Ход занятия
Мотивационно-ориентировочный этап
Педагог настраивает детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает положительный психологический настрой.
Упражнение “Солнышко лучистое”
Педагог беседует с детьми об осени, погоде за окном, говорит, что очень скоро наступит зима, и все готовятся к ней. И в лесу животные тоже готовятся. Педагог рассказывает детям, что по дороге в детский сад повстречала старичка-лесовичка и он приглашает детей в лес на экскурсию.
Желание детей пойти в лес, чтобы узнать о жизни животных осенью, определяет цель их предстоящей работы.
-Но прежде, чем мы в лес пойдем гулять,
Хочу я с вами поиграть.
-Я буду вам читать загадки, а вы загадки отгадайте и цветные карточки-отгадки поднимайте.
-Мы времена года знаем,
Все загадки отгадаем.
Поисковый этап.
Д/и “Когда это бывает?”
Педагог организует обсуждение: “Что осенью происходит в лесу?”, “Как животные готовятся к зиме”.
Дети идут по “тропинке здоровья”.
Пасмурным осенним днем
Мы все вместе в лес идем.
Мы с собой несем корзинки,
Вот хорошая тропинка.
Дружно мы идем по лесу,
А вокруг так интересно!
-Вот мы и в лесу.
Практический этап.
Педагог: — Ребята, давайте с вами подышим, какой здесь чистый свежий воздух. Как дышится легко в лесу.
-А что осенью происходит в лесу?
Педагог выставляет модели-схемы “Приметы осени”.
-Ребята, а почему нас в лесу никто не встречает? Где же животные?
-Ребята, отгадайте-ка загадку. О ком она, тот нам и встретится.
Педагог загадывает загадку про белочку и показывает картинку.
-Где живет белка? Как называется ее домик?
-Чем же белка занимается осенью?
-А как она готовится?
-А что запасает белка?
Д/и “Запасы для белочки” (Дети берут “грибы”, “шишки”, “орехи” и складывают в корзинки)
-Ребята, посмотрите, какой у белки хвост?
-А зачем ей хвост?
-Пойдемте дальше гулять.
-Ой, что это? (Бугорок под елкой)
-Кто там может быть?
-Ребята, а заяц готовится к зиме?
-А зачем зайцу менять шубку?
-Что произойдет, если вдруг заяц не поменяет свою шубку?
Моделирование “Заяц белый, заяц серый зимой” (“Хорошо-плохо”)
-Кого боится заяц? От кого он прячется?
-Что помогает зайцу быстро бегать?
-А где заячий домик?
— Чем питается заяц зимой? Он делает запасы?
Педагог выставляет картину “Зайцы грызут кору”
Подвижно-дидактическая игра “Зайки серые сидят…”
Педагог: Ребята, давайте присядем на бревнышко и отдохнем немножко.
-Скажите, а каких животных мы еще не встретили?
-А как же лиса, волк, медведь готовятся к зиме?
-Как вы думаете, а лисе холодно будет зимой?
-А она чем питается зимой?
Педагог показывает картину с изображением волка.
-Волк тоже готовится к зиме?
Рассказ о том, как волк готовится к зиме (с использованием схемы)
Педагог: Ребята, а кто из лесных жителей спит зимой?
-А как медведь готовится к зиме?
-Медведь делает запасы? А почему?
-Как же он спит всю зиму голодный?
-Где спит медведь?
-У всех есть свои квартиры и дома, и у животных есть тоже свои дома.
-Но в нашем лесу животные перепутали свои домики. Помогите им, расселите всех животных по своим домикам.
Д/и “Кто где живет?”(c использованием моделей-карточек)
Рефлексивно-оценочный этап