Ход урока.
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой урока.
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
— Ребята, я хочу, чтобы наше сегодняшние занятие принесло нам радость общения друг с другом.
— Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II. Основная часть
1. Актуализация знаний.
Игра «Волшебная шляпа».
— Сейчас я хочу с вами немного поиграть. А игра наша называется «Дополни предложение». К кому я подойду и одену волшебную шляпу, тот выполняет мое задание.
А). Бывает гласным или согласным. (Звук)
Б). Звуки слышим, а буквы ….
В).Слова на букву –«Ка»
Г). Продолжи предложение (Я сегодня….)
Д). Место, где дают на время книги. (Библиотека)
Е). Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)
Ё). Даже в сильную жару в перчатках он ведёт игру. (Боксёр)
2. Проверка домашнего задания.
На букву (эр) — какие картинки нарисовали….
3. Повторение поём — гласные (а,о,и,у,ы,и)
Читаем слоги (на,су,ри,лы)
4. Работа со счетными палочками.
Называю слог – дети складывают из палочек этот слог и дополняют до слова.
Молодцы!
5. Изучение нового материала.
— Посмотрите, кто к нам пришёл?
— Винни-Пух и Винкс.
— Здравствуйте, что Вас привело к нам?
— Извините, что без приглашения, узнали про интересный урок и прибежали.
— С каких звуков начинаются имена героев? (Винни-Пух, Винкс)
Разгадай загадки вместе с гостями.
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —.
Винни-Пух
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб — не горб, амбар!
Еды в них на семь суток!
верблюд
На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Волк
— Какие звуки в начале слова? (твердые, мягкие)
Молодцы!
— Посмотрите на картинки, КОТОРЫЕ ПРИНЁСЛИ НАШИ ГОСТИ :
ВАЗА ВОЛК ВЕДРО ВИНОГРАД
— Слушаем, с какого звука начинается каждое слово?
— Ребята, звуки с которыми мы познакомились, мы слышим. А какой знак нам нужен, чтобы их увидеть? Оба звука обозначаются буквой, которая называется «ВЭ» (показ в алфавите, на ленте).
— В каком домике живет буква «ВЭ»? (в синем — твердая, в зелёном- мягкая).
— На что похожа буква «В»?
Словно букву «В» Алена
Держит трубку телефона.
Построй из пальцев рук букву «ВЭ».
Большой и указательный
В кольцо соединим
И средний обязательно
Мы тоже округлим.
Мизинец с безымянным
К среднему прижмём-
Мы букву «В» увидим,
Мы букву «В» прочтём.
Ребусы
ВО (ворот)
В (рукав)
6. Речедвигательная игра.
ВОРОНА
У вороны голова, руки на голове,
ва-ва-ва-ва 4 хлопка
Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»
Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,
оги-оги-оги-оги 4 хлопка
7. Просмотр передачи «Азбука-малышка буква «ВЭ».
— Какие слова были на букву «ВЭ»?
8. Физминутка.
Вы наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
9. Чтение слогов по слоговой таблице.
в а
в о
в у
в и
в е
вы
а в
о в
у в
и в
ы в
е в
10. Работа с тетрадью.
— Покажем нашим гостям, как мы научились штриховать.
11. Физминутка.
«Зрительная гимнастика».
12. Чтение произведения.
Винни — Пух и Винкс приготовили поучительную историю про ворону и сейчас её прочитают.Вы послушайте и попробуйте ответить на вопрос: Какая была ворона?
Ворона и кувшин.
Вороне очень хотелось пить. Подлетела она к кувшину с водой, но у кувшина горлышко узкое, длинное, никак до воды не дотянуться. Попробовала она кувшин наклонить- сил не хватает. Не растерялась умная ворона,подумала- подумала и придумала: стала бросать в кувшин камешки. Когда камешков набралось много, вода в кувшине поднялась до края. Так ворона смогла напиться.
Ответы детей.
Бей в одну точку и своего добьёшься. (объяснение пословицы)
Молодцы!
III. Итог занятия.
— Молодцы ребята! Вы успешно справились с теми задачами, которые мы с вами поставили в начале занятия. И пришло время подвести итог нашей работы.
— С какой новой буквой познакомились?
— Какие звуки обозначает эта буква?
— Какие слова на букву «Вэ» можете назвать?
Сказка про букву Я
Яшка бяка День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то все равно!
— Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся. — Ага! Вот тебе!
Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы. А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел — смотрел и говорит:
— Бя-я-я-ка ты, Яша. — Я — бяка?! Ну тогда держись!
Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:
— Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду.
И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу — бац!
— Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал.
Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!
— Все маме расскажу!
А все смеются:
— Бяка-бояка и ябеда!
(Г. Юдин)
Конспект урока обучения грамоте знакомство с буквой Яя Программа Школа XXI века
Конспект составила учитель начальных классов МБОУ «Карагалинская СОШ» Мухамедова Гульчира АбсаттаровнаУчебный предмет: Обучение грамоте Класс1 «Начальная школа XXI» Тема урока «Знакомство с буквой Я я» (первый урок) Цель урока: познакомить с буквой Я,я и её работой, обозначать звук и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове ( гласный, твердый и мягкий согласный). Развивать фонематический слух, речь учащихся. Воспитать в детях интерес к познавательной деятельности и учению. Оборудование: презентация, картинки, фишки, буквы для каждого. Ход урока Орг.момент. А сейчас начнем урок со звуковой разминки. Проговорить каждое слово, если есть звук , то хлоп в ладоши.(слайды (1-4) 3. Актуализация знаний -Давайте вспомним какие бывают звуки? (гласные и согласные) -А согласные звуки какие бывают? (твердые и мягкие) — Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук? -Какой фишкой мы обозначаем твердый согласный звук? -Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки? -А сейчас Вдовин Вова прочитает нам отрывок стихотворения Виктора Лунина «Я однажды видел сам» Я однажды видел сам Як летал по небесам, Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне. (5 слайд) Словарная работа: -Ребята, а вам знакомо слово Як Як- это животное с длинным телом и короткими ногами. Як из семейства настоящие быки. Посмотрите , как это животное выглядит. (показать фотографию, картинку, рисунок на усмотрение учителя) — Вика, скажи, пожалуйста, на какую букву начинается каждая строчка в отрывке стихотворения? (я) 4.Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся? -Правильно, мы сегодня познакомимся с буквой я. -Посмотрите как она выглядит.(6 слайд) -Из каких элементов состоит буква я?(прямая, полуовал, наклонная) -В какую сторону смотрит буква я? -Давайте вместе покажем букву я. Тихо сели _ А сейчас открыли букварь на стр.32 (три, два) -Ребята, без чего нельзя играть в футбол? -И сейчас мы вместе произведем звуковой анализ слова мяч. -Положили перед собой фишки. Схема слова мяч из скольки окошков состоит?(трех) -Значит сколько звуков в слове мяч? (3) — Произнесем слово мяч так, чтобы отчетливо слышать первый звук. -Какой первый звук в слове? (Согласный) -Как мы его произносим? (мягко) -Какой фишкой обозначим? (зеленой) -Сейчас произнесем слово так, чтобы отчетливо слышать второй звук? -Второй звук какой? (а) -Он гласный или согласный? (гласный) -Почему? (воздух свободно выходит без препятствий) _Какой фишкой обозначим? (красной) -Запомните правило русского языка. Звук после мягкого согласного никогда не обозначается буквой а, после мягкого согласного он обозначается буквой я. _ У вас у каждого на столе лежит буква я, положите её под красную фишку. -произнесите слово так, чтобы отчетливо был слышен третий звук -Какой третий звук? (ч)-Как мы его произносим? ( с препятствием) -Какой это звук? (согласный)-А теперь определите твердый или мягкий? (мягкий) -какой фишкой обозначим? (зеленой) У звука нет твердой пары, он всегда мягкий -А сейчас разомнемся с веселыми человечками? Все встаньте. Я загадаю загадки, а ответ вы покажете движением веселого человечка (по программе Базарного есть веселые человечки, под отгадками на стене вешаю их) 1.Белый дом С желтым жильцом. Дом трещит, жилец пищит Что за дом? Показываем. (яйцо) 2.Я румяную матрешку Ни за что не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (яблоко) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) -ребята, что объединяет все три слова? (они начинаются на б weburok.com
Ход занятия:
Дети стоят в КРУГУ.
1) У нас сегодня обучение грамоте. Для чего мы обучаемся грамоте?
— Чтобы быть грамотными, знать буквы и уметь читать.
2) Назовите слово со звуком Н (дети называют слова, передавая по кругу мяч).
— Сели за парты, руки полочкой, спинка ровная.
— Сегодня познакомимся с новым звуком, с новой буквой.
• Прослушайте скороговорку (взрослый произносит звук С утрированно). Какой звук часто слышится в ней?
Везет Санька Соньку на санках.
Санки – скок, Саньку – с ног,
Сонька –бух в сугроб!
• Объяснение детям артикуляцию звука \ С\ перед зеркалом:
— губки в улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
— холодный воздух идёт по центру язычка;
— горлышко «молчит».
— Отгадайте загадки, а отгадки запоминайте.
1. Лежит под крылечком, хвост колечком (Собака).
2. Сто одёжек – все без застёжек (Капуста).
3. Хвост пушистый, мех ворсистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт (Лиса).
4. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою говорит (Самолёт).
— Назовите отгадки по — порядку (собака, капуста, лиса, самолёт).
_(Вызвать ребенка, поставь предметы в том порядке, в котором назвали.
— Собака, капуста, лиса, самолёт – какой звук есть в каждом слове? (звук С).
— Произнесите звук С. Как, вы, думаете, какой это звук? (согласный).
— Правильно, звук С согласный. Почему звук С согласный? (его нельзя петь и воздух выходит с преградой).
— Произнесите звук С и скажите, как его произносим (твёрдо).
— Закройте ушки и послушайте звук С. Слышите звук С или нет? (нет, не слышим).
— Значит, какой звук С? (глухой).
— Звук С — согласный, твёрдый, глухой.
• Дидактическое упр. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук С»:
с,п,м,с…; са,ма,ва,су…; ас,ам,ус…; Соня, Саня,коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес…
• Дидактическое упр. «Скажи наоборот»:
са – ас, ас – са, со – ос, ста – аст, аст – ста…
• Отгадайте слово, добавив в конец слова звук С (анана, компа, ква, уку, насо, но, поя, ле…
Физкультминутка.
Самолеты загудели,
Самолеты полетели. (руки в стороны, наклоны в вправо, влево)
На поляну сели, (руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны, наклоны вправо, влево)
— Звук С обозначается буквой С (показ буквы С). Обозначаем синим кружком.
•Прочитайте слоги по схеме:
А А
О С О
У У
• Сколько слогов в слове СУП? Сколько букв?
• Давайте посмотрим предметы и определим место звука в слове (ребёнок называет предмет и определяет место звука в слове объясняет, почему звук слышится в начале или в конце слова).
• Наборы кружков для звукового разбора: сова, сосна, лес.
•Составьте предложение по схеме: /___ ___ ___.
— Молодцы!
— Занятие закончено. Молодцы!