Ход образовательной деятельности:
1. Орг. момент (В кругу)
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Людмила
Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька,
Мишенька.).
– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких
хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.
2. Беседа о семье (Сидя за столами)
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?
Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на
свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут
все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение,
любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и
ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо,
если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая,
трудолюбивая, нежная, ласковая?
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
3. Рассказ по картинкам
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сцены из
жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т. д.)
– Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, что вы видите на
картинке, кто изображен, во что одеты? Что делают? А как вы думаете, а
что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!
– Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг
друга и заботятся друг о друге.
4. Валеологическая пауза «Большая семья» (В кругу)
(дети выполняют движения по тексту)
В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки,я:
Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.
Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал,а вечерами пейзаж рисовал:
Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!
Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!
5. Игра называется «Кто как трудится в вашей семье».
Я передаю платочек и называю действие, которое можно отнести к
домашнему труду.
Каждый из вас должен будет назвать действие и передать платочек
следующему. Старайтесь не повторяться.
Ходить на работу
Готовить пищу
Убираешься
Стираешь
Ухаживать за цветами
Гладить
Пылесосить
Ходить за покупками в магазин
Гулять с собакой
Вязать носки
Ремонтирует мебель.
Воспитатель: Ответы ваши меня порадовали. Все домашние дела можно
распределить между всеми членами семьи и тогда всегда будет время для
отдыха. В каждой семье есть и взрослый, и малыш, и пожилой человек.
Этюд «Изобразите походку малыша, взрослого и пожилого человека».
6. Беседа по пословицам (На стульчиках)
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
Пословицы: Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Добрая семья прибавить разума-ума.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья в куче – не страшна и туча.
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)
7. Пальчиковая гимнастика (стоя)
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в
определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с
безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
8. Рисования цветка карандашами, фломастерами.
— А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселяться в
лепестках этого чудесного цветка, который мы сейчас нарисуем (рисование
цветка, цветными карандашами, фломастерами).
— Я хочу вам пожелать, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света в
вашу семью. Спасибо вам за помощь, до свидания!
Ход беседы- игры.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Мы сегодня с вами будем говорить об очень важном, очень нужном и самом дорогом, что у нас есть. О чем? Я загадаю загадку и ответив на неё, вы мне скажете, о чем же мы будем беседовать
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Воспитатель: Верно! Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья? (Дети: Это когда есть рядом мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и т. д.)
Воспитатель: — Люди родные друг другу называются родственниками.
Это: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди.
— А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Читает стихотворение.
«Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем — волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу,чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: предлагаю вам игру «Любопытный мяч»
(дети встают в круг, воспитатель берет мяч) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
Что же такое семья?
Кто такие родственники?
Как люди должны жить в семье?
Как зовут маму, папу?
Кто самый старший в семье?
Кто самый младший?
Есть у тебя брат или сестра?
Кто за тобой больше ухаживает?
Как ты заботишься о своих родных?
Чтобы ты хотел пожелать своей семье?
Воспитатель: а я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
Воспитатель: Ребята, на столах лежат листы и цветные карандаши, предлагаю каждому нарисовать свою семью. Перед тем, как приступить к рисованию, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка, /показ поочередно всех пальцев начиная с
Этот пальчик папа, большого/
Этот пальчик мама,
Этот пальчик — я!
Вот и вся моя семья! /сжимать и разжимать пальцы/
Воспитатель: Ребята, предлагаю приступить к рисованию, вы начинайте, я к каждому из вас подойду и помогу.
Итог занятия.
Воспитатель: ребята, предлагаю разместить работы на магнитной доске.
Полюбуйтесь своими красивыми семейными портретами.
Вопросы для анализа:
Что мы рисовали сегодня?
Чью семью вы узнали по рисунку?
Чей портрет семьи самый яркий?
На каком портрете члены семьи дружные и веселые?
Что было сложно?
Воспитатель: Я очень рада, что вы теперь знаете много о вашей семье, а также о том, что в семье важны все, потому что у каждого свои обязанности. Самая важная обязанность и самая приятная любить свою семью.