Ход занятия.
Воспитатель: «Доброе утро ребята!»
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Пусть соединяются их маленькие пальчики,
Ура, ура, мы все друзья!»
Воспитатель: «Я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, о каком времени года идет речь.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»
Дети: Зимой.
Воспитатель: Что можно сказать про зиму, какая она?
(снежная, морозная, холодная)
— Снег зимой, какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий)
Воспитатель : А сейчас, я предлагаю вам,стать волшебниками и превращать предметы в большие и маленькие изменив слово :
Елка (елочка) лес (лесище)
Снег (снежок) холод (холодище)
Холод (холодок) дом (домище)
Льдина (льдинка) мороз (морозище)
Ветер (ветерок) волк (волчище)
Шишка (шишечка) куст (кустище)
Воспитатель: Превращаемся снова в ребяток и продолжаем беседовать. Предлагаю вам интересную игру, называется «Скажи наоборот».
Летом день длинный, а зимой – (короткий)
Летом погода теплая, а зимой — (холодная)
Летом животным сытно, а зимой – (голодно)
Лето далеко, а зима – (близко)
В городе дороги широкие, а в лесу тропинки – (узкие).
Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Везде в поле, в лесу расстелила зима белый пушистый ковер и спрятала от мороза разных зверей.
А кого спрятала,отгадайте:
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет – (Лиса).
Как вы узнали, догадались, что это лиса?
Что в загадке сказано о хвосте? О мехе?
А еще что можно сказать о лисе, какая она?
(Дети подбирают слова – признаки рыжая, хитрая, осторожная)
Серый, зубастый, по полю рыщет.
Телят и ягнят ищет – (Волк).
Какой волк? Какие у него зубы?
Что еще можно сказать о волке? Какой он?
(Сильный, быстрый. Зубастый, страшный)
Ловкая, проворная,
По деревьям скок – скок,
Да орешки щелк – щелк – (Белка).
Что сказано о белке в загадке?
Какая она? Как еще можно назвать белку?
(Дети – маленькая, быстрая, пушистая)
Большой, косолапый,
В теплой шубе мохнатой.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает – (Медведь).
Как вы догадались. Что это медведь? Какой он?
(Дети – неуклюжий, мохнатый, сильный)
Зимой белый, летом серый.
Ни кого не обижает,
А всех сам боится – (Заяц).
Какой он? Что говорится о нем в загадке?
(Дети – быстрый, трусливый, ушастый)
Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Медведи и ежи зимой спят.
Д/упр. «Кто, где живет»
Хитрая, рыжая лиса (в норе).
Серый, злой волк (в логове).
Неуклюжий, бурый медведь (в берлоге).
Пушистый, белый зайчик (под кустиком).
Ловкая, проворная белка (в дупле).
Быстрый, ушастый заяц спит (под кустом, под елкой, в сугробе).
Воспитатель: Что общего есть у всех животных?
Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.
Чем покрыто тело животных?
Дети: Тело животных покрыто шерстью.
Воспитатель: У каждого животного теплая шубка и в своих жилищах им тепло и уютно. А чем дикие животные питаются зимой?
Медведь зимой спит, сосет лапу,
А летом он ел грибы, ягоды, мед.
Волк охотится на телят и ягнят.
Заяц ест кору деревьев и молодые ветки кустарников.
Лиса охотится на мышей, достает их из — под снега, ловит зайцев.
Воспитатель: А кто из диких животных готовит на зиму запасы?
(Белка) – Что она запасает? (орехи, грибы, ягоды)
Д/и «Чей малыш?» (детеныши животных, один и много)
(Н) Лисенок – лисята
Физкультминутка «Зайка»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (поднять ладони над головой и махать,
изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место)
Составление рассказов о диких животных по картинке с описанием их внешнего вида при помощи схемы.
• Название животного.
• Чем питается?
• Как называют его детёнышей?
• Как называется его жилище.
(Дети отвечают)
Воспитатель: Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.
Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?
Дети: В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.
Итог: — о каком времени года мы беседовали?
— о каких животных вы рассказывали
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня порадовали своими ответами.