Конспект занятиятема: «яша в волшебном лесу. буква я»

Ход урока.

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой урока.

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях и в игре,

Будем чётко говорить

И не будем мы спешить.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

— Ребята, я хочу, чтобы наше сегодняшние занятие принесло нам радость общения друг с другом.

— Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II. Основная часть

1. Актуализация знаний.

Игра «Волшебная шляпа».

— Сейчас я хочу с вами немного поиграть. А игра наша называется «Дополни предложение». К кому я подойду и одену волшебную шляпу, тот выполняет мое задание.

А). Бывает гласным или согласным. (Звук)

Б). Звуки слышим, а буквы ….

В).Слова на букву –«Ка»

Г). Продолжи предложение (Я сегодня….)

Д). Место, где дают на время книги. (Библиотека)

Е). Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)

Ё). Даже в сильную жару в перчатках он ведёт игру. (Боксёр)

2. Проверка домашнего задания.

На букву (эр) — какие картинки нарисовали….

3. Повторение поём — гласные (а,о,и,у,ы,и)

Читаем слоги (на,су,ри,лы)

4. Работа со счетными палочками.

Называю слог – дети складывают из палочек этот слог и дополняют до слова.

Молодцы!

5. Изучение нового материала.

— Посмотрите, кто к нам пришёл?

— Винни-Пух и Винкс.

— Здравствуйте, что Вас привело к нам?

— Извините, что без приглашения, узнали про интересный урок и прибежали.

— С каких звуков начинаются имена героев? (Винни-Пух, Винкс)

Разгадай загадки вместе с гостями.

У этого героя

Дружок есть — Пятачок,

Он Ослику в подарок

Нёс пустой горшок,

Лез в дупло за мёдом,

Пчёл гонял и мух.

Имя медвежонка,

Конечно, —.

Винни-Пух

Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб — не горб, амбар!

Еды в них на семь суток!

верблюд

На овчарку он похож,

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Волк

— Какие звуки в начале слова? (твердые, мягкие)

Молодцы!

— Посмотрите на картинки, КОТОРЫЕ ПРИНЁСЛИ НАШИ ГОСТИ :

ВАЗА ВОЛК ВЕДРО ВИНОГРАД

— Слушаем, с какого звука начинается каждое слово?

— Ребята, звуки с которыми мы познакомились, мы слышим. А какой знак нам нужен, чтобы их увидеть? Оба звука обозначаются буквой, которая называется «ВЭ» (показ в алфавите, на ленте).

— В каком домике живет буква «ВЭ»? (в синем — твердая, в зелёном- мягкая).

— На что похожа буква «В»?

Словно букву «В» Алена

Держит трубку телефона.

Построй из пальцев рук букву «ВЭ».

Большой и указательный

В кольцо соединим

И средний обязательно

Мы тоже округлим.

Мизинец с безымянным

К среднему прижмём-

Мы букву «В» увидим,

Мы букву «В» прочтём.

Ребусы

ВО (ворот)

В (рукав)

6. Речедвигательная игра.

ВОРОНА

У вороны голова, руки на голове,

ва-ва-ва-ва 4 хлопка

Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»

Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги 4 хлопка

7. Просмотр передачи «Азбука-малышка буква «ВЭ».

— Какие слова были на букву «ВЭ»?

8. Физминутка.

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

9. Чтение слогов по слоговой таблице.

в а

в о

в у

в и

в е

вы

а в

о в

у в

и в

ы в

е в

10. Работа с тетрадью.

— Покажем нашим гостям, как мы научились штриховать.

11. Физминутка.

«Зрительная гимнастика».

12. Чтение произведения.

Винни — Пух и Винкс приготовили поучительную историю про ворону и сейчас её прочитают.Вы послушайте и попробуйте ответить на вопрос: Какая была ворона?

Ворона и кувшин.

