшить ребёнку карнавальные костюмы и попробовать вместе сыграть какой-нибудь спектакль. Родители, являющиеся для ребёнка непререкаемым авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют своему малышу: выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, соблюдать последовательность действий. Тогда и ребёнок, подражая родителям, с лёгкостью приобретёт эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы
Очень важно соблюдать режим дня, это дисциплинирует ребёнка, ведь он прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать. Малыш не будет тратить энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует самоконтролю ребёнка
Во время игры детей с родителями необходимо стараться соблюдать последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть малышу. Они должны быть интересными для него, увлекая в мир игры, и тогда ребёнок перестанет отвлекаться и полностью погрузится во взаимодействие с вами. Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда. Похвалите малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать похвалу ещё раз и закончить начатое. В момент игры необходимо убрать все возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки
Вообще-то, у ребёнка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его внимание. Ему хочется поиграть во всё, а в результате игры не получается
Лучше оставить несколько любимых игрушек, а когда ему надоест с ними играть, заменить на другие. Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его увлечениях, так как интерес – главная составляющая усидчивости в нежном возрасте. Хороший повод дисциплинировать ребёнка – уборка после игры. Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом придётся всё переделывать, зато ребёнок сделает всё с удовольствием, получит похвалу и приучится помогать родителям. Для развития усидчивости и внимательности в школе используйте виды деятельности, способствующие этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры, конструкторы. Играйте с ребёнком, направляйте его, пробуждайте интерес, тогда малыш легче адаптируется к школе, а обязательность и усидчивость станут для него не поводом для упрёков, а естественным процессом.