Что и когда подают
Все меню нашего комбината разбито на разное время, и в каждый прием пищи подаются разные блюда. Если же говорить конкретно, то:
- На завтрак 1 подаются в разные дни каши, молочные супы, омлет, запеканки, салаты, чай с лимоном и сахаром, хлеб, масло и сыр;
- На завтрак 2 предпочтение отдается свежим плодам и ягодам;
- Для обеда наиболее предпочтительна градация блюд, то есть первое – это супы на различных бульонах с овощами, салат и второе блюдо с гарниром. Для второго блюда уже выбираются мясные или рыбные изделия. Обязательно наличие хлеба и компота, или из фруктов и ягод или же из сухофруктов;
- Полдник состоит из салата и опять же второго блюда с гарниром, которое отличается от того что подавалось на обед, и соки, в качестве напитка. Такой набор чередуется с кондитерской сдобой, кисломолочным напитком и соусами, на различных основах.
- Для ужина выбраны более диетические блюда, которые готовятся или на пару, или же отвариваются, даже если это блюдо второе с гарниром, и как обычно подается напиток;
- Если предусмотрен второй ужин, то он состоит или из молока, или из кисломолочного продукта.
При каждом приеме еды обязательно предусмотрено наличие хлеба из разных сортов муки. Как видно, мы сделали наше меню как можно разнообразнее и интереснее для детей. Каждый набор блюд не повторяется два раза подряд на протяжении двух недель, что делает его всегда неожиданным и интересным для ребенка.
Организация питания ребенка в дошкольном учреждении
Однако беспокойства по этому поводу можно назвать напрасными, ведь режим питания в дошкольных учреждениях очень строго регламентирован законом и нормами санитарно-эпидемиологических служб. К тому же для разработки примерного меню привлекаются специалисты соответствующего профиля, а именно медицинская сестра учреждения, делопроизводитель или диетолог, если таковой имеется.
Как правило, меню составляется на две недели и утверждается руководством детского сада. Оно учитывает возрастные особенности, так как питание детей младших и средних групп отличается как минимум по размерам порций. Вся эта информация доступна и родителям, а контроль за соблюдением норм безопасности возлагается на:
- Руководителя дошкольного учреждения;
- Комиссию, в состав которой входят некоторые родители;
- Специальные службы.
Однако современные реалии таковы, что не у каждого дошкольного учреждения имеется собственный пищеблок в силу разных причин. Поэтому популярным стало аутсорсинговое обслуживание детских садов и школ в сфере питания различными пищевыми комбинатами и компаниями. Одной из наиболее успешных и зарекомендовавших себя представителей пищевых комбинатов является наша компания, и главной задачей для себя мы считаем обеспечение здоровым и высококачественным питанием, которое станет залогом успешной жизнедеятельности маленьких граждан страны.
Для достижения высокого качества производства, наш комбинат организовал собственное производство готовых блюд для детских садов и не только. При этом добились высоких результатов, благодаря применению новых технологий в организации питания и свежих продуктов. Такой подход способствовал установлению оптимальных цен на услуги, и вывел комбинат на позицию одного из наиболее востребованного, что расширило клиентуру, среди которых есть дошкольные учреждения, школы, колледжи и организации столицы
Так же важно упомянуть, что наш комбинат предоставляет и сырье для дальнейшей обработки в собственном пищеблоке учреждений, что является дополнительным преимуществом
Принципы, по которым составляется меню в ДДУ
Одним из важных условий верного составления меню являются следующие правила:
должна браться во внимание совместимость предлагаемых детям продуктов и лучшее сочетание блюд;
еда должны быть максимально разнообразной;
учитывать устоявшиеся привычки и традиции;
вводить свежие овощи и фрукты как в натуральном виде, так и как салат.
Все эти правила должны быть учтены, когда готовится обед в детском саду. Меню обычно составляют на десять-четырнадцать дней. При этом, одни продукты должны присутствовать в меню ежедневно, а другие — раз в два дня либо два-три раза в неделю.
Каждый день следует использовать мясо, масла — растительное и сливочное, крупы, молоко, фрукты, овощи, сахар. Через два-три дня можно предлагать детям сметану, творог, яйца, рыбу, сыр, только в несколько увеличенных количествах, чтобы компенсировать их отсутствие в меню за дни перед этим. Обязательно, чтобы на протяжении десяти дней детки получали эти продукты в нужном количестве, которое предусмотрено в наборах, если рассчитывать на один день.
В питании детей должны присутствовать свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, витаминизированные напитки и натуральные соки. Если свежих овощей и фруктов нет, допускается применение свежезамороженных.
Ход режимного момента:
Провожу игру с детьми «Куклы пришли на обед».
В. Ребята, сначала поставим на стол тарелочку для хлеба. (показ) Полина, что положим в эту тарелочку? (хлеб, отвечают говорящие дети, остальные могут указать на хлеб). Затем поставим тарелочку для супа. Ребята, что будем наливать в другую тарелочку? (суп). Рядом с тарелочкой положим ложечку. Маша, что положим рядом с тарелочкой? (ложечку). Ну вот все готово. Давайте посадим кукол за стол, пусть они с нами обедают.
— Молодцы, ребята! Теперь, дети, нам пора готовиться к обеду. Перед едой что мы должны сделать? Мы должны с вами вымыть наши ручки (идем мыть руки).
Помощник воспитателя сервирует столы.
В. (открываю кран.)
Детям первой подгруппы мою руки и вытираю полотенцем. Дети садятся за столы, помощник воспитателя надевает им нагрудники и раздает каждому тарелки с супом.
-Ребята, сначала засучим рукава, чтобы не намочить их. А теперь кусочек мыла поможет нам умыться! Возьмем мыло и намылим руки. Кладем мыло в мыльницу. Теперь трем ладошки вот так, посмотрите на меня как я делаю. Ладошки друг друга моют чисто- чисто!
И смываем мыло водой (совместные действия с затрудняющимся ребенком, беру его ладошки в свои).
Использую потешки во время умывания.
1. Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
2. -Чище мойся — воды не бойся!
-Ай, лады — лады — лады, не боимся мы воды.
Чисто умываемся, друг другу улыбаемся!
3. Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Лишнюю воду стряхнем
В. -А на маленьком крючочке ждут нас полотенца! Пойдемте к своему полотенцу.
Настя, где твое полотенце? Какая у тебя картинка? Снимай полотенце с крючочка, и вытирай ручки, вешай полотенце. Где петелька? Молодец!
Слежу за умыванием других детей, побуждаю их, чтобы они не забывали брать с мыльницы мыло.
Когда дети умоются, они проходят и садятся за столы, помогаю детям сесть поближе, надеваю нагрудники, помощник разливает суп, раздаю суп детям, предлагая взять хлеб из хлебницы.
В. Ребята, возьмите ложечку правильно. Ребята, нужно кушать аккуратно, наклоняться над тарелочкой. Приятного вам аппетита!
Во время обеда использую потешки:
1. Час обеда подошел, Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,И скорее за обед. С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
2. А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не осталось и следа.
3. Кто у нас любимый самый?
— Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
— Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку — за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку.
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
4. Вот это – хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это – её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша, нет, не каша,и не угадали!
Села Маша, съела кашу всю, сколько дали!
5. Куклу? Кормили!
Зайку? Кормили!
Мишку? Кормили!
А Машу? Забыли!
(индивидуальная работа: беру руку ребенка в свою руку и помогаю ему кушать (Дима).
Обращаю внимание на положение осанки детей во время приёма пищи
В. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо. Молодцы! Аккуратно кушаете.
Во время приёма пищи провожу индивидуальную работу с детьми: докармливаю, хвалю детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приёма пищи).
Во время обеда помощник так же помогает детям есть, докармливает детей.
Помощник воспитателя организует постепенную смену блюд.
Тили- час, тили- час
Вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне…
Вот и кончился обед.
В. Молодцы! Не забывайте,что мы после еды вытираем рот салфеткой и говорим: «Спасибо!».
Дети, которые закончили приём пищи, встают из-за стола, благодарят (как могут, идут раздеваться. Когда все дети вышли из-за стола, воспитатель помогает детям готовиться ко сну.
Время обеда в детском дошкольном учреждении
А теперь разберемся, во сколько обед в детском саду.
Итак, после окончания прогулки воспитательница с няней помогают снять верхнюю одежду малышам. Потом детки моют ручки и рассаживаются за столики на свои места. Помощник воспитателя уже принесла в группу еду. Обеденное время в садике ориентировочно с половины первого до часу. Надо отметить, что прием пищи днем чуть дольше, нежели утром, во время завтрака. В меню обеда входит первое, второе и третье блюда.
Деткам предлагают салаты с термической обработкой либо нарезка из свежих овощей. Первое блюдо — горячее — овощной суп, борщ, щи, рассольник, то есть все первые блюда должны быть с мясом. На второе деткам предлагают рыбное, мясное, блюдо из птицы, из печени и гарнир. Третье блюдо, как правило, — компот из свежих фруктов или сухофруктов. Также полагается хлеб.
Обед в детском саду может для каждого малыша проходить по-разному. Одни детки уже самостоятельно кушают все предложенные блюда, другие — либо не умеют, либо не желают этого делать, так как привыкли, что дома их кормят родители. К тому же, не все детки кушают все, что перед ними стоит в тарелочках. Кто-то не есть свекольную икру, манную кашу или рагу. Кто-то не переносит котлеты и супы. Обычно воспитатель не заставляет детишек кушать те продукты, которые они отвергают. Но и родители со своей стороны заранее должны предупредить воспитателя о том, что малыш категорически не приемлет, либо по состоянию здоровья какие-то продукты ему не подходят.
Организация питания ребенка дома
Относительно организации питания детей до года, особых рекомендаций, как правило, не бывает, особенно если ребенок находится на грудном вскармливании. Что же касается детей до трех лет, то тут родителям необходимо уже предусмотреть разнообразие блюд и напитков
Очень важно, чтобы в этом возрасте у ребенка была собственная посуда и приборы. Также важно соблюдение режима дня
Это касается не только периода отдыха, но и питания.
Про режим питания отдельно можно сказать, что его соблюдение без нарушений обязательно. Детский организм и пищеварение не похожи на организм и пищеварение взрослого. И почувствовав запах еды, у малыша начинает вырабатываться желудочный сок, который и помогает правильному перевариванию еды. При приеме пищи в одно и то же время, вырабатывается рефлекс, что упрощает жизнь и ребенку, и родителям
Не менее важно и то, что между кормлениями ребенку нельзя давать продукты для перекуса, чтобы не сбить его с режима
Правильная организация детского питания в стенах дома не представляется особо сложной задачей для родителей, внимание которых полностью направленно на ребенка. Но что же делать, когда ребенок отправляется в детский сад? Ведь тут уже сложнее следить за тем, что он ест, как он ест и когда он ест