Вороне очень хотелось пить. Подлетела она к кувшину с водой, но у кувшина горлышко узкое, длинное, никак до воды не дотянуться. Попробовала она кувшин наклонить- сил не хватает. Не растерялась умная ворона,подумала- подумала и придумала: стала бросать в кувшин камешки. Когда камешков набралось много, вода в кувшине поднялась до края. Так ворона смогла напиться.

Ответы детей.

Бей в одну точку и своего добьёшься. (объяснение пословицы)

Молодцы!

III. Итог занятия.

— Молодцы ребята! Вы успешно справились с теми задачами, которые мы с вами поставили в начале занятия. И пришло время подвести итог нашей работы.

— С какой новой буквой познакомились?

— Какие звуки обозначает эта буква?

— Какие слова на букву «Вэ» можете назвать?

Сказка про букву Я

Яшка бяка День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то все равно!

— Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся. — Ага! Вот тебе!

Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы. А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел — смотрел и говорит:

— Бя-я-я-ка ты, Яша. — Я — бяка?! Ну тогда держись!

Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:

— Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду.

И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу — бац!

— Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал.

Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!

— Все маме расскажу!

А все смеются:

— Бяка-бояка и ябеда!

(Г. Юдин)

Конспект урока обучения грамоте знакомство с буквой Яя Программа Школа XXI века

Конспект составила учитель начальных классов МБОУ «Карагалинская СОШ» Мухамедова Гульчира АбсаттаровнаУчебный предмет: Обучение грамоте Класс1 «Начальная школа XXI» Тема урока «Знакомство с буквой Я я» (первый урок) Цель урока: познакомить с буквой Я,я и её работой, обозначать звук и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове ( гласный, твердый и мягкий согласный). Развивать фонематический слух, речь учащихся. Воспитать в детях интерес к познавательной деятельности и учению. Оборудование: презентация, картинки, фишки, буквы для каждого. Ход урока Орг.момент. А сейчас начнем урок со звуковой разминки. Проговорить каждое слово, если есть звук , то хлоп в ладоши.(слайды (1-4) 3. Актуализация знаний -Давайте вспомним какие бывают звуки? (гласные и согласные) -А согласные звуки какие бывают? (твердые и мягкие) — Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук? -Какой фишкой мы обозначаем твердый согласный звук? -Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки? -А сейчас Вдовин Вова прочитает нам отрывок стихотворения Виктора Лунина «Я однажды видел сам» Я однажды видел сам Як летал по небесам, Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне. (5 слайд) Словарная работа: -Ребята, а вам знакомо слово Як Як- это животное с длинным телом и короткими ногами. Як из семейства настоящие быки. Посмотрите , как это животное выглядит. (показать фотографию, картинку, рисунок на усмотрение учителя) — Вика, скажи, пожалуйста, на какую букву начинается каждая строчка в отрывке стихотворения? (я) 4.Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся? -Правильно, мы сегодня познакомимся с буквой я. -Посмотрите как она выглядит.(6 слайд) -Из каких элементов состоит буква я?(прямая, полуовал, наклонная) -В какую сторону смотрит буква я? -Давайте вместе покажем букву я. Тихо сели _ А сейчас открыли букварь на стр.32 (три, два) -Ребята, без чего нельзя играть в футбол? -И сейчас мы вместе произведем звуковой анализ слова мяч. -Положили перед собой фишки. Схема слова мяч из скольки окошков состоит?(трех) -Значит сколько звуков в слове мяч? (3) — Произнесем слово мяч так, чтобы отчетливо слышать первый звук. -Какой первый звук в слове? (Согласный) -Как мы его произносим? (мягко) -Какой фишкой обозначим? (зеленой) -Сейчас произнесем слово так, чтобы отчетливо слышать второй звук? -Второй звук какой? (а) -Он гласный или согласный? (гласный) -Почему? (воздух свободно выходит без препятствий) _Какой фишкой обозначим? (красной) -Запомните правило русского языка. Звук после мягкого согласного никогда не обозначается буквой а, после мягкого согласного он обозначается буквой я. _ У вас у каждого на столе лежит буква я, положите её под красную фишку. -произнесите слово так, чтобы отчетливо был слышен третий звук -Какой третий звук? (ч)-Как мы его произносим? ( с препятствием) -Какой это звук? (согласный)-А теперь определите твердый или мягкий? (мягкий) -какой фишкой обозначим? (зеленой) У звука нет твердой пары, он всегда мягкий -А сейчас разомнемся с веселыми человечками? Все встаньте. Я загадаю загадки, а ответ вы покажете движением веселого человечка (по программе Базарного есть веселые человечки, под отгадками на стене вешаю их) 1.Белый дом С желтым жильцом. Дом трещит, жилец пищит Что за дом? Показываем. (яйцо) 2.Я румяную матрешку Ни за что не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (яблоко) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) -ребята, что объединяет все три слова? (они начинаются на б weburok.com

Ход занятия:

Дети стоят в КРУГУ.

1) У нас сегодня обучение грамоте. Для чего мы обучаемся грамоте?

— Чтобы быть грамотными, знать буквы и уметь читать.

2) Назовите слово со звуком Н (дети называют слова, передавая по кругу мяч).

— Сели за парты, руки полочкой, спинка ровная.

— Сегодня познакомимся с новым звуком, с новой буквой.

• Прослушайте скороговорку (взрослый произносит звук С утрированно). Какой звук часто слышится в ней?

Везет Санька Соньку на санках.

Санки – скок, Саньку – с ног,

Сонька –бух в сугроб!

• Объяснение детям артикуляцию звука \ С\ перед зеркалом:

— губки в улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

— холодный воздух идёт по центру язычка;

— горлышко «молчит».

— Отгадайте загадки, а отгадки запоминайте.

1. Лежит под крылечком, хвост колечком (Собака).

2. Сто одёжек – все без застёжек (Капуста).

3. Хвост пушистый, мех ворсистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт (Лиса).

4. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,

Меж собою говорит (Самолёт).

— Назовите отгадки по — порядку (собака, капуста, лиса, самолёт).

_(Вызвать ребенка, поставь предметы в том порядке, в котором назвали.

— Собака, капуста, лиса, самолёт – какой звук есть в каждом слове? (звук С).

— Произнесите звук С. Как, вы, думаете, какой это звук? (согласный).

— Правильно, звук С согласный. Почему звук С согласный? (его нельзя петь и воздух выходит с преградой).

— Произнесите звук С и скажите, как его произносим (твёрдо).

— Закройте ушки и послушайте звук С. Слышите звук С или нет? (нет, не слышим).

— Значит, какой звук С? (глухой).

— Звук С — согласный, твёрдый, глухой.

• Дидактическое упр. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук С»:

с,п,м,с…; са,ма,ва,су…; ас,ам,ус…; Соня, Саня,коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес…

• Дидактическое упр. «Скажи наоборот»:

са – ас, ас – са, со – ос, ста – аст, аст – ста…

• Отгадайте слово, добавив в конец слова звук С (анана, компа, ква, уку, насо, но, поя, ле…

Физкультминутка.

Самолеты загудели,

Самолеты полетели. (руки в стороны, наклоны в вправо, влево)

На поляну сели, (руки к коленям)

Да и снова полетели. (руки в стороны, наклоны вправо, влево)

— Звук С обозначается буквой С (показ буквы С). Обозначаем синим кружком.

•Прочитайте слоги по схеме:

А А

О С О

У У

• Сколько слогов в слове СУП? Сколько букв?

• Давайте посмотрим предметы и определим место звука в слове (ребёнок называет предмет и определяет место звука в слове объясняет, почему звук слышится в начале или в конце слова).

• Наборы кружков для звукового разбора: сова, сосна, лес.

•Составьте предложение по схеме: /___ ___ ___.

— Молодцы!

— Занятие закончено. Молодцы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Комментарии: 1
  1. Аноним

    :evil: :grin: :idea: :idea: :twisted:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: