Как помочь подростку адаптироваться в новом коллективе

Сменить школу из-за конфликта

Смена школы из-за конфликта с одноклассниками и/или учителями – нечасто, но и такое бывает. Сотрудники школы особенно настораживаются, когда перевод происходит в середине года.

Я считаю, что переход в другую школу в конфликте – это самый крайний вариант из возможных. Выбирая этот вариант, какой стратегии мы обучаем ребенка? Мы не учим его решать конфликт – мы учим его избегать, переходя в другую школу. Да, есть ситуации, когда переходить надо – чтобы обеспечить безопасность ребенка, но сначала надо испробовать все остальные варианты. Довольно часто это свидетельствует о том, что сами родители не умеют решать конфликтные ситуации и выбирают новую школу как самый простой вариант.

Ребенок, переходивший по этой причине 2–3 раза, будет не способен решать конфликтные ситуации. Он их или избегает, или не находит конструктивных вариантов решения.

Рассмотрим причины перевода ребенка в другую школу:

1.Смена места жительства семьи (в результате покупки новой квартиры, в результате смены места работы, развода родителей, смены района проживания на более благополучный). Здесь все-таки существует выбор: если смена места жительства произошла в пределах одного города, то родителям следует хорошо подумать: переводить ли ребенка в другую школу или нет, существует ли возможность ездить на транспорте до прежней школы, не травмируя ребенка переводом? Если такая возможность отсутствует, то переход в другую школу неизбежен.

Наиболее сложный вариант – перевод ребенка в другую школу другого города. Т.к. в этом случае, ребенок вплотную оказывается в новых обстоятельствах: новый дом, двор, улица, город – все неизвестное. Старые друзья и знакомые далеко, даже в гости на выходные не позовешь, не встретишься. Плюс ко всему — новый класс, свои порядки, возможно, несколько иная учебная программа.

2.Смена школы на профильную, гимназию, лицей, школу с каким-либо уклоном (спортивным, медицинским, языковым). В этом случае, ребенку предстоит пройти предварительное проверочное испытание, по результатам которого руководство школы даст ответ: примет ли ребенка в учебное заведение или нет, а также, есть ли свободные места и вообще можно ли перевести ребенка в эту школу.

3.Конфликтная ситуация в прежней школе. Зачастую ребенок сам просит перевести его в другую школу при наличии острого конфликта с одноклассниками, классным руководителем, учителями, директором.

Если ситуацию не разрешить и переход в другой класс этой же школы не изменит ситуацию, то, конечно же, родители задумываются о смене школы.

Как понять, что адаптация прошла успешно?

Марьяна говорит, что нужно обращать внимание на то, с каким настроением ребенок идет в школу. — Есть дети, которые плачут по утрам до окончания детского садика

Конечно, процесс адаптации у такого ребенка займет больше времени. Нельзя сказать, что если за 3 месяца первоклассник не адаптировался — надо бить тревогу. И наоборот, если спокойный первый месяц еще ничего не значит — проблемы могут проявиться и позже. Следите за тем, как ведет себя ребенок, какое у него настроение по утрам. Трудности бывают в любом коллективе, и это нормально, но если в целом ребенку нравится ходить в школу, значит, процесс адаптации проходит успешно

— Есть дети, которые плачут по утрам до окончания детского садика. Конечно, процесс адаптации у такого ребенка займет больше времени. Нельзя сказать, что если за 3 месяца первоклассник не адаптировался — надо бить тревогу. И наоборот, если спокойный первый месяц еще ничего не значит — проблемы могут проявиться и позже. Следите за тем, как ведет себя ребенок, какое у него настроение по утрам. Трудности бывают в любом коллективе, и это нормально, но если в целом ребенку нравится ходить в школу, значит, процесс адаптации проходит успешно.

Как у вас и вашего ребенка прошел процесс адаптации?

Быстрая связь с редакцией [email protected]Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка

Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения возраст для перехода — это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит. Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко — например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса. Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.

В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки. Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру — приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым. В новой школе также можно будет найти новых друзей — напоминайте об этом ребенку как можно чаще.

В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия. Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время. Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.

Психологическая адаптация ребенка к школе

Если социальная адаптация ребенка к будущей школе во многом зависит от социума и детского окружения, а также педагогического влияния ДОУ, домашних условий, то психологический вектор приспособления представляет собой целостную сложную систему взаимосвязанных компонентов. Они включают в себя мотивацию, достаточность познавательного, речевого и интеллектуального развития, регуляции действий ребенка по отношению к ряду ситуаций, типовида отношений чада со сверстниками и взрослыми.

В современной практике приоритетными считаются три компонента:

Личностная готовность. Указывает на то, хочет ли ребенок учиться, ходить в школу, устанавливать новые уровни отношений сотрудничества со сверстниками, реализовывать иные потребности в контексте общественно значимой деятельности; Наличие воли и мотивации

Коррелирует со способностью контролировать поступки и действия усилием воли, слушать, понимать и вникать в указания учителя, действовать в рамках правил, удерживать внимание определенный промежуток времени; Общий интеллектуальный уровень. Интерпретируется уровнем познавательного развития, способностью усваивать новые объективные знания, различать отдельные стороны предмета, уметь формировать собственное мнение, сравнивать, обобщать, проявлять иную умственную активность.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
 
Например, сильная перегрузка

Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
 
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 

Что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

В ряде случаев помочь разобраться со стойким нежеланием учиться может только психолог.

Не стоит относиться к консультациям у специалиста как к чему-то постыдному, ведь детское нежелание посещать школу может быть вызвано множеством факторов:

  • неблагоприятной атмосферой в семье,
  • неблагополучными друзьями,
  • наличием у малыша дефектов внешности или речи,
  • чрезмерной активностью,
  • наличием зависимости от гаджетов.

В таких случаях разрешить проблемы, купировать конфликтные ситуации крайне сложно без помощи специалиста.

Что делать, если малыш не хочет учиться в начальных классах

Чаще всего маленькому непоседе не хочется посещать школу из-за раннего подъема, нежелания выполнять домашние задания, боязни строгого учителя или конфликтов с одноклассниками.

Задача мамы и папы:

  • Изначально адаптировать маленького ученика к школе: поиграть с ним в «школьные уроки», разрешая выступать не только в роли ученика, но и преподавателя, чтобы снять страх.
  • В первые дни учебы класть малышу в портфель любимую игрушку, чтобы он мог играть на переменах.
  • Постараться заранее познакомить юного ученика с будущим преподавателем.
  • Поощрять маленького человечка различными способами за посещение школы: устраивать в выходные поход в кинотеатр или в центр развлечений.
  • Ни в коем случае не наказывать за неуспеваемость на первых порах.

Что делать, если школьник не хочет учиться в средней школе


Что делать, если школьник не хочет учиться в средней школе

В возрастном пределе от 9 до 12 лет у детей начинает активно формироваться характер и самооценка.

Отказ от учебы в этом возрасте частое явление, дело в том, что в классе все чаще возникают конфликтные ситуации, связанные с периодом становления характеров.

Задача взрослых:

  • Узнать у любимого отпрыска причину конфликта.
  • Обратиться за помощью к преподавателю, его опыт станет хорошим подспорьем в деле купирования конфликта.
  • Создать дома благоприятную психологическую атмосферу.
  • Поощрять за хорошую успеваемость. «Кнут и пряник» — действенный метод, но наказывая сына или дочь за проступки, родители часто забывают о поощрении.
  • Не насмехаться над проблемами юного школьника, отнестись к ним серьезно.

Что делать, если подросток после 12 лет не хочет учиться

В подростковом возрасте на первый план выходит иная причина отсутствия желания посещать школьные занятия — бессмысленные, по мнению подростка, школьные предметы.

Подростки к этому времени уже отлично знают свои способности и недостатки и считают, что ряд предметов им просто не пригодится в дальнейшем.

Цель родителей:

Разъяснить важность всего процесса обучения для расширения кругозора.
Объяснить, что жизнь переменчива и в будущем могут пригодиться знания, которые кажутся ненужными на данный момент.
Стимулировать хорошую успеваемость, разумно наказывать за плохие оценки.


В подростковом возрасте на первый план выходит иная причина отсутствия желания посещать школьные занятия

Родителям важно включиться в адаптацию ребенка в новой школе

Это отличный метод снижения своего собственного стресса, в том числе. Когда родитель загодя приходит в новую школу (полезно взять с собой ребенка), осматривается, пройдет по коридорам и кабинетам, познакомится с классным учителем, директором, возможно, увидит каких-то детей из нового класса, определенная часть тревоги снижается. Новое уже не полностью новое. Уже появилось первое представление.

Для ребенка вхождение в новую школьную жизнь вместе с родителем – это большая поддержка. Он сразу чувствует себя защищенным, когда родитель проторяет дорогу в неизвестность. Исходя из этого, полезно и правильно первое время проводить или встретить ребенка из новой школы, особенно если он учится в начальных классах. Ничего, что он давно самостоятельный — эта родительская поддержка (или бабушкина/дедушкина, если родитель не может сорваться с работы) придает ребенку уверенности и ощущения, что он не один.

Хороший вариант, когда новенький родитель пытается (пусть на первых порах) поучаствовать в каких-то общеклассных мероприятиях, помочь в организации праздников, пр. Это даст ему возможность ближе познакомиться с другими родителями и детьми, учителем. А последним тоже позволит рассмотреть новенького и «принять» в свой коллектив.

Если ребенок уже в подростковом возрасте, родителю надо с ним советоваться о доли своей включенности. Некоторые дети – подростки стесняются уже, когда родители их провожают в школу либо очень активно общаются с учителями. Лучше договориться о такой степени вовлеченности родителя, которая будет ребенку психологически комфортна.

Отдельно надо сказать о личном опыте перехода в новый коллектив родителя, если таковой имеется. Часто переживают за успешность перехода в новую школу те родители, у которых есть собственный негативный опыт. Которые когда-то не смогли «прижиться» в новой школе, возможно, подвергались насмешкам, страдали. И это воспоминание теперь висит страшным грузом над ребенком, которому предстоит войти в новый коллектив. В этом случае родителю лучше «переварить» свой опыт с каким-то доверенным человеком – не ребенком! – чтобы неосознанно не навязывать свои ощущения ребенку, у которого будет только свой опыт, а не ваш.

Почему к новеньким придираются

Враждебность по отношению к новичку — естественная реакция группы. Часто ребята сами не понимают, что заставляет их подкалывать нового человека. Причины могут быть разными. Например, с помощью колкостей и нападок «старички» защищают свой статус и показывают превосходство. Также коллектив или отдельные ученики с помощью придирок и насмешек проверяют, чего ждать от новенького. Ещё одной неосознаваемой причиной бывает ревность и злость, если одновременно с приходом ученика из класса ушёл кто-то другой. По выбывшему школьнику ребята могут скучать и рассматривать новенького — совершенно безосновательно — как причину ухода своего друга.

Отношения в группе и реакция на новичка зависят от сложившегося уклада в школе и классе. В атмосфере небольшой домашней или авторской школы наладить контакт и привыкнуть к новому окружению легче. В крупной школе многое зависит от учителя, его умения разрешать конфликты и выстраивать коммуникацию.

Какие занятия полезны неусидчивым детям

Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.

В принципе в течение года с пяти до шести лет можно «окультурить» возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.

У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.

Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.

Ищите «интересные места»

Помня об утрате вашими детьми двора и всех прилегающих окрестностей, проведите экскурсию в новом районе. Пусть это будет серия прогулок, походов по двору, району

Во время прогулки постарайтесь увидеть что-то интересное, обратить внимание вашего ребенка на «достопримечательности» увиденного. Еще раз акцентируем внимание на том, что нужно «смотреть глазами ребенка» чтобы увидеть именно то, что интересно ему

Конечно, это относится к детям младшего школьного и дошкольного возраста. Дети постарше сами смогут исследовать окрестности и увидеть в них интересное. Тем не менее, осмотреться не помешает. Вы должны знать район, опасности нового места жительства, чтобы предупредить о них своих детей.

Трудности перехода

Взвешивая все за и против перевода в другую школу, не забывайте о возможных проблемах. Механизм адаптации к новым условиям может привлечь за собой снижение успеваемости или ухудшение поведения.

У «новичков» также могут быть проблемы с отношениями в коллективе:

  • В отношении любого незнакомца у нас включаются различные защитные механизмы, которые сильно затрудняют общение. Грустного или замкнутого в себе «новичка» могут принять за «слабака» и выдумают для него насмешки. А того, кто заискивает перед новыми одноклассниками, захотят «проучить».
  • «Новичок» входит в коллектив, где пространство уже освоено, роли распределены, и он в классе часто оказывается «лишним».

Перейдя в новую школу, никому не избежать пристального изучения со стороны одноклассников. Так что ждать, что «новенького» сразу примут в компанию не стоит, ведь классу точно также нужно время, чтобы адаптироваться к незнакомцу.

Подросток хочет учиться!

Есть  такой миф, что подросток учиться  не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории…
 
Обычно  в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь  завтрашние, пропустишь послезавтрашние  – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.  
 

Если ребёнка обижают

Буллинг (термин из американской психологии), или травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет, но иногда бывает и у подростков. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:

  • систематически оскорбляют ребёнка, доводят до слёз, придумывают обидные клички;
  • портят, прячут или выбрасывают его вещи;
  • толкают, щипают, бьют – это насилие. Здесь срочное вмешательство родителей необходимо.

Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).

Дома стоит уделять ребёнку максимум внимания. Ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.

Чего делать нельзя?

Оставлять ребёнка один на один с проблемами, советовать «дать сдачи», «учиться постоять за себя», «не обращать внимания». Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.

Нельзя искать причину травли в том, что ребёнок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребёнка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь. И что насилие можно оправдать.

Переход в новый коллектив не всегда даётся просто. Но если ваш ребёнок гармонично развит и успешен в учёбе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.

Сменить школу из-за переезда

У нас много случаев, когда детей переводят в нашу школу из-за переезда из других городов Казахстана, из России. В этом случае – особая стратегия. Мы советуем родителям пройтись по школе вместе с ребенком, показать, что есть вокруг школы, дать понять, что вы всегда рядом с ним

Без перегибов, но это действительно важно

Дело в том, что ребенок может почувствовать себя брошенным в новой школе, в новом городе, в новой стране. Переход в новую школу – всегда стресс: надо изучить новые правила, войти в новый коллектив, придумать, как с кем выстраивать взаимоотношения, определить, кто на что реагирует. У ребенка пока уходят силы на это. А если еще и в новом городе, то у всей семьи стресс. Я стараюсь объяснить родителям, что в этот момент семье надо сплотиться, больше времени проводить вместе. Тогда уровень стресса от нового места и у детей, и у взрослых будет значительно меньше.

Переход ребенка в новую школу. Как справиться со стрессом

Переход в новую школу — это всегда стресс. Причем, как для ребенка, так и для родителей. В этой статье психолог рассказывает, как преодолеть волнение и адаптироваться к новым реалиям.

На приеме у психолога сидит К., девочка лет четырнадцати, миловидная, высокая, с большими тревожными глазами. Привела мама, сама вся в волнении, в стрессе. Рассказывает: «Переехали в новый район с этого года, и пришлось детей переводить в новую школу, которая тут под боком. Младшие вроде бы неплохо адаптировались, а вот старшая (кивает на К.) – никак не может. Плачет уже третий месяц, просится в старую школу, оценки упали. Была отличницей, очень активной, всегда участвовала во всяких школьных мероприятиях. Сейчас не узнать: идти в новую школу не хочет, стала болеть, ни с кем не общается. Я поняла, что мы уже сами не справляемся.

Остаемся наедине с девочкой. По диагностике – депрессивное состояние. К.: «Я не вписалась ни в этот класс, ни в эту школу. Одноклассники новые восприняли меня недружелюбно изначально, теперь даже есть девочка, которая соревнуется со мной, соперничает во всем. Учителя записали меня в слабые ученицы, потому что я сразу стала теряться, забывать от стресса то, что учила. Я вся на нервах, когда нахожусь там. Лучше уже я буду ездить через полгорода, но в старую, привычную школу, где мне легко, и все меня знают и любят».

Эта история ставит перед нами сразу много вопросов, которые надо постепенно разрешать.

Трудности адаптации детей к школе

В первый год школьного обучения родители ребенка часто сталкиваются с системными трудностями адаптации чада к новому социуму. В ряде случаев их удаётся устранить безболезненно, отдельные же проблемы могут преследовать семью на протяжении длительного периода времени, вплоть до средней школы. Типичные негативные ситуации и методы их возможного разрешения:

Неуспеваемость. Следует разделять действительное невосприятие ребенком школьной программы и некоторое отставание от неё — в последнем случае основной негатив часто вносится самими родителями, которые ожидают от чада неоправданно высоких достижений. При их отсутствии даже скрытая демонстрация недовольства может негативно влиять на первоклассника. Неизбежные адаптационные трудности, связанные с вливанием в новый социум, индуцируются и развиваются завышенными требованиями, что в конечном итоге не позволяет усваивать новый материал. Вместо более длительного и плавного вхождения в учебный процесс, ребенок все сильнее отстаёт от основной программы. Решение данной проблемы заключается в более лояльном отношении к успеваемости детей младшего школьного возраста и поощрением любых, даже незначительных успехов на поприще обучения; Лень. Данная проблема общеизвестна и причин её может быть множество. Чаще всего это невысокая потребность познавательных мотивов (ребенок увлечен чем-то другим), общая медлительность темпа собственной мыслительной деятельности из-за темперамента, тревожность и неуверенность в себе, отсутствие четкой мотивации, боязнь неудачи, а также избалованность. Побороть лень можно только длительной систематической работой с ребенком (в том числе и по выполнению домашних заданий), дополнительной мотивацией и иными методами без жесткого давления на психику ребенка и скандалов; Уход от продуктивной деятельности. Ребенок присутствует на уроке, но при этом не занимается учебой? Типичная проблема может быть связана с повышенной отвлекаемостью, уходом в себя, а также отсутствием внимания, любви и теплых чувств со стороны родителей. Времяпровождение в школе он воспринимает как отдых от домашних проблем. Возможные пути исправления — это выделение ребенку большего количества внимания, минимизация ссор в семье; Демонстративное непослушание. Если ребенок излишне требователен к вниманию, любит быть всегда в его центре, то он часто провоцирует ситуации, связанные с публичным непослушанием, в том числе и грубыми нарушениями общих норм дисциплины и правил поведения, несмотря на просьбы учителя

«Игра на публику» иногда приводит к срывам уроков и вынужденному вызову завуча, директора и родителей, которые своим персонифицированным вниманием частично удовлетворяют данную потребность. Истинное наказание в этом случае, которое часто помогает побороть проблему — это временное лишение внимание

При этом проводить воспитательную меру нужно комплексно, коррелируя усилия педагогического коллектива и родителей; Вербализм. Очень противоречивая и глубинно проблемная ситуация, связанная с нарушением процессов адаптации ребенка к школе — это высокий уровень развития речи первоклассника наряду с задержкой мыслительных процессов. В дошкольном возрасте многие родители уделяют речи чада максимально возможное внимание, при этом, никак не работая с абстрактным, практическим, логическим мышлением малыша, в результате чего бойкая речь, завышенная самооценка со стороны родителей и самого учащегося не подкрепляется качественным усвоением знаний. Это порождает за собой много проблем, в том числе негативное отношение матери и отца ребенка к педагогическому коллективу — они не могут понять, почему их чадо, отлично говорящее и рассказывающее стихи, хронически не усваивает основную школьную программу. Разрешение этой ситуации заключается в форсированном развитии образного мышления (мозаика, аппликации, рисунки и так далее) со стимуляцией продуктивной деятельности и ингибиции речевого потока.

Идём в новый класс

Адаптация к новому классу часто происходит нервно. Смена класса становится стрессом, особенно, если одновременно меняется вся привычная для ребёнка обстановка. Например, семья переехала в другую социальную среду: из крупного города в небольшой посёлок или из хорошего района в неблагополучный. Или произошла смена обычной школы на гимназию с более сложной учебной программой. В этом случае ребёнок может столкнуться с новыми, неизвестными ему пока правилами поведения, в том числе и негласными. Как ему помочь?

  • Постарайтесь посетить новую школу до начала учебного года, познакомиться с учителями.
  • Если у школы есть форум или группа в соцсети, ребёнок может вступить в нее, заранее познакомиться с будущими одноклассниками.
  • Родителям не стоит впадать в крайность, провожая ребёнка как на фронт: при спокойном и позитивном настрое гораздо больше шансов, что первое впечатление от знакомства с новыми одноклассниками будет хорошим.

Положение ребёнка в новом коллективе во многом определяется тем, какое место он занимал в старом. Уже начиная с детского сада можно выделить три основные группы детей:

  • Лидеры: как правило, это физически и умственно развитые дети. Они собирают вокруг себя остальных, распределяют роли в играх и придумывают правила, с ними все хотят сидеть за одной партой.
  • «Середнячки» – общительные и дружелюбные дети, которых с удовольствием принимают в игры. У них, как правило, есть несколько друзей, а с остальными в группе или классе ровные отношения, но они зависимы от поведения лидеров, подчиняются им.
  • Аутсайдеры – дети, которых коллектив отвергает по тем или иным причинам. Это может быть связано с отставанием в развитии, проблемами со здоровьем, особенностями характера.

Понять, кем является ваш ребёнок в нынешнем классе, нетрудно. Если он с удовольствием идёт в школу, скучает по одноклассникам во время летних каникул, его приглашают на дни рождения (и приходят к нему) – значит, проблем в общении нет. С большой вероятностью переход в новый класс пройдет гладко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: