Ход занятия:
Воспитатель: С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
kartoteka_radostyh_vstrech.docx
Здравствуйте, ребята. Я рада новой встречи с вами.
На прошлом занятии мы познакомились с понятиями «слово» и «предложение». А помог нам в этом, наш новый друг Пишичитай.
(Слайд№3 появление Пишичитай))- автор сценария Евгений Агранович
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый Пишичитай. Сегодня мы с ребятами будем снова говорить о том, что такое «слово».
(Слайд№4)
Кошка, мышка, дом, окно,
Небо, улица, кино,
Солнце, радуга, трава-
Это разные слова.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2019/07/26/zanyatie-po-obucheniyu-gramote-chasti-slov
Воспитатель: все эти слова звучат, потому что мы их произносим.
(Слайд№5)
Пишичитай:предлагаю поиграть в игру: «Назови одним словом»
Кузнечик, пчела, бабочка,стрекоза
Воспитатель: правильно- это слово «насекомые»
Слайд№6
Стол, стул. кровать, диван
Воспитатель: верно, это слово- мебель
Слайд№7 – диван
Воспитатель: что вы можете сказать о диване?
Правильно, диван- большой, красивый, мягкий, синий
Для чего нам нужен диван?
Слайл№7
Правильно, диван нам нужен, чтобы на нем отдыхать, сидеть, лежать.
Запомните ребята, у каждого предмета и действия есть название, которое обозначено определенным словом.
Слайд№ 8
Пишичитай: Слова бывают разные короткие и длинные.
Воспитатель: Да, ребята. Слова бывают длинные и короткие. И сейчас я вам расскажу, как можно узнать короткое это слово или длинное. Все слова можно разделить на части. Послушайте, как я произнесу слово папа. Па-па, сколько раз у меня открывается рот, когда я произношу слово па-па.
Правильно два раза, потому что в слове па-па две части. Предлагаю «измерить» слова с помощью рук. Поставьте руки на уровне груди, ладони соедините вместе. Я буду произносить слова по частям, ладони рук при этом будем разводить в стороны.
Например, Слайд№9
Мяч- короткое слово;
ма-ши-на- длинное слово.
Слайд№10
Пишичитай:предлагаю поиграть в игру: «Короткие – длинные слова»
Я буду называть слово, а вы попробуйте определить длинное оно или короткое.
Картинки с короткими словами мы будем располагать на левой странице. А картинки с длинными словами на правый странице нашей книги.
(Слайд№10 -развёрнутая книга, где поочерёдно появляются картинки, параллельно воспитатель демонстрирует руками деление слов на части)
Дом,- короткое слово
А-пель-син- длинное слово
Ра-ду-га- длинное слово
Кот- короткое слово
Шар- короткое слов
Молодцы, ребята.
Предлагаю отдохнуть.
Слайд№11
Физминутка
Слайд№12
Пишичитай: Предлагаю поиграть еще в одну игру «Подбери слова».
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы скажите мне какие они?
Солнце — какое?
Воспитатель: Правильно ребята, солнце- круглое, желтое, яркое
Слайд№12
Воспитатель: Вода какая?
Воспитатель: Правильно, вода- чистая, прозрачная, холодная
Слайд№12
Воспитатель: Кот какой?
Воспитатель: Верно, кот- пушистый, мягкий, ласковый.
Пишичитай: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Предлагаю научить своих друзей определять длинные и короткие слова.
Воспитатель: спасибо вам уважаемый Пишичитай за интересные игры.
Ну, а нам пора прощаться.
Слайд№13 прощание Пишичитай
Анализ занятия:
Воспитатель: ребята, мы сегодня с вами закрепили понятие слово. Узнали, что слова бывают длинные и короткие и делятся на части. Научились подбирать слова к заданному слову. Предлагаю вам, научить ваших мам, пап, бабушек, дедушек и конечно же друзей играть в игру «Длинные и короткие слова».
До свидания, ребята,до новых встреч!
Ход занятия:
Сюрпризный момент (Появляется королева Азбуки).
— Дети, а вы хотите попасть в страну Азбуки?
— Хотим!
— Ну тогда закрывайте глаза и мы с вами помечтаем! Раз,два, три, четыре, пять начинаем мы мечтать! Открываем глаза дети. Посмотрите, я Королева Азбуки,а это моя страна Азбуки. В моей стране вы должны правильно отвечать на все задания. А кто же нас встречает здесь?
—(Ответы детей) Буквы. Рассматривают и называют их.
— Почему одни буквы синим цветом, а другие красным.
-Гласные и согласные.
Первое задание.
Игра: «Назови братца». (в кругу с мячом) .Я называю твердый звук, а вы мне мягкий. И наоборот, я называю мягкий,а вы твердый.
Второе задание. Дети у вас у каждого есть имя, а ваше имя состоит из звуков.
Сейчас я буду называть звуки, если такой звук есть в вашем имени, значит этот ребенок садится за стол.
— Молодцы, справились с заданием.
Все сели, ручки перед собой положили спинка прямая и все посмотрели на меня.
Третье задание. Дети а какие бывают звуки?
Гласные и согласные звуки.
— Гласные – это, какие звуки? (их можно пропеть и воздух во рту не встречает преград).
— Молодцы!
— А какие гласные мы с вами уже знаем? А, О, У, Ы, И, Э на доску выставляет один ребенок, а остальные называют.
— А согласные? Какие это звуки? Можно их пропеть? Свободно они произносятся? Нет пропеть нельзя, воздух во рту встречает преграды.
— А какие согласные звуки мы уже знаем?
— М, Н,Р, Ш,С,Т
— А какими бывают согласные? (Почему они синим и зеленым цветом написаны)
— Твердые и мягкие.
— Кто помнит, почему синий цвет взяли для М, а зеленый для Н, (синий твердый как лед, а зеленый – мягкий, как травка)
Четвертое задание.
Отгадаем загадку:
Как на речку приплывают,
Сразу в воду залезают.
«Кря»— нырнули на минутку,
Назовите, кто это –утки.
Правильно дети,это утки.
Пятое задание. А теперь произведем звуковой анализ слова утки.
— Сколько слогов в слове утки? (два слога)
— Сколько звуков? (четыре звука)
— Как вы узнали? (четыре домика)
— Сколько гласных? (два гласных домика). Сколько согласных звуков (два: один синий домик (твердый звук) и один зеленый (мягкий звук)).
-У -у- утки – первый гласный звук (у)— гласный,т. к. мы можем его пропеть.
— Ут – тки –второй звук согласный, твердый,т. к. встречается преграда.
-Утк –ки –третий звук согласный, мягкий, мы его не можем пропеть.
— Утки- и –и- четвертый звук гласный.
Физминутка «В декабре».
В декабре, декабре
Будет холод на дворе
И тогда, мы все ребятки
Будем одевать перчатки
Будем так их одевать
А потом их так снимать.
Шестое задание. Игра с заданиями. Вызвать звуки , , , .
Седьмое задание. Назовем слова с заданным звуком в начале слова, в середине, в конце.
Последнее наше задание. Работа в тетради. Нужно заштриховать букву У в одном направлении.
-Молодцы дети, со всеми заданиями справились правильно. Вы мне все очень понравились. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и еще раз помечтаем. Раз. Два, три, четыре, пять мы закончили мечтать.
-и вот мы дети снова оказались в детском саду. Занятие окончено. Все ребятки идут на ковер, а дежурные помогут мне убрать со столов.
Ход занятия.
-Ребята, день сегодня необычный, как вы думаете, почему? Ответы детей.
-Правильно, ведь сегодня к нам на занятие пришли гости – ваши родители и учителя нашей школы. Совсем скоро вы пойдете в школу. А как вы думаете, зачем нужно ходить в школу? Ответы детей.
-Правильно, в школе вы научитесь читать, писать, узнаете историю нашей страны, узнаете много нового о растениях и животных; о земле и воде и многом другом. Вот сегодня наши гости посмотрят, как вы готовы к обучению в школе. Хотите поиграть в игру «Школа»? А вы знаете, как называют детей в школе? Конечно, ученики, а взрослый учитель. Тогда с вашего позволения я буду учителем, а вы – учениками. Начинаем урок. Сядьте все красиво, спинки выпрямили, приготовились внимательно слушать.Первый вопрос: — Из чего состоит наша речь? Ответы детей.
-Правильно, ребята, наша речь состоит из слов и предложений.Предлагаю поиграть в игру: «Кто как голос подает?» Я вам буду называть животных, птиц, а вы должны сказать, как они подают голос.Например: овца блеет, корова, свинья, собака, курица, соловей, кошка, утка, гусь, филин, ворона, волк, медведь, кукушка, воробей, голубь… Составьте предложение из двух слов.Например: Голубь воркует. Молодцы.
-А сейчас другая игра «Кто это? Что это? Отвечайте быстро»
Вкусный, алый, сахарный…
Желтые, красные, осенние…
Ветвистая, зеленая, колючая…
Бурый, косолапый, неуклюжий…
Хитрая, рыжая, хищная…
Серый, злой, голодный…
Белоствольная, высокая, стройная…
-Молодцы, это у нас была разминка. Ой, посмотрите, кто к нам в гости пришел. (Входит мишка с мешком; на нем надета шапка и шарф; в мешке у него матрешка, чашка).
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуй, мишка!
-Мне стало скучно, и я пришел с вами поиграть.Я принес игрушки: мешок, матрешку, чашку. Я могу даже пойти с вами на прогулку, потому что у меня есть теплая шапка и шарф.
-Ребята, а вы ничего не заметили?
-Какой звук есть во всех словах? Давайте определим место звука Ш в этих словах. Дети по желанию рассказывают.
-Как вы думаете, чья песенка «ш-ш-ш»? Правильно, песенка ветра. А еще так шипят гуси. Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Он всегда тихий и твердый. Это согласный звук, шипящий.
—Какие еще согласные звуки вы знаете?
-Как называются эти звуки: А, У, О?
-В каких именах есть звук Ш? (Даша, Саша, Шура, Маша)
-Чтобы у нас лучше получался звук Ш,выучим скороговорки:
Шура сено ворошила. Вилы в сене позабыла.
Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
-А сейчас послушайте внимательно стихотворение:
Шорох, шептанье, шумок под окном,
Шлепанье легкое…Кто это – гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.
-Назовите слова со звуком Ш. Молодцы.
Физкультминутка
Шашки на столе, (присесть, руки вперед)
Шишки на сосне (встать, руки поднять вверх)
-Послушайте загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет — любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Шар)
Звуковой анализ слова шар (индивидуально)
-Послушайте внимательно: ША-РЫ
-Сколько слогов? Почему? Правильно, в слове ША-РЫ два слога,потому что два гласных звука: А, Ы.
-На что похожа буква Ш?Эта буква похожа на забор: три палочки и внизу еще одна.
-Давайте «напишем» букву в воздухе.
Чтение слогов (индивидуально)
АШ ША
УШ ШУ
ОШ ШО
-Послушайте загадки-шутки
На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)
Что можно увидеть закрытыми глазами? (сон)
-А сейчас мы будем писать в прописях палочки одну минуту; кто сколько строчек успеет. Старайтесь, не торопитесь, пишите аккуратно.
-Молодцы, мне сегодня очень понравились прилежные ученики. Ну что сейчас мы спросим учителей, готовы ли наши ребята к школе?