Формы интерактивного обучения
Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:
- Мастер-классы — передача практического опыта от учителя к ученикам.
- Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.
- Кейсы — решение конкретной ситуации.
- Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
- Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
- Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.
- Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
- «Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
- «Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.
- Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
- Деловые игры — обыгрывание ситуаций.
- «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.
- Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
- Пары и малые группы — работа вдвоём и более.
- «Дерево решений» — работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.
Основные формы и методы интерактивного обучения
Преимущества и недостатки
Преимущества для ребёнка:
- самостоятельность, так как нужно искать информацию в разных источниках;
- развитые навыки общения для обмена опытом;
- критическое мышление;
- творческие навыки;
- психическое здоровье, так как метод помогает снять повышенную умственную и учебную нагрузку;
- лёгкое усвоение материала;
- расширенные познавательные возможности.
Сложности для педагога:
- сохранение баланса между игрой и обучением;
- адаптация метода под особенности характера и поведения детей;
- высокий уровень организаторских способностей;
- временнЫе затраты на обучение новому методу;
- борьба с тревожностью и дискомфортом детей при введении нового формата;
- одна тема затратнее по времени изучения по сравнению с пассивным и активным методами;
- энергозатратность.
Недостатки метода:
- малое количество методических разработок,
- недостаточная квалификация педагогов,
- высокие финансовые затраты на оборудование.
Средства
Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов.
Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения.
Среди них часто выделяют:
- интерактивные доски;
- интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
- робототехнику и конструкторы LEGO;
- интерактивный стол;
- беспроводной планшет;
- документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;
- интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;
- мобильный планетарий — купол с проектором внутри;
- компьютеры и оргтехнику.
Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.
Интерактивное занятие в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»
Для занятий мы используем специальную платформу, на которой проходят вебинары, хранятся записи уроков и контролируются знания. Ребёнку нужен только компьютер, ноутбук или планшет. Выполняя домашние задания на платформе, ученик получает очки опыта.
Домашнее задание по геометрии
Учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и моментально получать ответы.
Вебинар по алгебре в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»
Вебинары включают в себя голосования и опросы, которые помогают взаимодействовать ученикам и преподавателю.
Устный опрос на уроке географии — домашняя онлайн-школа «Фоксфорда»
Кроме того, в «Экстернате Фоксфорда» для учеников есть онлайн-клубы по интересам, где они получают новые знания и обмениваются мнениями и новостями: клуб иностранных языков, дискуссионный клуб, театральная студия онлайн, клуб спидкубинга и другие.
Интерактивное обучение помогает сделать уроки интересными, даёт ребёнку возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения.