Как простимулировать ребенка к изучению английского
Чтобы развить интерес к изучению иностранного, можно воспользоваться следующими наставлениями психологов:
- у него наверняка есть любимые фильмы, мультфильмы, которые он с удовольствием смотрит. Можно найти их на английском языке, и предложить ему посмотреть их в оригинале. Такой же прием возможно применить и по отношению к книгам;
- стараться не высказываться при школьнике в таком ключе, что «я всю жизнь прожил, не зная английского – и ничего…». Наоборот, можно сказать, что вы не знаете иностранный язык, но сожалеете об этом, так как не можете попробовать себя в новой, современной профессии, в которой без английского делать нечего;
- ставьте перед учащимся цели, соответствующие его возрасту. Ученику младших классов понятнее будет осознать пользу от знания иностранного языка, если вы скажете, что это поможет ему читать самые новые сказки и смотреть интересные мультики, которые еще не успели перевести на русский. Подростка заинтересует возможность поездки в языковой лагерь за рубеж, а также то, что, зная английский, он сможет понимать, о чем поют любимые исполнители, что рассказывают о себе известные личности в интервью и т.п.
Готовимся заранее
Чтобы ребенку было проще адаптироваться к процессу получения новых знаний, родителям необходимо подготовить его к учебе заранее. Большинство мам активно занимаются с малышом. Они учат его писать, считать и читать. Такой подход вполне обоснован, ведь мало кто из родителей желает, чтобы его чадо отставало от сверстников. Приобретите первые учебники для детей заранее. Пусть постепенно начинают знакомиться с программой обучения.
Чтобы желание учиться не пропадало, во время обучения используйте процесс игры. Если удастся развить у малыша жажду новых открытий, заинтересовать ребенка, учиться в школе ему будет гораздо интереснее и проще. Но не стоит говорить детям о том, что отличная учеба в школе – это залог хорошего будущего. Дошкольники еще не понимают значения такого высказывания, а скорее, даже воспринимают его, как набор слов. Так что такая мотивация мало воодушевит.
Интересы
Постарайтесь выяснить у ребенка информацию о том, какие предметы ему больше всего нравятся в школе. Поинтересуйтесь, чем вызван его интерес. Порой происходит так, что, допустим, физика ребенку интересна не как наука, а исключительно потому, что преподаватель интересно ведет свой предмет.
Чтобы выяснить реальный интерес ребенка к наукам, следует предложить ему научный фильм или книгу на тему, связанную с определенной дисциплиной. Только делайте это ненавязчиво! Вы можете оставить книгу на журнальном столике. Впоследствии не спрашивайте у ребенка, ознакомился он с информацией печатного издания или нет. Если он действительно заинтересован в этой тематике, то сам проявит интерес, а вы это точно заметите.
Как увлечь ребёнка математикой
Для формирования интереса к алгебре и геометрии расскажите ребёнку, чем ему будут полезны эти предметы в жизни и как их можно применять на практике.
5 причин полюбить математику:
- Регулярное решение уравнений и задач тренирует мозг, улучшает память, развивает внимательность и расширяет кругозор.
- Математика в любой момент может понадобиться в повседневной жизни, например, узнать, на сколько дней хватит карманных денег.
- Расчёты есть во многих науках, например, химии, физике, географии. Даже гуманитарные предметы — языки и литература — опираются на математические и логические законы.
- Для тех, кто серьёзно занимается алгеброй и геометрией, в них сокрыта красота и гармония, сродни музыке — при глубоком изучении появляется любовь к математике.
Владимир Шарич, преподаватель математики а «Экстернате Фоксфорда»
Математика интересна, когда в ней есть творчество, а законы ясны и легки в использовании
Однако скорость усвоения материала у всех детей индивидуальна, поэтому важно уделять достаточно времени каждой теме, чтобы качественно её понять и проработать. Так, ученики «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» могут двигаться в своём ритме
Занятия проводятся в режиме онлайн-трансляции, когда можно сразу же пообщаться с преподавателем и задать ему возникшие вопросы. Все видео сохраняются, их можно изучить в любое время и посмотреть повторно. Для ребят, которые увлечены этим предметом и хотят участвовать в олимпиадах, в «Экстернате Фоксфорда» есть математический образовательный маршрут.
Начнем сначала
Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.
Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:
- он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.
Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:
- умение проявлять волевые усилия;
умение применять произвольное внимание;
умение логически рассуждать и мыслить;
умение анализировать свою работу.
Эти советы психолога рекомендуют не заставлять учиться, а заинтересовать детей игровыми методами, сделать так, чтобы им хотелось получать знания.
Успех
Как к учебе привить интерес, а также каким образом настроить ребенка на обучение различных предметов в школе и масса других вопросов, связанных со школой, волнует большинство родителей. Конечно, многое зависит от учителя в школе и того, как он хвалит ребят. Но и родители должны сделать основной вклад. Не надо сравнивать своего ребенка с отличником в классе, необходимо делать акцент на его прошлые и настоящие успехи. Допустим: «Раньше ты читал медленно, а теперь быстро, ты молодец!» В наших интересах показать своему ребенку его прогресс, чтобы он продолжал двигаться в правильном направлении. Мало кто захочет заниматься тем, в чем чувствует себя полным неудачником. Помните, что только успех заставляет двигаться вперед не только взрослых, но и детей.
Как заинтересовать ребенка учебой
Существует много факторов, которые отбивают у ребенка посещать занятия:
Если ребенок играет в компьютерные игры, занимается спортом или имеет другие увлечения, то его интересы могут не совпадать с интересами школьной жизни.
Ребенок может не ладить с одноклассниками, могут появляться с ними какие-либо разногласия, что и приводит к нежеланию ходить в школу и получать знания.
Очень часто дети не могут найти общий язык с учителем. Например, плохая отметка по предмету, когда ученик все выучил и ответил.
Зачастую родители и педагоги не поддерживают стремление ребенка к знаниям и хорошей успеваемости.
Иногда получается наоборот, родители сами думают за ребенка, что ему делать, у каких педагогов учиться и т. д. Чувства ответственности у ребенка нет
Важно проблемы решать не «за» ребенка, а «вместе» с ним.
Чтобы заинтересовать ребенка учебой, родителям нужно найти причину, по которой ребенок не хочет учиться в школе.
Рекомендации родителям по мотивации детей к учебе
Нельзя «давить» на ребенка, винить в неуспеваемости и предъявлять ультиматум.
Первую помощь, которую вы можете оказать ребенку, это делать домашнее задание вместе с ним. Вы можете подсказать, но не больше. Дайте возможность ребенку принимать решения самостоятельно, без взрослых. В этом случае вы должны полностью доверять своему ребенку, даже если он не подготовил домашнее задание. Ребенок ощутит, что значит быть самостоятельным, возьмет на себя ответственность за выполнение домашнего задания. Не выполнив его, ребенок думает, что его «пронесет» и он не получит плохую отметку. После того как один раз постигла неудача, на второй и третий раз он задумается.
Когда ребенок с вашей помощью выполняет домашнее задание, похвалите его. Тем самым вы помогаете ребенку почувствовать уверенность в собственных силах. Через некоторое время доверяйте ребенку самому готовить уроки. Сами же будете в роли проверяющего.
Как в школе, так и дома ребенку нужно объяснить, для чего он учится и получает знания.
Многие дети ходят в школу только ради отметок. Пришел в школу получил плохую или хорошую отметку и больше ничего родители не требуют. А это не правильно. Объясните ребенку, что в школу ходят за знаниями, которые пригодятся в будущем. При выполнении упражнений задавайте ребенку мотивирующие вопросы, например: «Для чего ты выполняешь задание?», «Чему научишься?» и др.
В школе дети часто слышат от сверстников фразы типа, «тебе повезло» или «сам бы ты не справился, тебе кто-то помог», которые иногда подавляют ученика. Ведь ребята знают, что справились самостоятельно, и никто им не помог. В данном случае похвалите ребенка, скажите, что он способный и благодаря упорству добился результатов сам.
Помогайте ребенку, дарите любовь и внимание, только тогда ваше чадо вырастит успешным и умным человеком.
Как стимулировать занятия спортом
Каждому родителю хочется, чтобы его дети были хорошо развиты физически. Но как же вызвать стремление заниматься спортом? У психологов есть рекомендации и на этот случай:
старайтесь выбирать спортивные секции с учетом желаний ребенка;
приобретите необходимый спортинвентарь и форму – так, чтобы занятия проходили для ребенка с безопасностью и комфортом;
всегда поддерживайте его в случае проигрыша в соревнованиях, напоминайте, что это – составляющая процесса достижения успеха;
находите время для совместных тренировок – маленькому спортсмену важно видеть, что вы разделяете с ним его увлечение;
подбирайте интересные книги, фильмы о выбранном ребенком виде спорта.
Придерживаясь рекомендаций и установив доверительные отношения с детьми, вы сможете поддерживать в них желание учиться всему новому!
Фото взято: unsplash.com.
Причины неуспеваемости
Быстрая утомляемость, дополнительные нагрузки на кружках, секциях;
Конфликтные ситуации с учителем или одноклассниками;
Завышенные требования родителей и отсутствие поощрений с их стороны;
Индивидуальные особенности ребенка (например, медлительность);
Способ привлечь внимание родителей к своей личности;
Плохая обстановка, скандалы в семье;
Неумение планировать время, оставлять уроки «на потом»;
Гиперактивность или «витание в облаках» – две крайности, когда ребенок не может сосредоточиться, невнимателен;
Сложная или легкая программа обучения;
Склад ума (гуманитарные либо математические наклонности);
Проблемы со здоровьем.
Не требуйте от ребенка больше, чем он может.
Гораздо важнее воспитать в школьнике такие качества, как трудолюбие, настойчивость, умение общаться, решать поставленные задачи.
Поощрять за процесс, а не за результат
Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.
Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.
Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.
Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.
Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.
Почему ребенок не хочет учиться: ищите причины
Дети по природе своей страшно любознательны и падки на усвоение новой, интересной информации. Ключевое слово здесь «интересной», и именно этот момент совершенно игнорируется в нашей системе образования. Захватывающими уроки делают старания учителей, горящих своей профессией, а стандартная программа рассчитана на активное поглощение сознательными учениками знаний.
На практике детская сознательность не всегда оправдывает ожидания, что плачевно отражается на успеваемости. Причины, почему дети не хотят учиться в школе, отличаются в зависимости от возраста, но основными из них являются следующие факторы:
- Неправильный уклон образования. Выявить типичного гуманитария или математика в 6 лет не просто, и родители отдают ребенка в школу с направленностью по своему усмотрению. С легкостью щелкая примеры и задачи, ребенок откровенно мается на 10 часах в неделю разных языков. На первых порах падает успеваемость по конкретным предметам, но со временем теряется интерес к учебе в целом.
- Сложные отношения с педагогом. Учителя – тоже люди, склонные к формированию симпатий и антипатий, не всегда обоснованных. Необъективность в оценивании нелюбимых учеников встречается повсеместно, и самостоятельно изменить отношение педагога к себе ребенок не в силах. Это полностью убивает мотивацию и старания на этих уроках, зачастую провоцируя бунт против учебы в целом.
- Высокая нагрузка. В стремлении дать чаду мощный старт в жизни, родители стараются объять необъятное, и определяют его на максимальное количество дополнительных занятий. Языковая школа, что-то с физмат уклоном и парочка спортивных секций делают свое дело, полностью выбивая ребенка из сил, в результате единственным желанием становится отдых.
- Взаимоотношения с одноклассниками. Традиционным возрастом распределения социальных ролей в коллективе считается средняя школа, но на деле даже младшеклассник рискует стать изгоем, который подвергается ежедневным насмешкам. В таком случае нет ничего удивительного, если ребенок не хочет учиться в школе, ведь каждый поход туда – это серьезный стресс.
- Режимные ограничения. За время каникул режим дня зачастую успевает кардинально перестроиться. Родители жалеют своего ученика, давая ему высыпаться до обеда, и необходимость ранних подъемов вызывает настоящий утренний бунт. По тем же причинам никогда не ходивший в садик ребенок в первом классе не хочет учиться, ведь для него просыпание в 7 часов утра совершенно непривычно.
- Потеря мотивации. Бум отказа от учебы приходится на 6-8 классы, когда ребенок выходит из-под тотального родительского контроля, и уже не так остро нуждается в одобрении взрослых. Подростки отказываются учиться, апеллируя к тому, что эти знания не имеют практического приложения, и в жизни не пригодятся. Как правило, такой бунт самостоятельно проходит уже к 10-11 классу, когда ребенок осознает, что оценки – это не просто цифры, это еще и ЕГЭ, и хороший ВУЗ, и прибыльная профессия на всю жизнь.
- Гиперактивность. Кипящий энергией карапуз, после начала школьного обучения вынужден обуздать свою активность, и смиренно сидеть на одном месте целый урок. Если ребенок еще и умненький, то схватив все на лету, он начинает откровенно скучать и шалить в оставшееся время. Такая проблема – частая причина того, что ребенок в 1 классе не хочет учиться, но по мере возрастания нагрузки к 3-4 классу, энергия направляется в мирное русло.
- Стрессовые ситуации. В состоянии стресса способность к усвоению материала резко падает, и ребенок может просидеть над учебником несколько часов, так и не поняв ни фразы. Психологи отмечают, что сильное негативное влияние на психику детей оказывают напряженные отношения в семье, развод родителей, смерть близких или знакомых, переезд или смена места обучения.
- Поблажливость учителей. На особое положение попадают призеры олимпиад, спортивных соревнований и прочие дети, часто пропускающие занятия из-за подготовки и выездных мероприятий. Также снисходительно педагоги иногда относятся к часто болеющим или детям своих коллег. Ребенок, привыкший получать завышенные оценки, перестает прикладывать усилия к обучению, так как не чувствует в этом необходимости.
Как видите, причин, почему современные дети не хотят учиться, достаточно. Идеальная ситуация для решения проблемы – устранить провоцирующий фактор или максимально нивелировать его влияние. Но если наклонности ребенка или избыточную нагрузку выявить несложно, то разобраться в хитросплетениях отношений со сверстниками или учителями не всегда возможно, и тогда родителям остается просто помогать школьнику всеми возможными способами.
Ребенок отказывается учиться: причины
Если ребенок потерял интерес к учебе, не проявляет энтузиазма во время уроков или вовсе отказывается идти в школу, родителям не нужно паниковать раньше времени. Задача взрослых – разобраться в предпосылках перемены настроения и желаний школьника. Дети, особенно младшего школьного возраста, в отличие от взрослых, часто не могут справиться со стрессами, проанализировать процессы и сделать выводы. Когда ребенок не справляется сам, на помощь должны прийти отец и мать. И первое, что им следует сделать, — выяснить причину, по которой ребенок не хочет учиться.
Поводов для отказа от учебы может быть много, перечислим главные:
1. Неправильный выбор школы
Часто основным критерием становится близость учебного заведения от дома. Этот фактор на самом деле важен: новая жизнь может вызвать стресс у ребенка, и если в школу нужно далеко добираться, то это вызовет не только дополнительную физическую, но и психологическую нагрузку. Однако во время выбора школы родителям стоит ориентироваться и на ее профиль, и обучающую программу.
2. Стресс в школе
Стресс в школе может возникать из-за тяжелой школьной программы, не соответствующей уровню подготовки ребенка (об этом говорили выше), большей нагрузки (например, по сравнению с той, что была в детском саду), конфликтов с ребятами в классе и даже с учителем и других причин.
3. Отсутствие отдыха
Придя домой после уроков, школьник должен отдыхать не менее полутора часов, в идеале – два. Это не означает, что он должен спать. Это может быть чтение, рисование или любые другие любимые «тихие» занятия. Главное – переключиться с напряженного учебного процесса и дать мозгу и нервной системе перезагрузиться.
4. Неуверенность в собственных силах и давление взрослых
Ребенок должен знать, что родители – его главная опора и защита
Для школьника, и особенно первоклассника важно получать адекватную реакцию на свои действия и оценки. Он должен знать, что его похвалят за хорошую отметку, но и не закатят истерику за плохую
Унижать и оскорблять маленького человека запрещено.
5. Тотальный контроль
Часто дети, которых родители чрезмерно опекают, а часто и делают все за них, теряют собственную волю и становятся пассивными.
6. Повышенная активность
Детям с гиперактивностью трудно концентрироваться и запоминать учебный материал. Они постоянно отвлекаются и с трудом выдерживают 40-минутные уроки.
7. Неблагоприятная обстановка в семье
Малыши переживают из-за каждого скандала родителей, нервничают и замыкаются. Часто дети проецируют все на себя и считают именно себя источником неприятностей, даже если это не так.
8. Плохая компания
Даже школьники младшего возраста могут попасть в плохую компанию и потерять интерес к учебе, если их приятели подают дурной пример.
9. Зависимость от игр, развлечений, вредных привычек
Разные интересы и даже зависимости могут быть как у взрослых, так и у детей. В разном возрасте они отличаются: от игр у младших школьников до вредных привычек и развлечений с друзьями – у старшеклассников.
Определив, какие из этих причин мешают вашему ребенку получать хорошие оценки или вовсе заставляют его отказываться от учебы, вы будете на полпути к успеху.
Развитие речи
1. Моей дочке 3 годика, она очень плохо разговаривает. Стоит ли начинать водить уже ее к логопеду?
Да! Надо, прежде всего, придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий.
2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит: «я сделал, я погулял», короче путает женский и мужской род.
У Вашей дочери не сформировалось согласование слов в роде и падеже. Возможно, это один из симптомов другой целостной картины. Проконсультируйтесь с логопедом. Наверняка потребуются логопедические занятия. Дома Вы каждый раз, как слышите неправильное согласование слов, тут же давайте правильный вариант. Дети часто автоматически повторяют правильно, если нет — стоит намекнуть, что очень хочется услышать.
3. Моей дочери пять лет. Она выговаривает звук «р» только вначале слова. Это нормально? Если нет, что делать?
Думаю, что дочка начала овладевать произношением звук Р (в 5 лет это нормально) — это легче делать в начале слов. Помогите ей продвигаться дальше и начните по слогам проговаривать слова, где звук Р в конце слова, в середине. Помочь Вам могут специальные логопедические тетради на звук Р, занимайтесь с дочкой по ним.
4. Девочке 7 месяцев, не хочет произносить слоги. Как ей помочь?
Понаблюдайте за собой и за своим поведением: если девочка подолгу остаётся одна в кроватке или манеже, если Вы неразговорчивы и мало говорите, то такое вполне может быть и без патологии речи, при возможностях нормального развития. Тогда: носите за собой постоянно ребёнка, чтобы он находился в Вашем обществе и постоянно с ним «разговаривайте», проговаривая вслух всё, что вы делаете, называя все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка. Пойте песенки, рассказывайте и делайте «потешки», типа «Ладушки» и «Коза», добиваясь от ребёнка ответной эмоциональной реакции (она должна смотреть и улыбаться в ответ, сама доделывать какие-то движения). Если ответной реакции нет, идите на консультацию к детскому невропатологу.
5. Моей дочери в июне будет – 5 лет. Не выговаривает р, ш, иногда з. Уже пора заниматься логопедом?
Обычно, занятия по коррекции звукопроизношения начинаются с 5 лет, и к 7 годам работа должна закончиться. Строго говоря, у Вас ещё есть время. Считаю, начинать заниматься с начала учебного года вполне можно.
6. Сыну 11 лет. Как научить его грамотно писать?
Если ошибки очень несуразные «от невнимания», то обязательно тестирование логопеда. Это может быть дисграфия и должна проводиться длительная и грамотная коррекция. Если это незнание правил, поможет учитель русского языка.
7. Моему сыну 2 года, он произносит только «мама», «папа» и еще несколько слов. Нормально ли это?
Около 2 лет я, как логопед, ожидаю услышать появление начал фразовой речи (хотя бы простейшие: «Мама, пипи. Дай пить», и наличие хотя бы нескольких слов 2-сложной слоговой структуры (2 разных слога: слова по типу тётя, аба- яблоко, упа- упал). Если этого нет, то по качеству общения при обследовании логопеда, можно поставить диагноз задержка речевого развития или задержка темпов речевого развития.
Кому тяжелее всего дается хорошая учеба
Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.
Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:
- У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.
Как воодушевить ребенка на занятия музыкой
Как можно мотивировать подростка на успешную учебу в музыкальной школе? Ответ на такой вопрос интересует тех родителей, чьи дети начали заниматься музыкой, достигли в этом определенных успехов, а потом вдруг охладели к занятиям. Причина этого может быть в том, что в подростковом возрасте детям интереснее всего гулять с друзьями, а не просиживать часами за музыкальным инструментом, они начинают считать это ненужной тратой времени. Чтобы возобновить интерес юного музыканта к занятиям музыкой, вы можете:
- спросить у него – может он хочет играть на другом инструменте, и перевести ребенка на него. К примеру, дети, со слезами садящиеся за фортепиано, нередко с радостью играют на ударных инструментах;
- постараться заинтересовать своим примером – вместе разбирать мелодии, записывать ноты, если сын или дочь маленькие – делать это в игровой форме;
- на время взять академический отпуск – ребенок, став чуть старше, может сам попроситься обратно в музыкальную школу.