Дидактические игры «Осень» в средней группе
В средней группе игры должны расширять тематический словарь, закреплять представления об осенних процессах и явлениях, развивать концентрацию внимания и мыслительные способности.
Звери запасаются
Игра ознакомляет с окружающим миром, у дошкольников формируется представление о том, чем питаются животные в дикой природе. Для игры подготовьте изображения лесных зверей, а также их кормов: растений, орехов, грибов.
Игра парная или индивидуальная. Дети по очереди берут изображение пищи, говорят, что видят на картинке, какое животное этим питается. Затем кладут изображение на картинку подходящего зверя.
Осень
Цель дидактической игры «Осень» – сформировать и закрепить представление о том, какие природные явления считаются осенними, расширить тематический словарь.
Для игры подготовьте картинки, которые изображают сюжеты, происходящие в разные сезоны года: идущий снег, дождь и лужи, желтые деревья, яркое солнце, снеговики, распускающиеся цветы, дети на лыжах, скворцы в скворечниках и прочее. Разложите изображения перед воспитанником, попросите выбрать картинки, действия в которых могут происходить только осенью.
С какого дерева листок
Игра расширяет кругозор, учит узнавать разные виды деревьев по листьям. Дошкольники учатся формировать прилагательные, у них развиваются речевые навыки, память и концентрация внимания. Для игры вырежьте из плотной бумаги реалистичные изображения осенних листьев. Если во дворе детского сада много разных видов деревьев, можете собрать настоящие листья.
Положите собранные листья в коробочку. Дети по очереди вынимают из нее листок, рассматривают, пытаются узнать, с какого он дерева. Сначала называют дерево, затем формируют соответствующее прилагательное. Для примера: «Это листок осины. Это осиновый листок».
Подготовительная
В подготовительной группе детсадовцы 6-7 лет готовятся к школе, игры становятся сложнее, имеют более образовательную направленность. Дети учатся не просто различать предметы по величине, но вести их подсчет, раскладывать по возрастанию и убыванию, чередовать, при этом развернуто объясняя свое решение. Игры развивают внимательность, память, интеллект, воспитывают наблюдательность, усидчивость, настойчивость.
Найди различия
Подготовьте для игры две схожих сюжетных картинки. В целом они должны быть одинаковыми, но несколько изображенных на них объектов должны различаться каким-либо физическим параметром: высотой, толщиной, длиной. Задача дошкольников – найти различия.
Делаем бусы
Для игры вырежьте из плотной бумаги круги разной величины и окраски, подготовьте длинную веревочку.
Предложите детям сделать бусы, какие они хотели бы увидеть на шее мамы. Воспитанники должны оригинально распределить круги на веревке
Важно подсказать идею чередования: красивее выглядят бусы, на которых круги размещены не хаотично, а в определенном порядке. В завершение игры дети выбирают победителя, у которого получилось самое красивое украшение
Что таким бывает?
Ведущий называет определение, игроки по очереди вспоминают объекты, которые к нему относятся. За правильный ответ игрок получает балл. Победителем становится собравший наибольшее число баллов. Например:
- длинным бывает… платье, река, змея, веревка;
- глубоким бывает… море, колодец, яма, пещера;
- высоким бывает… дом, гора, человек, жираф.
Аналогично для других определений: толстый, широкий, узкий, короткий.
Ход игры:Воспитатель объясняет правила игры:
· Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.».
4. Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Ход игры: Дети сидят на скамейке
Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Продуктовый магазин
Для игры подготовьте тару, оставшуюся от разных продовольственных товаров. Каждая упаковка должна иметь пару, то есть нужны, например, два пакета из-под молока, две баночки из-под йогурта и так далее. Необязательно, чтобы это были идентичные упаковки, главное – они должны быть узнаваемыми и от одного продукта.
Организуйте магазин продуктов. Раздайте воспитанникам по одной из парных упаковок. Остальную тару расставьте на импровизированном прилавке. Каждый ребенок по очереди подходит к прилавку, рассматривает «продукцию», отыскивает упаковку, схожую со своей. В старшей группе дошкольник может рассказать, какая еда продается в такой таре, какую пользу приносит организму.
Дидактические игры на тему «Осень» в подготовительной группе
В подготовительной группе дошкольники готовятся к поступлению в школу, получают начальные филологические, математические и природоведческие знания, учатся анализировать, грамотно строить предложения.
Любимая осень
Предложите воспитанникам рассказать, как они относятся к осени, за что ее любят, что им не нравится в этой поре года. Ответы должны быть развернутыми, начинаться со следующих фраз:
- для меня осень – это…;
- мне нравится осень, потому что…;
- я не люблю осень за то, что…
Один или несколько
Игра формирует навык образования слов во множественном числе. Ведущий произносит фразу, а игроки меняют ее. Вот примеры:
- пришел дождливый день – пришли дождливые дни;
- висит серая туча – висят серые тучи;
- пошел мелкий дождь – пошли мелкие дожди;
- подул холодный ветер – подули холодные ветры;
- с дерева падает лист – с деревьев падают листья;
- день стал коротким – дни стали короткими;
- медведь ложится в берлогу – медведи ложатся в берлогу;
- улетела журавлиная стая – улетели журавлиные стаи.
Опиши красиво
Ведущий называет слово, а игроки по очереди перечисляют подходящие эпитеты:
- осень – дождливая, золотая, ясная, погожая, пасмурная, поздняя, теплая;
- лес – пестрый, тихий, голый, печальный, пожелтевший, темный;
- деревья – желтые, золотистые, красные, рыжие, оголенные, разноцветные, яркие, красивые;
- листва – опавшая, пожелтевшая, увядшая, мокрая, золотая, бурая, усохшая.
Дидактические игры «Осень» в старшей группе
В старшей группе игры нужны для совершенствования устной речи и навыка определения понятий, расширения тематических знаний, развития наблюдательности, усидчивости, умения выполнять коллективную и индивидуальную работу. Нельзя забывать о физическом развитии дошкольников.
Составь предложение
Игрок получает ряд существительных, по которым мысленно составляет и произносит тематическую фразу. Например: зонт, защита, дождь – зонт защищает от дождя. Или: галоши, резина, обувь – галоши – это резиновая обувь.
Золотой листок возьми
Это подвижная игра, цель которой – научить чередованию движений разной скорости и интенсивности. Игра совершенствует восприятие на слух, воспитывает умение работать в коллективе, улучшает общее физическое развитие дошкольника.
Игра проводится теплым осенним днем во дворе детского сада, когда с деревьев активно падают листья разных цветов. Ведущий дает команду двигаться, совершать любые движения: бегать, шагать, прыгать, размахивать руками, танцевать. Как только ведущий произнесет «Раз, два, три! Золотой листок возьми!», дети останавливаются, смотрят под ноги, поднимают листок, окрашенный именно в желтый цвет. Срывать листья с деревьев нельзя, нужно брать только те, что лежат на земле. Побеждает тот, кто первым найдет желтый листок у себя под ногами.
На следующих этапах игры задание можно изменить, например, «красный листок возьми», «кленовый листок возьми», «два листка возьми».
Закончи фразу
Произносите начало тематического предложения, а дети должны его закончить:
- осенью я надеваю на улицу – что? – пальто, куртку, сапоги, ботинки, шапку, шарф;
- листва на деревьях стала – какой? – желтой, золотистой, красной, вялой;
- фермеры убирают с полей и садов – что? – урожай, фрукты, овощи;
- грибники собирают в лесу – что? – грибы, боровики, опята, лисички, рыжики, сыроежки;
- я сделаю кормушку для – кого? – птиц, синиц, воробьев, белок;
- на юг улетают – кто? – птицы, журавли, аисты, лебеди, скворцы, грачи, жаворонки.
Ход игры:Воспитатель: Кто отгадает загадку?
Я иду — она идет,
Я стою — она стоит,
Побегу — она бежит. Тень
В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.
41. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.
Сахар сладкий, а перец — …. (горький)
Летом листья зеленые, а осенью — …. (желтые)
Дорога широкая, а тропинка — …. (узкая)
42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»
Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание. Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги
Дети называют не цвет,а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д
Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет,а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.
43. Дидактическая игра «Какой предмет»
Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма, закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.
Дидактическая игра «Полезные продукты»
Для игры сделайте две таблицы с равными ячейками: одна – «Полезные продукты», вторая – «Вредные продукты». Также вырежьте карточки, изображающие всевозможную пищу. По величине карточки должны соответствовать табличным ячейкам.
Цель дидактической игры «Полезные продукты» – знакомство с разными видами пищи, ее влиянием на организм, содержанием в ней витаминов и других значимых веществ, воспитание бережного отношения к здоровью.
Перемешайте карточки, попросите воспитанников правильно разложить их по табличным ячейкам. Каждый ребенок по очереди берет картинку, называет продукт, говорит, вредный он или полезный, кладет карточку на ячейку. Если играют дошкольники старшего возраста, то они должны давать развернутый ответ, почему считают эту пищу вредной или полезной
Если игрок ошибся, важно мягко подвести его к правильному ответу, объяснить, почему нельзя употреблять вредную еду
Дидактические игры «Осень» в младшей группе
Предлагаем несложные развивающие игры, которые помогут младшим дошкольникам познакомиться с осенью.
Яблочки и листочки
Для игры подготовьте таблицу с 2-мя ячейками: первую подпишите «яблочки», вторую – «листочки». Также вырежьте изображения яблок и осенних листьев разных форм, цветов и размеров. Попросите воспитанника правильно распределить объекты по ячейкам.
Распредели листья по размеру
Для игры вырежьте изображения осенних листьев 3-х размеров: крупного, среднего и мелкого. Сделайте таблицу с 3-мя соответствующими ячейками. Попросите ребенка распределить изображения по ячейкам.
Осень
Это пальчиковая игра. Вот сопровождающий текст для нее:
Холодный ветерок подул, – дети выдувают воздух через рот;
Листья с веток мигом сдул. – двигают пальцами в разные стороны, дуют на них;
Листья падают, кружатся,
Тихо на траву ложатся. – плавно размахивают руками;
Дождик листья намочил, – пальцами левой руки стучат по ладони правой, затем наоборот;
Град в них дырочки пробил, – сжатыми в щепотку пальцами одной руки стучат по ладони другой;
И морозец прихватил, – стучат кулаком одной руки по ладони другой;
И снежок припорошил. – медленно и плавно двигают кистями вверх-вниз.
Дидактическая игра «Большой-маленький»
Развивающее упражнение могут использовать детсадовские педагоги, работающие в группах, педагоги-психологи и родители для домашнего развития детей. Для занятия необходимо вырезать из картона изображения одинаковых объектов, различающихся размером, ламинировать для продления срока эксплуатации.
Цель дидактической игры «Большой-маленький» – развитие способности различать предметы по величине, делить на большие и маленькие.
Задачи:
- формирование и закрепление умения группировать объекты по размеру, словесно выражать различие;
- закрепление в словаре понятий «большой», «маленький», «за», «перед»;
- развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;
- развитие зрительной памяти, концентрации внимания, мыслительной способности, моторики пальцев;
- совершенствование предметной работы;
- улучшение эмоционального состояния.
Ход игры
Для младшей группы дошкольников (2-3 лет) можно разложить на столе карточки, изображающие предметы в большом и маленьком виде: куклу, плюшевого медвежонка, новогоднюю елочку, мячик, машинку и прочее. Задача детей – сказать, какое из парных изображений большое, а какое маленькое.
Для средней возрастной группы подойдет дидактическая игра по математике «Большой-маленький», для которой необходимо нарисовать или вырезать изображения двух стеклянных банок – большой и маленькой, а также по нескольку крупных и мелких яблок.
Педагог спрашивает, одинаковы ли фрукты. Дети отвечают, что они разные. Далее показывает банки, объясняет, что одна большая, другая маленькая. Задача игроков – правильно распределить яблоки по банкам в соответствии с размерами.
Для старшей группы дошкольников подходит игра, формирующая представление не только о размерах предметов, но и их положении относительно друг друга. Для дидактической игры «Большой-средний-маленький» необходимо подготовить изображения зайцев и деревьев крупного, среднего и мелкого размера.
Воспитатель рассказывает, что у каждого зверька свой дом под деревом. Задача – распределить зайцев и деревья по величине. Игроки кладут изображения зайчиков на деревья, педагог объясняет им понятие «перед». Далее рассказывает, что зайчики испугались волка, нужно помочь им спрятаться. Дети подкладывают картинки зайцев под деревья, педагог знакомит их с пространственным понятием «за».
После успешного выполнения задания педагог хвалит воспитанников. Дальше может предложить им поиграть самостоятельно для закрепления усвоенной информации.
Ход игры: Подскажите Карлсону,о чем еще можно так сказать:
Идет дождь: идет — снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет — девочка, радио, …
Горький — перец, лекарство,. и т. д.
49. Дидактическая игра «Придумай сам»
Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка)и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.
50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»
Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку. Ход игры: На столе у воспитателя стоят различные предметы,при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т
е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре
Ход игры: На столе у воспитателя стоят различные предметы,при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.
За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» — догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.
Такую игру можно проводить и на прогулке.Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др
Старшая группа
Дошкольники 5-6-летнего возраста в процессе игры учатся сортировке предметов по физическим параметрам, определению величины и дистанции с использованием только зрения. Дидактические игры совершенствуют зрительное восприятие, способствуют расширению индивидуального словаря, развивают внимательность и мыслительную способность.
Эстафета «Яблочки и цветочки»
Для игры подготовьте комплекты двух изображений: яблок и цветочков. В каждый комплект должны входить несколько картинок разной величины: крупные, средние, мелкие. Разделите игроков на две команды: первую назовите «Пчела», ее участники будут собирать цветочки, вторую – «Гусеница», ее игроки будут добывать яблочки. На стол кучей выложите картинки. На другом конце помещения разместите два столика, на них участники будут класть картинки в ряд по возрастанию величины.
Игроки выстраиваются в два ряда. По сигналу по очереди подбегают к столу, хватают цветок или яблочко в зависимости от названия команды, бегут к своему столику, кладут картинку на него. Крупные картинки должны лежать с левой стороны, средние – в центре, мелкие – справа. Игра завершается, когда все картинки будут распределены. Побеждает команда, сумевшая первой и безошибочно распределить изображения.
Мед для медведей
Для игры подготовьте 3 коробки, в каждую поместите изображение горшочка с медом разной величины. Раздайте игрокам по 3 горшочка соответствующих размеров.
Попросите детей вспомнить сказку «Три медведя», спросите, чем любят лакомиться эти звери. Предложите воспитанникам оправить медвежьему семейству 3 посылки с медом: для папы, мамы и медвежонка. Дети внимательно рассматривают картинки горшочков в коробках и у себя, выявляют соответствие. Затем распределяют горшочки по коробкам.
Посадим цветочки
Игра соревновательная. Разложите на столе изображения крупных и мелких цветов вперемешку. На полу сделайте два подобия грядок.
Расскажите игрокам, что цветочки нужно срочно пересадить на грядки, чтобы они не зачахли. Дети рассматривают изображения, отмечают разницу в величине. Играют двое: один пересаживает мелкие цветки, второй – крупные. Дети быстро переносят картинки со стола на импровизированные грядки. Побеждает игрок, быстрее и безошибочно перенесший цветочки.
Считаем шаги
Объясните воспитанникам, что расстояние можно высчитывать шагами. Попросите одного ребенка неторопливо, не меняя ширину шага, пройти с одного угла помещения в противоположный. Остальные считают шаги, записывают на доске. Дальше то же самое делает другой дошкольник
Важно выбрать ребенка, который выше ростом предыдущего. В итоге должно получиться меньшее количество шагов
Объясните детям, чем выше человек, тем длиннее у него ноги, тем меньше шагов ему требуется для преодоления дистанции.
Определение по количеству и признаку
Игра предназначена для старших дошкольников с серьезными нарушениями речевой функции и для детсадовцев младшей группы как средство совершенствования грамматического и лексического строя речи.
Для игры нужно подготовить карточки 3-х категорий:
- числовые значения;
- продукты питания;
- их внешние и качественные признаки.
Раскладывайте карточки в ряд по 4 штуки: числовое значение, два признака, сам продукт. Ребенок должен составить по картинкам предложение.
Например, на первой карточке изображена цифра 2, на второй – шоколадная плитка, на третьей – облизывающий губы язык как символ сладости, на четвертой – кекс
Сначала игрок должен обратить внимание на первую и последнюю карточки, назвать числительное и продукт, согласовать по числу. То есть «два кекса»
Далее дать предмету признаки: кекс какой? – шоколадный и сладкий. В завершение ребенок должен четко произнести предложение: «Два шоколадных сладких кекса».
Что в кастрюле
Воспитанники, встав в круг, имитируют кастрюлю. Ведущий говорит, какое блюдо сейчас приготовит. Дети вспоминают, из чего состоит блюдо, присваивают себе название конкретного продукта, но не произносят его вслух. Далее ведущий говорит, что он кладет в кастрюлю. Игрок, услышавший свое название, выбегает в центр круга, увлекая за собой следующего по движению стрелки товарища. Оказавшись «в кастрюле», товарищ говорит, кем себя назначил. Бывает, игрок ошибается, назначает себя не подходящим для указанного блюда продуктом. Тогда все веселятся, объясняют, почему товарищ ошибся.
Ход игры: Дети садятся в кружок.Воспитатель говорит:
· Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.
· Длинный, — говорит воспитатель и передает камешек соседу.
· Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.
· Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме.Воспитатель говорит:
· Красный.
Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.
— Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.).
44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»
Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.
Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.
· Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку.На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.
Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.
45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»
Цель: расширять словарный запас; развивать внимание. Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее.Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка»
Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре)
Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее.Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре)
46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»
Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание. Ход игры:Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки
Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие,близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, кукушка, зайчик (мальчик, пальчик) и т. д
Ход игры:Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие,близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, кукушка, зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.
47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.
Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.
Метель — метет, вьюжит, пуржит.
Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …
Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.
48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»
Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.
Скажи правильно
Игра, предназначенная для старшей дошкольной группы, развивает аналитическое мышление и концентрацию внимания, совершенствует грамматический строй речи. Произносите предложения неправильно, а воспитанники должны по очереди исправлять фразы:
- мама сварила каша перловка – мама сварила перловую кашу;
- папа съел свекла салат – папа съел свекольный салат;
- Оля лакомится сливки мороженое – Оля лакомится сливочным мороженым;
- Денис выпил яблоко сок – Денис выпил яблочный сок;
- бабушка купила говядина фарш – бабушка купила говяжий фарш;
- Света разогрела к обеду курица котлета – Света разогрела к обеду куриную котлету;
- мама испекла вишня пирог – мама испекла вишневый пирог;
- дедушка захотел молоко каша – дедушка захотел молочную кашу.
Продолжи предложение
Игра для подготовительной группы учит логически мыслить, грамотно строить развернутые фразы. Начинайте предложения, а дети должны по очереди их заканчивать:
- без ложки невозможно… есть суп, кашу;
- в стеклянную посуду нельзя лить крутой кипяток, потому что… стекло треснет, лопнет;
- если кушать только гамбургеры и чипсы, то… заболеешь, разжиреешь, испортишь пищеварение;
- если будешь мало есть, то… отощаешь, заболеешь, ослабнешь;
- про яйцо, которое варилось долго, говорят, что оно… сварено вкрутую;
- овощной салат заправляют… сметаной, майонезом, растительным маслом;
- кто ест много сладостей, у того зубы… быстро разрушаются;
- чтобы не подавиться, нельзя во время еды… разговаривать;
- чтобы организм получил много витаминов, нужно есть… фрукты и овощи;
- для продления срока годности хлеб и батон кладут… в хлебницу;
- чтобы молоко не прокисло, его хранят… в холодильнике;
- если вареный картофель растолочь, получится… пюре;
- чай становится сладким, потому что в него кладут… сахар.
Дидактические игры на величину в средней группе
Дошкольники 3-4 лет продолжают закреплять навык сравнения объектов по величине, выявлять различающиеся и одинаковые предметы, учатся творчески изображать разноразмерные вещи. Игры в средней возрастной группе развивают концентрацию внимания, воображение, тренируют точность зрительного восприятия, воспитывают бережное отношение к вещам, ответственность, усидчивость, умение выполнять самостоятельную и коллективную работу.
Сказка про Красную Шапочку
Для игры подготовьте по количеству игроков изображения бабушкиного домика, волка и Красной Шапочки, также раздайте воспитанникам по две ленточки: короткую красную и длинную синюю.
Предложите детям вспомнить сказку Шарля Перро. Красная Шапочка пошла к бабушке, живущей на опушке, но заплутала в лесу. Она обнаружила две тропинки. Одна – короткая, но на ней девочку поджидает голодный волк. Вторая тропинка длиннее, но она безопасная. Попросите воспитанников помочь Красной Шапочке выбрать правильную тропинку. Для этого нужно измерить ленточки.
Дети соединяют ленточки, смотрят какая длиннее, делают вывод: девочка должна идти по синей тропинке, чтобы безопасно добраться до бабушки. Далее игроки составляют правильную композицию: кладут на стол домик, к нему подводят две ленточки, на синюю кладут изображение девочки, на красную – волка. После выполнения задания дети должны прокомментировать, почему составили сюжетную композицию именно так.
Мостик
Для игры подготовьте 4 игральных кубика, длинные и короткие палочки.
Предложите воспитанникам соорудить мостик, чтобы ходить по нему в лес по грибы. Кубики – опорные элементы конструкции, на них дети кладут палочки. Игровая задача – выбрать палочки, которые надежно лягут на «опоры моста», также они должны быть равны меж собой по длине.
Когда дети будут сооружать игрушечный мостик, объясняйте им, что вот эта палочка не подходит, потому что слишком длинная, выступает за границы кубика, другая слишком короткая, не соответствует расстоянию между кубиками, третья значительно отличается по длине от остальных. Сначала детсадовцы строят мостик под руководством воспитателя, затем выполняют задание самостоятельно.
Кукла собирается в гости
Игра для девочек. Для ее проведения подготовьте куклу с длинными волосами, короткие и длинные ленточки.
Расскажите девочкам, что кукла собирается на праздник. Ей нужно сделать прическу с нарядными лентами. Но ленточки в коробке перепутались. Прежде чем приниматься за прическу, необходимо разложить ленты по величине: в одну сторону отложить длинные, в другую – короткие. Когда девочки справятся с заданием, предложите им причесать куклу, украсить волосы ленточками.
Дидактическая игра «Величина предметов»
Для игры сделайте карточки, изображающие бытовые предметы, объекты живой и неживой природы, подготовьте длинные, средние и короткие палочки.
Объясните воспитанникам, что из палочек разной величины можно выкладывать схематично разные предметы, продемонстрируйте, как это делается. Например, выложите домик. Дети выбирают понравившиеся карточки, пытаются выложить из палочек представленное на картинке изображение. После выполнения задания рассказывают, какие палочки использовали.
Собираем урожай
Вырежьте для игры картонные яблоки разной величины: крупные, средние, мелкие. Разница в диаметре между ними должна быть примерно 1 см. Сделайте картонное дерево, привесьте яблоки. Подготовьте три коробки разной величины.
Объясните игрокам, что урожай нужно распределить по коробкам соответственно величине. По очереди подзывайте детей, давайте задание сорвать яблоко определенного размера, правильно выбрать коробку, положить урожай в нее.