Чего нельзя делать категорически
Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело.
Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства.
Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами.
Правила общения воспитателя с родителями
Каждый день вы готовитесь к занятиям, планируете игры и держите в уме режимные моменты. Точно так же стоит продумывать общение с родителями воспитанников. Прежде чем начать разговор о ребенке, мысленно проговорите всё, что вы хотите сказать, и какими именно словами. Не обвиняйте родителей, а выражайте обеспокоенность. Представьте их возможные реакции и подумайте, что вы скажете в ответ. Так в разговоре вы будете чувствовать себя увереннее и убедительнее.
Не обсуждайте поведение ребенка в присутствии других родителей, всё общение с ними должно происходить наедине. Постарайтесь отойти в сторону, выйти из группы, если возможно, попросив младшего воспитателя присмотреть за оставшимися малышами. Тем самым вы показываете свое уважение и к ребенку, и к его родителям. А заодно не даете родителям уронить ваш авторитет в глазах других детей, если разговор пойдет не по намеченному плану.
Чтобы воспитательные меры имели эффект, родители и воспитатели должны придерживаться одинаковой позиции. Постарайтесь сформировать доверительные отношения, найти с родителями общий язык и согласовать принципы воспитания. Объясняйте им, что такой подход и в их интересах тоже.
Правильно строить общение воспитателя с родителями воспитанников научат на курсах повышения квалификации АНО «НИИДПО». А дополнительную информацию о способах общения с родителями вы найдете в статье «Как воспитателю научиться работать с родителями».
Используйте каждую минуту рядом с детьми и их родителями для взаимной пользы и пусть ваше общение будет приятным!
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Автор статьи:
ГорбуноваЕлена Викторовна
Практикующий логопед первой квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов», Председатель Тульской Региональной общественной организации «Объединение практических психологов и логопедов».
Другие статьи автора
- Техники для развития личностных качеств педагога ДОО
- Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи
- Важные качества логопеда
Все статьи этого автора
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Стили педагогического общения воспитателя с детьми
Все имеющиеся стили общения можно разделить на следующие типы:
Индифферентный. При таком типе общения воспитатель не настроен на общение с детьми, плохо достигает взаимопонимания с ними, равнодушен к ним, оценивает их действия и достижения исключительно с точки зрения практичности и рациональности, по внешним признакам, в основном по качеству исполнения детьми режимных моментов. Для него идеальными являются спокойные, послушные, быстро подчиняющиеся приказам дети без собственного мнения и инициативы. Воспитатель с таким стилем общения менее всего подходит для такого типа деятельности.
Игровой. Представители этого типа общения много внимания уделяют игровой деятельности детей, предпочитают вести процесс обучения в игровом стиле, а также оценивают достижения воспитанников, исходя из того, как они проявляют себя в игровом общении, не упуская, однако, и достижений в других сферах деятельности.
Формально-прагматический. Представители этой группы много внимания уделяют формальной стороне воспитательного и обучающего процесса
Для них большую важность имеет точное исполнение предписаний, часто без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Такое же отношение они проявляют и к родителям воспитанников
Из-за жесткого, бескомпромиссного поведения такие воспитатели редко завоевывают любовь своих воспитанников.
Дидактический. Основное направление деятельности таких воспитателей – это обучение. Ему они уделяют больше всего внимания, мало времени и сил тратя на эмоциональное и художественное, личностное развитие ребенка. В обучении часто достигают значительных успехов.
Художественный
В своей работе такие воспитатели особое внимание уделяют косвенным методам педагогического общения и концентрируются на художественном воспитании и образовании детей. В результате воспитанники имеют возможность проявить художественные таланты своей личности
Они раскрываются в изобразительном искусстве, танце, пении, декламации, изготовлении поделок и так далее.
Для определения качества воспитателя используется презентация особенности педагогического общения воспитателя. Руководителями детского сада и страшим воспитателем в частности проводится диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ с детьми, помогающая выявить и исправить существующие ошибки и недочеты в работе.
Как правильно заставлять и запрещать
Не заставляйте детей делать что-то, а попытайтесь заинтересовать их. Правила поведения в группе и гигиенические навыки прививайте через игру. Не объясняйте, а показывайте на своем примере.
Не используйте резкий тон в общении. Даже замечания могут быть деликатными и доброжелательными. Не «ты делаешь всё неправильно», а «давай попробуем сделать так». Не «кому сказала, перестань прыгать!», а «когда ты прыгаешь, ты можешь упасть и удариться».
Если что-то запрещаете, всегда объясняйте причину запрета. Бывает так, что родители придерживаются принципов свободного воспитания, и дети впервые сталкиваются с запретами только в детском саду. Не кричите на ребенка, а спокойно объясняйте, почему нельзя драться, опасно влезать на подоконник, какие могут быть последствия. Лучше всего запреты усваиваются через игру, мультфильмы или сказки.
Реакцией ребенка на запрет может стать истерика, попытки добиться своего любой ценой. В этом случае лучше всего работает отвлечение. Предложите ребенку интересное занятие, покажите игрушку или начните рассказывать что-нибудь увлекательное.
Какие правила необходимо соблюдать при общении с детьми
► Если вы хотите, чтобы дети прислушивались к вашему мнению, верили в справедливость ваших действий и стремились вам подражать, ваша главная задача — стать для них непреложным авторитетом. Чтобы этого добиться, всегда следите за тем, что и как вы говорите и делаете.
Относитесь к ребенку как к личности. Признавайте его право иметь собственные желания, выбирать игрушки, занятия, друзей. Всегда обращайтесь к ребенку только по имени, замечайте успехи, чаще хвалите. Разговаривайте доброжелательным тоном, улыбайтесь.
Разговаривайте с детьми, как со взрослыми. Дети очень любят, когда к ним относятся со всей серьезностью. Не игнорируйте детские вопросы: если вы можете ответить, уложившись в несколько фраз, сделайте это, не откладывая. Если нет, не отмахивайтесь «потом, потом!», а объясните: «Это очень интересный вопрос, и я обязательно расскажу тебе об этом после прогулки». Сдержите свое обещание, привлеките к обсуждению всю группу: пусть дети общаются, учатся находить ответы самостоятельно.
Будьте одинаково внимательны к каждому. Дети должны понимать, что вы любите всех одинаково, поэтому разговаривайте ровным, доброжелательным тоном, даже если вам приходится объяснять что-то в сотый раз
Уделите внимание каждому по отдельности, покажите, что их успехи вам небезразличны
«Маша, какое у тебя красивое платье! Кто его тебе купил?», «Артем, какой большой гараж ты построил! Даже грузовик в него поместится» — найдите повод для похвалы, и ребенок будет чувствовать себя немного особенным, это тоже важно
Воздействуйте на эмоции воспитанников. Формируйте в группе доброжелательный микроклимат, рассказывайте истории из жизни, читайте книги. Помогайте детям осознавать свои чувства и переживания: «Я понимаю, тебе грустно, что мама ушла, но она обязательно вернется. А пока давай посмотрим, какие игрушки у нас есть». Побуждайте малышей к сочувствию: «Миша упал, ему больно. Давайте его пожалеем».
Можно ли научиться общению с дошкольниками и где это сделать?
Чтобы помочь воспитателю понимать и развивать эмоциональную сферу дошкольников, учить их правильно общаться, эксперты АНО «НИИДПО» разработали курсы повышения квалификации:
Научит воспитателей решать эмоциональные проблемы детей, помогать им выражать свои чувства и понимать чувства окружающих. Это полезный навык, который облегчит вашу работу и пригодится детям в жизни |
Курс «Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» |
Поможет освоить технологии взаимодействия с дошкольниками и в игровой форме показать им, как можно плодотворно общаться со сверстниками и взрослыми |
Курс «Речевое развитие и развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с учетом ФГОС» |
Эти и другие курсы в АНО «НИИДПО» проводятся дистанционно*. Набор в группы ведется в течение всего года, поэтому вы всегда можете выбрать удобное время для обучения. Слушатели, успешно освоившие программу и прошедшие итоговое тестирование, получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца.