Конспект открытого занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе

Ход занятия:

Воспитатель: С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

kartoteka_radostyh_vstrech.docx

Здравствуйте, ребята. Я рада новой встречи с вами.

На прошлом занятии мы познакомились с понятиями «слово» и «предложение». А помог нам в этом, наш новый друг Пишичитай.

(Слайд№3 появление Пишичитай))- автор сценария Евгений Агранович

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый Пишичитай. Сегодня мы с ребятами будем снова говорить о том, что такое «слово».

(Слайд№4)

Кошка, мышка, дом, окно,

Небо, улица, кино,

Солнце, радуга, трава-

Это разные слова.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2019/07/26/zanyatie-po-obucheniyu-gramote-chasti-slov

Воспитатель: все эти слова звучат, потому что мы их произносим.

(Слайд№5)

Пишичитай:предлагаю поиграть в игру: «Назови одним словом»

Кузнечик, пчела, бабочка,стрекоза

Воспитатель: правильно- это слово «насекомые»

Слайд№6

Стол, стул. кровать, диван

Воспитатель: верно, это слово- мебель

Слайд№7 – диван

Воспитатель: что вы можете сказать о диване?

Правильно, диван- большой, красивый, мягкий, синий

Для чего нам нужен диван?

Слайл№7

Правильно, диван нам нужен, чтобы на нем отдыхать, сидеть, лежать.

Запомните ребята, у каждого предмета и действия есть название, которое обозначено определенным словом.

Слайд№ 8

Пишичитай: Слова бывают разные короткие и длинные.

Воспитатель: Да, ребята. Слова бывают длинные и короткие. И сейчас я вам расскажу, как можно узнать короткое это слово или длинное. Все слова можно разделить на части. Послушайте, как я произнесу слово папа. Па-па, сколько раз у меня открывается рот, когда я произношу слово па-па.

Правильно два раза, потому что в слове па-па две части. Предлагаю «измерить» слова с помощью рук. Поставьте руки на уровне груди, ладони соедините вместе. Я буду произносить слова по частям, ладони рук при этом будем разводить в стороны.

Например, Слайд№9

Мяч- короткое слово;

ма-ши-на- длинное слово.

Слайд№10

Пишичитай:предлагаю поиграть в игру: «Короткие – длинные слова»

Я буду называть слово, а вы попробуйте определить длинное оно или короткое.

Картинки с короткими словами мы будем располагать на левой странице. А картинки с длинными словами на правый странице нашей книги.

(Слайд№10 -развёрнутая книга, где поочерёдно появляются картинки, параллельно воспитатель демонстрирует руками деление слов на части)

Дом,- короткое слово

А-пель-син- длинное слово

Ра-ду-га- длинное слово

Кот- короткое слово

Шар- короткое слов

Молодцы, ребята.

Предлагаю отдохнуть.

Слайд№11

Физминутка

Слайд№12

Пишичитай: Предлагаю поиграть еще в одну игру «Подбери слова».

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы скажите мне какие они?

Солнце — какое?

Воспитатель: Правильно ребята, солнце- круглое, желтое, яркое

Слайд№12

Воспитатель: Вода какая?

Воспитатель: Правильно, вода- чистая, прозрачная, холодная

Слайд№12

Воспитатель: Кот какой?

Воспитатель: Верно, кот- пушистый, мягкий, ласковый.

Пишичитай: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Предлагаю научить своих друзей определять длинные и короткие слова.

Воспитатель: спасибо вам уважаемый Пишичитай за интересные игры.

Ну, а нам пора прощаться.

Слайд№13 прощание Пишичитай

Анализ занятия:

Воспитатель: ребята, мы сегодня с вами закрепили понятие слово. Узнали, что слова бывают длинные и короткие и делятся на части. Научились подбирать слова к заданному слову. Предлагаю вам, научить ваших мам, пап, бабушек, дедушек и конечно же друзей играть в игру «Длинные и короткие слова».

До свидания, ребята,до новых встреч!

Ход занятия:

Сюрпризный момент (Появляется королева Азбуки).

— Дети, а вы хотите попасть в страну Азбуки?

— Хотим!

— Ну тогда закрывайте глаза и мы с вами помечтаем! Раз,два, три, четыре, пять начинаем мы мечтать! Открываем глаза дети. Посмотрите, я Королева Азбуки,а это моя страна Азбуки. В моей стране вы должны правильно отвечать на все задания. А кто же нас встречает здесь?

(Ответы детей) Буквы. Рассматривают и называют их.

— Почему одни буквы синим цветом, а другие красным.

-Гласные и согласные.

Первое задание.

Игра: «Назови братца». (в кругу с мячом) .Я называю твердый звук, а вы мне мягкий. И наоборот, я называю мягкий,а вы твердый.

Второе задание. Дети у вас у каждого есть имя, а ваше имя состоит из звуков.

Сейчас я буду называть звуки, если такой звук есть в вашем имени, значит этот ребенок садится за стол.

— Молодцы, справились с заданием.

Все сели, ручки перед собой положили спинка прямая и все посмотрели на меня.

Третье задание. Дети а какие бывают звуки?

Гласные и согласные звуки.

— Гласные – это, какие звуки? (их можно пропеть и воздух во рту не встречает преград).

— Молодцы!

— А какие гласные мы с вами уже знаем? А, О, У, Ы, И, Э на доску выставляет один ребенок, а остальные называют.

— А согласные? Какие это звуки? Можно их пропеть? Свободно они произносятся? Нет пропеть нельзя, воздух во рту встречает преграды.

— А какие согласные звуки мы уже знаем?

— М, Н,Р, Ш,С,Т

— А какими бывают согласные? (Почему они синим и зеленым цветом написаны)

— Твердые и мягкие.

— Кто помнит, почему синий цвет взяли для М, а зеленый для Н, (синий твердый как лед, а зеленый – мягкий, как травка)

Четвертое задание.

Отгадаем загадку:

Как на речку приплывают,

Сразу в воду залезают.

«Кря»— нырнули на минутку,

Назовите, кто это –утки.

Правильно дети,это утки.

Пятое задание. А теперь произведем звуковой анализ слова утки.

— Сколько слогов в слове утки? (два слога)

— Сколько звуков? (четыре звука)

— Как вы узнали? (четыре домика)

— Сколько гласных? (два гласных домика). Сколько согласных звуков (два: один синий домик (твердый звук) и один зеленый (мягкий звук)).

-У -у- утки – первый гласный звук (у)— гласный,т. к. мы можем его пропеть.

— Ут – тки –второй звук согласный, твердый,т. к. встречается преграда.

-Утк –ки –третий звук согласный, мягкий, мы его не можем пропеть.

— Утки- и –и- четвертый звук гласный.

Физминутка «В декабре».

В декабре, декабре

Будет холод на дворе

И тогда, мы все ребятки

Будем одевать перчатки

Будем так их одевать

А потом их так снимать.

Шестое задание. Игра с заданиями. Вызвать звуки , , , .

Седьмое задание. Назовем слова с заданным звуком в начале слова, в середине, в конце.

Последнее наше задание. Работа в тетради. Нужно заштриховать букву У в одном направлении.

-Молодцы дети, со всеми заданиями справились правильно. Вы мне все очень понравились. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и еще раз помечтаем. Раз. Два, три, четыре, пять мы закончили мечтать.

-и вот мы дети снова оказались в детском саду. Занятие окончено. Все ребятки идут на ковер, а дежурные помогут мне убрать со столов.

Ход занятия.

-Ребята, день сегодня необычный, как вы думаете, почему? Ответы детей.

-Правильно, ведь сегодня к нам на занятие пришли гости – ваши родители и учителя нашей школы. Совсем скоро вы пойдете в школу. А как вы думаете, зачем нужно ходить в школу? Ответы детей.

-Правильно, в школе вы научитесь читать, писать, узнаете историю нашей страны, узнаете много нового о растениях и животных; о земле и воде и многом другом. Вот сегодня наши гости посмотрят, как вы готовы к обучению в школе. Хотите поиграть в игру «Школа»? А вы знаете, как называют детей в школе? Конечно, ученики, а взрослый учитель. Тогда с вашего позволения я буду учителем, а вы – учениками. Начинаем урок. Сядьте все красиво, спинки выпрямили, приготовились внимательно слушать.Первый вопрос: — Из чего состоит наша речь? Ответы детей.

-Правильно, ребята, наша речь состоит из слов и предложений.Предлагаю поиграть в игру: «Кто как голос подает?» Я вам буду называть животных, птиц, а вы должны сказать, как они подают голос.Например: овца блеет, корова, свинья, собака, курица, соловей, кошка, утка, гусь, филин, ворона, волк, медведь, кукушка, воробей, голубь… Составьте предложение из двух слов.Например: Голубь воркует. Молодцы.

-А сейчас другая игра «Кто это? Что это? Отвечайте быстро»

Вкусный, алый, сахарный…

Желтые, красные, осенние…

Ветвистая, зеленая, колючая…

Бурый, косолапый, неуклюжий…

Хитрая, рыжая, хищная…

Серый, злой, голодный…

Белоствольная, высокая, стройная…

-Молодцы, это у нас была разминка. Ой, посмотрите, кто к нам в гости пришел. (Входит мишка с мешком; на нем надета шапка и шарф; в мешке у него матрешка, чашка).

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуй, мишка!

-Мне стало скучно, и я пришел с вами поиграть.Я принес игрушки: мешок, матрешку, чашку. Я могу даже пойти с вами на прогулку, потому что у меня есть теплая шапка и шарф.

-Ребята, а вы ничего не заметили?

-Какой звук есть во всех словах? Давайте определим место звука Ш в этих словах. Дети по желанию рассказывают.

-Как вы думаете, чья песенка «ш-ш-ш»? Правильно, песенка ветра. А еще так шипят гуси. Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Он всегда тихий и твердый. Это согласный звук, шипящий.

Какие еще согласные звуки вы знаете?

-Как называются эти звуки: А, У, О?

-В каких именах есть звук Ш? (Даша, Саша, Шура, Маша)

-Чтобы у нас лучше получался звук Ш,выучим скороговорки:

Шура сено ворошила. Вилы в сене позабыла.

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

-А сейчас послушайте внимательно стихотворение:

Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлепанье легкое…Кто это – гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина.

-Назовите слова со звуком Ш. Молодцы.

Физкультминутка

Шашки на столе, (присесть, руки вперед)

Шишки на сосне (встать, руки поднять вверх)

-Послушайте загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет — любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Шар)

Звуковой анализ слова шар (индивидуально)

-Послушайте внимательно: ША-РЫ

-Сколько слогов? Почему? Правильно, в слове ША-РЫ два слога,потому что два гласных звука: А, Ы.

-На что похожа буква Ш?Эта буква похожа на забор: три палочки и внизу еще одна.

-Давайте «напишем» букву в воздухе.

Чтение слогов (индивидуально)

АШ ША

УШ ШУ

ОШ ШО

-Послушайте загадки-шутки

На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)

Что можно увидеть закрытыми глазами? (сон)

-А сейчас мы будем писать в прописях палочки одну минуту; кто сколько строчек успеет. Старайтесь, не торопитесь, пишите аккуратно.

-Молодцы, мне сегодня очень понравились прилежные ученики. Ну что сейчас мы спросим учителей, готовы ли наши ребята к школе?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: