Ход занятия:
Входят дети и садятся на стульчики за подготовленные столы.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я – королева Грамоты!
Вы уже стали совсем большими, многому научились, много умеете – я решила проверить, так ли это? Мы поиграем, посоревнуемся и поучимся друг у друга. В моём волшебном свитке много заданий и загадок. Если справитесь с ними, награжу вас. Начнём!
Первое задание –загадка:
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Оно может быть тихим, может быть громким
Оно может обидеть, может рассмешить
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого буквы надо знать!
Что это?
Дети: Слово!
Королева: Да, правильно, это – слово. Отгадали загадку, сейчас проверим. Много ли вы знаете слов. Я покажу вам картинку, а вы по очереди назовёте, что на ней нарисовано.
(Королева грамоты показывает картинку детям, а дети называют нарисованные на ней предметы).
Королева: Хорошо! А теперь ответьте на другой вопрос. Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как их отличить?
Дети: Их можно измерить.
Королева: А чем, линейкой?
Дети: Нет, слогами.
1 – ый ребёнок читает:
Измерить длиннющее слово –
Да это проще простого!
Сколь слогов в нём надо узнать
Хлопать в ладоши пора начинать!
Королева: Вот например – слово – мяч. Сколько слогов в этом слове? Давайте похлопаем в вместе. А если его назвать ласково «мя – чик». Давайте похлопаем (дети произносят слова и хлопают в ладоши).
Слова: шко – ла, иг – ра, ма –лыш, ко – ро –ва, ба – боч – ка, ра – ду –га, дом, сом.
Игра
Королева: У меня на столе предметы. Дети, сидящие справа от меня будут собирать предметы, название которых состоит из двух слогов, а ребята, сидящие справа – из трёх слогов.
На столе лежат предметы: кукла, совок, кубик, машина, барабан. Карандаш,подушка, матрёшка, ваза, краски.
Дети разбирают предметы и садятся за столы. Каждый по очереди рохлопывает название.
Королева: Молодцы! Ребята слова строятся в предложение, Попробуйте со своим предметом составить предложение.
Дети по очереди говорят предложения.
Физкультминутка.
Королева: Следующий вопрос. Из чего состоят слова, когда мы их произносим. Правильно из звуков.
(Дети и садятся «спать»)
Я расскажу вам сказку:
В звонком городе на певучей улице
Звуки жили гласные
Пели песни разные А, О, У, Ы,Э, И.
Вместе жили и давно дружили
Первым просыпался А.
А: А – а – а! Вставать уже пора.
Королева: отвечал ему звук У.
У: У –у –у! Ну я же не хочу!
Королева: Вслед за ним стонал звук О!
О: О -о –о! Как рано то ещё –о – о!
Королева: Дальше ныл ленивый Ы
Ы: Разве были мы должны- ы!
Королева: Вдруг ну как из-под земли, появились Э и И
Э: Э –э –э! Проснитесь побыстрей!
Собирайтесь в путь скорей!
Надо нам найти друзей
И: И тогда не будет грустно
И не будем мы скучать
И с друзьями вместе будем
И петь песни и играть
Королева: Гласные звуки пошли искать друзей. В нашей группе два домика. Кто знает что это за домики? (дети отвечают). А вот и жильцы.
Дети:
1 – ый ребёнок в зелёном колпачке:
Я – динь весёлый гномик,
Люблю зелёный цвет.
Люблю я звуки мягкие
А брат мой старший — нет.
2 –ой ребёнок в синем колпачке:
Я – Дон, люблю звук твёрдый
Люблю я синий цвет,
Сегодня мы проснулись, а наших звуков нет
Вместе:
Кто –то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал.
Королева: Ребята, на столе картинки с изображением разных предметов, вещей. Название их начинается на мягкий и твердый звук, разложите их по домам. (дети по двое раскладывают картинки в домики и объясняют).
Королева: А сейчас вспомним единственное и множественное число существительных.
Королева называет по имени каждого ребёнка и показывает ему карточку.
Игра
Дети стоят по кругу. Воспитатель мяч и называет слово. Дети должны сказать противоположное слово.
Королева: Мы свами загадки отгадывали, играли и соревновались. Как вы считаете, справились ли вы с заданиями? Да! Вы меня не подвели.